Достоверность описания (?, ЧА)

Капитан Гагабу

Капитан Гагабу

CargoAircraftOnly
Достоверность описания

Здравствуйте те, кто решился-таки посетить эту ветку!
У меня есть к вам очередной вопрос. Те, кто читал мои предыдущие сообщения, может понять, что я работаю над книгой и, соответственно, ищу необходимую информацию. Спасибо тем, кто оставил на форуме ссылку на руководство по управлению самолетом ЯК-3, - очень помогло. Теперь вашему вниманию представляется отрывок из той книги, над которой я работаю. Мне нужно узнать, достоверно ли описано поведение летчика и вообще правильно ли я представил его действия в кабине истребителя. Место действия отрывка – конец 30-хх гг, Нью-Йорк, самолет по виду и характеристикам – как в начале сороковых (т.е. конструктивно опережает свое время за счет инженерных изысков). Книга полуфантастична, но я постарался максимально достоверно воссоздать поведение летчика в ситуации, когда необходимо срочно удрать с данного аэродрома на имеющемся самолете.
Короче, если вы, прочитав нижеследующий вышеупомянутый отрывок, найдете в нем огрехи или просто захотите высказать свое мнение, оставляйте свои сообщения, - все приму и прочитаю обязательно! Заранее спасибо! Натан Захарий
:lol:
 
Реклама
Капитан Гагабу

Капитан Гагабу

CargoAircraftOnly
А вот сам отрывок:

К счастью для Леди Ураган, мотор истребителя был заботливо прогрет механиками мистера Хо еще до ее приезда. Правда, перед тем, как она с китайцем прошла к самолету, они мотор заглушили и ушли. Теперь ей и ее помощнику оставалось сделать всего ничего: снова завести его, затем вырулить из пакгауза под шквальным огнем полицейских автоматов и взлететь с очень короткой полосы... а там добраться до безопасного аэродрома, где их уже ждут!
- Рокс! – прокричала Карина, возвращаясь к самолету. – Помоги завести мотор!
- Да, мэм! – Рокс, крепкий парень, внешне настолько крупный, что даже непонятно было, как он помещается в тесной кабине своего боевого самолета, метнулся куда-то в сторону и прикатил к самолету баллон со сжатым воздухом, которым запускался мотор истребителя. Карина тем временем ловко забралась на крыло, а затем влезла в кабину самолета. «Блин, - мелькнула мысль, - вот попала в переделку!».
Человек, впервые оказавшийся в кабине самолета один на один с приборами, нередко впадает в ступор от удивления: сколько же тут разных кнопочек, рычажков, рычагов, переключателей, шкал, надписей! Как только летчики во всем этом ориентируются?
Но... летчики просто делают свою работу. Кабина самолета для них – рабочее место, где все известно и понятно. И если я, к примеру, оказавшись на месте пилота, просто с удивлением рассматриваю непонятные приборы, то летчик, едва глянув на них, с легкостью сообщит, с какой скоростью и каким курсом движется машина, а также какая высота и сколько осталось в баке топлива. Все их действия в любой возникшей в полете ситуации рассчитаны и отработаны, заучены намертво, как у какого-нибудь менеджера в офисе рассчитаны все операции с теми или иными документами, - да простят меня... Теперь понятно, почему летчики не путаются в том многообразии кнопок, рычагов и всего прочего в кабине?
...Карина, забравшись в кабину истребителя, моментально прикинула, нормально ли отрегулировано по высоте сиденье пилота, затем застегнула ремень; ноги между тем нащупали педали управления. После всего этого она проверила, легко ли ходит ручка управления, затем нажала на педали и понаблюдала, как двигаются в ответ на это рули. Ничто не вызывало нареканий, и она продолжила подготовку самолета к вылету.
Под ее пальцами быстро щелкали выключатели, покорно двигались рычаги; стрелки приборов дрогнули под стеклами, закрывающими шкалы. Еще секунда-другая, - и все готово! «Ан нет, не все: про оружие-то я и забыла!», - спохватилась Карина.
Она дотянулась до рукоятки перезаряжания пулеметов, потянула ее на себя, - зашипел в недрах машины перезаряжающий все четыре пулемета воздух, - затем, выждав пару секунд, отпустила. Проделав то же с рукояткой перезаряжания пушек, Карина откинулась на спинку сиденья и недовольно нахмурилась: что-то там Рокс так долго возится? Давно пора уже подключить все шланги к самолету, чего он копается?
- Готово, мэм! – донеслось из-под самолета.
- Колодки под колесами? – осведомилась Карина.
- Так точно!
Услышав это, она чуть сдвинула рычаг газа вперед, а рычаг, управлявший шагом винта, что находился чуть левее – вперед до упора. После этого Карина включила аккумулятор и скомандовала:
- От винта!
- Есть от винта! – ответил Рокс.
- Воздух!
Услышав последнюю команду, означавшую, что надо пускать сжатый воздух, Рокс там, под самолетом, легким движением руки открутил вентиль баллона. Сжатый воздух, сердито зашипев, помчался по шлангам к двигателю машины. Винт машины слегка дрогнул и начал вращаться, пока еще очень, очень медленно, подталкиваемый выходящим из баллона воздухом. Карина, увидев, что винт начал крутиться, сразу же нажала кнопку запуска мотора и одновременно передвинула рычажок магнето. Где-то в чреве мотора родилось глухое рычание, - так, наверное, рычит разбуженный зверь, - и мотор, чихнув, заработал. Винт вращался все быстрее и быстрее, и вот уже лопасти стали не видны глазу, - настолько стремителен был теперь их бег по кругу.
Карина отпустила кнопку и поворотом регулятора закрыла воздушный кран, через который Рокс запускал сжатым воздухом двигатель. Ее помощник тем временем отсоединил все шланги, тянущиеся от баллона к самолету, и откатил ставшую ненужной емкость в сторону.
Мотор теперь было не перекричать, и команды приходилось отдавать жестами. Ветер, поднятый винтом, гонял по закутку всяческий мусор. Карина недовольно поморщилась и захлопнула фонарь кабины, чтобы пыль и прочая гадость не летела внутрь, затем выбросила вперед, насколько это позволяло тесное пространство кабины, обе руки ладонями вниз и резко развела их в стороны. Рокс, кивнув, вытащил из-под колес самолета колодки, удерживавшие его на месте подобно подложенному под колеса машины «башмаку».
Теперь недоставало лишь чуточку оборотов, чтобы машина подобно стальной птице рванулась вперед... как говорят люди, владеющие высоким штилем...
Короче, как раз этого Карине и не надо было. Впереди стояли грузовые контейнеры, и столкновение с ними грозило самолету множественными повреждениями конструкции. Препятствие надо было убрать как можно быстрее. Но... как?
Пиратка сделала своему помощнику жест, означавший: «Прочь!», и, как только Рокс присел за какой-то стальной ящик, прикрыв ладонями уши, положила большой палец на кнопку с буквой «R», что, по всей видимости, означало «Rockets», то есть «Ракеты»...
 
Экзот

Экзот

Элефантерия
Лавры "Небесного Капитана" покоя не дают? ;)

вырулить из пакгауза
"пакгауз" - это, всё ж, что то грузовое - хранение, обработка, и т.д.
"Ангар", "капонир", на крайняк - "эллинг"...

застегнула ремень
Одним ремнём к 1930ым уже не обходились - кроме поясного были ещё и плечевые.

нажала на педали и понаблюдала, как двигаются в ответ на это рули
Ещё занудон - если у тебя не "Лайтнинг" от педалей будет ходить - только один руль. ;)

положила большой палец на кнопку с буквой «R», что, по всей видимости, означало «Rockets», то есть «Ракеты»...
Странно придуманно - врядли пуск оружия стали бы делать где то отдельно от РУС.
 
Sherhan

Sherhan

Старожил
А те кто не решился - испугались что ли ?
 
Sherhan

Sherhan

Старожил
Порядок запуска от баллона - это сразу воздух в двигатель ?
 
Экзот

Экзот

Элефантерия
Sherhan,
Порядок запуска от баллона - это сразу воздух в двигатель ?
Ну, таких нестыковок там не одна - но я думаю, если парень пишет "в стол" или для глянцевого журнала - вполне "съедобно". :rolleyes:
Для первокурсницы гуманитарного ВУЗа что мотогондола, что двигатель - всё одно. ;)

-------------
Кстати, Натан, если у тебя самолёт начала 1940ых, то типов самолётов с носовым колесом тогда было - раз два и обсчёлся ;) - пяток...десяток на весь мир. А с самолёта с хвостовой опорой ты НУРСами пульнёшь в потолок ангара аккурат над воротами... :eek: :mad:
Короче, завалит твою мадам там - выруливать будет некому и не на чем.
Да и у кого в то время были наработки по НАР? Германия (со второй половины 1930ых) да СССР (с середины 1930ых).
 
Sherhan

Sherhan

Старожил
2 Экзот - я слегка не про то в процессе запуска. Отпустив кнопку запуска, воздушный кран закрыли. А открывали его когда ? ИМХО надо так - подсоединили баллон-и техник свое сделал.Затем пилот открывает воздушный кран запуска и далее по тексту.
 
Экзот

Экзот

Элефантерия
Sherhan, нууууу, если наш главный спец по Ан-2 в сомнениях... :rolleyes:

Мне так представляется. (Кстати, Натан, - на кой от баллона к борту идут больше одного шланга? ;) ).

1. Подключил баллон.
2. Открыл кран на баллоне.
Механик своё сделал.

3. Лётчик - открыл кран в кабине - пошёл воздух.
4. Нажал "Запуск" - пошёл запуск.
5. Отжал "Запуск", перекрыл кран в кабине.

6. Мех. перекрыл подачу от баллона, отсоединил шланг.

воздушный кран закрыли. А открывали его когда ?
"Худ. литература" - ключевое слово. ;)
 
Sherhan

Sherhan

Старожил
"Худ" - от слова "худо" или тот,которого утопили ? :D :D Ладно - человек совету просит.

Так вот - поскольку в описании пропущен п.3, то весь процесс описан кривовато. Зачем жать кнопку запуска,если вал двигателя уже вращается ? А одновременно кнопку запуска и переключатель магнето не включают.
 
A

В принципе балон то и не нужен был!Двигатель прогретый и бортового балона вполне хватает для запуска.Так,что в случае "шухера" запуск разумнее производить от бортового балона.
Обычно кран с регулятором давления стоит на "внешнем"балоне , а не в салоне.
А кран внутри отсекает бортовой балон от пневмосистемы в стояночном положении .
Если не ошибаюсь в те времена запуск производился инерционным стартером на
большенстве истребителей (принцип как на Ан-2) либо через храповое
устройство на "коке" винта от "пускача".

Отсутствует стандартная процедура включения магнето.

Колодки колодками,но ещё неплохо было бы поставить на стояночный тормоз перед запуском и качнуть топливо ручным насосом в цилиндры
(тогда он назывался "Оливейром" или "Аливейром").
 
Реклама
Экзот

Экзот

Элефантерия
Sherhan,
Худ" - от слова "худо" или тот,которого утопили ?
:)
Так вот - поскольку в описании пропущен п.3, то весь процесс описан кривовато. Зачем жать кнопку запуска,если вал двигателя уже вращается ?
Да, это я пропустил.
Нестыковка выросла вот откуда (только сейчас дошло).
Поясни?

При запуске сжатым воздухом:
открыть кран бортового баллона;
включить аккумулятор;
дать команду «От винта» и, получив ответ «Есть от винта»,

открыть воздушный кран самопуска (при запуске от аэродромного баллона дать команду «Воздух»);

после того как винт начнет вращение, нажать кнопку вибратора; и одновременно включить оба рабочих магнето, кнопку вибратора держать нажатой - не более 10 сек. с интервалом между нажатиями кнопки 3-5 сек.
(что за вибратор?
На картинке рядом с текстом - копка "Запуск". Здесь я "поплыл" :( ).
Как только мотор начнет работать, отпустить кнопку вибратора и закрыть воздушный кран самопуска.


vadim
Если не ошибаюсь в те времена запуск производился инерционным стартером на большенстве истребителей (принцип как на Ан-2)
От сжатого воздуха в то время почти всё делалось.
либо через храповое устройство на "коке" винта от "пускача".
А это аналог АПА. :) Можешь - запускайся без него, не хочешь/не можешь - вызывай пускач.

Колодки колодками,но ещё неплохо было бы поставить на стояночный тормоз перед запуском
Был ли он тогда? :confused: С ним колодки были бы не нужны.

и качнуть топливо ручным насосом в цилиндры (тогда он назывался "Оливейром" или "Аливейром").
Укоренилось "Альвеер"/"Альвейер".
В цилиндры топливо, ЕМНИП, подаётся шприцом, а насос - создаёт, т.с., поддавливание.
 
Sherhan

Sherhan

Старожил
Воздушный запуск сейчас - это Ка-26. Кстати - на картинке запускаем Як? Или Ла-5 / что сомнительно / ? Кнопка вибратора / она же запуска / - это кратковременная подача искры до начала работы основных магнето. Можно и пусковым магнето обозвать.
Я из-за чего начал - вот представь картину - наземный баллон к бортовому штуцеру и пустили воздух. И что - "винт,слегка дрогнув,начал вращаться" ? Да ни фига - при закрытом бортовом баллоне ничего не будет. Далее - воздушный кран запуска подает воздух от баллона на штукенцию именуемую РСВ / на Ка-26 / - распределитель сжатого воздуха. И далее по тексту.

А наличие стояночного тормоза не исключает обязательность колодок.
 
Экзот

Экзот

Элефантерия
Sherhan
на картинке запускаем Як?
Да - Як-3.
Кнопка вибратора / она же запуска / - это кратковременная подача искры до начала работы основных магнето.
А принцип? Конденсатор от аккумулятора?
Написано, что нажимать можно до 10сек.

Я из-за чего начал - вот представь картину - наземный баллон к бортовому штуцеру и пустили воздух. И что - "винт,слегка дрогнув,начал вращаться" ? Да ни фига - при закрытом бортовом баллоне ничего не будет.
Т.е. от наземного - просто заряжается бортовой и только из бортового есть выход на стартёр?
А наличие стояночного тормоза не исключает обязательность колодок.
Я про другое: как обеспечить стояночный торомоз? Только заперев под давлением рабочее тело в с-ме. Если гидравлика и то травит, то уж воздух уйдёт из с-мы за пару часов.
Если Вадим имел в виду просто обжать тормоз перед запуском - то это не совсем стояночный, согласись.
 
A

Натан Захарий, Хочу внести неавиационный комментарий. Ругательство "Блин" - это из серии фраз в американских детективах "спустил все до копейки"? Понимаю, что критиковать проще чем писать, ибо периодически литредом подвизаюсь, но все таки. Буду рад пояснениям. :)
 
П

Пхайзер

Новичок
ИМХО с текстом надо серьезно поработать не только на предмет соответствия процедурам. Читается он как-то неестественно, с натягом. Натан Захарий, почитай Catch 22. Там вродеб вся книга про авиацию, а нет такого ощущения, что тебе пытаются сказать кучу лишнего. Ты же не инструкцию по эксплуатации ЛА пишешь?
 
Экзот

Экзот

Элефантерия
Пхайзер, стилистика - дело субъективное и лично-авторское. Во всяком случае здесь у нас - не "Чёрная Библиотека".
 
A

Экзот, "шприц" -это слэнг.А так он-ручной топливливный насос с раздельной подачей в разные устройства (напр."цилиндры"-"карбюратор")Стояночный
тормоз у "пращуров" был наверняка т.к. управление на земле у большенства (уже
тогда) производилось раздельным торможением (с приводом от педалей) и затормозить оба колеса можно было отдельным устройством.А уж как оно выглядело (ручка или тумблер) не важно.Важно чтоб фиксировалось.
А насчёт большинства запуска от воздуха можно поспорить.Достаточно посмотреть
военную хронику.Кадры когда техник "мослает" ручку инерционного стартера не редкость.Позже техника заменили электродвигателем.
 
Экзот

Экзот

Элефантерия
vadim,
"шприц" -это слэнг
Когда то он действительно напоминал шприц.
Но по поршням не спец - спорить не буду.
Кадры когда техник "мослает" ручку инерционного стартера не редкость.Позже техника заменили электродвигателем.
Это ты про инерционный стартер - АШ-62ИР, например. А как пускался тот же ВК-105? На что сжатый воздух подавался? Неужели на турбину маховика? :confused:
 
Реклама
Sherhan

Sherhan

Старожил
Экзот- ладно "худ"с ней - литературой :D Давай о технике. При нормальной герметичности воздушной системы давление в тормозах держится достаточно долго. Законсервированные Ан-2 стояли всю зиму - и на некоторых давление в тормозах оставалось.Если при запуске ещё и тормоза обжимать - рук не хватит запуститься. По вибратору - в принципе именно так, потому и прерывистые импульсы нажатия. По баллону - надо посмотреть,но скорее всего открытие крана бортового баллона одновременно открывает доступ воздуху в систему из наземного баллона - магистраль от штуцера идёт через тот же кран.