Эксплуатация Ил-76 в СССР. Малоизвестное.

aviafan

Местный
Уважаемые форумчане!

В настоящее время существует множество публикаций по истории Ил-76, но ни одна из них не даёт полной картины его эксплуатации, «вежливо обходя» его полёты в «малых» авиациях силовых ведомств и в системах МАП, МРП и МОМ.

Особенно интересно услышать тех, кто летал на Ил-76 в авиации ПВО, КВ, ПВ, ВВ МВД, в системах МАП, МРП и МОМ. Какие задачи на них решались? Были ли «фиксированные», т.е. повторявшиеся с завидной регулярностью? Что было интересного, что запомнилось? Как эти подразделения формировались? Где брали лётный состав и ИТС? Что отличало от полётов в ВВС и МГА соответственно?

Да и к тем, кто служил в ВТА во времена СССР, тоже ряд вопросов…
Зачем выполнялась «ротация» Ил-76 между различными полками на территории СССР. Это понятно, когда перевооружались с Ан-12, а затем? Правда ли, что каждый из втап закреплялся за определённой вдд, исходя из территориального принципа?
Очень интересно услышать тех, кто встретил в полках переучивание на Ил-76 с Ан-12. Насколько сложно это было: ведь машины уж слишком разнятся?..

Интересна эксплуатация Ил-76 и в Аэрофлоте. Про это тоже мало пишут. Интересно услышать, какие задачи там выполнялись, что наиболее запомнилось, как шло переучивание?

Каковы были планы в ВТА и МГА по переходу на Ил-76? Планировали ли их поставки в Фергану и Завитинск? Если да, то когда? До 2000 года планировался выпуск ещё около 300 новых военных Ил-76? Куда их собирались поставлять? Понятно, что часть – на замену ранних версий машины, а остальные: не формировать же под них новые части? Или такие планы были?

Куда собирались поставлять Ил-76 в гражданской авиации? Начали в 1991 году в Донецк, были ли планы ещё?

В общем, пока одни вопросы… Но будут и ответы!

Также буду признателен за дополнения и уточнения приводимых ниже данных по эксплуатантам Ил-76 в СССР по состоянию на конец 1991 года (в частности, по номерам эскадрилий).

С уважением
Сергей

P.S.Публиковал эту тему на одном из авиафорумов, но, к сожалению, там мне практически ничем помочь не смогли... За исключением уважаемого Eduard_AB. Так что надеюсь на Вашу помощь.


---------- Добавлено в 09:07 ----------


ВВС

25 гвтап Мелитополь 31 Ил-76 ВТА
37 втап Арциз 30 ВТА
110 втап Кречевицы (Новгород) 29 ВТА
128 гвтап Паневежес 31 ВТА
175 втап Мелитополь 30 ВТА
192 гвтап Укурей 46 ВТА
196 втап Тарту 28 ВТА
334 втап Псков (Кресты) 29 ВТА
338 втап Запорожье (Мокрая) 28 ВТА
339 втап Витебск (Северный) 30 ВТА
363 втап Кривой Рог (Долгинцево) 30 ВТА
369 втап Джанкой 31 ВТА
600 втап Кедайняй 30 ВТА
708 гвтап Гянджа 27 ВТА
353 апон Чкаловский 2 8 адон
354 апон Чкаловский 8 8 адон
409 апсз Узин 1 106 тбад
втаэ Иваново (Северный) 9 610 ЦБП
втаэ Иваново (Северный) 9 610 ЦБП
оиаэ Иваново (Северный) 9 610 ЦБП
168 ЛИК Кировское 1 3-е Управление 929 ГЛИЦ
КВАЛТУ Краснодар 1 подготовка иностранцев
??? осаэ Чкаловский 2 ГШ ВС СССР
Ил-76ВКП

ПВО
978 отап Клин 6
18 оаэ Витебск (Северный) 1 Техсопровождение А-50
??? оаэ Укурей 1 Техсопровождение А-50

КВ
70 оитапон Чкаловский 5 ЦПК Ил-76КТ, Ил-76МДК

ПВ
оао СН Москва (Шереметьево) 4

ВВ МВД
??? осаэ Н.Новгород (Стригино) 8
??? оаэ Ермолино 2

Всего у силовиков – 499 Ил-76.

Почему-то в Укурее аж 46 самолётов! Это и в самом деле так было, или это из-за большой ротации самолётов между частями где-то ошибся?

Была ли в Чкаловской осаэ, приписанная к Главному медицинскому управлению, в состав которой якобы входили 1 Ил-76МТ «Скальпель», 2 Ан-26М и 2 Ил-18?

Слышал, что на временной основе в состав ???отаэ 1338 ИЦ 8-е Управление 929 ГЛИЦ (Чкаловский) для проведения испытаний средств десантирования передавались Ил-76 из строевых частей. Как это выглядело на практике? Сколько Ил-76 могло там летать одновременно? На какой промежуток времени они передавались? На этап испытаний?


---------- Добавлено в 09:08 ----------


МГА
134 ло Восточно-Сибирское Иркутск 7
130 ло Красноярское Абакан 4
214 ло Красноярское Красноярск (Емельяново) 8
181 ло Магаданское Магадан-56 (Сокол) 7
64 ло ЦУ МВС Шереметьево 23
212 ло МТУ Домодедово 7
368 ло Приволжское Самара (Курумоч) 3
435 ло Тюменское Тюмень (Рощино) 13
209 ло Узбекское Ташкент 9
89 ло Украинское Донецк 1
139 ло Якутское Якутск 4
Итого в МГА – 86 Ил-76.
Были ли собственные Ил-76 в 235 ло? Или их привлекали из ЦУ МВС и ВТА?
МАП
ОКБ Ильюшина Раменское 6 ЛИДБ
ОКБ Сухого Раменское 1 ЛИДБ
ОКБ Туполева Раменское 1 ЛИДБ
ОКБ Мясищева Раменское 1 ЛИДБ
ГосНИИ Шереметьево 1
СибНИИ Новосибирск 1
ВАКО Воронеж 1
УАПК Ульяновск 2
ТАПОиЧ Ташкент 2
КнАПО Комсомольск-на-Амуре 2
КАПО Казань 1
ЛИИ МАП Раменское 8 в т.ч 4 Ил-76ЛЛ
ПОТА Домодедово 2
МОМ
КБ Южное Днепропетровск 1
АПО Кировский завод Киров 1
ГосИАСС «Прогресс» Самара 2
НПО Полёт Омск 2
МСЗ Златоуст Челябинск? 1
Пермский МСЗ (НПО «Искра»?) Пермь 1
МРП
ЛИИП Раменское 12 В т.ч. 5 «976»
Московский НИИТП Раменское 1
Итого в министерствах СССР – 63 Ил-76.
Всего по состоянию на конец 1991 года в СССР в эксплуатации 649 Ил-76.
Кроме того, до распада СССР 14 Ил-76 потеряны в ВТА (5 – паневежских, 3 – тартуских, по два – новгородских и джанскойских, по одному – арцизскому и витебскому), 2 – в МГА (Ульяновской ШВЛП и Красноярского ЛО) и 1 – ОКБ им. Мясищева (был в аренде в авиакомпании).
Ещё, как минимум, 4 машины списали до конца 1991 года: 3 в МГА и один – из авиации МАП.


---------- Добавлено в 09:11 ----------


Какой "подвиг" нужно было совершить той или иной структуре, чтобы получить собственный Ил-76? Кто принимал подобные решения?
По силовикам и МГА понятно: там было кому этим заниматься. Где брали лётные и технические экипажи для того же МОМ?
А на каком уровне принимались решения по отправке Ил-76 в МРП и МОМ? Совмина?

Насколько я понимаю, основные задачи Ил-76 в МАП, МОМ и МРП - перевозки грузов между предприятиями-смежниками, а также по направлению "центральное предприятие-филиалы".

Возможно, у кого-то найдутся фото по МАПовским, МОМским и МРПэшныи Ил-76. Буду очень признателен.

Ответ Eduard_AB:
Ну они получали 76-е не вдруг.
У этих предприятий уже были свои лётно-транспортные отряды со всей необходимой инфраструктурой и персоналом. А состав техники в ЛТО предприятия определялся объемом и номенклатурой перевозимых грузов, статусом предприятия и его директора. При получении новых типов ЛА лётные и технические экипажи, в основном, готовили из уже имеющихся \+ приглашали уже готовых из МГА или уволившихся из ВС.

У 76-х были те же задачи, что и у других самолётов из ЛТО этих предприятий. Отличие только в массе-габаритах груза, который требовалось перевезти за раз.
Дело в том, что сложная, крупная техника (сопоставимая с самолетом) считается серийной весьма условно. Практически в каждом экземпляре есть какие-либо доработки. Сам процесс производства, скажем так, не очень ритмичен. Поэтому нередко требуется срочная перевозка комплектующих, материалов и т.д. и т.п. Как правило, попутно возили своих командировочных.
Кроме того предприятия сопровождают свою продукцию после продажи. Для этого тоже требуются как перевозки людей, так и техники, комплектующих... Например в структуре МАПовских предприятий были цеха/отделы/службы эксплуатационно-ремонтного обслуживания (ЭРО) (Называться на разных предприятиях могли по разному, но суть одна) Они проводили плановые доработки техники в эксплуатации, часть регламентного обслуживания, ремонты.
Ну и нередко требовалась оперативная доставка "железа" и людей для сопровождения своих изделий во время испытаний. Так, например, при проведении испытаний А-50х в Ахтубинске обеспечение "экспедиций" ТАПОиЧ и ПО "Октябрь" осуществлялось в основном Ил-76 ТАПОиЧ. И только "по мелочи" Ан-24/26/12.


---------- Добавлено в 09:14 ----------


Ещё ряд вопросов:

Вспомнил, что когда-то рассказывали, что в авиацию ВВ МВД на Ил-76, равно как и в эскадрилью (будущий полк) А-50 за лётным составом ездили "покупатели" по всем полкам ВТА и лётным училищам (Балашов, Оренбург). В первом случае заманивали званиями, во втором - перспективами роста. Насколько это правда?
И когда Ил-76 появились в авиации ВВ МВД? Год 1989-1990-й?

Подскажите, пожалуйста, по Укурею: могло ли там в 1991 году быть 46 бортов, или всё же "стандартные" 29-32?

И когда-то читал, что незадолго до распада СССР втап перевели со штата 28-29 самолётов на штат 31-32 самолёта, добавив в них ещё по одному отряду. С чем это было связано? И всех ли втап это коснулось?

Так и не смог нигде найти сводную информацию по результатам испытаний Ил-76: даты проведения этапов, общий налёт, количество полётов, привлекавшиеся "борта". Равно, как и воспоминаний лётчиков, в них участвовавших...
Есть данные только по участию в испытаниях Ил-76 пилотов ГК НИИ ВВС: 964 полёта, 1676 часов налёта, 4 самолёта, закончены 15 декабря 1974 года. А сколько налетали во время заводских испытаний и на этапе, проводившемся в ЛИИ МАП?
Как шли испытания вцелом, были ли, кроме "детских болезней", серьёзные проблемы? Или всё прошло более-менее гладко?
Буду признателен за информацию. Возможно, кому-то она попадалась...

Возможно, проясните ещё одно "белое пятно" в истории Ил-76 (со слов моих коллег).

В конце 80-х-начале 90-х на аэродроме Третьяково (Луховицы)на одной из РД на хранении стояло 10-12 совершенно новых Ил-76 (причём, весьма интересного вида - "серый низ-белый верх"). За ними "ухаживали", выполняя необходимые работы и даже, якобы,и периодические пробы двигателей. В первые годы после распада СССР "эскадрилья-призрак" исчезла...
Версия: кто-то на самом верху уже знал, что Союзу жить недолго и "припас" себе небольшую авиакомпанию. А после 1991 года приступил "к делу"... Иначе зачем "мариновать" без дела 10-12 новых Ил-76, в каждый из которых вложено столько труда и денег?
И, главное, почему у самолётов была такая странная, окраска по типу А-50?

Всем хороших выходных!
 
Реклама
С позиции теоретика...
Зачем выполнялась «ротация» Ил-76 между различными полками на территории СССР.
"Чтобы враг не догадался"? :)
переучивание на Ил-76 с Ан-12. Насколько сложно это было: ведь машины уж слишком разнятся?..
А куда деваться? Одноклассников Ил-76-го в тот момент, вроде, и не было. Не переучивать же "вниз" с Ан-22.
"ухаживали", выполняя необходимые работы и даже, якобы,и периодические пробы двигателей.
Гонка моторов — обязательная процедура при переконсервации самолёта, находящегося на хранении.
В первые годы после распада СССР "эскадрилья-призрак" исчезла...
"Потеряли" десяток таких бортов? Не верится что то...
 
Уважаемые форумчане!
Возможно, проясните ещё одно "белое пятно" в истории Ил-76 (со слов моих коллег).
В конце 80-х-начале 90-х на аэродроме Третьяково (Луховицы)на одной из РД на хранении стояло 10-12 совершенно новых Ил-76 (причём, весьма интересного вида - "серый низ-белый верх"). За ними "ухаживали", выполняя необходимые работы и даже, якобы,и периодические пробы двигателей. В первые годы после распада СССР "эскадрилья-призрак" исчезла...
Версия: кто-то на самом верху уже знал, что Союзу жить недолго и "припас" себе небольшую авиакомпанию. А после 1991 года приступил "к делу"... Иначе зачем "мариновать" без дела 10-12 новых Ил-76, в каждый из которых вложено столько труда и денег?
И, главное, почему у самолётов была такая странная, окраска по типу А-50?
Всем хороших выходных!
Вот такие?Ил-76 с такой окраской были в ВТА ВВС МО СССР.Сейчас они похоже уже порезаны,а это фото Ил-76 б/н 725 черный снято на хранении в Иваново-Северный.
 
Последнее редактирование:
Большое спасибо за ответы!

Уважаемый Fencer!
По поводу КнААПО: борт был один - 76425 (80-02), второй "прихватил" в своих записях из строки ниже (76496, сер.08-06 КАПО). Моя ошибка...
Итого - Комсомольск-на-Амуре - 1 Ил-76ТД.

Уважаемый Striker!
По Донецку. Поставлены 4 самолёта (1 до распада СССР, 3 - после него, очевидно, по "инерции", ещё по советским планам):

Рег. Сер. Модиф. Дата поставки
78736 82 05 76ТД 27.09.91
76832 84 10 76ТД 30.05.92
76436 85 02 76ТД 19.06.92
76411 85 06 76ТД 20.10.92

Но затем машины очень быстро оказались в авиакомпаниях, поэтому, вероятно, в Донецке об них особо и не помнят. Хотя событие, прямо скажем, незабываемое. Надо ветеранов ЛО и аэропорта искать...

По поводу номера ло в Донецке, то он там был один - 89-й (Як-42, Ан-24). Или под Ил-76 формировался новый отряд?
 
Зачем выполнялась «ротация» Ил-76 между различными полками на территории СССР
"Чтобы враг не догадался"?
Вероятно, по той же самой причине, что и пассажирские. Ту-104, а затем и Ту-154, к примеру, Хабаровского ОАО имели большой налет часов но маленькое количество посадок. Одесские Ту-154 имели сравнительно маленький налет, но при этом большое число посадок. Чтобы выровнять ресурсы по часам и посадкам, "дальнобойные" и "ближнебойные" отряды менялись самолетами.
 
Реклама
Большое спасибо за ответы!
Уважаемый Fencer!
По поводу КнААПО: борт был один - 76425 (80-02), второй "прихватил" в своих записях из строки ниже (76496, сер.08-06 КАПО). Моя ошибка...
Итого - Комсомольск-на-Амуре - 1 Ил-76ТД.
Спасибо за ответ.
 
Aleck, ну, у военных своя специфика. ПМСМ, аналогия не вытанцовывается.
 
Всего ВТАПы во времена СССР обменялись друг с другом более чем 240 Ил-76. Понятно, когда Витебск и Кречевицы переходили на МД-шки, а "чистые" Ил-76 сдавали в другие части, или когда для Укурея "с мира по нитке" собирали. Но вот смысл в других случаях? Например по направлению Мелитополь-Джанкой. И там, и там МД, и расстояние всего в 100 км между аэродромами...

Также буду благодарен за информацию, правда ли, что Ил-76МД СССР-78757 (64-07) 1988 г.в. первоначально был поставлен в Краснодарское ВАЛТУ, готовившее иностранцев? Ведь на Ил-76 их учили в 610 ЦБП в Иваново...
 
Уважаемый Fencer!
ВАЛТУ - высшее авиационное лётно-техническое училище.
 
Реклама
По поводу номера ло в Донецке, то он там был один - 89-й (Як-42, Ан-24). Или под Ил-76 формировался новый отряд?

Там было 2 ЛО, оба дожили до развала СССР, к концу СССР было так:
89 ло – Ан-2, Ми-2
215 ло – Ан-24Б, Як-42

Вообще то все ЛО, известные на данный момент в этой теме:
http://aviaforum.ru/threads/26240
 
Назад