Этюды из Хермескайла

Вымерли к концу 80-х годов, как со временем вымирают все железные птицы (вроде бы в США пара ещё летает). Сохранились лишь "чучела", которых только в британских музеях около дюжины, 4 шт. в Германии, среди которых и экземпляр на "Выставке" в Хермескайле модификации AEW Mk.3.
Флагман серии совершил первый полёт в августе 1958 г. и в ноябре прошёл испытания на авианосце "Центавр". В строю с марта 1960г. Построено 44 шт. ( из общего числа 255 (348) шт.) за 1958-1959 гг. заводом фирмы в Хайесе.
Экипаж 2 человека. Взлётный вес ок. 9 т. Мощность силовой установки 3145 л.с. Дальность 995 км. (в целях экономии топлива один из двух двигателей, вращавших соосные винты, мог отключаться).
Назначение понятно из оборудования- под кабиной обтекатель радара AN/APS 20, и вооружения- пара торпед, глубинные бомбы, 16 ракет под крыльями.
 
Реклама
Перешедший в 1944 году из фирмы Вестланд на должность шеф-конструктора В. Петтер, немедленно включился в работу над лёгким высотным турбореактивным бомбардировщиком для замены "Москито". Именем "Канберра" самолёт обязан сэру Джорджу Нельсону, председателю правления "Инглиш Электрик", по названию столицы государства, первого заключившего контракт на импорт.
Первый полёт 13 мая 1949 года совершил недавно скончавшийся Роланд Бимон, лётчик- испытатель масштаба Громова и Коккинаки.
В течение первых десяти лет приобрёл репутацию " сокрушителя рекордов", установив не менее 22 рекордов в перелётах через океан, в Африку, Азию, Австралию, Южную Америку. Из них- 3 рекорда высоты (с двигателями Бристоль "Олимпус", а последний рекорд- 21 430 м с дополнительным ракетным "Скорпион"). Первым пересёк Атлантику в обоих направлениях в один день. Первым добрался из Соединённого Королевства до Австралии менее чем за сутки.

Производился в более чем 35 модификациях также фирмами Авро, Хэндли-Пэйдж и Шорт, фирмой Мартин (для замены В-26, 406 шт.) в США и в Австралии ( 48 шт.). Всего-1352 самолёта.
Состоял на вооружении также в Аргентине, Эквадоре, Эфиопии, ФРГ, Индии, Родезии, Пакистане, Франции, Швеции, Чили, Перу, Новой Зеландии, Венесуэле и Южной Африке.
Воевал во Вьетнаме (на стороне США и Австралии), в Эфиопии против Эритреи и, затем Сомали, на Фолклендах ( на стороне Аргентины), в Катанге, в Индии-Пакистане (с обеих сторон), в Намибии и Анголе, Мозамбике и Ботсване и др.
Разведывательные варианты королевских ВВС производили полёты в Ираке и Афганистане.
Особая страница в истории самолёта- разведывательные полёты над СССР. Китаем и странами Восточной Европы на вариантах фирмы Мартин РБ-57, оснащённых двигателями J57 и с размахом крыла 33 м. ( впоследствии 37 м.). Прекратились 14.12.1965 г. ( по другим источникам 1968г.), когда в районе Одессы был сбит РБ-57Ф.
В Королевских ВВС оставался до 23.06.2006 г., т.е. 57 лет после первого полёта!
По меньшей мере 5 самолётов в мире готовы ещё подняться в воздух.
В Германии "Канберры" стационировались в Вильденрате, Гайленкирхене, Лаарбрухе,Альхорне, Гютерсло.
На фото- "Канберра" В1 Мк.8:
Экипаж- 2 человека (катапультируемое сиденье только у пилота).
Скорость- 827 км/час.
Высота-14 700 м.
Дальность- 5 800 км.
Взлётный вес- 25 515 кг.
Двигатели- Роллс- Ройс Авон 109 по 3 400 кг.
Носитель ядерного оружия.
 
Перешедший в 1944 году из фирмы Вестланд на должность шеф-конструктора В. Петтер, немедленно включился в работу над лёгким высотным турбореактивным бомбардировщиком для замены "Москито". Именем "Канберра" самолёт обязан сэру Джорджу Нельсону, председателю правления "Инглиш Электрик", по названию столицы государства, первого заключившего контракт на импорт.
Первый полёт 13 мая 1949 года совершил недавно скончавшийся Роланд Бимон, лётчик- испытатель масштаба Громова и Коккинаки.
В течение первых десяти лет приобрёл репутацию " сокрушителя рекордов", установив не менее 22 рекордов в перелётах через океан, в Африку, Азию, Австралию, Южную Америку. Из них- 3 рекорда высоты (с двигателями Бристоль "Олимпус", а последний рекорд- 21 430 м с дополнительным ракетным "Скорпион"). Первым пересёк Атлантику в обоих направлениях в один день. Первым добрался из Соединённого Королевства до Австралии менее чем за сутки.

Производился в более чем 35 модификациях также фирмами Авро, Хэндли-Пэйдж и Шорт, фирмой Мартин (для замены В-26, 406 шт.) в США и в Австралии ( 48 шт.). Всего-1352 самолёта.
Состоял на вооружении также в Аргентине, Эквадоре, Эфиопии, ФРГ, Индии, Родезии, Пакистане, Франции, Швеции, Чили, Перу, Новой Зеландии, Венесуэле и Южной Африке.
Воевал во Вьетнаме (на стороне США и Австралии), в Эфиопии против Эритреи и, затем Сомали, на Фолклендах ( на стороне Аргентины), в Катанге, в Индии-Пакистане (с обеих сторон), в Намибии и Анголе, Мозамбике и Ботсване и др.
Разведывательные варианты королевских ВВС производили полёты в Ираке и Афганистане.
Особая страница в истории самолёта- разведывательные полёты над СССР. Китаем и странами Восточной Европы на вариантах фирмы Мартин РБ-57, оснащённых двигателями J57 и с размахом крыла 33 м. ( впоследствии 37 м.). Прекратились 14.12.1965 г. ( по другим источникам 1968г.), когда в районе Одессы был сбит РБ-57Ф.
В Королевских ВВС оставался до 23.06.2006 г., т.е. 57 лет после первого полёта!
По меньшей мере 5 самолётов в мире готовы ещё подняться в воздух.
В Германии "Канберры" стационировались в Вильденрате, Гайленкирхене, Лаарбрухе,Альхорне, Гютерсло.
На фото- "Канберра" В1 Мк.8:
Экипаж- 2 человека (катапультируемое сиденье только у пилота).
Скорость- 827 км/час.
Высота-14 700 м.
Дальность- 5 800 км.
Взлётный вес- 25 515 кг.
Двигатели- Роллс- Ройс Авон 109 по 3 400 кг.
Носитель ядерного оружия.
 
Самый быстрый самолёт английских ВВС Инглиш Электрик "Лайтнинг" был сконструирован под руководством Вильяма Петтера (1908-1968) и А. Е. Эллисона. По скорости ( до 2 880 км./час), высоте и скороподъёмности (15 км./мин, для сравнения МиГ-21- 11 км./мин.) не имел себе равных. Недостатки- малая дальность и слабое вооружение.
Производился на заводах в Престоне, Сэмлсбэри, Вартоне, модернизировался в Филтоне. Всего-339 шт.
Прототип совершил первый полёт на авиабазе Боскомб Даун 04.08.1954 года.
25.11.1958 года достиг скорости М 2.
Состоял на вооружении Королевских ВВС (100 боевых и 20 учебных), ВВС Саудовской Аравии (35 и 6, с 1967 по 1986 гг.) и ВВС Кувейта (12 и 2, с 1968 по 1977 гг.).
Два подразделения "Молний" модификации F2A стояли на территории Германии (с 1965 по 1977 гг.)- в Гютерсло и Гайленкирхене.
В 1984 году во время учений НАТО пилот Майк Хэйл на "Молнии" F3 перехватил U-2 на высоте 26 800 м., считавшейся безопасной с точки зрения перехвата, а в апреле 1985 года он же, единственный из компании F-14, F-15, F-16, F-104, "Mirage", успел перехватить "Конкорд", исполнявшего роль цели.
 
Начиная 1974 и по 30.07.1988 годы постепенно выводился из эксплуатации и заменялся на "Фантом" FGR.2 и "Торнадо" F3.
"Молнии" ещё летают, хотя и далеко от родины (в 1990 г. компетентные власти запретили местным энтузиастам приводить приобретённые самолёты в пригодное для полётов состояние).
С 2001 года южноафриканская Thunder City ( в 2006 г. имела 2 2-х местных и 2 одноместных самолёта) предлагает полюбоваться Мысом Доброй Надежды с высоты 20 км. Так что, если Вам за 18 и позволяет здоровье и кошелёк (цена- 10 000 евро), то вперёд!

Технические характеристики модификации F2A (31 шт. модернизирована из F2):
Экипаж 1 человек.
Скорость 2 044 км./час.
Высота 18 300 м.
Дальность 600 км.
Взлётный вес 17 554 кг.
Вооружение 2 (или 4) пушки "Аден" и 2 УРС или 48 НУРС.
Двигатели: 2x Роллс-Ройс Авон 211 Р ( 73,94 kN на форсаже)
 
В первый испытательный полёт самолёт Хаукер "Хантер" (с двигателем от "Канберры") конструктора Сиднея Камма 20.07.1951 года поднял Нэвил Дьюк. Первый серийный "Хантер" полетел 16.05.1953 г. "Хантер" F3 07.09.1953 года установил мировой рекорд скорости (1 163,2 км./час., пилот Н. Дьюк), продержавшийся 3 недели и побитый "Свифтом". В Королевские ВВС заступил на службу в июле 1954 г.
В один единственный день, 08.02.1956 года, ВВС потеряли 6 самолётов ( один пилот погиб) из-за полной выработки топлива в полёте, когда восьмёрка "Хантеров" шла на запасной аэродром из-за непогоды на основном.
Построено 1972 шт. в Кингстоне и Блэкпуле, кроме того ещё 455 шт. были построены по лицензии фирмой Фэйри (Бельгия) и Фоккер (Нидерланды). ВВС 22-х стран летали на "Хантерах".
Музей располагает "Хантерами" двух модификаций- F6A и Мк.58.
"Хантер" F6A совершил первый полёт 22.01.1954 года.
В частях с октября 1956 года. Заводом в Кингстоне и фирмой Армстронг Уитворт построено 384 шт.
Скорость 1 125 км./час.
Высота 16 200м.
Взлётный вес 8 051 кг.
Перегоночная дальность 2 696 км.
Радиус действия в варианте истребителя 370 км.
Двигатель Роллс-Ройс" "Авон" 207 тягой 46,05 кN.
Вооружение- 4 пушки "Аден", 24 НУРС или 680 кг. бомб.
 
Всепогодный перехватчик "Хантер" Мк.58 (экспортный вариант F6 для Швейцарии) имел дальность применения 2 960 км. со сбрасываемыми подвесными баками.

Сопровождая "Канберры", летали с Кипра, участвуя в Суэцком кризисе 1956 г.
Много "Хантеров" было потеряно во время Шестидневной войны, Индо-Пакистанского конфликта, африканских разборок.
Чилийские "Хантеры" внесли свой вклад в свержение С. Альенде, бомбардируя 11.09.1973г.президентский дворец, дом президента и лояльные президенту радиостанции.


В Великобритании "Хантеры" были сняты с вооружения в 1980 году (для тренировочных целей использовались до начала 90-х годов), а в Швейцарии- в 1994.

Если Вы не выше 195 см. и весите не более 100 кг. (с одеждой), то можете слетать на "Хантере" в Мюнхене. 3 584 евро Вам будет стоить полёт с фирмой Ятего в ЮАР, но при росте менее 2 м. и весе до 125 кг. Если и это Вам не подходит, то есть последний вариант, кажется без ограничений, но за 4 250 Евро, тоже в Африке.
 
Единственный, действительно успешный самолёт с вертикальным взлётом (который практически всегда взлетает с небольшим разбегом для повышения взлётного веса, до 14 тонн у АV-8B) явился итогом многолетних трудов, начавшихся в 1957 году, коллективов шеф-конструктора Сиднея Камма, Ральфа Хупера и Стэнли Хукера из Бристоль Энджин. Задумывался как истребитель- бомбардировщик и для непосредственной поддержки войск, но слабая броневая защита ограничила его применение в этом качестве.

Прототип первый полёт совершил 21.10.1960 года и только 7 лет спустя поднялся в воздух "Харриер" GR.1. В войсках с 01.04.1969 г.
Производили "Харриер" ("Лунь", а прототип "Кестрел"- "Пустельга") заводы в Кингстоне (Лондон) и Дансфолде.
Модификации первого поколения использовались авиаподразделениями ВМС Индии и Таиланда, а все остальные самолёты являлись вариантами AV-8B фирмы Мак-Доннелл-Дуглас (позднее Боинг). Всего выпущено 718 самолётов 13 модификаций.
Благодаря идее морского офицера Дугласа Тэйлора самолёты стали осуществлять бескатапультный старт с использованием трамплина.
Состоит также на вооружении авианесущих кораблей Испании и Италии.

Модификации "Си Харриер" и "Харриер" GR.3 принимали участие в конфликте на Фолклендах, базируясь на "Гермесе" и "Инвисибл". На их счету 21 аргентинский самолёт. Свои потери- 6 шт, из которых 4 небоевые. В то же время не смогли разрушить ВПП на аэродроме в Порт-Стэнли.
 
Характерное внешнее отличие модификации GR3 (в строю с 1970 г.)- удлинённая носовая часть из-за размещения лазерного дальномера и лазера подсветки цели фирмы "Ферранти". Установлены два приёмника предупреждения о радиолокационном облучении спереди и сзади.
Технические данные представленного в экспозиции самолёта:
Экипаж 1 человек.
Скорость 1 186 км. час.
Высота 15 240 м.
Взлётный вес 11 240 кг.
Радиус действия 460 км.
Перегоночная дальность 3 425 км.
Двигатель Ройсс-Ройс "Пегас" Мк. 103 тягой 9 752 кг.
Вооружение- 2 пушки калибра 30 мм. "Аден"
Боевая нагрузка до 2 300 кг. на 9 узлах подвески.

Ориентировочно, в 2010 году в США и Великобритании будет заменён на F-35B.
В музеях Великобритании хранятся 10 самолётов 4-х модификаций.
 
29.07.1949 года Д.Канингхэм, ас второй мировой войны и ведущий лётчик- испытатель фирмы Де Хэвилэнд, совершив получасовой полёт, положил начало широкой программе лётных испытаний созданного под руководством Рональда Эрика Бишофа Ronald Eric Bishop, (* 1903; † 1989) самолёта D.H.106 Comet.
Самолёт строился на авиазаводах в Хатфилде и Честере. Всего было построено 114 шт. двадцати модификаций. Количество пассажирских мест увеличилось с 36 до 119, взлётный вес- с 47 до 73 тонн, тяга устанавливаемых двигателей- более чем вдвое.
Построенному на базе "Кометы" в конце 60-х годов "Нимроду" предстоят ещё долгие годы службы в ВВС Британии.

02.05.1952 года "Комета" открыла эру регулярных пассажирских полётов на реактивных самолётах рейсом Хитроу- Иоганнесбург.
Летала на линиях 24 авиакомпаний в течении трёх десятков лет. Последний пассажирский рейс " Комета" совершила в британской Dan-Air осенью 1980 года.
 
Реклама
С 1953 по 1971 годы было потеряно 13 самолётов. После необъяснимых катастроф в Калькутте, у о. Эльба и в районе Неаполя в 1953-54 гг. был введён запрет на эксплуатацию. Причина определена как разрушение корпуса вследствие усталостых явлений материала в районах дверей и иллюминаторов. Последняя катастрофа произошла 02.01.1971в Триполи (Ливия) из-за ошибки пилота.

Существует план поднять в воздух единственный исправный DH-106 "Canopus" (последний полёт в 1997 году) к 50-летию первого регулярного трансатлантического сообщения на реактивных самолётах. (04.10.1958, на несколько недель обогнавшего В-707).
 
Самый крупный экспонат выставки, один из первых дальнемагистральных самолётов в мире- Виккерс VC 10, принадлежавший ВОАС и последние 7 лет своей активной жизни летавший в интересах правительства Объединённых Арабских Эмиратов.
Созданный для связи с Африкой, Азией и Австралией из-за конкуренции со стороны В-707 и DC-8 особого успеха не имел.
Учитывая опыт эксплуатации "Кометы" шеф- конструктор Джордж Эдвардс, освободив крыло, перенёс двигатели в заднюю часть фюзеляжа и, естественно, поднял вверх стабилизатор.
Прототип на заводе в Уэйбридже выкатили 15.04.1962г., а 29.06.1962 г.начались испытательные полёты.
08.02.1964года перелетел Атлантику (полёт в Монреаль).
С 29.04.1964 года начало эксплуатации авиакомпанией ВОАС на маршруте Лондон-Лагос.
С 01.04.1965 года на линии ВОАС Лондон- Нью-Йорк.
В апреле 1987 года самолёт на маршруте Лондон- Сидней установил мировой рекорд, покрыв расстояние за 16 часов одну минуту и 30 секунд.
Всего было построено 64 самолёта 16 модификаций.
Цена первых самолётов 1,75 млн. фунтов стерлингов.
 
Самолёт модификации Супер VC 10 полетел 07.05.1964 г. Построено 27 штук.
Летал в 16 авиакомпаниях (в некоторых на условиях лизинга) и продолжает летать в Королевских ВВС, заказавших в 1961 году 5 VC 10 (к 1996 г. флот вырос до 22 машин). В 1978 году поступил заказ на переоборудование части парка в заправщики. Эта модификация принимала участие в Фолклендском конфликте.
В биографии- десяток инцидентов, два из которых с жертвами. Привлекал особое внимание угонщиков-террористов.
По мере выведения из эксплуатации в конце 70-х годов, самолёты складировались в Абингдоне, ожидая утилизации или переоборудования в транспортники или заправщики.
В музеях находятся 3 самолёта, два других- в Англии.
Согласно последним данным, машины Королевских ВВС, пройдя очередную модернизацию, будут оставаться в строю минимум до 2015 года.
Характеристики Супер VC 10:
экипаж 4 человека + 3 стюарда.
Скорость 933 км./час.
Дальность 11 470 км.
Высота 11 580 м.
Взлётный вес 153 000 кг.
Двигатели 4x Conway 43 по 97 kN.
 
Выставка располагает экземпляром первого в мире турбовинтового транспортного самолёта- Виккерс 814 "Виконт".

Пассажирский самолёт для линий средней протяжённости.
Год постройки 1958.
Скорость 580 км./час.
Высота 7 620 м.
Дальность 2 778 км.
Взлётный вес 32 885 кг.
Двигатели 4 по 1 830 э.л.с.
Число пассажиров 77.
 
Особой любовью "Виконт" пользовался на североамериканском континенте, где порой в небе их было больше, чем во всей Европе. Летавшему по всему миру, не везло "Виконту" в начале 70-х годов в Африке. То "Стрелу-2" "поймает", то слишком крепко на землю сядет. В гражданской авиации эксплуатировался в 46 авиакомпаниях, в военной- в 9 странах.
Музеи располагают 14 самолётами (частично фрагментами).

Прототип 32- местного самолёта Модель 630, разработанного под руководством шеф-конструктора Рекса Пирсона, поднялся в небо 16.07.1948 года.
28.07.1950 года, после получения самолётом свидетельства о лётной пригодности, экипажи ВЕА приступили к приобретению опыта эксплуатации новой техники.
Участвуя в гонке по маршруту Лондон-Крайстчерч (19 903 км.), пришёл к финишу на 9 часов раньше ближайшего преследователя.
До 1964 года авиакомпаниям поставлено 447 самолётов различных модификаций. Последняя поставка - 6 Виккерс "Виконт" для китайской СААС. В Африке до сих пор регулярно летают 5 самолётов.
 
Вестланд Скаут

Участник боевых действий на Фолклендах (вооружён двумя пулемётами и четырьмя ПТУРСами). Применялся на спасательных судах в Австралии, в полиции Бахрейна и Иордании. Один из вертолётов находился в личном пользовании короля Хуссейна.
 
Предком самого первого в мире реактивного учебно- тренировочного самолёта CM-170 Fouga "Magister", удостоившегося серийного производства, был мотопланер с реактивным двигателем, над которым работал Pierre Mauboussin.
Первый полёт был совершён 23.07.1952г. Серийный "Магистр", после двух последовавших прототипов и предсерийных десяти, совершил полёт только в феврале 1956 г. Всего до 1970г. на заводе Тулуза- Бланьяк ("Эйр Фуга", поглотившей её в 1958 г. " Потезом", затем Сюд- Авиасьон и, наконец, Аэроспасьяль), в Германии и Израиле было выпущено 929 экземпляров самолёта. Германия организовала лицензионное производство с участием Мессершмитт АГ и Хейнкель Флюгцойгбау ГмбХ. С 1958 по 1961 гг. было построено 164 шт. Однако в конце 60-ых было принято решение о переносе подготовки пилотов в Северную Америку и "Магистры" отправились в Алжир и в соседние страны НАТО.
Также Финляндия (Valmet O.Y.) построила 62 самолёта.
Самолёт в качестве лёгкого штурмовика участвовал в 6-и дневной войне (потери- 7 шт.)
"Патруль де Франс" в течение 16-и лет (до замены на "Альфа Джет") на этом самолёте участвовал в более чем 800-ах авиашоу.
До сих пор около 380 самолётов летают в 14 странах мира.
Много "Магистров" находятся в частных руках- в США, Англии и Новой Зеландии. А во Франции желающие приобрести его потерпели фиаско из-за отказа властей регистрировать самолёт как гражданский.

Potez CM-170 Fouga "Magister"
Экипаж 2 человека
Скорость 745 км./час.
Дальность 1 250 км.
Высота 12 000 м.
Взлётный вес 3 200 кг.
Двигатели 2x Марбор II 400 кг.
 
Реклама
На выставке можно полюбоваться последним представителем династии французских "Мистеров"- "Супер Мистер" В2, который оказался первым европейским сверхзвуковым самолётом, нашедшим широкое применение.
Некоторые технические характеристики:
Экипаж 1 человек
Скорость 1 195 км./час.
Высота полёта 17 000 м.
Дальность 1 175 км.
Взлётный вес 10 000 кг.
Двигатель SNECMA Atar 101G-2 тягой 4 460 кг.(на форсаже).
Вооружение: две пушки ДЕФА и до тонны на внешних подвесках бомб или НУРС или УРС.

Модификация В2 ( первый серийный полетел 26.02.1957 г. ) состояла на вооружении ВВС Франции, Израиля, Гондураса и Эквадора. Всего изготовлено 180 машин из которых 24 были экспортированы в Израиль, где они поучаствовали в боевых действиях в 1967 и 1973 гг. В 1977 г. 18 самолётов, с заменёнными на американские двигателями, были проданы Гондурасу. Участвовали в борьбе с повстанцами в Сальвадоре, а в Никарагуа один из них сбил Ми-8.
С вооружения сняты в 1998 г.
В ВВС Франции оставался до 1974 г.
 
Назад