из всей продукции отечественного (СССР) автопрома, только "Запорожец" напрочь отвергал участие иностранной технической мысли
На самом деле советский автопром начинался с производства лицензионных моделей и многие большие заводы были построены при том или ином участии зарубежных партнёров.
АМО (ЗИЛ)
– ФИАТ, ВАЗ
– ФИАТ, КИМ (ЗМА, МЗМА, АЗЛК, "Москвич")
– "Форд", НАЗ (ГАЗ, ЗИМ)
– "Форд".
В этом нет ничего необычного, аналогичная история была с "Опелем", БМВ и даже в какой-то степени с "Роллс-Ройсом".
Оригинальной разработкой была "Победа". Что, в частности, привело к тому, что после освоения её по плану в середине 1946 года за первый год было сделано всего несколько сотен машин. которые практически все использовались для доводки. И фактически серийное производство началось в 1947-м.
И передняя подвеска у неё подозрительно напоминает "Опель Капитан"... Но это , пожалуй, единственное, что было скопировано напрямую. Потом поверили в себя и почти всё делали сами.
ГАЗ-13 внешне напоминала "американца", но в этом сегменте иначе было практически невозможно. Новые идеи типа "Ситроена" вообще огромнейшая редкость, и при этом в СССР, конечно, подобная экстравагантность просто не прошла бы даже комиссию на заводе, не то что через министерство и правительство.
"Москвич 408" и 412 имеют достаточно оригинальный дизайн, и вполне нормальный для своего времени.
Аналогично ГАЗ-24.
В Ижевске сделали первый советский хэтчбек, в Тольятти первый в мире кроссовер. Причём "Нива" отметила 50-летие на конвейере в прошлом году, и всё ещё выпускается!
К первой половине семидесятых советский автопром вышел на мировой уровень (без кавычек). Но тут случился нефтяной кризис. СССР в 1974 году стал гораздо богаче, и автомобили, половина которых отправлялись на экспорт (и поэтому вынуждены были быть не хуже конкурентов) перестали быть одним из главных источников СКВ. Государству стало жалко вваливать деньги в автомобильную промышленность, Леонид Ильич после 10 лет на вершине постарел и утерял драйв, как сказали бы теперь. Всем казалось, что и так сойдёт: чего сами не сделаем, купим "там"...
Фактически на этом прогресс в автомобильной отрасли в СССР остановился. Вместо перехода на передний привод, как хотели и в общем могли в Тольятти, сделали глубокую модернизацию 2101 (модель фактически отметила 10 лет с момента постановки на конвейер в Италии). Вместо развития собственных почти готовых прототипов нового "Москвича" АЗЛК по указанию сверху покупает СИМКА-1307 (на "Ситроен BX", который французы предложили освоить параллельно с ними, денег не хватило), и долго и упорно переделывается более чем наполовину. И так далее.