Исчисление срока службы АТ

Ученый

Старожил
Как выяснилось, нет у нас в РФ полной ясности с исчислением срока службы гражданской авиатехники (АТ). Было бы полезно обменяться мнениями, да и собрать их в одном месте :)
Вроде, по логике, срок надо исчислять с момента приемки АТ (за рубежом это формы 52, 8130-3 и проч., у нас раздел 7 формуляра). Однако, согласно ГОСТ 27692 формуляр подписывают директор завода, начальник ОТК и представитель заказчика (ПЗ) он же "независимая инспекция", представляющая МАК. Вроде все хорошо, подписали второем и срок пошел, но жизнь показывает, что появляются самолеты, где разница между сроками подписания руководством завода и потом ПЗ достигает нескольких лет и предлагается срок считать от последней подписи ПЗ. В связи с возникшими конфликтами задумались, каким документом определен порядок исчисления срока службы для гражданской АТ? Пока проведенные консультации выявили только старый общетехнический ГОСТ 25866:
"..........................................
6. Ввод в эксплуатацию - Событие, фиксирующее готовность изделия к использованию по назначению и документально оформленное в установленном порядке.
Примечание. Для специальных видов техники к вводу в эксплуатацию дополнительно относят подготовительные работы, контроль, приемку и закрепление изделия за эксплуатирующим подразделением.
7. Начало эксплуатации - Момент ввода изделия в эксплуатацию.
.........................................
Пояснение к термину «Начало эксплуатации» (п, 7)
Для изделий бытового назначения началом эксплуатации является момент их продажи через розничную торговую сеть или получения их покупателем при внерыночном потреблении.
Начало эксплуатации комплектующих изделий и составных частей совпадает с началом эксплуатации основного изделия.
.........................................."
Но тут ясности добавляется мало, наоборот, из п. 6 можно понять, что пока нет приемки эксплуатантом и "закрепления изделия за эксплуатирующим подразделением" нет и начала эксплуатации....
Просьба знающих людей высказаться по существу вопроса, плз. (нормативная база, принятая практика и проч. как в РФ, так и за рубежом).
 
Реклама
Кстати, нередкая ситуация. на Авиастаре несколкьо машин изготовлено из отсеков разных лет производства, от какой даты считать календарный срок - непонятно. Взяли дату изготовления самого старого отсека, от неё и плясали.
 
Обозначение: ГОСТ 15.309-98
Статус НД: Действует
Заглавие: Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения
Объем: 16 стр.
Введен: 01.01.2000
Коды КГС: Т52 Система проектно-конструкторской документации
Коды ОКС: 03.100.50 Производство. Управление производством
19.020 Условия и методики испытаний в целом
Область применения: Настоящий стандарт распространяется на все виды народнохозяйственной продукции, кроме судов и других изделий, для которых соответствующими стандартами устанавливаются специальные правила испытаний и приемки. Стандарт устанавливает основные положения по проведению испытаний и приемки продукции серийного (массового) производства, выпускаемой предприятиями независимо от их формы собственности и предназначенной для поставки или непосредственной продажи потребителю (заказчику)

Не знаю действует он сейчас или нет (указатель стандартов давно не обновлял)

5 Приемка продукции

5.1 Приемку продукции, изготовленной для ее поставки заказчику (потребителю) и (или) непосредственной продажи (реализации) покупателю, проводит ОТК.
Если условиями контрактов (договоров) между заказчиком (потребителем) и изготовителем (поставщиком) определено, что приемку продукции следует осуществлять независимому от последнего органу приемки (представительству заказчика или потребителя), то испытания и приемку проводят указанные представительства в присутствии ОТК силами и средствами изготовителя (поставщика). При этом все особенности и форму участия сторон в проведении приемки продукции, не отраженные в настоящем стандарте, определяют в договорах (контрактах), стандартах, ТУ или иных совместных документах.
5.2 Процесс приемки продукции, в зависимости от специфики выполняемых работ, может быть совмещен с проведением приемо-сдаточных испытаний в один общий этап либо осуществлен в виде самостоятельных этапов, проводящихся в следующей последовательности: приемо-сдаточные испытания, окончательная приемка продукции, что отражают в стандартах на продукцию. В зависимости от принятого варианта проведения приемки продукцию соответственно предъявляют либо одним общим предъявительским документом на приемо-сдаточные испытания и приемку, либо отдельно на приемо-сдаточные испытания и отдельно на окончательную приемку.

5.7 Принятыми считают единицы (партии) продукции, которые выдержали приемо-сдаточные испытания, промаркированы, укомплектованы и упакованы в соответствии с требованиями стандартов на продукцию и условиями договоров (контрактов) на ее поставку (реализацию), опломбированы ОТК*** и представителем органа приемки (при его наличии и если таковое предусмотрено в стандартах на продукцию) и на которые оформлены документы, удостоверяющие приемку продукции.
По товарам народного потребления в указанных документах должна быть информация, которая обеспечивает возможность компетентного выбора товара.
5.8 Принятая продукция подлежит отгрузке или передаче на ответственное хранение. Изготовитель (поставщик) должен обеспечить сохранение качества продукции после приемо-сдаточных испытаний и приемки вплоть до доставки к месту назначения, если это определено условиями договора (контракта).

6 Приемо-сдаточные испытания
6.6 Результаты приемо-сдаточных испытаний оформляют протоколом испытаний (по форме 1 приложения В) или в другом документе контроля по форме, принятой у изготовителя (поставщика), или отражают в журнале. При этом содержание документа контроля рекомендуется давать аналогичным содержанию протокола испытаний с учетом специфики автоматизированного контроля.
6.7 При положительных результатах приемо-сдаточных испытаний ОТК изготовителя (поставщика) (либо иной орган приемки, указанный в 5.1) принимает единицы (партии) продукции и, если это установлено в стандартах, ставит пломбы и (или) соответствующие клейма на продукцию или на тару и в сопроводительной документации. В формуляре (паспорте) на принятую продукцию дается заключение, свидетельствующее о годности продукции и ее приемке.

---------- Добавлено в 16:15 ----------

У военных
Эксплуатация изделия военной - стадия жизненного цикла изделия военной техники с момента принятия его войсковой частью** от завода-изготовителя или ремонтного предприятия, являющаяся совокупностью ввода в эксплуатацию, приведения в установленную степень готовности к использованию по назначению, поддержания в установленной степени готовности к этому использованию, использования по назначению, хранения н транспортирования изделия военной техники
 
Взяли дату изготовления самого старого отсека, от неё и плясали.
Это "народная смекалка" :) А каким нормативным документом руководствовались при принятии такого решения?

на все виды народнохозяйственной продукции, кроме судов и других изделий, для которых соответствующими стандартами устанавливаются специальные правила испытаний и приемки
Думаю этот ГОСТ к авиации не относится, у нас тоже суда и особые условия их приемки :)

Ну и цитата из из ГОСТ В 25833 тоже мало поможет, мы ж про гражданскую АТ...
 
А каким нормативным документом руководствовались при принятии такого решения?
дело было так: завод обращается к разработчику, а тот уже сам выдаёт рекомендацию типа "учитывая разный период изготовления того-то и того-то назначить отсчёт календарого срока службы от такой-то даты"(без нормативов).
 
у нас тоже суда и особые условия их приемки :)
Ага, только их найти трудно (или невозможно?).

---------- Добавлено в 11:45 ----------

Ну и цитата из из ГОСТ В 25833 тоже мало поможет, мы ж про гражданскую АТ...
А что компания N при покупке у компании Z технику не принимает, подписали акт (договор) купли-продажи и айда в эксплуатацию?
 
А как на нашей техники баллоны всяческие (пожарные, кислородные) учитываются в этом случае?
На западной с момента их производства идет учет наработки, на что многие операторы "попадали".
Т.е. поставка ВС заказчику состоялась скажем, в апреле 2011, а баллоны вышли из производства в январе 2011.
 
завод обращается к разработчику, а тот уже сам выдаёт рекомендацию
Я так понимаю, что Вы описали процедуру неформальных консультаций по выбору даты, которую потом внесут в формуляр и подпишут директор завода, начальник ОТК и военпред?

только их найти трудно (или невозможно?).
Пишите в договор поставки и все. Есть теперь и "рыба" - ОСТ 1 02786-2009 "Типовые условия поставки и послепродажного обеспечения эксплуатации АТ гражданского назначения. Общие требования"

А что компания N при покупке у компании Z технику не принимает, подписали акт (договор) купли-продажи и айда в эксплуатацию?
Принимает конечно, но руководствуется не военными требованиями

поставка ВС заказчику состоялась скажем, в апреле 2011, а баллоны вышли из производства в январе 2011
Тут то проще, на баллон есть свидетельство о приемке (паспорт, этикетка, форма 1 или 8130-3), по нему и надо "жить". Никто не сказал, что у всех покупных изделий должен быть "равный старт". Я то о другой проблеме, когда ОТК завода принял самолет в один срок, военпред в другой (позже), а эксплуатант получил (принял) еще позже ...
 
Последнее редактирование:
Я то о другой проблеме, когда ОТК завода принял самолет в один срок, военпред в другой (позже), а эксплуатант получил (принял) еще позже ...
Это-то понятно, что есть проблема.
А вот где оговаривается, когда отсчет на изделия начинается на российской технике, в каком документе?
 
где оговаривается, когда отсчет на изделия начинается на российской технике, в каком документе?
Я ж с этого начал :) Никто толком не знает, но в основном ссылаются на два ГОСТ: авиационный ГОСТ 27692 на формуляры и общетехнический ГОСТ 25866 на термины по эксплуатации техники. Собственно, теперь эти стандарты не обязательны к применению, но другого ничего не выявлено...
 
Реклама
Plivet, начало эксплуатации и календарный срок службы - разные вещи. Речь идёт об исчислении срока службы для АТ, изготовленной из отсеков разного времени производства.
 
Plivet, начало эксплуатации и календарный срок службы - разные вещи.
Понимаю, что пользуемся различной нормативной базой, но надёжность она и в Африке надёжность (то бишь терминология по надёжности не должна сильно отличаться :)). Это про календарный срок службы
ГОСТ 27.002
надёжность=безотказность+долговечность+ремонтопригодность+сохраняемость или определенные их сочетания.
Долговечность - свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.

Теперь другой ГОСТ из серии В (РВ), который "устанавливает номенклатуру показателей безопасности полета самолета, надежности, контролепригодности, эксплуатационной и ремонтной технологичности (БНКТ)".

показатели долговечности (выборка в части касающейся сроков службы):
- назначенный срок службы (ГОСТ 27.002 календарная продолжительность эксплуатации, при достижении которой эксплуатация объекта должна быть прекращена независимо от его технического состояния),
- начальный назначенный срок службы (назначенный срок службы, устанавливаемый к началу поступления первого серийного изделия в эксплуатацию),
- срок службы до первого ремонта (Календарная продолжительность эксплуатации изделия от ее начала до первого ремонта, установленная в нормативно-технической документации),
- межремонтный срок службы (Календарная продолжительность эксплуатации изделия между смежными ремонтами, установленная в нормативно- технической документации),
- срок службы до списания (календарная продолжительность от начала эксплуатации изделия до перехода в предельное состояние, при котором изделие подлежит списанию),
- средний срок службы (ГОСТ 27.002 .Математическое ожидание срока службы. Примечание к терминам 6.15—6.18. При использовании показателей долговечности следует указывать начало отсчета и вид действий после наступления предельного состояния (например гамма-процентный ресурс от второго капитального ремонта до списания). Показатели долговечности, отсчитываемые от ввода объекта в эксплуатацию до окончательного снятия с эксплуатации, называются гамма-процентный полный ресурс (срок службы), средний полный ресурс (срок службы))
- срок службы (Календарная продолжительность эксплуатации от начала эксплуатации объекта или ее возобновления после ремонта до перехода в предельное состояние)
 
Общий смысл можно свести к тому, что надёжность изделия определяется состоянием наименее надёжного элемента. Поэтому если склепать планер из отсеков разных лет производства, то для уверенности следует принимать, что возраст материала планера равен возрасту самого древнего отсека
 
Ty-204,

Тогда уж возраст нужно исчислять периодом образоания того глинозёма, из которого делали люминь...
 
Тогда уж возраст нужно исчислять периодом образоания того глинозёма, из которого делали люминь...
У Вас самолёт, фюзеляж которого изготовлен в 1993 г., крыло и центроплан – в 2000 г. Сам самолёт собрали и выкатили в 2011 г. С какой даты считать отсчёт календарного срока службы? Вы либо не понимаете о чём речь. Либо это обычное петросянство.
 
Последнее редактирование:
Ty-204,

Не хотел бы отвечать на хамство.

Эамечу только, что эти проблемы решены до вас, вчитайтесь в нормативную базу.

И поверьте, заклёпки для фюзеляжа могли быть изготовлены в 1992 году, почему вы считаете, что фюзеляж надо отсчитывать с 1993 года, если он не в Разделе 04 или 05, конечно?
 
Последнее редактирование:
У Вас самолёт, фюзеляж которого изготовлен в 1993 г., крыло и центроплан – в 2000 г. Сам самолёт собрали и выкатили в 2011 г. С какой даты считать отсчёт календарного срока службы?
А у заказчика (покупателя) проставлен в ТЗ (наверно, в договоре) назначенный срок службы - 30 лет. Какую цифирь в ЭД поставите?
 
"Начало эксплуатации комплектующих изделий и составных частей совпадает с началом эксплуатации основного изделия".
А еще вопрос: как быть с комплектующими изделиями, установленными на опытный образец, если испытания длятся два года, то съедаются и гарантийные сроки хранения (эксплуатация же еще на начата), получается, что после ввода в эксплуатацию самолета с гарантией 18 месяцев, гарантию по комплектующим должен нести завод-изготовитель? или есть какой-нибудь НД, об исчислении гарантийных сроков службы на КИ и АТ опытных образцов АТ?
 
Реклама
ona,

Т.н. "опытные образцы" - КИ с приёмкой "для лётно-контрукторских испытаний".

Гарантия же - вообще коммерческое понятие, которая и устанавливается в договоре купли-продажи.

Есть ещё стандартные величины, но это определено системой качества самого изготовителя.
 
Назад