Миша
Старожил
Вы путаете. Есть два газа. Нефтяной попутный (называется так, потому как по большей части получается попутно при добыче нефти), представляет из себя пропан с изрядной примесью бутана. Сжижается очень легко, при нормальных температурах, достаточно слегка сжать. Вроде как достаточно для этого 10 атмосфер, баллоны под него рассчитаны во всяком случае под 1,6 МПа (грубо 16 атм). Достаточно широко применяется в быту (т. н. "баллонный газ"), в промышленности и строительстве - используется в газовых резаках. Так же получил большое распространение, как автомобильное топливо, потому что им легко оперировать - заправка может выглядеть примитивно - цистерна с сжиженным газом - в баллоны автомобилей жидкий газ перетекает самотёком. В Европе очень часто заправки совмещены с бензиновыми.FW сказал(а):мимоходом.... не сжатый, а сжиженный.
Есть природный газ. Который представляет собой, на девяносто с лишним процентов метан. Который добывает и гонит по своим трубопроводам Газпром (к слову в России главный поставщик пропан-бутана то же Газпром, но его по трубопроводам не гонят, а возят в сжиженном состоянии ж/д цистернами, но это к слову). При нормальных температурах не сжижается. Сжижается только при криогенных температурах (точно не помню, но ниже 160 градусов Цельсия точно). Сжижают его исключительно для транспортировки (так, к примеру, Алжир транспортирует свой газ в Европу, сжижают при криогенных температурах, закачивают в специальные танкеры-термосы и везут у Европу, в порту скачивают и газифицируют - дальше привычно по газопроводам (и не только Алжир, но и страны Персидского залива, Индонезия, так экспортируют свой природный газ, в России с Сахалина в этом году так же начнут экспорт газа в Японию и Южную Корею). Используется в качестве автомобильного моторного топлива, как в оттомоторах, так и в газодизелях. Были попытки использовать его в жидком виде для этих целей, но дальше экспериментов дело не пошло, ибо очень муторно работать с криогенной аппаратурой. Поэтому используют в сжатом до 200 атм виде. Заправочка под такой газ нужна очень непростая (с компрессором на 200 атм). Кстати получает в крайние лет 10 постепенное распространение в Германии. Потому как метан очень хорошее с экологической точки зрения топливо. В России очень широко распространен там, где есть заправки под него, потому что очень выгоден. Со слов одного владельца Газели на сжатом природном газе, разница в цене пробега на бензине и газе - ровно четыре раза.
Используется, но несколько ограниченно, потому, как баллоны очень тяжелы и громоздки. Хотя с появлением углепластиковых баллонов, проблема большого веса была несколько снята, но проблема громоздкости осталась. Тем не менее, БМВ и Опель серийно производят машины на СПГ. В России (там, где есть заправочные станции) очень часто используются в такси. Таксисты мирятся с практической потерей багажника, потому что очень выгодно.Пан Атаман сказал(а):Поскольку эксплуатация такого неисправного баллона достаточно опасна, аппаратура на СПГ практически не используется на легковом транспорте
Именно самые безопасные. Потому как газ не взрывается, взрывается газо-воздушная смесь. А метан легче воздуха и при утечке он просто уходит вверх. Что не скажешь про пропан-бутан, который тяжелее воздуха и стелется у земли образуя с воздухом идеальную объёмно-детонирующую смесь. Нечто, похоже, происходит и при утечке бензина. При аварии повредить рассчитанный на 200 атм баллон крайне трудно, если что и повредится - то оторвёт штуцер - газ просто выйдет наружу и уйдет вверх в атмосферу, даже если его в этот момент подпалить будет просто хороший факел, но местного действия. А вот пропан-бутановский баллон пробивается на раз и оттуда начинает вытекать быстроиспаряющееся жидкость – образующая, в смеси с воздухом, стелящееся облако объёмно-детонирующей смеси. При пожаре если баллон подвергнется нагреву, сработает плавкая вставка (которая предусмотрена в топливной аппаратуре) - газ стравится, самое худшее при этом, если загорится - опять таки получится хороший факел, но местного действия. Это теоретические выкладки, но подтверждённые десятками лет и сотнями тысяч эксплуатируемых на сжатом природном газе машин на практике - действительно безопасно. А вот с пропан-бутановыми машинами периодически случаются страшные аварии, при которых происходит утечка, далее аварийная машина затягивается облаком объёмно-детонирующей смеси, искорка (допустим от коротнувшего электрооборудования) и далее...Пан Атаман сказал(а):Поэтому насчет "СПГ - самые безопасные", Миша, пожалуй, не прав.