Ещё один детский вопрос по Воздушному Кодексу

Ариша

Новичок
Спасибо всем, кто просветил меня по аэронавигационным схемам!
Возник вот ещё такой вопрос.

В Воздушном Кодексе РФ имеется статья 72, которая регламентирует полёт воздушных судов над населёнными пунктами следующим образом:
"...полёт воздушного судна над населёнными пунктами должен выполняться на высоте, позволяющей в случае неисправности воздушного судна произвести посадку за пределами населённых пунктов или на специально предусмотренных для этих целей взлётно-посадочных площадках в пределах населённых пунктов."

- О какой "неисправности" здесь идёт речь? О любой? О всякой, которая только возможна?
Как связаны конкретная неисправность, высота, на которой находится самолёт в момент обнаружения неисправности --- и расстояние до места предполагаемой посадки, которая должна быть обеспечена согласно этой статье?
Скажем, самолёт взлетает, высота 500 м, летит над населённым пунктом, возникла некая неисправность --- и где должно находится обеспеченное место посадки? 1,2,3.. км, прямо по курсу... или криво по курсу, или в некотором секторе?
Как это всё конкретно определяется и обеспечивается?

Опять приходится признаваться, что моя специальность далека от авиации, поэтому прошу объяснить простыми словами!

И ещё, "произвести посадку" в ст. 72 --- это именно произвести посадку, пусть косо криво и коряво, например, на грунтовое поле достаточных размеров?
Или возможность рухнуть абы куда, лишь бы мимо населённого пункта, тоже будет считаться выполнением требований данной статьи?

Спасибо!!
 
Задайте вопрос организаторам воздушных парадов над столицами и т.д.
 
- Зачем?
С "парадами и т.д." всё ясно. Парады, а точнее, "демонстрационные пролёты воздушных судов" над населёнными пунктами регламентируются ст. 49 Воздушного кодекса. Если вам лень искать ст.49, поясню, что для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя регламент состоит в получении разрешения от сответствующих органов исполнительной власти этих городов.
====================

Вы можете что-то содержательное сказать по заданному мной вопросу?
По-прежнему очень жду ответа от сведущих людей!
 
Здесь идёт речь о неисправности, которая не позволяет выполнять дальнейший полет и требуется немедленная посадка. Обычно подразумевается отказ двигателя/двигателей и возможность ВС планировать. В этом случае оно должно спланировать за пределы НП и там совершить "криво-косо" посадку на подобранные площадку. Что же касается: специально предусмотренных для этих целей взлётно-посадочных площадках в пределах населённых пунктов.", то имеются ввиду аэродромы в черте НП. Куда можно произвести посадку в случае неисправности, которая не позволяет дальнейшее выполнение полёта, требуется немедленная посадка и у экипажа есть возможность для безопасного маневра для захода на посадку на этот аэродром.
Что касается самой посадки, то слово "рухнет" не совсем правильное. Любое ВС имеет возможность произвести посадку вне аэродрома. А вот на сколько она будет безопасной зависит от многих факторов и не всегда от ВС или экипажа.
 
Да уж.
На вопрос что делать в особых случаях, когда невозможно продолжить полет,
ответов от уполномоченных от сответствующих органов всех видов властей получено не было.
Москва 1995.
 
lopast56, спасибо большое, картину довольно чётко нарисовали!..
- А всё же, как это выглядит вживую?

Необходимость планирования самолёта в аварийном случае --- как-то ограничивает высоту и скорость полёта над населёным пунктом, чтобы была возможность выполнить требования ст.72?
Ну я не знаю, с 50 м наверно планировать не получится, только рухнуть. А со скольки получится и при какой скорости?

"Посадка вне аэродрома", как вы говорите, в контексте требований данной статьи - какая должна быть предусмотрена при разработке схем вылета? Это что, поле, лужайка, озеро?.. И на каком расстоянии возможное место посадки должно находится от границы НП, чтобы обеспечить требования ВК?

А то пока физически не ощущаю процесса.
Спасибо!!
 
Информация Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 5 ноября 2020 г.
"О некоторых вопросах предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных летательных аппаратов, подъемов привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадку (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации"

В соответствии с пунктом 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 138 (далее - Федеральные правила), авиационные работы, парашютные прыжки, демонстрационные полеты воздушных судов, полеты беспилотных летательных аппаратов, подъемы привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадка (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов.

Применительно к вопросу о выполнении полетов над населенными пунктами такие процедуры позволяют дополнительно учитывать характеристики населенного пункта, а также конструктивные и технические особенности используемых воздушных судов и принимать на основе норм воздушного законодательства обоснованные решения относительно возможности осуществления таких полетов над населенными пунктами в каждом конкретном случае. Это связано с тем, что полеты воздушных судов над населенными пунктами связаны с дополнительными рисками такого использования воздушного пространства и несут в себе угрозы для жизни, здоровья людей и имущества на земле. Согласно статье 72 Воздушного кодекса Российской Федерации полет воздушного судна над населенными пунктами должен выполняться на высоте, позволяющей в случае неисправности воздушного судна произвести посадку за пределами населенных пунктов или на специально предусмотренных для этих целей взлетно-посадочных площадках в пределах населенных пунктов.

Указанное разрешение не является разрешением на использование воздушного пространства, под которым понимается предоставление пользователю воздушного пространства права действовать в соответствии с условиями, доведенными центрами Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (пункты 2, 119 Федеральных правил).

Таким образом, выдача органами местного самоуправления разрешения на полет над населенным пунктом является не инструментом регулирования порядка использования воздушного пространства, а средством обеспечения интересов жителей такого населенного пункта. В связи с этим данное полномочие может рассматриваться в рамках решения вопросов местного значения (в том числе таких, как создание условий для организации досуга; обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; содействие в развитии сельскохозяйственного производства и др.).

Соответственно выдача разрешений на полеты над населенными пунктами не может рассматриваться как государственное полномочие, переданное органам местного самоуправления (часть 1 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ)). В связи с этим нет оснований утверждать, что данное полномочие в силу части 3 той же статьи осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, если прямо не предусмотрено иное.

В данном случае следует исходить из целей данной разрешительной деятельности, изложенных выше, на основании чего можно сделать вывод, что разрешения целесообразно выдавать органами местного самоуправления, наиболее приближенными к соответствующим населенным пунктам, т.е. прежде всего органами местного самоуправления городских поселений и городских округов. Вопрос о выдаче таких разрешений в отношении населенных пунктов в составе сельских поселений должен регламентироваться уставами муниципального района и сельского поселения с учетом установленного законом субъекта Российской Федерации распределения между ними вопросов местного значения, определенных частью 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.
 
Разрешено ли летать воздушным судам над жилыми домами?

По вопросу целесообразности полетов в черте города и над жилыми домами, законодательного запрета полетов воздушных судов над населенными пунктами в Российской Федерации не существует. Статья 72 Воздушного кодекса Российской Федерации устанавливает обязательное требование к выполнению полетов над территорией населенных пунктов. Данные полеты должны производиться на такой высоте, чтобы в случае возникновения непредвиденной неисправности воздушного судна у пилота была возможность произвести посадку вне зоны населенного пункта с минимальным риском причинения вреда окружающим объектам и проживающим в населенном пункте людям. Пунктом 3.31 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128, запрещено выполнять полет воздушного судна над территориями населенных пунктов и над местами скопления людей при проведении массовых мероприятий - ниже высоты, допускающей в случае отказа двигателя аварийную посадку без создания чрезмерной опасности для людей и имущества на земле, и ниже высоты 300 м над самым высоким препятствием в пределах горизонтального радиуса в 500 м вокруг данного воздушного судна. В случае выявлений нарушений правил выполнения полетов над территорией Вашего населенного пункта виновные в совершении правонарушения лица могут быть привлечены к административной ответственности.

Управление Госавианадзора
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
(Ространснадзор)
 
Сам процесс планирования не завязан на высоте. С любой высоты самолёт планирует, если для этого есть скорость, благодаря которой на крыле создаётся подьемная сила и дальше аэродинамика))) А вот дальность этого планирования зависит от высоты и, главное, от аэродинамического качества конкретного ВС. Зная этот показатель пилот может прикинуть дальность свободного полёта своей машины. А расчёт простой - при К = 10 с высоты 1000м лайнер пролетит 10км. Следовательно с заявленной высоты 50м такой самолёт пролетит 500м. Должен пролететь)) Но это конечно при идеальных условиях. Примерно такая физика.
От себя добавлю, несколько раз приходилось летать на вертолёте с двумя двигателями над миллионником (фотосъёмка) - ни разу не испытывал удовольствия...)))
А фотографии красивые, даже был издан фотоальбом.
 
Последнее редактирование:
Ну я не знаю, с 50 м наверно планировать не получится, только рухнуть.
Есть такая штука, как аэродинамическое качество (К) самолёта: по-простому, соотношение длины горизонтального полёта к потере высоты при планировании. Например, если К=10, то на 1 метр снижения самолёт пролетит 10 метров вперёд. Оно не постоянное, зависит, в частности, от положения механизации, но, грубо говоря, для пассажирских самолётов с выпущенной механизацией будет не ниже 10 (?), наверное. С убранной до 18-19. Т.е. уж 500 метров с 50 метров высоты пролететь можно. Правда, пройденное расстояние будет относительно воздушной массы, в которой движется самолёт, а не земли. Соответственно, надо брать поправку на ветер.
 
В смысле? Технически возможно или где-то прописано официально (где?)
 
Самолетом управляет КВС, он там главный и с ним никто не имеет права спорить.
Когда прилетит - будут разбираться, было ли прописано официально и чем вообще он руководствовался, а пока летит - только ему решать, куда приземляться/приводняться.
 
Да, Вы правы, но и от его решения многое зависит, а из-за скоротечности событий оно не всегда бывает правильным.
У меня был интересный случай на тренажёре. Предисловие: у вертолёта А-109е высота принятия решения при заходе на посадку 80ф. Это не по погоде, а по действиям при отказе одного двигателя, т.е. до этой высоты обеспечивается уход на второй круг и полет до запасного, ниже - только посадка. Инструктор даёт условие: в одном из районов Рима произошло ДТП, есть пострадавшие, но из-за пробок скорая не может проехать. Нужно вывезти вертолётом. Летим, находим это место - небольшая площадь, лежат две перевернутые машины и возле них стоит полицейская. Места не много, но для посадки достаточно. Строю заход. На прямой прицелился, все чики-пуки. На высоте 100ф режет двигатель. Быстро сбалансировался, вот она земля, посадка плавненькая почти без пробега. Все как до этого отрабатывали на площадках ограниченных размеров. Жду: - Беллисимо, командир!
Но прилетело: - Очень плохо!!!
И все из-за не правильно принятого решения. Все просто: со 100ф можно было уйти, а произведя посадку я блокировал оказание помощи пострадавшим в ДТП. Пытался оспорить, что впереди здание, но при повторном моделировании ситуации ушёл вдоль улицы, немного подвернув.
Это конечно был тренажёр, но ситуация заставила задуматься, что 80ф это не всегда рубеж только безопасной посадки.