???Где готовят бортрадистов ???

vitalgon80

Новичок
Вот пожалуйста подскажите...На некоторых образцах нынелетающей техники еще требуется наличие бортрадиста. Интересно,а где их (бортрадистов) обучают ??? Какие-нибудь специализированные учебные центры есть ??? Спасибо )))
 
Это какие такие образцы? Вроде бортрадисты как и бортинженеры вымирают как класс. У нас (в ВВС) бортрадистами были прапорщики, летчики или борттехники, сдавшие зачет. В общем никто не готовил
 
flying, А вы попробуйте без Б/И или без радиста полетать на Ан-124 к примеру. Или без Б/Т на Ил-76. А может и на Ан-70 уже отказались от "лишних" членов экипажа? Да и на западе "геркулесы" даже после модернизации как в них нуждаются. Так что еще годков на 10-20 хватит. Может еще и вернутся к этому обратно.
А вот Б/Т сдавший зачет - это круто! И летчики особенно!
Были школы радистов, может и сейчас остались.
 
Последнее редактирование:
zloy,
так я тоже такой зачем "сдавал" у нас из радистов были ажно целых два прапорщика на полк Летать надо было, поэтому был вариант "без радиста" - то есть на месте радиста сидел АДОшник или АДОшник на запуске + запасной летчик и переключал частоты, связь вели летчики.либо вариант "без АДОшника", когда АДОшник был де-юре радистом, а де-факто на земле АДОшником, а в полете радистом.
Ну в общем не будем углубляться, а то еще кому-нибудь по шапке настучат, из ныне служащих
А про Русланы и Ил-76 я как-то подзабыл на них да, без БТ не полетаешь особо.
 
flying, Да цельный полк в Сеще. Волга-Днепр летают. Кроме того - план по возобновлению выпуска 124-х (все же рентабельная машина оказалась). Да и 76-х еще до чертиков.

Да, кстати на Ан-12 - вот там можно и без радиста (но лучше все же с ним но без АДОшника, хотя нужно попытаться сделать электрика из Б/Т).
 
в ерофлоте готовили в УТО приемущественно из техников АиРЭО ну и кое кто без этого туда тоже проскакивал в порядке "острой производственной не обходимости" либо по блату...

...в ВС СССР во времена когда срочники могли быть стрелками либо радистами их готовили в ШМАСЕ, я застал это явление еще в начале восьмидесятых, потом прапара и просекли эту лафу со всеми приятностями (год за два выслуга и т.д.) и лавочка для зольдатов и матросов закончилась.
 
А можно чайниковский вопрос?
Чем - Ан-124 настолько отличается от остальных самолетов (в т.ч. и грузовых), что в его экипаже обязательно должен быть радист?
Техники, операторы понятно. Бортинженер, штурман тоже в общем понятно.
А вот радист нафига?
Я понимаю, что он в экипаже по технологии работы предусмотрен. Но в чем причина такой технологии?
 
vvo, Все дело в том, что радист (его смело можно менять на борттехника по АДО) выполняется кроме своих прямых функций еще и работу оператора энергосистем. В Ил-76, Ан-12, Ан-124 - он по совместительству является еще и хозяином электрощитовой (панелей АЗС и АЗР). Кроме того на плечи радиста ложится вся дальняя связь (не УКВ), так же "секретный" радиообмен. Есть еще много чего на плечах у радиста в ВТА и ВВС. Набрать частоту на пультах командных УКВ станций могут и пилоты, Б/Т (или Б/И). Ведение связи - в принципе это не проблема. Кроме того, учитывая специфику транспортной авиации (а это работа вне базы) кто-то же должен разбираться с поломками РЭО (а при отсутствии Б/Т по АДО еще и в АО).
Так что "уход на пенсию" вышеназванной профессии - пока вопрос (во всяком случае для ДА, ВТА, гражданских транспортников).
 
немного не в тему.
мой брат был техником по АиРЭО, переучился в 1984 на Ту-134(!) б/радистом. Потом были Ил-62, Ил-76, сейчас Ан-124 в Волга-Днепр.
Надо всю электросистему и радиооборудование знать как свои пять пальцев.
 
Вспомнилось..

Однажды в Хьюстоне ночевал в отеле рядом с аэропортом.
Когда получал комнату заметил двоих ребят лет по 25, в трико и без рубашек, с голым торсом. Они у фронт деск бесплатные яблоки из корзины спустились взять.
Ну взяли, по десятку каждый, плюс поскольку в Америке с голым торсом принято ходить только на пляже - я подумал: "НАШИ!!!" И действительно пару слов обронили, по русски, крепких таких.

Ну я их спросил: "Вы, говорю, ребята откуда?"

"Из России, мы на Руслане бортрадисты-переводчики!"




Ну а где готовят их не спросил.. В другой раз!
 
Хех)) Забавная история. Я весь топик не осилил. Но лично я так сам и предположил что в армии их и готовят. Там же смысл то везде один и тот же, а уж думаю под условия самолёта или танка сориентировать бойца у нас сумеют в армии
 
Борт-радисты переводчики это военные переводчики ,которых приписывают к армейским экипажам летающим зарубеж,т.к. пилоты не могут вести переговоры с диспечарами на английском. Они даже на Ми-8 летают)
 
Борт-радисты переводчики

точнее бортпереводчики (в обязанность которого входит переводить радиообмен и не только радиообмен) которые производятся из обычных переводчиков а радист там где в состве экипажа есть там и остается
 
Lt. Schmidt, Не совсем, мы когда летали в дальнее зарубежье, вместо штатного радиста нам в экипаж прикомандировывали радиста из Николаева со знанием английского (причем в звании не прапорщика).
 
zloy, Здравия желаю!

на каком типе, надо полагать Ан-12?

это скорее исключение чем правило

что легче выучить прапорщику-радисту английский как минимум на уровне хорошего иняза, либо уже готового офицера переводчика/бортпереводчика подготовить как бортрадиста специально для полетов в дальнее зарубежье (отбрасываем знание телеграфа, да и вряд ли для таких специфичных полетов к ним предявлялись эти требования)?

помнится что приграничные полки в восьмидесятых летающие в буржуинский закордон имели в штате двух-трех бортпереводчиков на полк зачастую выпускников инязов двухгодичников
Гвардейский полк ВТА в Паневежесе где в бурной молодости бывал ваш покорный слуга как раз имел такое обустройство: в то время эксплуатировались Ил-76е и бортпереводчиков как раз включали в состав экипажа на период выполнения конкретных полетов за кордон, в остальное время они околачивали груши, ходили в наряды и т.д.

кстати экипажи интересно смотрелись-как на картинке: в новенькой не заношеной аэрофлотовской форме и рубашки у них были образца покроя ЦУМВС (большой шик и на зависть всему остльному аэрофлоту ) т.е надо полагать шли с одного склада для наметаного глаза ерофлотовца все это выглядело довольно сюрреалистично: тяжелая техника форма ГВФ молодость ЛС относительно типа и взлетного веса ВС аэрофлотовская раскрасска и кормовая огневая установка (правда пушки теоретически иногда могли сниматся но локатор заднего обзора все равно оставался на месте )

а по поводу вашего командировочного офицера-радиста вот что мне вспомнился в начале веселых девяностых дело чести всякого уважающего себя начальства в ГВФ было бросить кость летному составу в виде обещаний международных полетов и переучивания на новую технику ...
...тут и там повсеместно организовывались курсы англицкого... наши начальники решили выписать нам препода откуда то из Ленинграда кажись даже из акамедии ГА... так вот что самое интересное в послужном списке этого чувака была служба типа как оператором-слухачом на одном из флотов заключалось это в летании вроде бы как на Ил-38 и слушание живого эфира авиации противника подозреваю что по "совместительству" ему возможно вменялись обязанности офицера РЭБ... ...так что возможно что ваш командировочный из этой гвардии

если чесно то самому бы хотелось узнать по подробнее про эту редкую специализацию летного состава (имеется в виду слухачей)

Всем спасибо за информацию если имеется
 
Последнее редактирование:
Lt. Schmidt, Вы правы, эти переводяги были как раз из разряда слухачей. Я подозреваю, что в Никовлаеве они не груши околачивали. У нас в Борисполе штатных радистов-англичан не было (не путать с радистами, которые знали английский). Я тоже знал английский (причем очень не плохо для того, что-бы вести связь), но меня и радистов наших вряд ли допустили к самостоятельному ведению оной. Кроме того, подарок в виде прикомандированного переводяги были всегда. Ну а форма ГВФ - так это повсеместно было. Мы сами полюбляли на нашем "флаге" проконать под граждан перевернув шапку кокардой назад, что бы заправку обеспечить (и как ни странно - проходило).
А вот по поводу радиосвязи - были варианты, когда переводягу давали вместе с нашим штатником. Выглядело довольно интересно - по рускоязычным маршрутам - наш, по англоязычным - командировочный (причем оборудование он знал как связное, так и самолетное). Было прикольно за ним наблюдать, как он грамотно действовал при отказе генератора (а вы говорите не готовили).
Были варианты, когда переводяга (я так полагаю из диспетчеров) просто вели связь вместе с нашим штатником.
Но не забывайте, мы то были обычные ВВС, а не ВТА.
 
Раньше готовили в городе Канск Красноярского края, там находилась ШМАС по подготовке воздушных радистов. Сейчас не знаю есть эта школа или нет, когда МО стал Сердюков, все ШМАС почти сократили.
 
Попробуй обратиться в АУЦ УИ ГА(бывшее название Ульяновское ВАУ ГА) или в Уральский УТЦ, эти вроде готовили с нуля для местной Екб грузовой авиакомпании Авиакон Цитотранс, которые исключительно летают на Ил-76.
 
Вопрошавший уж на пенсию вышел, если в армейскую авиацию пошел радистом)