ChowChow
Новичок
В старых документах встретил такие модификации: Ил-28ТА, Ил-28ПР и «изделие 8». В инете на российских и забугорных сайтах о них ничего не нашёл.
По порядку.
О типах.
Известно, что существуют развёрнутые обозначения типов, напр., Ту-16К-10РУ85, Ил-22М-11-РТ7, Ту-134СУС-К. и др. Как правило, они говорят об оборудовании и применении. В зависимости от назначения документа, могут указывать коротко (Ту-16К) или подробно. По аналогии можно предположить, что Ил-28ТА и Ил-28ПР - это варианты известных машин с «добавленными буквами». Но по материалам не получается, что 28ТА - вариант торпедоносца; 28ПР - возможно (если сравнить с 28ПЛ). Предположение о ТА как самолёте-носителе «спец. торпед» (Т+А) скорее забавно, чем реально, тем более что изготовили их, судя по всему, немало.
По перечисленной в разных бумагах установленной там аппаратуре, получается, что 28ТА - скорее вариант известного 28А: держатели БДМК (в вар. внутр. размещения), системы контроля/управления «изд.» и климатическое обеспечение («передняя правая, передняя левая» и т.д.).
Кстати, кое-где в инете встречал утверждения, что 28Т серийно не строился. По данным ВП получается, что не только строился, но и проходил военную приёмку.
Буква «А».
Похоже, обозначает всё что угодно. Ту-4А, Ту-16А-3НБ, 3М-А12, Ил-28А - здесь ясно, что это. Но обозначения вроде «105А» не указывают на транспортировку спец. изделий, есть и много других «не говорящих» примеров.
Встречается ещё такое: [Ил-28-ххх], где «ххх» - три цифры - индекс «отделяемого изделия» или тип какой-то установленной аппаратуры. В данном случае, как понимаю, это не отдельная модификация, а вариант одной из известных основных. Тут по документам прослеживается аналогия с Ту-16хх, 22хх, 95хх, Су-7Б, 3Мхх в части присвоения разных индексов. Видимо, в МАПе и др. профильных министерствах было какое-то общее представление об обозначениях. Таким же образом обозначаются типы современных ВС и в наше время.
Индексы.
Основных технических индексов по системе присвоенной для Ил-28, насколько знаю, три: «4» (разведчик), «5» (боевой) и «6» (учебный). Эти индексы входят в состав заводских номеров и легко сопоставляются с типами. В документах они встречаются и отдельно, напр.: «изделие 4» (то есть Ил-28Рхх), или просто «четверка» (жаргон на заводах и в КБ). Но в бумагах попадается «изделие 8», которое, по полётным и техническим документам, скорее, - не бортовое оборудование, а тоже отдельный тип самолёта.
Вопрос к уважаемым знатокам: знает ли кто-нибудь что-то об «изд. 8» и модификациях ТА и ПР?
Приводить все документы наверное не стоит, вот небольшие компиляции из полётных книжек:



По порядку.
О типах.
Известно, что существуют развёрнутые обозначения типов, напр., Ту-16К-10РУ85, Ил-22М-11-РТ7, Ту-134СУС-К. и др. Как правило, они говорят об оборудовании и применении. В зависимости от назначения документа, могут указывать коротко (Ту-16К) или подробно. По аналогии можно предположить, что Ил-28ТА и Ил-28ПР - это варианты известных машин с «добавленными буквами». Но по материалам не получается, что 28ТА - вариант торпедоносца; 28ПР - возможно (если сравнить с 28ПЛ). Предположение о ТА как самолёте-носителе «спец. торпед» (Т+А) скорее забавно, чем реально, тем более что изготовили их, судя по всему, немало.
По перечисленной в разных бумагах установленной там аппаратуре, получается, что 28ТА - скорее вариант известного 28А: держатели БДМК (в вар. внутр. размещения), системы контроля/управления «изд.» и климатическое обеспечение («передняя правая, передняя левая» и т.д.).
Кстати, кое-где в инете встречал утверждения, что 28Т серийно не строился. По данным ВП получается, что не только строился, но и проходил военную приёмку.
Буква «А».
Похоже, обозначает всё что угодно. Ту-4А, Ту-16А-3НБ, 3М-А12, Ил-28А - здесь ясно, что это. Но обозначения вроде «105А» не указывают на транспортировку спец. изделий, есть и много других «не говорящих» примеров.
Встречается ещё такое: [Ил-28-ххх], где «ххх» - три цифры - индекс «отделяемого изделия» или тип какой-то установленной аппаратуры. В данном случае, как понимаю, это не отдельная модификация, а вариант одной из известных основных. Тут по документам прослеживается аналогия с Ту-16хх, 22хх, 95хх, Су-7Б, 3Мхх в части присвоения разных индексов. Видимо, в МАПе и др. профильных министерствах было какое-то общее представление об обозначениях. Таким же образом обозначаются типы современных ВС и в наше время.
Индексы.
Основных технических индексов по системе присвоенной для Ил-28, насколько знаю, три: «4» (разведчик), «5» (боевой) и «6» (учебный). Эти индексы входят в состав заводских номеров и легко сопоставляются с типами. В документах они встречаются и отдельно, напр.: «изделие 4» (то есть Ил-28Рхх), или просто «четверка» (жаргон на заводах и в КБ). Но в бумагах попадается «изделие 8», которое, по полётным и техническим документам, скорее, - не бортовое оборудование, а тоже отдельный тип самолёта.
Вопрос к уважаемым знатокам: знает ли кто-нибудь что-то об «изд. 8» и модификациях ТА и ПР?
Приводить все документы наверное не стоит, вот небольшие компиляции из полётных книжек:


