FW сказал(а):
в этой книге есть и про управление. (...) Если есть интерес, то могу отсканировать и про управление, там всего 4-5 страниц.
Да что там сканить — не напрягайся.
В двух словах:
Упр-ние высотой достигается двумя путями — динамическим и аэростатическим (в строгости второго термина не уверен).
1. Динамика — изменение высоты применением аэродинамической силы — дирижабль меняет дифферент и аэродинамическая сила корпуса прижимает или поднимает дирижабль отн-но земли. Достижимо при статически уравновешенном дирижабле (при "нулевой плавучести"). Классические дирижабли именно так набирали высоту (после стартового облегчения) или уменьшали высоту (при подходе к месту назначения). Как вариант — иногда применялись поворотные винты — как на амеровских "Экроне" и "Меконе".
2. Статически — изменением "плавучести" (не помню сейчас правильного термина) — сброс части балласта для компенсации уменьшения подъёмной силы или, напротив выпуск части газа для компенсации выработки расходников (топлива, например) или при неконтролируемом увеличении подъёмной силы (например, при нагреве газа от Солнца или тёплой атмосферы). Достигается управляемыми маневровыми клапанами на газовых мешках и на балластных вместилищах (баки, "штаны").
Насколько понимаю, этот способ наиболее часто необходим на "эшелоне" при многочасовых полётах, когда в час расходуется порядка полутонны топлива.
На термодирижаблях (отходим от классических), вроде, баллонет, и правда, участвует в управлении подъёмной силой — разогревая его (и, значит, увеличивая объём, но не утяжеляя), мы увеличиваем "воздухоизмещающий" объём оболочки и, соответственно, увеличиваем подъёмную силу.
Если я в чём то наврал — сканируй!
И правильно, кстати, купил — при всех недостатках дирижаблей, уровень их комфорта лишь сейчас достигнут самолётами; и там и было и есть чему поучиться.
Вот, например, пассажирская палуба "Гинденбурга" — ничего не напоминает из современных гигантов авиации?