В Тверской области на дне озера Сиг уже свыше 65 лет лежит транспортный самолeт

Долгое время им интересовались только дайверы, пока один из них при очередном погружении не запечатлел затонувшую машину на видеоплeнку. Оказалось, что под водой сохранился единственный на территории России экземпляр американского "Дугласа DC-3". До последнего времени считалось, что все эти самолeты были безвозвратно утеряны.
Репортаж Георгия Олисашвили.
Они просто хотели поснимать под водой. На очередное погружение захватили с собой видеокамеру. Эта любительская съемка случайно попала в руки экспертов и стала сенсацией. На дне озера Сиг нашли настоящую легенду - американский транспортник DC-3, во время войны известный просто как "Дуглас". Их было всего двадцать. В 36-м году Советский Союз закупил в США пробную партию.
Олег Прокопов, заведующий техникой ВВС Музея Великой Отечественной войны: "Он использовался как многоцелевой самолет. Наряду с доставкой боеприпасов, раненых, он использовался в Великую Отечественную войну в качестве бомбардировщика".
Историю гибели "Дугласа" командир местного поискового отряда Елена Моисеева нашла в разведсводках лета 41-го. В рукописном журнале наблюдений зафиксирован даже час воздушного боя над озером.
Хроника аварии по часам. 16:55 - "Дуглас" вылетает из аэродрома Едрово в Андреаполь. На борту - боеприпасы, техперсонал и так называемые "безлошадники" - летчики, чьи самолеты стоят на ремонте. Всего - 17 человек. Около часа полет проходит в штатном режиме, но на полпути к цели идущий без прикрытия самолет становится легкой добычей двух фашистских истребителей. Маневренные "Мессершмидты" атакуют перегруженный "Дуглас" с обоих флангов.
Здесь, над озером Сиг, советские летчики решаются на отчаянный шаг. Тяжелый самолет опускается до уровня всего трех метров над водой, чтобы исключить любую возможность атаки с тыла. Но завершить сложный маневр не удается: в километре от берега "Дуглас" цепляет воду крылом, садится на брюхо и в считанные минуты уходит на дно.
"Точку" на глубине девять метров Владислав Поздняков под водой найдет с закрытыми глазами. Несколько раз он с риском для жизни забирался в кабину пилотов, чтобы найти хоть какие-то личные вещи экипажа. И только потом, на земле, узнал: люди покинули тонущий "Дуглас". Десять пассажиров спасли местные жители. Остальные - до сих пор числятся пропавшими без вести.
Владислав Поздняков, дайвер: "Когда входишь в фюзеляж, туда вовнутрь, там четко все видно, где что находилось и находится: кресла сохранились, пилоты где, кабина радиста, двигатели на месте, пропеллер. То есть, в общем-то, хоть сейчас поднимай и взлетай".
А пока на берегу профессиональные историки решают, поднять самолет или нет, школьники, аквалангисты и поисковики готовят свою экспозицию, посвященную "Дугласу". В местном военно-историческом клубе уже есть дверь, лобовое стекло и секстант. Последний раз эти приборы видели небо 67 лет назад.
есть видеосюжет
http://www.1tv.ru/owa/win/ort6_main.main?p_news_title_id=120754&p_news_razdel_id=1
Долгое время им интересовались только дайверы, пока один из них при очередном погружении не запечатлел затонувшую машину на видеоплeнку. Оказалось, что под водой сохранился единственный на территории России экземпляр американского "Дугласа DC-3". До последнего времени считалось, что все эти самолeты были безвозвратно утеряны.
Репортаж Георгия Олисашвили.
Они просто хотели поснимать под водой. На очередное погружение захватили с собой видеокамеру. Эта любительская съемка случайно попала в руки экспертов и стала сенсацией. На дне озера Сиг нашли настоящую легенду - американский транспортник DC-3, во время войны известный просто как "Дуглас". Их было всего двадцать. В 36-м году Советский Союз закупил в США пробную партию.
Олег Прокопов, заведующий техникой ВВС Музея Великой Отечественной войны: "Он использовался как многоцелевой самолет. Наряду с доставкой боеприпасов, раненых, он использовался в Великую Отечественную войну в качестве бомбардировщика".
Историю гибели "Дугласа" командир местного поискового отряда Елена Моисеева нашла в разведсводках лета 41-го. В рукописном журнале наблюдений зафиксирован даже час воздушного боя над озером.
Хроника аварии по часам. 16:55 - "Дуглас" вылетает из аэродрома Едрово в Андреаполь. На борту - боеприпасы, техперсонал и так называемые "безлошадники" - летчики, чьи самолеты стоят на ремонте. Всего - 17 человек. Около часа полет проходит в штатном режиме, но на полпути к цели идущий без прикрытия самолет становится легкой добычей двух фашистских истребителей. Маневренные "Мессершмидты" атакуют перегруженный "Дуглас" с обоих флангов.
Здесь, над озером Сиг, советские летчики решаются на отчаянный шаг. Тяжелый самолет опускается до уровня всего трех метров над водой, чтобы исключить любую возможность атаки с тыла. Но завершить сложный маневр не удается: в километре от берега "Дуглас" цепляет воду крылом, садится на брюхо и в считанные минуты уходит на дно.
"Точку" на глубине девять метров Владислав Поздняков под водой найдет с закрытыми глазами. Несколько раз он с риском для жизни забирался в кабину пилотов, чтобы найти хоть какие-то личные вещи экипажа. И только потом, на земле, узнал: люди покинули тонущий "Дуглас". Десять пассажиров спасли местные жители. Остальные - до сих пор числятся пропавшими без вести.
Владислав Поздняков, дайвер: "Когда входишь в фюзеляж, туда вовнутрь, там четко все видно, где что находилось и находится: кресла сохранились, пилоты где, кабина радиста, двигатели на месте, пропеллер. То есть, в общем-то, хоть сейчас поднимай и взлетай".
А пока на берегу профессиональные историки решают, поднять самолет или нет, школьники, аквалангисты и поисковики готовят свою экспозицию, посвященную "Дугласу". В местном военно-историческом клубе уже есть дверь, лобовое стекло и секстант. Последний раз эти приборы видели небо 67 лет назад.
есть видеосюжет
http://www.1tv.ru/owa/win/ort6_main.main?p_news_title_id=120754&p_news_razdel_id=1