Грузинское авиастроение?

Техник

Старожил
Тут от коллеги услышал, что он пересекся с какими-то грузинами, которые разработали небольшой двухдвигательный самолет с турбореактивными двигателями и корпусом из композитов.
Не шутка новогодняя! :mad:
Ему был презентован ДВД со съемками полетов.
Кто-нибудь что слышал, видел? :eek:
 
Реклама
Разработал этот самолётик действительно грузин - Автандил Хачапуридзе. Только вот он почти всю свою жизнь трудился в Жуковском. Самолётик называется "Меркурий", чем-то по компоновке напоминает первый пятиместный "Аккорд" Е.Маслова, хотя по всем основным параметрам ему уступает.

Четырёхместный, с тесноватой кабиной и двумя чешскими движками "Вальтер". Но зато прошёл по большому кругу методический совет РАКА, почти весь процесс сертификации по документам РАКА и всплыл в Кутаиси уже как национальный грузинский проект. Знаю что год назад его усиленно пихали в ОЛАГА как учебно-тренировочный самолёт для штурманов. До сих пор там вроде бы его не видать.

Что ещё добавите?
 
Вот нашел! Патентую название следующей модели - "Сямджет"! :D

"Тбилисский авиационный завод «Тбилавиамшени» наладил производство нового реактивного самолета. Новый самолет «Тамджет» создан по аналогии американского «Маверик». Самолет рассчитан на пять человек и имеет два реактивных двигателя. Первое испытание самолета прошло успешно, сообщили в пресс-центре завода. Двигатель и система управления самолета «Тамджет» произведены в США. Все остальные детали самолета изготавливаются на Тбилисском авиационном заводе."



"Maverick Jets Leader
Tbilisi Aircraft Manufacturing (TAM) of Tbilisi, Georgia, in the CIS, in early January terminated its agreement with Maverick Jets of Melbourne, Fla., to certify and manufacture the Maverick Jets Leader, a twin-engine, kit-built very light jet. As recently as the Dubai Air Show in early December, TAM displayed a photograph of the Leader and included it in its sales material. Dr. Zurab Seskuria, TAM international economic relations director, told AIN that the company had worldwide distribution rights for the Leader and that it would seek Russian certification for the twinjet, followed by European and U.S. approvals. Flight tests with Williams FJ33-4 turbofans were to begin early this year, with Russian certification expected in the first half of the year.

But apparently after some 10 months of tests, TAM officials decided the Leader would be too difficult to certify and summarily ended the contract.

“TAM was in breach of agreement and owed us a lot of money,” said Frank Hamelly, Maverick Jets COO. “They had a lot of problems and as we came to discover cash was certainly one of them. Their economic poverty is beyond what we, or most in the Western world, could imagine. Their political instability and upheaval, even recent revolution, certainly did not help. As we were considering our options, they appropriately terminated, giving us our full rights back. Of course, no kit airplane is certifiable until design and production process changes are made, which we are now doing. Thankfully at this point we do not have to depend on TAM in any way, though we wish them well.”

In a news release, the U.S. company stated: “A new manufacturer with even greater capabilities will soon be disclosed. Maverick Jets is excited that this new relationship will further extend its lead in the personal jet world. Maverick Jets is still the only personal jet company in the world that has had three of its personal jets flying with several hundred hours.”

However, of these three aircraft, all of which were built from kits and powered by Maverick MC-750 turbojets, one crashed in January last year, killing company chief pilot Jack Reed. (The NTSB’s final report listed the probable cause as “the pilot-in-command failed to obtain sufficient altitude to clear obstacles at the approach end of the airport, which resulted in an in-flight collision with trees.” In the report, the airplane was identified as a Bornhofen Twinjet 1500.) The other two Leaders are based in the Denver area, according to Hamelly. Total time on the fleet is more than 400 hours, he said.
Meanwhile, company CEO Jim McCotter is leading the effort to find another manufacturer. Maverick is not disclosing its certification process at this time, but “is moving forward in that area as well.” Hamelly said the company had not yet received the FJ33-4 engines, expected to be certified within the month, for testing purposes. The molds for the Leader’s composite fuselage, shipped to TAM late last year, are still in TAM’s possession, he said.
TAM is reportedly developing its own very light jet called the TAMJet. Also to be powered by FJ33 engines, the six-seat twinjet would be priced at $1.5 million."
 
Техник, Вы меня удивляете. Ещё с советских времём в этой меленькой стране была тяга к небу. А откуда мы взяли слово ПЕПЕЛАЦ!? или вспомните прекрасный фильм " не горюй"....

Мы всегда летали!!! если не получалась на пепелацах, то хотя бы на крыльях любви! Вот! :D
 
Очень интересный снимок с сайта TAM (www.tam.ge — там ещё есть! ;)).
Мы вообще редко видим Тбилисский авиазавод "изнутри", а тут ещё раритеты в виде недостроенных Як-58... Что с ними стало? Кто знает?
А вдалеке на заднем плане — планер не менее экзотического самолёта TAM Jet... Я и не знал, что такой есть (ну и остальное про "разработку" бизджетов на TAM'е)!
 
Последнее редактирование:
Потом этот проект трансформировался в Epic Elite Jet и Victory уже без грузинов.
Это Ошкош 2007
 
Реклама
Пкк, очень интересно.
Похоже, Epic - очень креативная компания. Сразу несколько разных конструкций композитных самолётов. 2 ТРД, 1 ТРД, 1 ТВД (2 модификации), и всё летает. ТВД-шный похож на Caravan, но технология совсем другая.

Грузины пишут о совместном с Epic производстве Elite, эти планы расстроились или ещё живы?
А TAM-Jet они представляют как полностью свою конструкцию, это так?
И ещё: на сайте завода сказано, что TAM-jet взлетел в 2005г., есть плохенькое видео взлёта самолёта без номера, но не ясно, когда точно был первый полёт, сколько построено машин и каково состояние программы сейчас. Сайт, похоже, с 2009г. не обновлялся.
Никто не может просветить? Самолёт-то интересный.

Алексей Коваль, спасибо за снимок.

Любитель, вряд ли бы грузины пририсовывали Як-58 в фотошопе. Вот если бы они израильский БПЛА пририсовали... так что, вероятно, эти 58-е действительно стоят там с 90-х годов. А освещение - там же до черта источников освещения в крыше.

vm, а что, совсем бардак? Я только читал Самойловича - он тоже поминает о нарушениях технологии.

PPS. ГАЗ-31 создан в 1941г. на базе эвакуированного таганрогского завода. После войны завод ГАЗ-31 был 19-м по объёму выпуска самолётов в СССР. За 1946-64 г.г. он выпустил 1800 самолётов общей массой конструкции 4210 тонн. Для сравнения: ГАЗ-30 за то же время - 71000 т (в 17 раз больше), КАПО -61000 т. (в 14 раз больше).
Более важной роль тбилисского завода была во время войны. В годы ВОВ он выпустил 3550 самолётов общей массой 9000 т, в основном это 2500 ЛаГГ-3 и 1000 Як-3.
 
Последнее редактирование:
Похоже, Epic - очень креативная компания.
Тёмная она какая, - то. С такой помпой показались в седьмом году на Ошкоше, а потом как-то сразу пропали, только частники на их самолётах прилетали. Но и в седьмом году они про грузинские ноги своего самолёта молчали как партизаны. Хотя на дубайском макете чётко виден N-номер. Не знаю, загнулась ли компания как многия или жива, но в этом году появилась такая вот машина, считается что она станет началом авиапромышленности в Эмиратах. Чувствуются в ней какие-то эпиковские корни:
 
От людей, близких к теме, узнал, что в своё время "Меркурий-6" типа как предназначался для каких-то нужд МЧС, но тамошние чиновники, как водится, затребовали безумный откат, что поставило всю работу под большой вопрос. Впоследствии Хачапуридзе вышел на Кутаисский завод, где даже что-то такое пытались собирать из МиГовских комплектующих. Но там тоже не срослось.

Там-джет - это не совсем "Меркурий-6" Хачапуридзе (тот был на поршневых), хотя и "похож".

Эпик Элит Джет выпускается в Орегоне.
 
Ещё с советских времём в этой меленькой стране была тяга к небу. А откуда мы взяли слово ПЕПЕЛАЦ!? или вспомните прекрасный фильм " не горюй"....

а еще была замечательная короткометражка "Чудаки"...
А "Мимино" совсем не уважаете, да?
 
А TAM-Jet они представляют как полностью свою конструкцию, это так?
Как совместное (грузино-американское) производство.Сами посудите, кто на территории не то что Грузии, а всего бывшего СССР в состоянии самостоятельно полностью изготовить композитный самолёт?
 
Назад