Динамика и прочность машин. Композиты. Продление летной годности. Ресурс, усталость и живучесть. Инженеры в авиастроении.

Sopromat86

Новичок
Всех приветствую, в прочности с 2003 года.
В авиастроении с 2010.
Выпускница РК5 / МГТУ им. Э.Н. Баумана
Активный участник ряда отечественных и иностранных проектов от конструирования до продления лётной годности ЛА.

Планирую публиковать в теме актуальные и исторические факты по заявленной тематике, буду рада специалистам смежных направлений (конструкторам особенно рада) и не только. Особенно буду благодарна комментариям авиа-механиков, пилотов и экипажа в целом( по вопросам салона).
 
Реклама
Всех приветствую, коллеги!

С конца прошлого года ЦАГИ внесли новые правила продления летной годности - обязательные расчеты живучести ЛА. С одной стороны это общепризнанные принципы и нормы, с другой это их ответственность перед продлением ЛГ иностранных судов. В любом случае - теперь это наша действительность. Для тех, кто не совсем в теме, ранее было достаточно отчетов по статике и усталости( для ремонтов не требующих доп. работ по сертификации ЛА).

Теперь ремонт иностранной
техники производят российские авиаремонтные предприятия (с российским сертификатом по ФАП-285). Им разрешили «самостоятельно разрабатывать схемы ремонта, выходящего за рамки документации от производителей», то есть ремонтировать без одобрения Boeing и Airbus.
В РФ сегодня около 300 сертифицированных организаций, которые могут заниматься обслуживанием авиатехники. Крупнейшие — «А-Техникс» (входит в группу «Аэрофлот»), S7 Technics (входит в S7 Group), «ТС Техник» (Utair), АТЦ Ural Airlines Technics, а также «Тулпар Техник». Многие конструктора и прочнисты из бывших филиалов Boeing и EСАR нашли свое место в этих фирмах, и будем надеется это отчасти поможет.

Чтобы простой обыватель понимал, без действующего сертификата летной годности лайнеры не могут подниматься в небо, это основополагающее условие безопасности полетов. И хотя разработанные меры позволят продолжить эксплуатировать технику даже в условиях санкций, такие рейсы несут большие риски для безопасности полетов.
Например, ремонт современных моделей лайнеров на рынке — Airbus A320/321neo или Boeing 777 — всё равно не получится осуществлять без подключения к информационным системам производителей: это летающие компьютеры, и к ним производители доступ никому не дадут. Поэтому на мой взгляд, чем старше техника, тем проще ее эксплуатировать и возможно она безопаснее для полетов.
А в целом, в сложившейся ситуации, я надеюсь бизнес сможет даже в неофициальном порядке договориться о поддержании и нормальном ремонте ЛА. Будет интересно узнать как коллеги справляются с поставленными задачами, с какими трудностями столкнулись. А может всё не так уж и сложно, как мне видится? Всем отличного настроения и продуктивной рабочей недели
 
обязательные расчеты живучести ЛА
Что они из себя представляют? Расчеты с повреждениями и трещинами?
Для тех, кто не совсем в теме, ранее было достаточно отчетов по статике и усталости
Интересно где вы берете отчеты по статике и усталости иностранных самолетов?
 
1. С конца прошлого года ЦАГИ внесли новые правила продления летной годности - обязательные расчеты живучести ЛА.
Эти правила оформлены каким-то документом для общего обозрения?
2. Теперь ремонт иностранной техники производят российские авиаремонтные предприятия (с российским сертификатом по ФАП-285). Им разрешили «самостоятельно разрабатывать схемы ремонта, выходящего за рамки документации от производителей», то есть ремонтировать без одобрения Boeing и Airbus.
Имеется ввиду ремонт планера? Была ли у нас документация производителя на его ремонт?
3. ... такие рейсы несут большие риски для безопасности полетов.
В чем риск для безопасности?
4. Поэтому на мой взгляд, чем старше техника, тем проще ее эксплуатировать и возможно она безопаснее для полетов.
А как к выводу такому пришли?
 
как к выводу такому пришли?
Насколько я понял из вышесказанного, потому что старая техника менее автоматизированная и как следствие менее зависимая от производителя, и с ней проще разобраться, нежели с современной
 
Насколько я понял из вышесказанного, потому что старая техника менее автоматизированная и как следствие менее зависимая от производителя, и с ней проще разобраться, нежели с современной
Алюминиевая труба с крыльями, о которой переживают в ЦАГИ -- это уже давно не современный самолёт.
Современные самолёт -- это когда в ту трубу напихают много всякой электроники.
Качество эксплуатации сейчас достигается тем, что летающий компьютер сам расскажет техникам, что у него поломалось, и они быстро ликвидируют неисправность.
В старой, неавтоматизированной, технике трудозатраты на поиск и устранение неисправности намного больше, чем у роботизированной.
 
Последнее редактирование:
Насколько я понял из вышесказанного, потому что старая техника менее автоматизированная и как следствие менее зависимая от производителя, и с ней проще разобраться, нежели с современной
Дмитрий, абсолютно верно. А ещё и потому, что у нас много «взрослых» отечественных ЛА. По ним все считается с известными входными данными, ремонт осуществляется согласно регламенту осмотров и тд.
 
Алюминиевая труба с крыльями, о которой переживают в ЦАГИ -- это уже давно не современный самолёт.
Современные самолёт -- это когда в ту трубу напихают много всякой электроники.
Качество эксплуатации сейчас достигается тем, что летающий компьютер сам расскажет техникам, что у него поломалось, и они быстро ликвидируют неисправность.
В старой, неавтоматизированной, технике трудозатраты на поиск и устранение неисправности намного больше, чем у роботизированной.
Это если компьютер работает и самое важное - работает верно) Модернизация, оцифровка - дело хорошее, но на мой личный взгляд обладающее и явными минусами. Я здесь за электронику + хорошего специалиста по «алюминиевой трубе с крыльями»
 
Реклама
roron, зря Вы так. Например, у меня первая запись в трудовой появилась в 16 лет. Правда я работал уборщиком)
 
Интересно, в профиле написано, что вам 36 лет, т.е. в прочности с 17 лет, со школьной скамьи что ли? :lol:
Хоть и не принято обсуждать возраст девушек, особенно хорошеньких, но и я не из пугливых 😂. В школу с 6, без 4 класса. В универ с 16; 18 - третий курс, в Главмосстрой ( специалист-техник в бригаде прочности)
Ничего не могу поделать - у меня призвание 🤷🏼‍♀️😁
 
Эти правила оформлены каким-то документом для общего обозрения?

Имеется ввиду ремонт планера? Была ли у нас документация производителя на его ремонт?

В чем риск для безопасности?

А как к выводу такому пришли?
Дмитрий, так приятно) Очень интересные вопросы. Давайте разбираться:
1) Здесь как смерть Кощеева 😂 Игла в яйце, яйцо в утке, утку подстрелить надо. Сертификат лётной годности выдает Росавиация(Гос НИИ ГА) по ФАП-519 по запросу эксплуатанта. Тот в свою очередь обязан предоставить пакет документов, удовлетворяющий иным трем структурам СЦЛГ, СЦБО и АСЦ. Они в свою очередь просят перечень документов по РЭ конкретного ЛА базового типа, который будет одобрен аккредитованными организациями (например ЦАГИ). Последние в свою очередь, ставя свою подпись гарантируют что тех. документация, расчеты и ТО самолета в норме. Поэтому по запросу, что им надо - то и подготавливаем для одобрения.

2) Я работала только с отечественными машинами, тут вам точно не скажу, но поинтересуюсь у коллег. 🤔 Вопрос занятный) Ведь до прошлого года, в целом я не задумывалась на этот счет.

3) Ремонт 👩‍🔧 планируют конструктора, но их утверждение за прочнистами. Не типовые ремонты и ремонты требующие детального изучения, должны быть закрыты и одобрены прочностными расчетами, которые в свою очередь проводятся по известным силовым нагрузкам, известному НДС и тд. Если мы таковых лишились ( но я рассчитываю на память опытных прочнистов и их прозорливость в копировании 🫣), то расчеты становятся почти что магией Хогвартса 🤫 В целом без паники - нас мало, но российская школа прочнистов - хорошА)
 
Что они из себя представляют? Расчеты с повреждениями и трещинами?

Интересно где вы берете отчеты по статике и усталости иностранных самолетов?
1) Дефекты - трещины

2) Мои ласточки все отечественные 😂 Однако, мне примерно понятно, что может происходить у коллег. Под каждое продление - необходимо ТО и новый пакет документов по итогу. Новые ремонты, новые отчеты. Возможно здесь есть коллеги, которые больше раскроют эту тему.
 
Хоть и не принято обсуждать возраст девушек, особенно хорошеньких, но и я не из пугливых 😂. В школу с 6, без 4 класса. В универ с 16; 18 - третий курс, в Главмосстрой ( специалист-техник в бригаде прочности)
Ничего не могу поделать - у меня призвание 🤷🏼‍♀️😁
Ого, жестянщик то оказался женского пола!
)))
#автоудаление
 
Последнее редактирование:
1) Здесь как смерть Кощеева 😂 Игла в яйце, яйцо в утке, утку подстрелить надо. Сертификат лётной годности выдает Росавиация(Гос НИИ ГА) по ФАП-519 по запросу эксплуатанта. Тот в свою очередь обязан предоставить пакет документов, удовлетворяющий иным трем структурам СЦЛГ, СЦБО и АСЦ. Они в свою очередь просят перечень документов по РЭ конкретного ЛА базового типа, который будет одобрен аккредитованными организациями (например ЦАГИ). Последние в свою очередь, ставя свою подпись гарантируют что тех. документация, расчеты и ТО самолета в норме. Поэтому по запросу, что им надо - то и подготавливаем для одобрения.
Интересно как. Изготовитель где-то курит в сторонке. Главный интересант - эксплуататор. И весь банкет, надо думать, за его счет.
 
Интересно как. Изготовитель где-то курит в сторонке. Главный интересант - эксплуататор. И весь банкет, надо думать, за его счет.
Да, поэтому крупные авиакомпании стараются держать свое инженерное отделение. Так, например, обслуживание всех самолетов Ил должно осуществляться КБ Ильюшина - это растянулось бы на годы. Часть работ КБ может передать инженерам при эксплуатанте, но утверждение и проверку оставляют за собой. Это живые деньги за каждую машину.
 
Реклама
1) Дефекты - трещины
Это только если вы допускаете трещины в эксплуатации. При эксплуатации по безопасному ресурсу этого не требовалось. С этого года введением НЛГ-29 понятие "безопасный ресурс" уходит в небытиё.
И что вы имеете ввиду под продлением летной годности? Установление новых ресурсных показателей типу ВС или их продление конкретному борту?
 
Последнее редактирование:
Назад