езда на воздухе

FW сказал(а):
мимоходом.... не сжатый, а сжиженный.
Вы путаете. Есть два газа. Нефтяной попутный (называется так, потому как по большей части получается попутно при добыче нефти), представляет из себя пропан с изрядной примесью бутана. Сжижается очень легко, при нормальных температурах, достаточно слегка сжать. Вроде как достаточно для этого 10 атмосфер, баллоны под него рассчитаны во всяком случае под 1,6 МПа (грубо 16 атм). Достаточно широко применяется в быту (т. н. "баллонный газ"), в промышленности и строительстве - используется в газовых резаках. Так же получил большое распространение, как автомобильное топливо, потому что им легко оперировать - заправка может выглядеть примитивно - цистерна с сжиженным газом - в баллоны автомобилей жидкий газ перетекает самотёком. В Европе очень часто заправки совмещены с бензиновыми.
Есть природный газ. Который представляет собой, на девяносто с лишним процентов метан. Который добывает и гонит по своим трубопроводам Газпром (к слову в России главный поставщик пропан-бутана то же Газпром, но его по трубопроводам не гонят, а возят в сжиженном состоянии ж/д цистернами, но это к слову). При нормальных температурах не сжижается. Сжижается только при криогенных температурах (точно не помню, но ниже 160 градусов Цельсия точно). Сжижают его исключительно для транспортировки (так, к примеру, Алжир транспортирует свой газ в Европу, сжижают при криогенных температурах, закачивают в специальные танкеры-термосы и везут у Европу, в порту скачивают и газифицируют - дальше привычно по газопроводам (и не только Алжир, но и страны Персидского залива, Индонезия, так экспортируют свой природный газ, в России с Сахалина в этом году так же начнут экспорт газа в Японию и Южную Корею). Используется в качестве автомобильного моторного топлива, как в оттомоторах, так и в газодизелях. Были попытки использовать его в жидком виде для этих целей, но дальше экспериментов дело не пошло, ибо очень муторно работать с криогенной аппаратурой. Поэтому используют в сжатом до 200 атм виде. Заправочка под такой газ нужна очень непростая (с компрессором на 200 атм). Кстати получает в крайние лет 10 постепенное распространение в Германии. Потому как метан очень хорошее с экологической точки зрения топливо. В России очень широко распространен там, где есть заправки под него, потому что очень выгоден. Со слов одного владельца Газели на сжатом природном газе, разница в цене пробега на бензине и газе - ровно четыре раза.
Пан Атаман сказал(а):
Поскольку эксплуатация такого неисправного баллона достаточно опасна, аппаратура на СПГ практически не используется на легковом транспорте
Используется, но несколько ограниченно, потому, как баллоны очень тяжелы и громоздки. Хотя с появлением углепластиковых баллонов, проблема большого веса была несколько снята, но проблема громоздкости осталась. Тем не менее, БМВ и Опель серийно производят машины на СПГ. В России (там, где есть заправочные станции) очень часто используются в такси. Таксисты мирятся с практической потерей багажника, потому что очень выгодно.
Пан Атаман сказал(а):
Поэтому насчет "СПГ - самые безопасные", Миша, пожалуй, не прав.
Именно самые безопасные. Потому как газ не взрывается, взрывается газо-воздушная смесь. А метан легче воздуха и при утечке он просто уходит вверх. Что не скажешь про пропан-бутан, который тяжелее воздуха и стелется у земли образуя с воздухом идеальную объёмно-детонирующую смесь. Нечто, похоже, происходит и при утечке бензина. При аварии повредить рассчитанный на 200 атм баллон крайне трудно, если что и повредится - то оторвёт штуцер - газ просто выйдет наружу и уйдет вверх в атмосферу, даже если его в этот момент подпалить будет просто хороший факел, но местного действия. А вот пропан-бутановский баллон пробивается на раз и оттуда начинает вытекать быстроиспаряющееся жидкость – образующая, в смеси с воздухом, стелящееся облако объёмно-детонирующей смеси. При пожаре если баллон подвергнется нагреву, сработает плавкая вставка (которая предусмотрена в топливной аппаратуре) - газ стравится, самое худшее при этом, если загорится - опять таки получится хороший факел, но местного действия. Это теоретические выкладки, но подтверждённые десятками лет и сотнями тысяч эксплуатируемых на сжатом природном газе машин на практике - действительно безопасно. А вот с пропан-бутановыми машинами периодически случаются страшные аварии, при которых происходит утечка, далее аварийная машина затягивается облаком объёмно-детонирующей смеси, искорка (допустим от коротнувшего электрооборудования) и далее...
 
Реклама
Миша сказал(а):
Именно самые безопасные. Потому как газ не взрывается, взрывается газо-воздушная смесь.

В случае СПГ опасность не в химическом взрыве (не дай бог детонации) а в механическом. Достаточно оболочке баллона дать трещину и это будет осколочный боеприпас с нехилой поражающей способностью.
 
vm сказал(а):
В случае СПГ опасность не в химическом взрыве (не дай бог детонации) а в механическом. Достаточно оболочке баллона дать трещину и это будет осколочный боеприпас с нехилой поражающей способностью.
Ну, эти опасности сильно надуманы. Изначально на автомобилях на СПГ, в России использовались стандартные баллоны высокого давления, т. н. "кислородные" (хотя они используются далеко не только для кислорода, к примеру за каждым старым добрым советским автоматом продававшим газированную воду за один и три коп, стоял такой с углекислотой). Разорваться сам по себе он в принципе не может. 200 атм, рабочее давление, но при запуске в эксплуатацию (потом через некоторый промежуток времени, промежуток немаленький, года три так точно, если не пять) проходят поверку испытанием повышенным давлением. После того как он выдерживает поверочное испытание повышенным давлением, его допускают к эксплуатации. С чего он должен разрушится? Мне видится только два варианта. Первое, нагрев из-за которого произойдёт рост внутреннего давления выше критического значения. Но в любом случае он не разорвётся с образованием большого количества осколков, потому как для его изготовления используется весьма вязкая конструкционная сталь. И вообще о подобной возможности, видимо позаботились конструкторы, видимо в этих баллонах есть ослабленная зона по которой он и рвётся. В свое время беседовал с людьми бывшими свидетелями пожара, в очаге которого присутствовали кислородные баллоны. Они говорили - летали как ракеты - у баллонов отрывало оголовок, и они очень красочно вылетали из пожара практически целой болванкой. Но это кислородные баллоны, которые используются как замкнутое хранилище, баллоны со СПГ на автомобилях, ни когда не закрыты, они связаны трубопроводами с топливной аппаратурой, в которой на такой случай предусмотрены устройства для стравливания чрезмерного давления, предохранительные клапаны. Второй вариант, в результате механического повреждения при ДТП. Видимо нужно ну очень сильно ударить и обо что-то очень твёрдое, что бы разрушить такой баллон. Скорее сорвёт питающие трубопроводы и газ стравит, через них. Но если всё же подобное разрушение произойдёт, осколочной бомбы не получится, опять таки из-за использованной для его производства хорошей вязкой конструкционной стали. В момент разгерметизации образуется ударная волна, но из-за очень небольшого объёма баллона, будет весьма небольшой. Хотя вот Западные товарищи весьма немаленькие баллончики приспосабливают на крыши автобусов. Всё сказано выше о стальных баллонах можно смел принять и к углепластиковым - они не разрушаются оскольчато, слишком в них много "напутано арматуры".
 
Спутный газ сжигают в факелах на нефтеперекачивающих станциях: слишком много серы для полезного применения.
 
Миша сказал(а):
Ну, эти опасности сильно надуманы.

Они не надуманы, они учтены. И правила пользовани ятакими баллонами все-таки заметно жестче "бытовых" балонов со сжиженным газом.

Разорваться сам по себе он в принципе не может.

"В принципе" - бывает, увы, все что угодно - люди на рекдкость изобретательны в нарушениях ТБ. Правила ТБ зачастую написаны кровью. И все мероприятия вроде опрессовки и периодической проверки баллонов и документ ПБ 10-115-96 не на ровном месте появились. В любом случае эксплуатация такого оборудования требует специвльных мер предосторожности.

С чего он должен разрушится? Мне видится только два варианта. Первое, нагрев из-за которого произойдёт рост внутреннего давления выше критического значения. Но в любом случае он не разорвётся с образованием большого количества осколков, потому как для его изготовления используется весьма вязкая конструкционная сталь.

Михаил, при всей вашей эрудиции - вам много приходилось иметь дела с фрамгнтацией оболочек при взрыве, сильно подозреваю, что нет - уж больно специфическая область. Да, это не ОФС, но поверьте - для превращения автомобиля в хлам и решето более чем достаточно.


Второй вариант, в результате механического повреждения при ДТП.


Не только при ДТП - любые механические повреждения, плюс следующая за ними коррозия.
 
Миша сказал(а):
видимо в этих баллонах есть ослабленная зона по которой он и рвётся.
Насколько я понимаю, это трапецеидальный участок, вписанный в квадрат примерно 15х15см, на оживальной части баллона; обведён жёлтой каймой.
Миша сказал(а):
для его изготовления используется весьма вязкая конструкционная сталь.
И, ЕМНИП, "обматывается" стекловолокном.
 
Последнее редактирование:
И, чтобы не быть уж голословным, вот что бывает при взрыве баллона даже просто со сжатым воздухом:


В корпорации "ВСМПО-Ависма" произошла авария В ночь на понедельник произошла авария в одном из цехов корпорации "ВСМПО-Ависма". Взрыв баллона со сжатым воздухом привел к разрушению оборудования цеха и обрушению части кровли. Одна работница предприятия погибла на месте, еще один рабочий скончался в больнице, несколько человек получили травмы.
...
По словам очевидцев, взрыв был слышен на расстоянии 2,5 км от цеха. Взрывной волной зацепило автопогрузчик, у которого в захвате в этот момент находились бочки с гидравлическим маслом. "Бочки отбросило в нагревательную печь (используется для накала заготовок перед прессом. -- Ъ), и они взорвались вместе с печью. Людей, которые находились в цехе, отбросило на несколько метров",-- рассказал Ъ один из работников предприятия. По его словам, на месте взрыва образовалась воронка, сама же печь провалилась в подвал, а на стенах цеха по всему периметру здания образовались трещины, обрушилась часть потолка. Возгорания удалось избежать.


http://www.nsso.ru/opo/publications/790/


А вот последствия разрыва композитного баллона

blnpcp01.jpg


http://airgun.org.ru/forum/viewtopic.php?t=1079 - подробно об испытаниях.

Теперь пример из серии "как они это умудрились?"


2 июня на заправке в ходе проведения мадридского этапа европейской пейнтбольной серии Millennium, произошел взрыв баллона. Как показало проведенное расследование, около 3 часов дня игрок, пытаясь ликвидировать течь из заправочного клапана, залил его жидким маслом (найденным около баллона), после чего отдал баллон на заправку. Распыления масла вынутри баллона с высокой концентрацией атмосферного кислорода привело к самовоспламенению (принцип которого идентичен принципу работы дизеля), пробою регулятора и отбросу баллона в зону размещения игроков. К счастью, никто серьезно не пострадал, если не считать нескольких мелких травм.

http://www.paintball-online.ru/lofiversion/index.php/t9043.html

И это- "всего лишь" сжатый воздух. Сжатый природный газ - штука, требующая еще более тщятельных мер безопасности и квалифицированного персонала.
 
vm сказал(а):
пытаясь ликвидировать течь из заправочного клапана, залил его жидким маслом
:eek: :eek: :eek: :eek: :eek: :eek: :eek:
!@#$%^&*() !!!
"...а командир ничего не сказал — просто он воздуха больше набрал..."
 
Да уж..:eek:
И это при том, что к баллону с кислородом даже в замасленных перчатках подходить, мягко говоря, не рекомендуется...
Вспоминается известный анекдот, когда один деятель подсветил себе зажигалкой когда визуально проверял уровень топлива в бензобаке..
 
Во-во, теперь представим себе частного автовладельца типа "блондинко" или "ботанег". Абсолютно не удивлюсь, если им придет в голву маслицем капнуть на арамтуру или еще чего..
 
Реклама
Экзот сказал(а):
И, ЕМНИП, "обматывается" стекловолокном.
Похоже на то. Обмотан чем то типично стекловолоконного цвета, хотя практически официально эти баллоны зовутся "углепластиковыми".

vm сказал(а):
В корпорации "ВСМПО-Ависма" произошла авария В ночь на понедельник произошла авария в одном из цехов корпорации "ВСМПО-Ависма". Взрыв баллона со сжатым воздухом привел к разрушению оборудования цеха и обрушению части кровли. Одна работница предприятия погибла на месте, еще один рабочий скончался в больнице, несколько человек получили травмы.
...
По словам очевидцев, взрыв был слышен на расстоянии 2,5 км от цеха. Взрывной волной зацепило автопогрузчик, у которого в захвате в этот момент находились бочки с гидравлическим маслом. "Бочки отбросило в нагревательную печь (используется для накала заготовок перед прессом. -- Ъ), и они взорвались вместе с печью. Людей, которые находились в цехе, отбросило на несколько метров",-- рассказал Ъ один из работников предприятия. По его словам, на месте взрыва образовалась воронка, сама же печь провалилась в подвал, а на стенах цеха по всему периметру здания образовались трещины, обрушилась часть потолка. Возгорания удалось избежать.
Некорректная весьма заметка. Что за баллон взорвался? Почему? Непонятно. Очевидно, взорвался какой-то промышленный резервуар немалого объёма, раз бочки летали. Тут очень важен объём, в создании разрушительной ударной волны. Мне известен случай, когда на одном из угледобывающих предприятий Кузбасса, лопнуло колесо на 220 тонном БелАЗе, а оно у них низкого давления (для такого размерчика низкого), что то порядка 7 атм - выбило все стёкла в цехе, образовалась воронка диаметром метра четыре, контузило изрядное количество народу. Ну разрушения на ВСМПО основные похоже случились от взрыва нагревательной печи.
vm сказал(а):
теперь представим себе частного автовладельца типа "блондинко" или "ботанег". Абсолютно не удивлюсь, если им придет в голву маслицем капнуть на арамтуру или еще чего..
А ничего не будет. Масло самовоспламеняется в среде чистого кислорода, это прописная истина ТБ. Тем и опасен контакт масла с кислородом. А от контакта с газом, ни чего не будет.
 
Миша сказал(а):
Похоже на то. Обмотан чем то типично стекловолоконного цвета, хотя практически официально эти баллоны зовутся "углепластиковыми".


Некорректная весьма заметка. Что за баллон взорвался? Почему? Непонятно.

Это просто пример одного из недавних и очень серьезных происшествий. В череде - куча помельче, вроде разрывов резервуаров на компрессорах. В том числе и с жертвами.

Вспоминаем взрыв на московском "Трансмаше" в 2003-м.

Вспоминаем взрыв баллонов со сжатым же воздухом (а не горючим газом) в почивашем в бозе клубе Дягилев.


Задумываемся почему делают укрепленные компресорные. Итд итп.

А ничего не будет. Масло самовоспламеняется в среде чистого кислорода, это прописная истина ТБ. Тем и опасен контакт масла с кислородом. А от контакта с газом, ни чего не будет.

См. историю про горе-стрелка. Задумываемся для чего в компрессорах используются не только влаго- но и маслоотделители. Почему в поршневых компрессорах для самзки используются специальные масла, с повышенной точкой вспышки итд итп.

Ничего не будет - это на бумаге.

Дайверский заправленный баллон имеет запасенной энергии столько же, сколько в ручной гранате. Еще несколько иллюстраций:


m1210786.jpg


front.jpg


А вот это - то, что осталось от авто, в кторым этот баллон лопнул:

ballon2.jpg


Взято с http://www.bauer-poseidon.com.ua/correct air.htm
 
Последнее редактирование:
Назад