Ищу информацию о навигационной системе Ту-144 или Ту-22М3

Konsni

Новичок
Всем доброго времени суток!
Я занимаюсь проектом Ту-144Д для MSFSX (вот уже 6 лет). Сейчас я наконец дозрел до написания родной навигационной системы взамен использующейся сейчас (за неимением ничего лучшего) И-21.
Как обычно, дело осожняется тем, что по ЦВМ не имеется никакой информации, кроме фотографий пультов и проведения аналогий с ПНК Ил-86, который очень напоминает ПНК-144. Также оказалось, что почти такая же система стоит на Ту-22М3 (мне кажется, что она гораздо ближе к Ту-144, чем Пижма 86-го), в чем можно убедиться по прилагаемым фотографиям.
Всвязи с этим, я обращаюсь за помощью: нет ли у кого-нибудь описания работы, РЛЭ или чего-то аналогичного вот этой вот системы Ту-22М3 (я уж не смею мечтать, что кто-нибудь найдет инфу о ЦВМ Ту-144)? Или, может быть, кто-нибудь, исходя из собственного опыта, может рассказать возможный алгоритм работы с ЦВМ 144-го (как осуществляется ввод данных, для чего служит левый пульт (аналога его нет на Ил-86), чем "Оставшееся расстояние" отличается от "Располагаемого состояния" и т.д.), смотря на прилагаемые фотографии? То есть, мне нужно понять, как штурман работает с этой системой и что она в ответ на его действия выводит на барабанчиковые цифровые индикаторы. Определившись с этим, я смогу сам написать внутреннюю логику этого "черного ящика".
Пока мне известно лишь что построено это все на основе ЦВМ Орбита-10, вычисление координат производится по сигналам ДИСС, курс берется от гироинерциальной курсовой системы. Есть также часть РЛЭ Ту-144 77106, где стояла несколько другая версия этой системы, и информации в этом РЛЭ явно недостаточно.
Фотографии: слева - Ту-22М3, справа - Ту-144Д.
 
Реклама
й с ПНК Ил-86, который очень напоминает ПНК-144. Также оказалось, что почти такая же система стоит на Ту-22М3 (мне кажется, что она гораздо ближе к Ту-144, чем Пижма 86-го), в чем можно убедиться по прилагаемым фотографиям.
Сравнивать Ил-86 и Ту-144 в плане навигационных комплексов это очень и очень смело. С Ту-22М3 однако тоже.

Поспрашивал старших коллег сейчас.
На Ту-22, стояла и стоит инерциалка МИС (одна из модификаций), цифровых выходов не имела, координаты выдавала не по варианту "широта-долгота", а в другой системе координат.
На Ту-144 стояла курсовертикаль
Применение И-21 как аналога-для МИС очень и очень большая натяжка, для Ту-144 ещё большая.

Левый пульт на Ту-144 похож на пульт управления всем комплексом. Собственно включение по нему будет происходить по схеме. Галетник в положение "Включ", включается тумблер "обогрев НК", после прогрева переход в режим "подготовка", где производится забивка программы полета, выставка КВ и пр. подготовка. После её завершения галетник переводится в положение "Руление" и комплекс начинает нормальную работу.
 
Инерциалки, курсовертикали - это всего лишь источники сигналов для навигационных вычислителей на основе ЦВМ. Они, действительно, на Ту-22, Ту-144 и Ил-86 совершенно разные. А вот сами вычислители явно схожи. И на Ту-22, и Ту-144 стоит ЦВМ Орбита-10 (правда, разные модификации). Меня сейчас интересует работа именно самих вычислителей, не задумываясь пока о том, откуда они берут информацию о курсе, скорости и т.п.
 
Инерциалки, курсовертикали - это всего лишь источники сигналов для навигационных вычислителей на основе ЦВМ.
Да только перечни сигналов совершенно разные. равно как и выполняемые функции. Отличие КВ от И-21 мягко говоря разительное.

А вот сами вычислители явно схожи. И на Ту-22, и Ту-144 стоит ЦВМ Орбита-10 (правда, разные модификации). Меня сейчас интересует работа именно самих вычислителей, не задумываясь пока о том, откуда они берут информацию о курсе, скорости и т.п.
Так работа этих вычислителей и определяется перечнем входных и выходных параметров примерно на 70-80%
Собственно зная протоколы взаимодействия вы уже сможете неплохо промоделировать работу ЦВМ, формулы все известны и опубликованы.
А отличия в "ПО" ЦВМ на Ту-22 и Ту-144 очень велики.
 
Спасибо, интересный документ. Пока что только просмотрел, думаю, что найду много полезного.

Так работа этих вычислителей и определяется перечнем входных и выходных параметров примерно на 70-80%
Собственно зная протоколы взаимодействия вы уже сможете неплохо промоделировать работу ЦВМ, формулы все известны и опубликованы.
А отличия в "ПО" ЦВМ на Ту-22 и Ту-144 очень велики.

Ну, основная задача у них одна - полет по маршруту, заложенному в память ЦВМ, и выход на аэродром посадки + дополнительный функции, которые могут отличаться.
Мне нужно выяснить такие частные вопросы, как например: при вводе числа оно сразу же, по мере ввода, индицируется на счетчиках, или "накручивается" только после нажатия кнопки "ввод"? На счетчиках каждый разряд движется независимо, или они, как шкала высотомера, вынуждены прокручивать все промежуточные значения? Как на индикаторе формата с000*00'00'' выводится, например, число 128,7?
 
Мне нужно выяснить такие частные вопросы, как например: при вводе числа оно сразу же, по мере ввода, индицируется на счетчиках, или "накручивается" только после нажатия кнопки "ввод"?
Ввод курса и координат обычно индицируется по мере ввода, иначе легко ошибку сделать. И ещё, ввод знака широты долготы идет в самом начале набора.



На счетчиках каждый разряд движется независимо, или они, как шкала высотомера, вынуждены прокручивать все промежуточные значения?
Там, вроде, механические счетчики, думаю прокручивается весь диапазон.

128,7 будет выводиться в формате 127*42'00"

Ну, основная задача у них одна - полет по маршруту, заложенному в память ЦВМ
Та же И-21, полет по маршруту реализовывала сама, ППМ вводились непосредственно в нее :)
 
Ввод курса и координат обычно индицируется по мере ввода, иначе легко ошибку сделать. И ещё, ввод знака широты долготы идет в самом начале набора.
И после каждой нажатой цифры нужно перематывать барабанчики? РЛЭ Ту-144 намекает на "слепой" набор - там сказано "...наберите величину координаты /фи/;
- после подсвечивания кнопки-лампы "Ввод" нажмите ее и на верхнем счетчике убедитесь в правильности набранного значения;"

Там, вроде, механические счетчики, думаю прокручивается весь диапазон.
128,7 будет выводиться в формате 127*42'00"
Долго же тогда ждать, пока широта, например, в 0 сбросится :)
А если это число - не градусы, а километры (выводим S)?

Та же И-21, полет по маршруту реализовывала сама, ППМ вводились непосредственно в нее :)
Ну да, вот мы ее и используем, пока нет родной системы. Нам, симмерам, не привыкать находить замену ненаписанным приборам и системам :)
 
Летал на Ту-22м2, на этом самолете, как и на Ту-22м3, стоит навигационный
комплекс НК-45, на базе ЦВМ "Орбита-10тс". Позволяет выполнять автоматический
полет как по заранее "прошитому", в накопителях, маршруту, так и по оперативным точкам,
вводимым в полете.
"В составе комплекса НК-45: малогабаритная инерциальная система "МИС-45", трёхканальная система гироскопических курсовертикалей «Румб-1А», ЦВМ «Орбита-10ТС-45», блоки коммутации комплекса БКК-45, блоки и пульты управления и коммутации, автоматический картографический планшет ПА-3, курсовая система «Гребень», а также сопряжённые системы: радиосистема навигации РСБН-ПКВ, вычислитель В-144, измеритель ДИСС-7, станции А-711, А-713, А-312, аппаратура посадки «Ось-1», радиовысотомеры РВ-5 и РВ-18, радиокомпасы АРК-У2 и АРК-15.
Навигационный комплекс НК-45 совместно с автоматической бортовой системой управления АБСУ-145 позволяет выполнять автоматический запрограммированный полёт по одному из двух заложенных («прошитых» в памяти БЦВМ на земле) маршрутов, начиная с высоты 400 м."
 
Долго же тогда ждать, пока широта, например, в 0 сбросится
Сброс в ноль может быть реализован отдельно как быстрая операция.
Встречалось такое в технике, вспомните счетчик ленты магнитофона. :)
Скорость отработки на таких приборах достаточно велика, ждать очень долго не придется.

РЛЭ Ту-144 намекает на "слепой" набор - там сказано "...наберите величину координаты /фи/;
- после подсвечивания кнопки-лампы "Ввод" нажмите ее и на верхнем счетчике убедитесь в правильности набранного значения;"
Тогда может быть ввод в слепую, но вот как индикация устроена-вопрос.
Думаю они все механически связаны и отрабатывают весь диапазон, т.к. вывод информации из комплекса идет в аналоговом виде.







А если это число - не градусы, а километры (выводим S)?
Так там же для километров отдельные окна индикации :)
И для километров и времени знаков не предусмотрено.


Ну да, вот мы ее и используем, пока нет родной системы. Нам, симмерам, не привыкать находить замену ненаписанным приборам и системам
:D Система хорошая, но режимов работы и контроля наворочено много. :)
 
Реклама
Так там же для километров отдельные окна индикации
И для километров и времени знаков не предусмотрено.
Не, те 12 зеленых кнопок явно предназначены для вывода данных на два верхних счетчика, к тому же на Ту-22 нет счетчиков с подписью "км", как же там?

Счетчик ленты магнитофона я никогда не видел, я в детстве только кассетными пользовался :) И сброс на 0 я только для примера привел, там, судя по надписям на кнопках, можно было и геогр. координаты выводить, и время, и номера каналов РСБН, и каждый раз придется капитальную перемотку устраивать.
Летал на Ту-22м2...
Это все и так известно, на что мне этот перечень систем...
 
е, те 12 зеленых кнопок явно предназначены для вывода данных на два верхних счетчика, к тому же на Ту-22 нет счетчиков с подписью "км", как же там?
Те 12 кнопок определяют что за параметр вводится/индицируется (и где будет отображаться), а собственно ввод производится с 12 голубых :)
А на голубых кнопках 7-минус, 9-плюс, 8-север, 3-юг, 4-запад, 6-восток.

Ну Ту-22 Виден цифровой ламповый индикатор-километры могут выводиться на нем. (это уже похоже на прообраз УВИ для И-21/И-11-1)
 
Счетчик ленты магнитофона я никогда не видел, я в детстве только кассетными пользовался И сброс на 0 я только для примера привел, там, судя по надписям на кнопках, можно было и геогр. координаты выводить, и время, и номера каналов РСБН, и каждый раз придется капитальную перемотку устраивать.
Вводятся координаты ППМ, дальности комплекс считает сам, номер ППМ отображается на отдельном поле.
Я не утверждаю, что там все именно так как я сказал, может быть даже разбиение по группам-т.е. сцеплены скажем отдельно градусы, отдельно минуты-секунды. Но это надо тех кто с этим комплексом работал.
 
Ну, в общем, надо сказать, что даже в условиях почти полного отсутствия документации удалось сделать вполне работоспособную систему, пусть даже, может быть, и не на 100% соответствующую оригиналу (да и кто сможет меня в этом уличить :) ). В основном все делалось по аналогии с Пижмой Ил-86, РЛЭ на который доступно в Интернете.
Кстати, человек, летавший на Ту-22М3, сказал, что барабанчики работают независимо и прокручиваются после каждой введенной цифры, так что вводимое число как бы сдвигается влево.
Реализован ввод ППМ, аэродромов и маяков, полет по маршруту и по кратчайшему расстоянию, коррекция по РСБН и VOR-DME, выход на аэродром посадки (при полете в зоне аэродрома на индикаторах в режиме Z/X/ S/Y/ выводятся координаты самолета в км относительно ВПП - удобно для полетов по "коробочке".
Непрерывно расчитываются располагаемое расстояние и время (исходя из остатка топлива и расхода) и оставшееся расстояние до следующего ППМ или аэродрома посадки и, соответственно, время прибытия в них.
Текущие координаты определяются "по-честному", непрерывным интегрированием северной и восточной составляющих путевой скорости.
 
Konsni, Сколько времени вы потратили на создание этой системы?
 
Чистое время не считал, а календарно - вот как создал эту тему, так, в общем-то и приступил к рисованию битмапов. Основную логику (ввод данных и полет по маршруту) написал где-то за неделю, сейчас занимаюсь табло сигнализации и включением с имитацией выставки инерциальных систем. Реализации отказов не будет (и так багов хватает :) ), но надо будет сделать погрешности счисления координат, а то сейчас она считает слишком точно, так что коррекция по РСБН, в общем-то, и не требуется.
Как-то неожиданно быстро получилось. С другой стороны, математически эта система несложная, это же не FMC какой-нибудь.
 
Назад