Илья Муромец - пассажирский самолёт?

Бурундук

Старожил
Коллеги, добрый день. Прошу отнестись к вопросу серьёзно - речь о комплектации экспозиции, которую будут посещать много людей.

Возник вопрос - является ли "Илья Муромец" пассажирским самолётом? Можно ли его считать "первым российским пассажирским самолётом"?

С одной стороны, у него есть салон и он может перевозить пассажиров.
С другой стороны, он никогда не предназначался для полётов с пассажирами по маршруту, вариантов такого использования не было, он никогда не совершал пассажирских рейсов.

Он совершал рекордные полёты - СПб-Киев (но только с экипажем) и подъём людей над Петербургом.

Ясно, что в те годы "пассажирским" его не называли- такой терминологии ещё не было. Корректно ли его считать таковым сейчас?

Желательно, чтобы ответ опирался на какие-либо документы или стандарты.

Заранее спасибо за помощь.
 
Реклама
Смотря кого считать пассажиром.
Просто человека, который не принимает участия в управлении воздушным судном, его СУ, оборудования или систем?
Так это еще самолет братьев Райт, еще в 1908.
Соответственно, кто там первый в РИ на показухах пассажира покатал?

Или всё-таки - речь не просто о перевозимом лице, а уже о коммерческом пассажире?
Тогда это уже 1914, Флорида.
Соответстветственно чей там первый коммерческий рейс был в РСФСР?

Смотря что считать пассажирским самолетом?
Тот же "Русский Витязь" Сикорского - чем не пассажирский? Уж он то вроде раньше, чем ИМ полетел.

Или это тот самолет, который выполнил первый коммерческий рейс с пассажиром?
 
он никогда не совершал пассажирских рейсов.
А как же почтово-пассажирская линия Москва-Орел-Харьков в 1921 г.?

Соболев пишет именно про ИМ: С 1 мая по 10 октября 1921 г. за 43 рейса было перевезено 60 пассажиров и более 2 тонн груза.

Фельдегерская почта и ведомственные пассажиры.
 
Black Cat, вопрос приоритета.

Да, переделанные ИМ Е летали на регулярных линиях. Но в 1921. А с 1919 г. таких переделок было полно... речь об изначальном "ИМ". Или дать уточнение: в 1921 г. именно на "ИМ" начались регулярные пассажирские перевозки в России в 1921 г. Вероятно, это лучший вариант.

О ваших вопросах: я считаю "пассажирским" самолёт, который перевозил пассажиров. Но это моё ИМХО. Найти бы авторитетный источник...

Спасибо.
 
Black Cat, вопрос приоритета.

Да, переделанные ИМ Е летали на регулярных линиях. Но в 1921. А с 1919 г. таких переделок было полно... речь об изначальном "ИМ". Или дать уточнение: в 1921 г. именно на "ИМ" начались регулярные пассажирские перевозки в России в 1921 г. Вероятно, это лучший вариант.

О ваших вопросах: я считаю "пассажирским" самолёт, который перевозил пассажиров. Но это моё ИМХО. Найти бы авторитетный источник...
Если вспомнить, сколько пассажиров позднее было перевезено в открытой кабине на тех же У-2, то ПМСМ надо просто брать первый летавший двухместный самолет российской постройки.

ЗЫ. Вот интересно, успел ли хоть один пассажир-испытатель слетать на "Русском Витязе" в 1913? Ведь у него многоместная закрытая кабина появилась чуть раньше, чем у ИМ.
 
Black Cat, успел. Более того, 2 августа 1913 г. - рекордный полёт с 7 пассажирами.

Но вопрос имеено в этом: рекордный полёт по кругу, без перевозки пассажира в другую точку, даёт ли основание самолёту считаться "пассажирским"? Проблема в исторически корректном наложении на событие терминологии, появившейся позднее.
 
Может это поможет в разрешении данного вопроса
SAMOLET_1924_582017.jpg
SAMOLET_1924_592017.jpg
SAMOLET_1924_5102017.jpg
SAMOLET_1924_5112017.jpg
 
igormich, спасибо, очень интересная статья.

А СПб - Орша - Киев - это таки рекордный полёт. Не было там коммерческих (или государственных, как в 1921 г.) пассажиров.

Интересно, а сейчас в нормативных документах как определяется понятие "пассажирский самолёт"?
 
Реклама
igormich, вот и я про то, что тогда в Европе такого деления не было. Вопрос о ретроспективной классификации
 
По моему мнению это был в первую очередь пассажирский самолет т. к. имел все атрибуты для этого: кресла, окна, полированный столик, отопление, туалет.
ИМ пассажирским салоном мало отличался от "Русского Витязя" а его уж точно можно не считать военным "кораблем".
 
Это современное понятие: Пассажирский самолёт (коммерческий самолёт, авиалайнер) — самолёт, предназначенный и оборудованный для перевозки пассажиров и багажа. В отличие от многоцелевых транспортных самолетов, пассажирские самолёты имеют раздельные отсеки для перевозки людей и груза, или не имеют дополнительного грузового отсека вовсе.
У "ИМ" пассажирский салон был отделен перегородкой, ещё один аргумент.
 
Последнее редактирование:
...я считаю "пассажирским" самолёт, который перевозил пассажиров.
Толковый словарь Ефремовой
Пассажирский

1. м. разг.
Поезд, перевозящий пассажиров; пассажирский поезд.

2. прил.
1) Соотносящийся по знач. с сущ.: пассажир, связанный с ним.
2) Свойственный пассажиру, характерный для него.
3) Принадлежащий пассажиру.

4) Предназначенный, установленный для пассажиров.

В качестве "косвенного подтверждения": 5.4.32 лифт пассажирский (passenger lift): Лифт, рассчитанный главным образом для транспортировки людей. (ГОСТ Р 58033-2017)
Аналог - Ту-110. Перевозил пассажиров? Нет. Пассажирский? Да.

Насколько я знаю, ИМ создавался именно как пассажирский самолёт.
Максимум - как самолёт двойного назначения. Вроде бы, было ещё довоенное требование, что самолёт должен иметь возможность нести оружие и бомбы. Применимо / относилось ли это требование к ИМ - бог весть.
Бомбардировщиком он стал где-то к концу 2014-го года. "Технически". В виде концепции - конечно, раньше. Но в любом случае именно после начала войны.
 
Толковый словарь Ефремовой
Пассажирский

1. м. разг.
Поезд, перевозящий пассажиров; пассажирский поезд.

2. прил.
1) Соотносящийся по знач. с сущ.: пассажир, связанный с ним.
2) Свойственный пассажиру, характерный для него.
3) Принадлежащий пассажиру.

4) Предназначенный, установленный для пассажиров.

В качестве "косвенного подтверждения": 5.4.32 лифт пассажирский (passenger lift): Лифт, рассчитанный главным образом для транспортировки людей. (ГОСТ Р 58033-2017)
Аналог - Ту-110. Перевозил пассажиров? Нет. Пассажирский? Да.

Насколько я знаю, ИМ создавался именно как пассажирский самолёт.
Максимум - как самолёт двойного назначения. Вроде бы, было ещё довоенное требование, что самолёт должен иметь возможность нести оружие и бомбы. Применимо / относилось ли это требование к ИМ - бог весть.
Бомбардировщиком он стал где-то к концу 2014-го года. "Технически". В виде концепции - конечно, раньше. Но в любом случае именно после начала войны.
2014? ;)
 
A_Z, "аппарат" создавался по заказу ГВТУ и не для перевозки пассажиров. Что не исключает желания РБВЗ попробовать его и в других целях.

Но я понял, что высказывание "ИМ - пассажирский самолёт" у сообщества отторжения не вызывает. Пусть остаётся, хотя меня и коробит.

Black Cat, igormich, A_Z, большое спасибо за обсуждение, а igormich - и за очень интересную статью.
 
A_Z, "аппарат" создавался по заказу ГВТУ...
Мне представляется, что первая машина (№107) была инициативной разработкой РБВЗ.
И только когда стало понятно, что "всё получилось", последовал заказ ГВТУ на постройку серии.
 
Но я понял, что высказывание "ИМ - пассажирский самолёт" у сообщества отторжения не вызывает. Пусть остаётся, хотя меня и коробит.
Многоместный многомоторный многоцелевой самолет двойного назначения 8-)

Если продолжить о приоритетах:

- многоместный - чуть ли не самый большой по пассажировместимости в мире на момент создания?
Да и грузоподъемность на тот момент у него ПМСМ тоже выдающаяся была.

- многомоторный - понятное дело, что "Русский Витязь" полетел чуть раньше, но этап летных испытаний он ведь так и не завершил; соответственно именно ИМ - это первый 4-моторный (? в мире) , который пройдя этап доработок и испытаний был передан в эксплуатацию.
 
Назад