F-111 - есть "???"

Капитан Гагабу

CargoAircraftOnly
Этот самолет, насколько я понимаю, создавался как универсальная машина для флота и ВВС. Т.е. должен был работать и с аэродромов, и с палубы авианосца. При этом на него возлагались функции как истребителя, так и ударного самолета. Вот про второе назначение особенно интересны следующие моменты:
1) В 1968 году состоялся дебют этих машин на Северовьетнамском ТВД. Работали Аардварки ночью, атакуя наземные объекты типа электростанций и чего-то подобного. Как, интересно, выглядел типовой вылет этой машины? Примерно так: (?)

- Ф-111 взлетали из Таиланда, на ручном управлении долетали до определенной точки на маршруте, где летчики врубали автопилот. Далее самолет вел бортовой компьютер. Он руководствовался заданным на базе маршрутом и управлял самолетом при полете в темноте на сверхмалой высоте, используя рельеф местности. Пилотам оставалось только терпеть перегрузки. В заданной точке компьютер обеспечивал сброс бомб на цель (причем бомбы были обычные, не из разряда высокоточных) и уход от нее на сверхмалой высоте. Сброс бомб - при кабрировании, затем - снова нырок на малые высоты.

Это усредненное описание я составил по тем источникам, которые удалось нарыть. Где-то могу ошибаться, но хотелось бы все-таки снизить ошибки до минимума :) Может, кто-то найдет тут нестыковки?
Заранее спасибо! :pivo:
 
Реклама
Захарий, Леша, не увлекайся такой "стандартизацией" - каждая операция готовится отдельно, в зависимости от ее целей и обстановки на момент ее выполнения. В "усредненном смысле" можно говорить только о тактике, да и то лишь в самом общем смысле. Все зависит от обстоятельств: какая система ПВО вскрыта разведкой, какое ожидается противодействие, какой назначен наряд боевых средств и т.п.
Типовой порядок, применяемый кем угодно от ВВС США до ВВС Гондураса:
1. Разведка.
2. Демонстрационная группа.
3. Группа подавления ПВО.
4. Группа доразведки (ГД).
5. Авиационная ударная группа (АУГ).
... повтор 4 и 5 в зависимости от интенсивности операции.
N. Группа регистрации (фоторазведка).
Это - классика, в этих условиях профиль может буть построен без преступно-малых высот, как в тире.
А дальше - оперативное искусство: планирование операции при наличии неизвестных или непреодолимых факторов, т.е. планирование реальной операции в реальных условиях.
Я все это к тому, что нельзя описывать (как я понимаю, тебе для книги все это нужно) боевую операцию однообразно, рутинно. Налет по одному и тому же шаблону - раз прокатит, второй, ну, максимум - третий. Дальше ПВО противника вздует так что перья полетят. Шаблонность не прощается, пример - почти любой арабо-израильский конфликт.
 
Topper, но в 68-м F-111A работали, как ударные машины, именно в таких условиях - в режиме радиомолчания, одиночно, ночью, на автоматике... :oops: Меня в первую голову сейчас интересует применение автоматики - действительно ли она обеспечивала основную фазу вылета на бомбежку так, как я это описал в первом посте, или же что-то было иначе?
 
Последнее редактирование:
Topper сказал(а):
нельзя описывать (как я понимаю, тебе для книги все это нужно) боевую операцию однообразно, рутинно. Налет по одному и тому же шаблону - раз прокатит, второй, ну, максимум - третий. Дальше ПВО противника вздует так что перья полетят
На тот момент F-111 работал вне зоны досягаемости С-75, - т.е. на высотах до 500 метров. То, что первая машина была сбита именно этим ЗРК, я лично объяснил бы только одним - автоматика отказала, и самолет самовольно набрал высоту (по ссылкам vm есть указание на такую его особенность при отключении автопилота). Либо пилоты отключили автоматику и сами раньше положенного набрали высоту... :confused2:
Это, конечно, частью мои домыслы, но все же...
 
Захарий сказал(а):
Этот самолет, насколько я понимаю, создавался как универсальная машина для флота и ВВС
абсолютно точно НЕТ
дляч флота создавалась специальная модификация 111В и она оказалась неудачной. Впоследствии флот не использовал никакие варианты 111-го
Т.е. должен был работать и с аэродромов, и с палубы авианосца
снова нет. ни один из ВВС-овских вариантов не имел возможности ни взлетать ни садиться на палубу
При этом на него возлагались функции как истребителя, так и ударного самолета
нет. только ударного (и иногда разведчика)
никогда ни один вариант 111-го не использовали в качестве истребителя (пусть обозначение F-111 не вводит в заблуждение - F-117 выходит, тоже истребитель)
если воздушные бои были (и то сомневаюсь), то только оборонительные
- Ф-111 взлетали из Таиланда, на ручном управлении долетали до определенной точки на маршруте, где летчики врубали автопилот. Далее самолет вел бортовой компьютер. Он руководствовался заданным на базе маршрутом и управлял самолетом при полете в темноте на сверхмалой высоте, используя рельеф местности.
думаю, что и до этой точки доходили как раз на автопилоте - а затем включали не автопилот, а систему огибания рельефа - думаю, высота была хоть и "сверхмалой" (в советской терминологии) но реально речь шла о десятках или даже сотне метров
В заданной точке компьютер обеспечивал сброс бомб на цель (причем бомбы были обычные, не из разряда высокоточных)
разумеется - для высокоточных требуется визуальный контакт (либо лазерное наведение, либо теле-)
и уход от нее на сверхмалой высоте. Сброс бомб - при кабрировании, затем - снова нырок на малые высоты.
сомневаюсь насчет кабрирования - проще было поставить взрыватели с задержкой и бобить "под себя" - тогда и выскакивать, обнаруживая себя, не придется...

Надо сказать, что дебют 111-х американцев разочаровал и они его вывели из боевых операций. Через несколько лет во Вьетнам вернулись уже сильно другие самолеты
 
для знакомства с типовой операцией во Вьетнаме (правда, не уверен, что именно в 68 году) стоит почитать разные книжки про Фантомы, Тандерчифы и мужуков типа Robin Olds, Steve Ritchie, Jeff Feinstein...
 
sss, спасибо за разбор постинга :) Именно такое "по пунктам" и хотелось услышать.
В аттачменте см. картинку из разряда "Авиахудожества". Как раз на тему Ф-111.
 
Последнее редактирование:
Захарий сказал(а):
sss, спасибо за разбор постинга :) Именно такое "по пунктам" и хотелось услышать.
кое-что из литературы у меня есть, только надо искать...
В аттачменте см. картинку из разряда "Авиахудожества". Как раз на тему Ф-111.
Ой!!! так это ж я там внизу!!!! вон, второй слева!
 
sss, плз, если что-то найдется, поделитесь... :oops: ежели не сложно будет. Мыло на всякий случай в личку скидываю.
PS: во, кстати, я подозревал, что кто-то из ветеранов на этой картинке будет :D Ну, и как оно, когда такая дура рядом проносится? :confused2:
 
Реклама
Захарий сказал(а):
sss, плз, если что-то найдется, поделитесь... :oops: ежели не сложно будет. Мыло на всякий случай в личку скидываю.
ответил
во, кстати, я подозревал, что кто-то из ветеранов на этой картинке будет :D
Вы серьезно??? :D
Ну, и как оно, когда такая дура рядом проносится? :confused2:
хочется схватить за крыло :D
 
sss, не, судя по вихрям на наплывах - скорость небольшая, должно уже быть, особенно позади..

Вопчем делаем разбор картинке в стиле Ахеджаковскому "Прозрачно небо, звезды блещут" :)
 
:rolleyes: А что у нас с ЗА было в те времена? Да и "Стрела-1М" с какого года? Алексей, автор имеет право на любой домысел, но псевдоточность (не говоря уже о точности) в деталях сильно украшает произведение. Позывные в диалогах, радиообмен, мелкие населённые пункты, незначительные политические события (именно незначительные) из радиоприёмника - дадут сочность диалогам.
Гы, это я авторский ыгземплярчег с подписью отрабатываю :oops:
 
Topper, Игорь, и это спрашиваешь ты- заслуженный ПВОшник? Чему тебя на первом курсе в училище учили, а? Или из нарядов не вылезал? :)

До стрелы был например такой жуткий девайс - "Колос" (я даже руками держал - в музее), но до дела не дошло. А Стрелу (уже 2-ю) КБМ сделали где-то к 69-му. Во всяком случае пробовали их в Египте. Выкормыши Непобедимого утверждают, что стрелой во Вьетнаме сбито более двухсот супостатикх аэропланов и геликоптеров.

Что касается ЗА - во вьетнаме похоже пользовали все, что можно себе представить - от С-60 до новехонькой на те времена Шилки. Занятно, что например С-57-2 была как у Северных так и Южных в ходу.
 
vm, ну дык я ж риторически, Володя... К тому, что по анализу боевых действий во Вьетнаме с училища помню, что в автомате с огибанием рельефа местности летчики ЮСАФ очччень не любили летать - страшновато. И их можно понять. А ночью и того жутчее. Кстати, на кадрах хроники снято, как валят бонбы из ФБ-111 с БСВ, и не заморачиваются на ползание на ПМВ на виду у "Стрелочников". Шилка тоже вон - радиолокационно целилась, ночь, день, хоть сумерки... Одна Шилка это ж под три тыщи выстрелов в минуту, а если их две-три? Я о том, что как Сергей пишет, не очень самолет получился, особых надежд не оправдал.
Если не ошибаюсь, Ф-111 в виде истребителя был - перехватчик ПВО, в те времена, когда считали, что ДРВБ решает всё. Как бы аналог нашему МиГ-25, в общем.
-----------
О как... всё в кучу смешал. В общем, ПМВ - отдельно, рельеф - отдельно, ЗА - тоже. :rolleyes:
 
Последнее редактирование:
Topper, с рельефом у них точно была незадача, вспоминатеся знаменитая надпись -эффективность ПВО - 50%, эффективность земли - 100%

А ближайший аналог МиГ-25 у них - вообще-то F-14, это наш Су-24 - аналог 111-го :)
 
Реклама
Назад