Ил-96

    adenadil

    Новичок
    Ил-96 - самолет с очень интересной историей... только про него мало что известно. Я вот нашла парочку статей, но там только общеизвестные факты.
    Кто что интересного про него знает?
    я вот слышала, что его производство перевели на ВАСО из Москвы в 90-е, и затрат на это было очень много. потом с 97 по 2003 вообще ни одного самолета не произвели.
     

    Nimdar

    Давно здесь
    adenadil, в журнале "Крылья Родины" (второе полугодие 2007 и первые номера за 2008 г, номера точно не помню), есть статья Генриха Новожилова о создании Ил-96. Где достать журнал я не знаю, в продаже его не видел.
     

    adenadil

    Новичок
    Вот-вот, в интернете найти практически ничего не могу а книг и журналов в продаже нет, И в интернет-библиотеках их нет... замкнутый круг получается.
    А ведь самолет действительно интересный, и история у него должна быть интересной... неужели ничего нельзя найти? :((((((
     

    Rig

    Местный
    adenadil сказал(а):
    Вот-вот, в интернете найти практически ничего не могу а книг и журналов в продаже нет, И в интернет-библиотеках их нет... замкнутый круг получается.
    А ведь самолет действительно интересный, и история у него должна быть интересной... неужели ничего нельзя найти? :((((((

    В инете можно найти то, что уже кто-то разместил.

    Это нужно оцифровать книгу (два тома) Ильшинского ОКБ, кажется она называется
    "Ильюшин-самолеты и люди". Одна книга про самолеты, а вторая про людей.
    Есть у меня эта книга.
    При ОКБ есть музей, надеюсь, что еще есть. Раньше по заявке можно было в него попасть, были экскурсоводы из числа работников КБ. Что сейчас?

    Никто лучше не раскажет кроме тех, кто создавал этот самолет. В ОКБ, опытном заводе и ЛИиДБ в те годы работало около 8 тысяч человек.
    Историю Ил-96-300 хорошо знают, естественно, здравствующий Новожилов Генрих Васильевич и его соратники, на пример, Егоров Юрий Александрович, Таликов Николай Дмитриевич и многие другие.

    За время создания, на пример, тип менялся три раза: Ил-86Д , Ил-96 и Ил-96-300.

    Я был одним из создателей кабины экипажа этого самолета. Работал в Бюро Эскизного Проектирования (БЭП) и вел эту "тему" от макета до эксплуатации.
    Потом были Ил-96м/т, Ил-114, Ил-76МФ, Ил-106 ... и так до середины 1994 г.

    Есть вопросы, спрашивайте.
     

    adenadil

    Новичок
    Вопросов очень много! я этим самолетом вплотную занимаюсь сейчас, но отсутствие информации удручает...
    По конструкторской и технологической подготовке производства много вопросов. Что делалось и где? в москве или на ВАСО? и когда перевели производство из Москвы на ВАСО.
    Опытное производство: было произведено всего 2 опытных образца, и сразу серийное производство?
    А потом, очень интересно, по деньгам - во сколько обошлась разработка? не меньше 2-х млрд. руб, я так думаю. тогда получается, что самолет должен вот-вот окупиться. может больше? тогда понятно скептическое отношение к нему многих, он не окупился, и неизвестно, окупится ли...
    ох, а еще столько всего интересует...
    где бы такую книгу достать! я о ней слышала, искала по библиотекам, но нигде нет...
     

    Rig

    Местный
    adenadil сказал(а):
    Вопросов очень много! я этим самолетом вплотную занимаюсь сейчас, но отсутствие информации удручает...
    По конструкторской и технологической подготовке производства много вопросов. Что делалось и где? в москве или на ВАСО? и когда перевели производство из Москвы на ВАСО.
    Опытное производство: было произведено всего 2 опытных образца, и сразу серийное производство?
    А потом, очень интересно, по деньгам - во сколько обошлась разработка? не меньше 2-х млрд. руб, я так думаю. тогда получается, что самолет должен вот-вот окупиться. может больше? тогда понятно скептическое отношение к нему многих, он не окупился, и неизвестно, окупится ли...
    ох, а еще столько всего интересует...
    где бы такую книгу достать! я о ней слышала, искала по библиотекам, но нигде нет...
    На опытном заводе, как мне кажется, построили один летный Ил-96-300, который взлетел с Ходынки (дату не помню) и один планер для стат испытаний, есть на Ильюшина большой ангар, где цех стат испытаний.
    Параллельно в эти же годы передавалась вся рабочая документация на ВАСО, где шла подготовка производства этого самолета. Когда была построена первая серийная машина не знаю.
    По деньгам сомневаюсь, что кто-то даст ответ на вопрос сколько было потрачено на разработку Ил-96-300.
    Новожилов, тогдашний руководитель, Ливанов, сейчас рулит, потом еще ГОСПЛАН и Ильюшинские архивы- вот источники информации.
    Книга выпускалась ограниченным тиражем, тиражем распоряжались руководители Ильюшина и не всем работникам она досталась, а мне повезло, что она у меня есть.
     

    adenadil

    Новичок
    А ТЗ на Ил-96 было от МГА СССР?
    "В 1974—1977 гг. одновременно с разработкой самолёта Ил-86 в ОКБ им. С. В. Ильюшина проводились исследования по дальнемагистральному самолету Ил-86Д." А когда же было ТЗ? до или после этого?
     

    Rig

    Местный
    adenadil сказал(а):
    А ТЗ на Ил-96 было от МГА СССР?
    "В 1974—1977 гг. одновременно с разработкой самолёта Ил-86 в ОКБ им. С. В. Ильюшина проводились исследования по дальнемагистральному самолету Ил-86Д." А когда же было ТЗ? до или после этого?

    ТЗ конечно было. На каждом этапе (аван-проект, эскизный проект, макет, летные испытания...) создания самолета ОКБ доказывало соответствие
    ТЗ МГА, НЛГС и ГОСТам и ОСТам.

    Ильюшин и Новожилов очень часто не дожидаясь ТЗ от МГА или ВВС начинали работать с ОКБ над новыми проектами, а потом уже были ТЗ и постанавления правительства.
    Да и в любое ТЗ вносились изменения в процессе получения заказчиком дополнительной информации и лучшего понимания задач будующего ЛА.
    Вопрос, как легко эти изменения вносились? Было по разному. Никто не упирался если было понятно, что это улучшит ЛА и не потребуется все перечеркнуть, что наработано к моменту изменения, другими словами, если это реально.
     

    adenadil

    Новичок
    А летные испытания как проходили? Были какие-то проблемы? у меня, честно говоря, ощущение такое, что самолет вообще практически беспроблемный (по техническим показателям). за все годы ни одной аварии (те 42 дня, что длился запрет я серьезной проблемой не считаю)! и обидно, что так мало самолетов было произведено... Сложная экономическая ситуация, тут всё понятно, но тем не менее... а сейчас заказы поступают от иностранных авиакомпаний, а нашим проще боинг б/у купить... неприятно это...
     

    Rig

    Местный
    adenadil сказал(а):
    А летные испытания как проходили? Были какие-то проблемы? у меня, честно говоря, ощущение такое, что самолет вообще практически беспроблемный (по техническим показателям). за все годы ни одной аварии (те 42 дня, что длился запрет я серьезной проблемой не считаю)! и обидно, что так мало самолетов было произведено... Сложная экономическая ситуация, тут всё понятно, но тем не менее... а сейчас заказы поступают от иностранных авиакомпаний, а нашим проще боинг б/у купить... неприятно это...

    Вы с другой планеты к нам прилетели?

    Существует два лагеря людей с прямо противоположными мнениями.
    1-е говорят, что Ил-96-300 отличный самолет для своего времени и условий. Я тоже к ним отношусь.
    2-е говорят, что все плохо.

    Копья ломают на авиару.

    Приведу одну историю, про Ил-96м (96мо), а система штурвального управления этим самолетом полностью перешла с Ил-96-300. Кстати, одним из авторов этой системы был великолепный Инженер-Конструктор с большой буквы, Константинов Юрий Борисович, ныне покойный, несколько лет он был моим наставником.
    Когда шла сертификация этого самолета по FAR-25 (американский аналог наших АП-25), то был целый комплекс летных испытаний и в том числе зачетных, которые проводились в несколько этапов, когда экипаж от FАA отлетывал все по программе положенной у америкосов.
    И конечно были разборы, замечания и прочие решения вопросов по самолету в комплексе во время этих визитов. Были и просто не протокольные обсуждения и беседы. И как-то уже в конце этих испытаний их шеф-пилот, фамилию не помню, где-то в архивах его визитка лежит, говорит, что летал и испытывал множество самолетов Boeing, Airbus, MD и других, размерности подобной Ил-96м, но чтоб
    была такая замечательная устойчивость и управляемость как на вашем самолете, не встречал.
    Что я еще могу сказать о самолете которому отдана часть жизни.
    Могу быть не объективным.
     

    Nimdar

    Давно здесь
    adenadil сказал(а):
    Что делалось и где? в москве или на ВАСО? и когда перевели производство из Москвы на ВАСО.
    В Москве. Как уже ответил Rig, параллельно документация передавалась в ВАСО, где с 1990 года и началась серийная постройка.

    Rig сказал(а):
    построили один летный Ил-96-300, который взлетел с Ходынки
    Этот же первый Ил-96-300 (0101) пригнали на Ходынку в ноябре 1991, где переделали в Ил-96МО (на 10 м удлинили фюзеляж, поставили двигатели PW-2337 и "кабину" от "Коллинз") и в 1993-м он своим ходом улетел в Жуковский. Кстати, а что с ним стало?

    adenadil сказал(а):
    А ТЗ на Ил-96 было от МГА СССР?
    "В 1974—1977 гг. одновременно с разработкой самолёта Ил-86 в ОКБ им. С. В. Ильюшина проводились исследования по дальнемагистральному самолету Ил-86Д." А когда же было ТЗ? до или после этого?
    История Ил-96 началась в 1972 году. Предложение (заявка) на разработку широкофюзеляжного ДМС на 350-300 мест с дальностью 8500-9000 км, на замену Ил-62 было выдано министром МАП Петром Дементьевым в 1972г.
    Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР (дата не указана, но говорится, что по Ил-86 работы завершены, и прошло "10 лет с начала их" т.е. 1978-79 гг.) было указано ТЗ:
    дальность полёта с 30 т груза - 9000 км;
    дальность полёта с 15 т - 11000 км;
    скорость - 850-900 км/ч;
    топливная эффективность - 23гр/топлива на пасс/км;
    двигатели с тягой 16000 кг;
    уровень шума согласно нормам ИКАО;
    полная автоматизация самолётовождения и обеспечение посадки по категории IIIA ИКАО;
    экипаж - 3 чел;
    эксплуатация по состоянию;
    ресурс - 20000 полётов, 60000 часов.

    Rig сказал(а):
    как-то уже в конце этих испытаний их шеф-пилот, фамилию не помню
    Лес Бервен и Говард Грин облётывали Ил-96-300. Сделали два полёта. Командиром был шеф-пилот С. Близнюк.
    Что интересно, был выполнен взлёт с имитацией отказа одного двигателя на V1.

    Что касается финансовых вопросов - никаких цифр у себя не нашёл.
     

    m

    Член
    adenadil сказал(а):
    Сложная экономическая ситуация, тут всё понятно, но тем не менее... а сейчас заказы поступают от иностранных авиакомпаний, а нашим проще боинг б/у купить... неприятно это...
    мда... почитайте это, если ругани не боитесь
     

    Ranger_avv

    Молодой гироскопист
    Из личных впечатлений:
    Налетался на 96-300 (002) за последние полгода.
    Отличный самолет, отличный экипаж.

    За что им и спасибо!:pivo:
     

    adenadil

    Новичок
    "Самолет Ил-96М является дальнейшим развитием самолета Ил-96-300, предназначен для перевозки пассажиров, багажа и груза на дальних маршрутах с большими грузопотоками. Постройка первого опытного самолета Ил-96МО, была завершена в марте 1993 года на заводе ОКБ в Москве. В качестве образца был использован опытный самолет Ил-96-300, фюзеляж которого был удлинен, а отечественные двигатели и оборудование заменены на западные. Самолет Ил-96МО выполнил первый полет 6 апреля 1993 года. Сертификация самолета по российским нормам и нормам FAA была завершена к концу 1997 года. Самолет неоднократно демонстрировался на международных авиационно-космических выставках в Париже, Фарнборо, Берлине, Сингапуре, Дубаи и т.д. Выпускается серийно с 1997 года. К середине 1997 года продано 47 самолетов (включая грузовой вариант Ил-96Т). "

    Ничего не понимаю... Как это может быть? если с 1997 года выпускается, как можно было столько самолетов продать за полгода???
    Вроде всего 22 Ил-96 было построено, даже реестр есть.
     
    Последнее редактирование: