Государственное регулирование в гражданской авиации

    rostransport

    Новичок
    Государственное регулирование в гражданской авиации: поиск методов затягивается
    В.А. Колясников,
    к.т.н., доцент, декан факультета авиаперевозок и аэропортов СПбГУ ГА


    С 2004 по 2011 г. система государственного регулирования гражданской авиации претерпела несколько реорганизаций: создавались новые органы, перераспределялись функции и полномочия. В результате многочисленных изменений некоторые нормативно-правовые акты пришли в несоответствие друг другу, в том числе из-за расхождения в трактовке терминов. Остро стоит вопрос о распределения обязанностей и полномочий органов в области лицензирования и сертификации.
    Госнадзор вместо госконтроля

    В главу IV федерального закона [1] были внесены существенные изменения. В новой редакции вместо термина «государственный контроль» законодатель использует термин «государственный надзор». Целью госнадзора в области гражданской авиации признается обеспечение безопасности полетов воздушных судов, авиационной безопасности и качества выполняемых в гражданской авиации работ и оказываемых услуг. При этом федеральный государственный транспортный надзор осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ.

    Расхождения в терминах

    Проблемы, связанные с организацией и функционированием федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных органов в области воздушного транспорта и государственным регулированием, до сих пор остаются нерешенными.

    За период действия указа Президента РФ [7] система государственного регулирования в области воздушного транспорта многократно менялась, следовательно, должны были меняться и нормативные правовые акты. Указы Президента РФ, как подзаконные акты, не должны противоречить федеральным законам, а постановления правительства — федеральным законам и указам Президента РФ.

    Однако следует признать, что взаимосвязь нормативных правовых документов и их соподчиненность на сегодняшний день отсутствуют. При этом одна из ключевых проблем заключается в использовании в нормативных правовых документах неоднозначных терминов и определений.

    Например, в 2006 г. приказом Минтранса России [17] отменена система сертификации в гражданской авиации. В Федеральные авиационные правила по сертификации эксплуатантов гражданской авиации и сертификации аэропортов были внесены изменения, в соответствии с которыми участниками сертификации теперь являются уполномоченные органы, привлекаемые организации и заявители. Но до сих пор в ряде документов (законе [3], приказе Минтранса России [16], приказе Росавиации № 260 (2009) и других документах нормативного правового порядка) применяются законодательно не закрепленные термины: орган по сертификации, центр по сертификации, лаборатории по сертификации.

    http://rostransport.com/article/53/