Модификации самолета часть 1
Ту-16А. Вслед за бомбардировочным вариантом в серийное производство был запущен носитель ядерного оружия Ту-16А. С одного из таких самолетов 27 oктябpя 1967 г. в Китае был пpoизведен cбpoc и пoдpыв пеpвoгo китайского теpмoядеpнoгo уcтpoйcтва мoщнocтью 1-3 Мт.
Ту-16З. Для повышения дальности полета Ту-16 спроектировали систему крыльевой дозаправки в воздухе, несколько отличавшуюся от ранее отработанной на Ту-4. В 1955 году вышли на испытания опытные экземпляры топливозаправщика и заправляемого самолета. После принятия системы на вооружение в заправщики, которые получили наименование Ту-16З, переоснащались обычные серийные машины. Благодаря тому что оборудование и дополнительный топливный бак легко снимались, заправщики при необходимости снова могли выполнять функции бомбардировщика. Существовала также и модификация самолета-заправщика Ту-16ЗЩ.
Ту-16КС - самолет-ракетоносец (другое название - Ту-16К). Основное назначение - удары по значительно удаленным объектам противника управляемыми КР типа КС-1. Для этого на серийный Ту-16 были установлены два крыльевых балочных держателя БД-187 с обтекателями и агрегатами сброса, питания, фиксации подъема и уборки, блоками антенны и передатчика РЛС, визир штурмана. Спецоператору места в кабине не нашлось и его поместили в гермокабину, подвешиваемую к нижним узлам бомбодержателей в бомбоотсеке, снабженную соответствующими системами жизнеобеспечения, включая катапультную установку. Весь комплекс управления вместе со станцией "Кобальт-Н" был полностью взят с самолета Ту-4КС.
Летные характеристики самолета-ракетоносца Ту-16КС несколько отличались от бомбардировщика: максимальная скорость полета на стандартной высоте 7150 м составляла 894 км/ч с двумя ракетами и 960 км/ч - с одной, длина разбега соответственно 2040 и 1905 м, практическая дальность полета (до цели с ракетами, от цели без подвесок) - 3135 и 3560 км, дальность пуска КС-1 - 90 км. Радиус полета самолета за счет возрастания дополнительного сопротивления существенно уменьшился.
Испытания самолета Ту-16КС начались в августе 1954 г., а в июне 1957 г. первые ракетоносцы стали поступать в 124-й МТАП ДД авиации ЧФ. В 1958 г. Ту-16КС начали поступать на Северный и Тихоокеанский флоты. Летом 1961 года 25 самолетов Ту-16КС были предоставлены Индонезии. Кодовое обозначение НАТО - Badger-B.
Ту-16Т. С середины 50-х серийно строился и Ту-16Т - торпедоносец, назначение которого - торпедные атаки крупных морских целей и постановка минных заграждений. С 1965 г. все самолеты Ту-16Т были переоборудованы в спасательные Ту-16С с лодкой "Фрегат" в бомбардировочном отсеке. Лодка сбрасывалась в районе аварии и выводилась к пострадавшим с помощью системы радиоуправления "Речь". Радиус действия Ty-16C - 2000 км.
Ту-16К-10. В 1955 году приступили к работам по созданию авиационного ракетного комплекса К-10, включавшего в себя самолет-носитель Ту-16К-10, КР К-10С и систему наведения на базе БРЛС "ЕН". Он предназначался для поражения надводных кораблей водоизмещением 8000-10000 т и более, что объяснялось не мощностью БЧ ракеты, а возможностями ее системы наведения.
Hа самолете Ту-16КС были произведены существенные доработки: демонтировали бомбовооружение, сняли один из топливных баков, в связи с чем пришлось изменить порядок выработки топлива. В то же время установили дополнительный топливный бак меньшей емкости для ракеты. В НЧФ под радиопрозрачным обтекателем поместили антенну РЛС "ЕН" и приемно-передающую аппаратуру канала цели "ЕН", изменили расположение рабочих мест штурманов, однако герметичный подвесной контейнер для штурмана-оператора и аппаратуры управления ракетой остались. Hа самолет Ту-16К-10 можно было подвесить только одну ракету К-10С на балочном держателе БД-238, имевшем два положения: в верхнем - ракета полуутоплена в фюзеляж самолета и опускалась в нижнее перед пуском. Отцепка ракеты производилась после проверки исправности РЛС носителя и вывода запущенного двигателя ракеты на форсажный режим. Отсек подвески после отцепки ракеты закрывался створками.
Опытный образец Ту-16К-10 был выпущен в 1958 году, а спустя год началось его серийное производство. Летом 1961 года самолет продемонстрировали на воздушном празднике в Тушине. В тот же период были удачно проведены пуски К-10С на различных флотах. В октябре 1961 года комплекс приняли на вооружение. 22 августа 1962 г. на полигоне Новая Земля в рамках учений "Шквал" была испытана ракета К-10С с подрывом ядерного заряда, запущенная с самолета-носителя Ту-16К-10. Кодовое обозначение НАТО - Badger-C.
Ту-16РМ. В 60-х годах часть самолетов Ту-16К-10 переоборудовали в морские разведчики Ту-16РМ. Кодовое обозначение НАТО - Badger-D.
Ту-16Р. Еще в 1955 году начались испытании разведчика Ту-16Р (проект "92"), который затем строился в двух вариантах - для дневной и ночной аэрофотосъемки. Некоторое количество этих самолетов было поставлено ВВС Египта. Кодовое обозначение НАТО - Badger-E.
Ту-16К-16. (Другие названия - Ту-16КСР, Ту-16КСР-2.) Почти в одно время с системой К-10, в соответствии с постановлением Совета министров СССР от 2 апреля 1956 г. КБ под руководством А.Я.Березняка приступило к созданию ракетной системы К-16, позднее переименованной в ракетный комплекс Ту-16К-16. Комплекс, испытания которого были начаты 15 ноября 1958 г., был принят на вооружение авиации ВМФ и ВВС в январе 1962 г. и включал самолет-носитель Ту-16КСР-2, две крылатых ракеты КСР-2, аппаратуру управления ракетой "Рубикон", контрольно-измерительную аппаратуру и средства обслуживания.
Самолет Ту-16КСР-2 был переоборудован из Ту-16КС и по своим характеристикам отличался от него незначительно. В ходе переоборудования с самолета Ту-16КС демонтировали гермоконтейнер с комплектом станции К-11М, балочные держатели БД-187, КЗА, все жгуты и электрооборудование "Кометы", РЛС РПБ-4 и некоторое другое оборудование. После этого на самолете установили более совершенную РЛС "Рубин-1", балочные держатели БД-352, доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса ДИСС-1, автопилот АП-6Е (вместо АП5-2М), доработали топливную систему.
Комплекс Ту-16К-16 просуществовал в морской авиации относительно недолго поскольку его недостатки, выявленные "практической проверкой" во время войны Египта (которому поставлялся Ту-16К-16) с Израилем в 1973 г., оказались слишком явными. Кодовое обозначение НАТО - Badger-G.
Ту-16К-11-16. В 1963 г. началась разработка ракеты К-11, вошедшей составной частью в ракетный комплекс Ту-16К-11-16. Ракета К-11 предназначалась для поражения работающих наземных и корабельных РЛС. В НЧФ и отсеке передней ноги шасси разместили блоки станции радиотехнической разведки и целеуказания "Рица". С тем, чтобы сохранить центровку самолета в допустимых для безопасной эксплуатации самолета пределах пришлось снять совершенно бесполезную во всех отношениях носовую пушку АМ-23. Самолеты Ту-16К-11-16, переоборудованные из ранее построенных Ту-16, Ту-16З и Ту-16КС, могли нести по две ракеты типа КСР-2 (К-16) или КСР-11 (К-11) на крыльевых балочных держателях.
К началу "шестидневной войны" Египет имел около двадцати самолетов Ту-16, но уже в первые часы после начала боевых действий почти все они были уничтожены на аэродромах. В дальнейшем египетские ВВС приобрели партию машин Ту-16К-11-16, которые участвовали в боевых операциях во время войны 1973 года. Самолеты использовались для нанесения ракетных ударов по израильским РЛС (были выведены из строя две станции) и другим объектам, причем потеряна была лишь одна машина. Кодовое обозначение НАТО - Badger-G mod.
Ту-16К-26 и Ту16К-10-26. К началу 70-х годов в боевом составе морской авиации насчитывалось свыше 250 ракетных комплексов для нанесения ударов по кораблям, но работы по их совершенствованию продолжались. 4 декабря 1969 г. приказом Министра обороны СССР был принят на вооружение ракетный комплекс К-26, данные и возможности которого во много раз превосходили все, что до этого создавалось. Комплекс предназначался для поражения морских и наземных целей, обладающих радиолокационной контрастностью и был совмещен с комплексами К-11-16 и К-10. Самолеты-ракетоносцы Ту-16К-11-16 и Ту-16К-10 доработали, изменив систему подвески ракет и их пуска. Самолеты соответственно стали называться Ту-16К-26 и Ту16К-10-26. С самолетов Ту-16К-26 обеспечивалось применение двух ракет КСР-5 и одной КСР-2 (или КСР-11) в любом сочетании. Hа самолет Ту-16К-10-26 можно было подвесить две КСР-5 и одну К-10СHБ, что существенно расширяло возможности комплекса, если не принимать во внимание уменьшение тактического радиуса до 700-800 км.
В дальнейшем на самолеты Ту-16К-10-26 установили 12 бомбодержателей под крылом и фюзеляжем, обеспечивающих подвеску бомб калибром от 100 до 1500 кг общим весом до 9000 кг. Для обеспечения бомбометания предназначался прицел ОПБ-1РУ, ведущим свое начало с тридцатых годов. Модернизированный в многоцелевой комплекс стал называться Ту-16К-10-26Б, показывая на возможность подвески бомб, а экипажам самолетов пришлось вернуться к забытому искусству бомбометания с предварительным вычислением прицельных данных по таблицам бомбометания. Кодовое обозначение НАТО - Badger-C mod.