Газету "Бизнес" потянуло на авиаисторию

avro

Модератор
МиГ позора

6 сентября 1976 года с аэродрома истребительного полка в приморской Чугуевке пилот Виктор Беленко угнал самолет МиГ-25. Это обернулось потерей многих секретов и огромными убытками, однако время показало, что эти потери в итоге превратились в немалые прибыли.

МиГ-25 был одним из самых засекреченных проектов в истории советской авиации. Основная его задача - перехват и уничтожение самолетов-разведчиков - требовала от конструкторов наделить этот самолет способностью летать на огромных высотах с высокими скоростями. В 1961 году прототип МиГ-25 на испытаниях показал скорость 3000 км/ч при потолке полета 22 670 м. Такими характеристиками не обладал ни один самолет в мире, и в конце 60-х было начато серийное производство этого аппарата. С самого начала разработки самолета американская разведка пыталась получить информацию о нем, однако довольствовалась лишь "утечками", инспирированными советской стороной.

Через 10 минут после взлета связь с самолетом прервалась, и командование уже начало планировать поисковую операцию, когда стало известно, что МиГ-25, пилотируемый старшим лейтенантом Виктором Беленко, приземлился на японском аэродроме Хакодате, где его тут же отогнали в дальний ангар и полностью закрыли доступ на летное поле, пропустив к самолету только представителей спецслужб США. После проведения официального полицейского расследования самолет окончательно передали американцам, которые разобрали его и 24 сентября транспортным самолетом отправили на свою базу в Японии. Естественно, все это время советская сторона требовала немедленного возвращения "МиГа", однако под разными предлогами получала отказ, и самолет вернулся на родину только 12 октября, когда все его узлы были уже тщательно исследованы. Японцы настояли на том, что советские эксперты должны принять самолет на советском судне в течение одного светового дня, по истечении которого никакие претензии приниматься не будут.

Время было дорого, поэтому руководство ВВС пошло на эти условия и получило самолет в 13 контейнерах, обшитых железом и наглухо заколоченных. Таким образом японцы рассчитывали задержать процедуру приемки, однако матросысправились с бронированными ящиками буквально за пару часов, и эксперты обнаружили следы вмешательства, после чего предъявили претензии на $11 млн.

Эта сумма не покрыла и малой доли убытков, нанесенных СССР. По самым приблизительным подсчетам, ущерб составил 2 млрд руб.: конструкторам пришлось менять большую часть электронных систем и другого оборудования, устройство которого стало известно врагу.

Казалось бы, американцы одержали полную победу в этой шпионской борьбе, но вскоре оказалось, что они подложили свинью сами себе. После того как МиГ-25 был рассекречен, в связи со сложившимися обстоятельствами с него сняли экспортные ограничения. Заказы от иностранных государств посыпались как из рога изобилия, и СССР не только покрыл все убытки, но и очень хорошо заработал на экспорте этих истребителей, а американцы получили нового грозного противника, который поставлялся во многие не дружественные США страны. Более того, именно с МиГ25 начался массированный экспорт военной техники, приносящий миллиардные прибыли.

Что же касается пилота Виктора Беленко, мотивы его поступка так и остались загадкой. Заблудился ли он в тумане или просто бежал от советской системы, либо уже давно был завербован ЦРУ именно с целью угона "МиГа", следствию выяснить не удалось.
 
Реклама
Наврали слегка. Первый полет состоялся не в 1961-м, а в 1964-м.
Но мне понравилось:
руководство ВВС пошло на эти условия и получило самолет в 13 контейнерах, обшитых железом и наглухо заколоченных. Таким образом японцы рассчитывали задержать процедуру приемки, однако матросысправились с бронированными ящиками буквально за пару часов, и эксперты обнаружили следы вмешательства,
А сам факт того, что самолет по частям возвращают не есть вмешательство? :D А про эти "следы" нам в МАИ рассказывали - все детали, включая остекление фонаря в мелких дырочках - брали образцы материалов.
 
Aziatovich, к то му же, точности уж ради, не руководстово ВВС а руководство ВВС ПВО страны. :D МиГ-25 вВВС по-моему не был до слияния.

Да и нсчет "самой засекречнности" - тоже не все так, еще опытные самолеты былы и показаны на воздушном параде в 67-м.

Да и про убытки, "под тему" замены аппратуры "свой-жужой" КБ со смежниками провели по сути тотальную модернизацию самолета и сделали МиГ-25ПД. Уж обновленные двигатели и возмрожность использования ПТБ никак не вписываются в "замениу большей части электронных систем ". Да и СУВ, которую построили на базе той, что делалась для МиГ-23МЛ не с бухты барахты взялась и новая САУ-155ПД тоже к свой-чужй уже отношения не имела. Любят у нас "героизму" добавить...
 
Aziatovich, ну, так СУВ от 23-го и позволила Р-60 довесить :)

Правда на 25 и РЛС "Сапфир" доработали, в первую очередь поставив большую антенну, ну и с теплоотоводом решили вопросы. А так Сапфир-25 аналогичен Сапфиру-23.
 
Назад