Дюбендорф, Flieger Flab Museum.

    wetrolom

    Старожил
    Небольшой городок Дюбендорф (это практически Цюрих), пожалуй, самый авиационный город в Швейцарии. Здесь расположен Генштаб ВВС, оперативный воздушный центр, центр воздушной обороны и управления. На местном аэродроме базируются 4-я и 5-я транспортные вертолетные эскадрильи, Корпус профессиональных пилотов, пилотажная группа (9 УТС РС-7). Здесь находились 1-я эскадрилья (летали на Хантерах, из нее вышли пилоты Patrouille Suisse) и 2-я транспортная эскадрилья. В западной части авиабазы находится Flieger-Flab-Museum, располагающий самой большой в стране коллекцией авиатехники. Рядом в ангаре обосновался Air Force Center JU-AIR, контора, зарабатывающая себе на пропитание катанием желающих на Ю-52 (с оригинальными двигателями, 2-хлопастными винтами). В ожидании открытия музея была возможность понаблюдать и почитать их рекламную брошюрку. 17 пассажиров, естественно. все у иллюминаторов. Стоимость 40-минутного полета- 210 франков, часового- 290. Детям до 16 лет скидка 20 франков. Стоимость часа чартерного полета- 5 220 франков. Остался вопрос- в брошюре есть строка "Пассажиры Ю-52 должны быть членами общества Друзей швейцарских ВВС". Хотят еще денег? Членство- еще 30 франков в год. В Люцерне есть музей транспорта с авиаэкспозицией (вдвое меньше, чем в Дюбендорфе). Входной билет стоит в два раза больше- 30 франков. Посещение оставил до лучших времен. Вообще цены- ого-го! Правда и зарплаты у них другие. Поэтому приграничные немцы/австрийцы ездят на работу к ним, а швейцарцы ездят за продуктами и заправляться в Германию…


    DSCF2197.JPG


    DSCF2201.JPG


    Экипаж отдыхает перед вылетом.

    DSCF2206.JPG
     

    wetrolom

    Старожил
    Музей открылся в 1978 г., хотя экспонаты начали собирать с 1972 г. В следующем году было основано Общество друзей ВВС, которое в 1988 г. перенимает руководство музеем на частной основе. В 1997 г. слилось с Обществом друзей ПВО и началось расширение музея. В апреле 2002 г. состоялось открытие музея в его нынешнем виде. Среди знаменательных событий- концерт Rolling Stones в 2006 г.
    В музее находится только техника, эксплуатировавшаяся в Швейцарии. По этой причине в 2007 г. из экспозиции был удален Мираж IIIC.

    DSCF2198.JPG


    DSCF2348.JPG


    DSCF2273.JPG


    DSCF2236.JPG
     

    wetrolom

    Старожил
    DSCF2322.JPG


    DSCF2269.JPG


    Разведчик Блерио XI в начале Первой мировой войны (август 1914 г.) был реквизирован из павильона воздушного транспорта в Берне и наряду с Фарманом, Мораном, Авиатиком, двумя LVG и гидросамолетом Рене Гражана стали основой швейцарских ВВС (до 1996 г. входивших в сухопутные войска).

    DSCF2270.JPG


    Реплика разведчика DH-3 (третьей серии- учебно- тренировочный самолет без вооружения) в разрезе. На вооружении состоял с 1917 по 1939 гг. в количестве 109 шт. Наследник не очень удачных DH-1 (реплика в ремонте) и DH-2 Августа Хефели (шеф- конструктор фирмы К+W, г. Тун).

    DSCF2266.JPG


    DSCF2280.JPG
     
    Последнее редактирование:

    wetrolom

    Старожил

    Hanriot HD-1.
    В 1921 г. были закуплены 16 самолетов, прослуживших до 1930 г. Использовались в качестве истребителей и в тренировочных полетов в составе группы.


    DSCF2334.JPG


    DH-5 2-я серия. Разведчик, разработка фирмы K+W. Прослужил до 1940 г. Прототип первый полет совершил в 1919 г. Первая серия (39 самолетов, двигатель 180 л. с.) появилась в войсках в 1922 г. Вторая серия (20 самолетов, 200 л. с.)- в 1924 г. 20 самолетов DH-5A с двигателем 220 л. с. появились в 1929 г.

    DSCF2261.JPG


    Аварийный источник питания.

    DSCF2263.JPG


    Fokker CV.E. Реплика многоцелевого самолета конструкции Рейнхольда Плятца в разрезе. Производился по лицензии в Швейцарии. Состоял на вооружении с 1927 по 1954 гг. в количестве 64 шт.

    DSCF2242.JPG
     

    wetrolom

    Старожил
    Ньюпор 28С1, 1917 г., истребитель. В общей сложности 15 самолетов конструкции Гюстава Деляжа находились в составе ВВС в период с 1918 по 1930 гг.

    DSCF2324.JPG


    Фоккер D-VII, 1918 г., истребитель. В ВВС находился с 1920 по 1938 гг. За период 1920-1926 гг. были закуплены 19 самолетов. Кроме того, в 1929 г. были построены по лицензии 8 шт. фирмой А. Комте в Оберридене.


    DSCF2328.JPG


    Бюкер Bü 131 "Jungmann", 1934 г., учебно- тренировочный самолет конструкции Андерса Андерссона. Появился в ВВС в 1936 г. 6 шт. получены с завода в Берлине- Рангсдорфе и 78 шт. построены по лицензии на заводе в Альтенрайне. Еще 10 шт. были реквизированы у аэроклубов. Прослужили самолеты этого типа до 1971 г. В 90-е годы самолет в небольших количествах, с современным оборудованием и двигателем, производился в Испании и Польше.

    DSCF2253.JPG


    Бюкер Bü 133 "Jungmeister", 1935 г., 2-местный самолет обучения пилотажу и воздушному бою. Прототип облетывала летчик- испытатель фирмы Луиза Хоффман. С 1937 по 1968 гг. в строю находились в общей сложности 52 самолета.

    DSCF2203.JPG
     
    Последнее редактирование:

    wetrolom

    Старожил
    EKW C-35, двухместный разведчик производства швейцарской фирмы K+W. В Туне и Альтенрайне построено 90 шт. ( из которых 8 шт. были собраны из запасных частей). Первый полет совершен в 1930 г., в части начал поступать в мае 1937 г. Служил до 1954 г. Являлся копией Фоккера С-Х.

    DSCF2256.JPG


    EKW C-3603-01, истребитель, дальний разведчик. Проект (С-3601) 1935 г. был реализован в 1939 г., но перед началом войсковых испытаний самолет был потерян- флаттер крыла. 8 месяцев спустя был успешно испытан С-3602. Двумя годами позже начались поставки 142 экземпляров С-3603-1 для замены С-35. Находился на вооружении с 1942 по 1952 гг. Самолеты этой основной модификации выполняли задачи по буксировке мишеней, на 40 из них установили ТВД и получился С-3605...

    DSCF2219.JPG


    D-3801 (Morane-Saulnier MS-506 C-1). Многоцелевой (в Швейцарии использовался в качестве истребителя) самолет. Появился в ВВС в 1941 г. и летал до 1959 г. Большинство из 207 шт. были построены в Эммене, Альтенрайне и Шлирене, а после завершения производства еще 17 таких самолетов были собраны из запчастей.

    DSCF2327.JPG


    Р-51 "Мустанг", 1940 г. Рекордсмен по скоростной постройке- выкачен через 102 дня после подписания контракта с англичанами (конструировался бригадой немца по происхождению Эдгара Шмюда по их заказу). ВВС Швейцарии располагали Мустангами четырех типов. Получены, в основном, в 1948 г. Наиболее распространенная модель- истребитель дальнего действия Р-51D (113 шт.). Летал до 1957 г. Значительное число самолетов этого типа находится в руках частных владельцев. Иногда его продавали за 1 500 долларов. Активно участвуют в авиашоу, гонках и других авиаторжествах. В СССР предпочли Аэрокобру. По ленд- лизу было поставлено всего 10 Мустангов.

    DSCF2212.JPG
     

    wetrolom

    Старожил
    Мессершмитт Bf 109, истребитель. ВВС Швейцарии имели на вооружении самолеты следующих моделей: D-1 (10 шт. в период 1939-1949 гг.), Е-1/E-3 (89 шт., 1939-1948 гг.), F-4/Z (2 шт., 1942- 1947 гг.) и G-6 /G-14 (16 шт., 1942-1947 гг.). В экспозиции находится самолет модификации Е-3 "Emil". Был лучшим в свое время, который мог быть закуплен. 30 шт. было поставлено до начала войны и 50- в период с октября 1939 по апрель 1940 г. А в мае они начали защищать немецкое небо от Хе-111 и Ме-110.
    Об истории взаимоотношений нейтральных швейцарцев с участниками Второй мировой войны рассказывает "Военное обозрение" в интересной статье "Как Люфтваффе воевали с «Швайцер Люфтваффе» и что из этого вышло!" (https://topwar.ru/100215-kak-lyuftvaffe-voevali-s-shvaycer-lyuftvaffe-i-chto-iz-etogo-vyshlo.html). Пара цитат:

    "1 июня 1940 г. формация из 36 бомбардировщиков He.111, вылетевших на задание в район Марселя, решила «срезать угол» через воздушное пространство нейтральной страны. На перехват было поднято 12 швейцарских «Мессершмиттов» — нарушители попробовали оказать сопротивление. В результате два немецких самолета было уничтожено. Швейцарцы потерь не понесли.
    4 июня 1940 г. состоялась «акция возмездия» — одинокий He.111 выманил 12 швейцарских Bf.109E на территорию Франции, где те попали под удар 28 истребителей Люфтваффе. В результате короткой схватки бомбардировщик-нарушитель и два немецких Me.110 были сбиты. Собственные потери швейцарцев составили 1 самолет."
    "8 июня 1940 г. был предпринят открытый рейд на швейцарскую территорию — группа бомбардировщиков He.111 (KG 1) под эскортом 32 Bf.110C (из II/ZG 76) попыталась нанести удар по аэродромам ВВС Швейцарии. Планам фашистов помешал случай — на пути группы оказался патрульный EKW C-35. «Кукурузник» был немедленно сбит, но перед своей гибелью он успел поднять тревогу. На перехват немедленно вылетели двенадцать Bf.109. В завязавшемся воздушном бою швейцарским летчикам удалось сбить три «Мессершмитта» в обмен на потерю одного своего самолета.
    40-дневное противостояние Люфтваффе и «Швайцер люфтваффе» стоило немцам 11 самолетов. Потери швейцарцев оказались заметно ниже — всего 2 истребителя Bf.109E и один патрульный С-35."

    DSCF2226.JPG


    DSCF2228.JPG
     

    wetrolom

    Старожил
    Еще цитаты:
    "Наиболее громкий инцидент случился 28 апреля 1944 г. На швейцарской авиабазе Дюбендорф совершил аварийную посадку ночной истребитель Bf.110G-4/R7, оснащенный новейшим радаром FuG220 «Лихтенштейн» и огневой установкой «Неправильная музыка» (с размещением пушек под углом к горизонту, для стрельбы «снизу-вверх» — с такого ракурса было проще заметить британские бомбардировщики на фоне более светлого неба). Хуже того, на борту «Мессершмитта» находился секретный планшет со списком радиокоманд немецкой системы ПВО.
    Немецкая спецгруппа под руководством Отто Скорцени немедленно приступила к подготовке рейда на авиабазу Дюбендорф с целью уничтожения истребителя и документов до того, как они попадут в руки британской разведки. Впрочем, вооруженного вмешательства не потребовалось — обе стороны достигли консенсуса мирным путем. Швейцарские власти уничтожили самолет и его секретное оборудование, взамен им была предоставлена возможность приобрести 12 новейших «Мессеров» модификации 109G-6. Как выяснилось впоследствии, нацисты обманули швейцарцев — полученные истребители оказались изношенной рухлядью. Двигатели всех 12 «Мессершмиттов» были на грани списания виду выработки их моторесурса. Швейцария не забыла обиды — в 1951 году швейцарцы в судебном порядке добились выплаты компенсации."

    DSCF2229.JPG

    "Сувенир" с В-17.
    "С середины войны основным противником швейцарских ВВС стали самолеты союзников, регулярно вторгавшиеся в воздушное пространство страны. Подбитые и сбившиеся с курса машины принудительно сажались на аэродромах Швейцарии. За годы войны было зарегистрировано свыше ста подобных инцидентов. Как и положено, авиатехника и пилоты интернировались на территории нейтрального государства до окончания войны. Британских и американских летчиков размещали на горнолыжных курортах, отрезанных от остального мира войной, горами и снегом.
    С началом высадки союзников в Нормандии около 940 пилотов союзных стран самовольно покинули место своего заточения и попытались перебраться через границу во Францию. 183 беглеца были задержаны швейцарской полицией и помещены в лагерь для военнопленных в районе Люцерна с гораздо более жестким режимом, чем прежде. Их выпустили лишь в ноябре 1944 г."
    "В течение 1940 года крупнейшие города Швейцарии (Женева, Базель, Цюрих) периодически подвергались бомбовым ударам со стороны Королевских ВВС Великобритании."
    "1 апреля 1944 г. Формация из 50 «Либерейторов» обрушила свой смертоносный груз на Шаффхаузен (вместо обозначенной цели на территории Германии, на 235 км севернее). Жертвами бомбежки стали 40 швейцарцев".
    "22 февраля 1945 г. Янки разбомбили 13 населенных пунктов на территории Швейцарии."
    "4 марта 1945 г. Американские стратегические бомбардировщики одновременно бомбили Базель и Цюрих."
    "...после окончания войны швейцарцам выплатили неплохую компенсацию."
    "1 июля 1945 в Лондоне состоялся показательный суд над пилотами и штурманами стратегических бомбардировщиков, участвовавших в налетах на Швейцарию. Летчики лишь пожимали плечами и ссылались на сильный попутный ветер и скверную погоду над целью. Все были оправданы."
    DSCF2232.JPG
     

    wetrolom

    Старожил
    Fi-156C-3 Trop, 1936 г., многоцелевой самолет. Уникальность придает крыло с предкрылками, закрылками и элеронами по всему размаху. Пробег на посадке у опытного составил 18 м. Во Второй мировой войне использовался для прокладки проводных линий связи. Стал образцом для подражания в других странах. Самолет изготовлялся также во Франции, Румынии и Чехословакии. Наладить серийное производство (на заводе в Каунасе) ОКА-38 (копия Аиста) в СССР не успели. 2 построенных (в Ленинграде?) образца были уничтожены из- за наступления немецко- фашистских войск. Самолет до сих пор широко распространен и часто участвует в авиамероприятиях. 5 шт. (включая один реквизированный) находились на службе ВВС Швейцарии с 1940 по 1963 гг. В 1946 г два самолета (А-100 в том числе) участвовали в спасении пассажиров потерпевшей аварию Дакоты ВВС США в горах на высоте 3 200 м. Модификация в музее- с фильтрами от пыли и песка.


    DSCF2207.JPG


    DSCF2325.JPG


    Bu.181 Bestmann, 1939 г.учебно- тренировочный, связной самолет. Самолеты данного типа строили шведы (все- таки конструктор- А. Андерссон), чехи, голландцы и даже египтяне, купившие лицензию у чехов на строительство свое "Гумхурии" ("Республика", 300 шт.). У швейцарцев появились 7 самолетов осенью 1944 г. и служили до 1956 г. для обучения летного состава. Имели оборудование для стрельбы фаустпатронами.

    DSCF2320.JPG


    Пилатус Р-2-06, 1945 г. УТС. В войсках с 1946 по 1981 гг. Пилатус, потерпев неудачи с приобретением лицензий у итальянцев и немцев, решила создать собственный самолет. 21 апреля 1945 г. совершил первый полет Р-2. Производились фирмой в Стансе в двух вариантах- безоружный (05) и 06- с пулеметом и держателями для легких бомб и ракет. Всех вариантов (их 6 шт.) изготовлено 55 шт. В 2008 г. в национальных регистрах появились 23 из 48 проданных частникам после списания из армии самолетов. Снимались во многих фильмах в сценах Второй мировой войны, в том числе и у Спилберга.

    DSCF2213.JPG


    DSCF2409.JPG
     

    Ultranomad

    G-NODE
    Очень интересно, спасибо! А насчет необходимости членства в обществе друзей, чтобы летать на Ju-52, это объясняется совсем не жадностью до денег, а простой юридической формальностью: если бы полеты предлагались всем желающим открыто, то это считалось бы коммерческой перевозкой, и эксплуатанту пришлось бы получать лицензию перевозчика, а для этого нужно заводить большую, сложную и дорогую систему обеспечения безопасности полетов, готовить десятки килограммов документации и т.д. А когда полеты доступны только членам некоторого клуба, этот клуб может предлагать им полеты на некоммерческой (условно) основе без лицензии.
     

    wetrolom

    Старожил
    В память о расформированной Эскадрилье наблюдения в переходе между ангарами. Имена и фамилии...4 стрелы, символизирующие основные пункты базирования- Дюбендорф, Пайерн, Альпнах и Эммен. Личный состав был переведен в Корпус профессиональных пилотов.

    DSCF2346.JPG


    DSCF2347.JPG
     

    wetrolom

    Старожил

    DH.100 Vampire Mk.6
    , 1943 г, истребитель, штурмовик. Первый реактивный в Швейцарии, появился в 1946 г. В дальнейшем получили 178 шт в варианте штурмовика (1949-1990 гг.) и 39 (1953-1990 гг.) учебных двухместных построили сами. Первая эскадрилья сформирована весной 1950 г. С 1967 г. использовались только для обучения в летных школах и имитации целей. В 1959 г. оценивался двухместный (летчик и оператор сидели рядом) ночной истребитель модификации NF.10.

    DSCF2446.JPG



    DSCF2365.JPG


    DH.112 Venom FB.54, 1949 г. истребитель- бомбардировщик. Самолеты различных модификаций (в основном штурмовики моделей FB.50 и FB.54) находились в ВВС с 1954 по 1987 гг. 150 самолетов были построены по лицензии.
    Замена двигателя Ghost Mk 103. Настолько срочная, что не было времени снять бомбы…

    DSCF2374.JPG


    DSCF2379.JPG


    DSCF2454.JPG
     

    wetrolom

    Старожил

    Хоукер Hunter F Mk58
    , 1954 г., истребитель- бомбардировщик Сиднея Кэмма. Участник ряда локальных войн. Длительное время (с 1958 по 1994 гг) различные модификации самолета- штурмовиков и учебного- находились на вооружении ВВС Швейцарии. Решение о закупке было принято по результатам конкурса. Участники- Хантер, Фолланд Гнат, Сэйбр канадского производства, шведский J-29 и МиГ-15 чешского производства. Первая поставка- 100 шт. с завода в Дансфолде (их строил и завод в Кингстоне и Армстронг в Ковентри), вторая- 30 шт. в 1971 г. и третья- 22 самолета в 1974 г. Самолетам было присвоено собственное обозначение модификаций: F.58 соответствовал английскому F.6, FВ.58А-FGA.9 и Т.68- аналог Т.66. Основанием для этого служили, видимо, доработки, связанные с установкой отечественного радиооборудования, тормозных парашютов.В начале 70-х в Эммене прошла замена двигателей на 52 Охотниках, а с 1982 г. реализовывалась программа модернизации системы вооружения. Самолеты получили возможность использования бомбовых кассет, УР "воздух- земля", бомб с лазерным наведением. Были установлены РЛС о предупреждении атаки сзади, блоки отстрела тепловых ловушек. На четырех Хантерах начинала пилотажная группа Patrouille Suisse в 1964 г. и летала на них по 1994 г.

    DSCF2382.JPG


    DSCF2394.JPG


    Оружие Хантеров:
    УР AGM 65 B Мейверик. Впереди видеокамера, сзади ПРД, БЧ, система управления, батарея. Пилот на экране выбирает цель, которую ракета преследует самостоятельно. Дальнось стрельбы- 2-6 км.
    Бомба Fl Bb 79. Взрыв двух бомб покрывает осколками площадь 180х50 м.

    DSCF2395.JPG
     

    wetrolom

    Старожил

    Mираж IIIRS
    , 1956 г., истребитель- перехватчик, разведчик. Экспортировался во многие страны. Успешно использовался в военных конфликтах. До сих пор состоит на вооружении ВВС Пакистана. По лицензии три модификации Миража строила Австралия. Самолет для ознакомления появился в Швейцарии в 1962 г. Завод в Эммене приступил к лицензионному производству. В результате финансового скандала, связанного с превышением расходов, был пересмотрен первоначальный заказ в 100 самолетов. ВВС заказало 18 разведчиков и 36 истребителей. Поставки начались в 1964 г. У самолетов была усилена конструкция фюзеляжа, крыла и шасси для возможности применения стартовых ускорителей. Была еще одна причина- обеспечить возможность подъема самолета краном. Укрытия в горных пещерах Швейцарии слишком тесны для самостоятельного маневрирования. Кроме того было несколько Миражей для высшего пилотажа. Мираж вышел из состава ВВС в 2003 г. До сих пор в Швейцарии есть Мираж III-DS (из пилотажных) с гражданской регистрацией HB-RDF.

    DSCF2410.JPG


    DSCF2421.JPG


    Комплекс OMERA 33 включает в себя 4 фотокамеры. Разведка возможна с малых, средних и больших высот. Первая камера может быть установлена или вертикально, или наклонена вперед. Запас пленки в кассете 45 м., что дает возможность произвести 350 кадров днем и 100-150 ночью.
    Система LIRAS (в подфюзеляжном контейнере)- для съемки в инфракрасном диапазоне на низких высотах и больших скоростях. Вес- 125 кг. Чувствительность- 0,2 градуса по Цельсию.

    DSCF2403.JPG


    8 стартовых ускорителей вместе с форсажем увеличивают тягу на 50 %, что дает возможность взлетать с поврежденных ВПП.
    DSCF2406.JPG
     
    Последнее редактирование:

    wetrolom

    Старожил
    Нортроп F-5E Tiger II, 1959 г. (модификация F-5E поднята в небо в августе 1972 г.), легкий многоцелевой истребитель. Создан под руководством того же Эдгара Шмюда, теперь вице- президента Нортропа (Р-51 Мустанг, F-86 Сэйбр в Норт Америкен). Хорошо известен в СССР благодаря вьетнамским трофеям. Применялись и в других военных конфликтах и мятежах в Азии, Африке, Европе, Южной Америке. В США три эскадрильи "Агрессор" на самолетах данного типа имитируют самолеты советского и российского производства при подготовке пилотов. Строились по лицензии в Канаде и Испании. Самолеты F-5 второго поколения появились в составе ВВС Швейцарии в 1978 г. в вариантах боевого F-5E и учебно-боевого F-5F. Состоят на вооружении по настоящее время- 22 (42) шт. F-5E и 4 (12) шт. F-5F. В 1981 г. ВВС насчитывали 98 шт. и 12 шт. соответственно. Базируются на авиабазах в Пайерне, Майрингене, Эммене и Сьоне. На F-5E летает (предположительно до 2018 г.) Patrouille Suisse. Экспонат музею сроком на 1 год предоставлен ВВС.

    DSCF2416.JPG


    Bae Хок Мк 66, 1974 г., учебный, легкий штурмовик. Находится в производстве в Англии и Индии. Эксплуатируется в 14 странах. На Ястребах летают английские "Красные стрелы" и финские "Полуночные ястребы". Заменил в Швейцарии учебный Вампир T.55. Заказан 20.10.1987 г. Первый- английской сборки, остальные 19 собраны в Эммене в период с ноября 1989 г по октябрь 1991 г. Летали в ВВС до 2002 г. В июне 2007 г. оставшиеся 18 (один потерян) были проданы в Финляндию (на 2012 г были активны). В экспозиции музея находится U-1251.

    DSCF2419.JPG
     

    wetrolom

    Старожил
    В музее пока отсутствует наиболее современный истребитель в ВВС- FA/18 Хорнет. В 1997 г., по результатам общенационального референдума 1993 г., закуплено 26 самолетов модификации С и 8 учебных модификации D. До 2016 г. в инцидентах потеряно 4 самолета. Отрицательным стал итог референдума 18 мая 2016 г. по вопросу закупки шведского Гриппена.

    Цитата из статьи (https://topwar.ru/42667-vvs-shveycarii-protiv-vseh.html) об особенностях службы в ВВС Швейцарии:

    "7 февраля 2014 года. Европа разбужена сообщением об угоне пассажирского «Боинга-767» авиакомпании Ethiopian Airline, следовавшего по маршруту Аддис-Абеба — Рим. Как выяснится позже, виновником происшествия стал второй пилот, гражданин Эфиопии, захвативший контроль над самолетом и самовольно изменивший курс на Женеву с целью получения в Швейцарии политического убежища.
    В воздух были немедленно подняты истребители ВВС Италии и Франции, взявшие угнанный самолет на сопровождение — с момента его обнаружения до посадки.
    К счастью, все обошлось — авиалайнер на последних каплях горючего дотянул до Швейцарии и в 6:00 по местному времени совершил мягкую посадку в аэропорту Женевы. Никто из 200 находившихся на борту пассажиров и членов экипажа не пострадал. Пилот-угонщик в скором времени получит свои законные 20 лет тюрьмы.
    Но почему для эскорта угнанного самолета потребовалась помощь ВВС Италии и Франции? Где в этот момент находились доблестные швейцарские летчики, чьи деды храбро сбивали немецкие, британские и американские самолеты?
    Швейцарские «капитаны небес» в это время пили свой утренний кофе, наблюдая на экранах телевизоров за невероятными приключениями эфиопского «Боинга» в воздушном пространстве их страны. Ни один из 26 многоцелевых F/A-18C «Хорнет» и 42 истребителей F-5E «Тайгер II» ВВС Швейцарии в то утро не поднялся в воздух.
    Ворота авиабаз заперты на всю ночь, летно-технический состав разъезжается по домам — швейцарская боевая авиация работает ровно с 8 утра до 17 часов дня, с обязательным полуторачасовым перерывом на обед. Причина такого решения — банальная экономия средств в условиях мирного времени.
    От заката до рассвета швейцарское небо стерегут ВВС соседних стран — Германии, Италии и Франции, с которыми заключены соответствующие договоры."
     

    wetrolom

    Старожил
    Самолеты отечественного авиапрома, удачные и не очень. Продукция фирмы Пилатус (г. Штанс) представлена в музее, помимо Р-2, моделями:

    Пилатус Р-3
    , 1953 г. учебно- тренировочный самолет Изготовлено 72 самолета для ВВС страны и 6 шт. для Бразилии. Летали до 1995 г., впоследствии были проданы частникам.

    DSCF2408.JPG


    DSCF2447.JPG


    Пилатус РС-6 Портер, 1959 г., самолет общего назначения (транспорт, спасение, парашютизм). Редкий случай- велось лицензионное строительство в США. На самолете с 1996 г. РТ-6А- американский двигатель канадского производства (ранее стояли и французский Астазу, и американский ТРЕ 331). Это UV-20 Chiricahua в армейской авиации и AU-23A Peacemaker в ВВС США. Экспортировался во многие страны мира, особенно горные. Модификации самолета Турбо (первый полет в 1961 г.) принадлежит рекорд посадки в высокогорье- 5 750 м. в Непале благодаря высокой тяговооруженности и механизации крыла. Было несколько катастроф с гибелью пассажиров, в основном лыжников. На 2010 г. в мире в строю находились 280 шт., большинство из которых модификации Турбо. В ВВС Швейцарии 16 шт. на базе в Эммене.

    DSCF2359.JPG


    DSCF2422.JPG


    Пилатус РС-7 Турбо, опытный- 1966 г, серийный (с ТВД)- 1978 г., УТС и пилотажник. Находится в производстве, изготовлено более 600 шт. Используется в ВВС более 20 стран. 60 самолетов одной из модификаций были собраны в Южной Африка для их ВВС. Продается и частным лицам. Принимал участие в боевых действиях на Ближнем Востоке, Чаде, Гватемале, Мексике. В ВВС Швейцарии на них летает 14 эскадрилья в Локарно и пилотажники группы РС-7 в Дюбендорфе.

    DSCF2444.JPG


    DSCF2407.JPG
     
    Последнее редактирование:

    wetrolom

    Старожил

    FFA P-16
    , 1955 г. Неудачная попытка конструктора Ханса Штудера создать штурмовик/истребитель, предпринятая фирмой FFA (бывшая часть Дорнье в Альтенрайне, возвратившаяся туда же в 1987 г.). 25 апреля 1955 г. прототип совершил первый полет и был потерян, совершив 22 полета и налетав 12 часа 38 минут. Было построено 5 самолетов. Предполагался заказ на 100 самолетов. Но когда 25 марта 1958 г был потерян, после 102 полета, первый предсерийный самолет, правительство отменило заказ и купило Хантеры. В музее- единственный оставшийся экземпляр, собранный из двух прототипов. Модель имеет неофициальный титул "Отец Лирджета". Реализовать план превращения самолета в пассажирский в Швейцарии Уильяму Лиру не удалась. А в США, куда Лир вывез всю оснастку, 7 октября 1963 г. поднялся в воздух Lear Jet 23.

    DSCF2357.JPG


    EFW N-20.10 Aiguillon (Жало), мучились с 1949 по 1952 гг. Попытка создать собственный реактивный истребитель (одноместный и 4-двигательный!). Много интересных идей, но труднореализуемых в те времена. Совершил краткий полет 8 апреля 1952 г. и чуть позже работы над самолетом и двигателем были прекращены.
    В то же время создавался N-20.2 Арбалет: тот же планер, но с двумя двигателями на верхней поверхности крыла. Построена пробная модель. Фото есть, но в музее его не увидел. Может плохо смотрел...

    DSCF2451.JPG


    DSCF2418.JPG
     

    wetrolom

    Старожил
    DSCF2453.JPG

    В музее находится впечатляющая коллекция двигателей самолетов швейцарских ВВС в идеальном состоянии.

    Gnome 9 N Monosoupap, 1913 г. Ротативный, 9-цилиндровый авиадвигатель французского производства мощностью 160 л. с.. Применялся на швейцарских Ньюпорах 28 с 1918 по 1930 гг. Производился по лицензии и в других странах, в том числе в России и Советском Союзе.

    DSCF2272.JPG

    Argus As II, 6- цилиндровый авиадвигатель немецкой разработки мощностью 120 л. с. В Швейцарии применялся с 1915 по 1934 гг. на самолетах D.H.1, D.H.2, D.H.3 и др. Строился по лицензии фирмами в Винтертуре и Уцвиле.

    DSCF2275.JPG


    Hispano-Suiza Type 61 12 Nb. V-образный поршневой 12-цилиндровый авиадвигатель. Изготовлялся по лицензии фирмой Адольф Заурер АГ в г. Арбон для самолета Фоккер C.V-E. Применялся с 1931 по 1954 гг.

    DSCF2243.JPG


    Hispano-Suiza 12Y1, 1932 г., V-образный поршневой 12-цилиндровый авиадвигатель, 1 100 л. с. В Швейцарии по лицензии его строила фирма Заурер для самолетов Моран- Солнье 406 и 450. Последняя местная модификация (1944 г.) имела мощность 1 450 л. с. В СССР на его основе Климовым созданы М-100, М-103, М-105.

    DSCF2222.JPG
     
    Последнее редактирование: