Исландия, страна снегов

ZEVS

Frequent flyer
Давненько на нашем форуме не было отчетов об авиапутешествиях. Даже как-то неинтересно стало читать раздел о путевых заметках. Я решил не лениться и написать коротенький отзыв о свеем путешествию в Исландию.

Мы с друзьями очень хотели поехать в северную Европу, осмотреть фьорды, покататься на корабликах, увидеть строгую северную красоту. Честно говоря, изначально мы нацеливались на Норвегию. Но, вращая глобус (не тот, пресловутый, который в кабинете Ольги Плешаковой, а тот, что у меня дома), наш взор упал на остров между Гренландией и Скандинавским полуостровом – Исландию.

А почему бы не съездить туда? В страну, прогремевшую на весь мир своими трудно выговариваемыми географическими названиями (когда наш Аэрофлот героически европейское бороздил небо в облаке пыли, мы всем коллективом тренировались в произнесении Эйяфлатьяюкюдль). Мы вспомнили одну из передач top gear, в которой испытание внедорожников проводилось как раз в Исландии, и я вспомнил, насколько увиденные ландшафты меня потрясли. Решили, что Исландия как раз то самое место, куда можно отправиться на День России – 12 июня.

Идея о поездке в Исландию родилась в середине января, и уже к концу месяца мы были счастливыми обладателями путеводителей и карт. А вот билетов не было, и как добраться туда было одним из самых главных вопросов. Конечно, в плане транспортной доступности Исландия практически изолирована. Национальная авиакомпания Icelandair практически монополизировала авиасообщение с континентом. Люфтганза летает в Рейкъявик, но на искомые даты было не очень удобное расписание и достаточно дорогие билеты.

Поэтому мы решили лететь практически напрямую (и такой вариант оказался самым дешевым) Аэрофлотом до Хельсинки, а далее – исландцами до Кефлавика. И действительно, если прочертить линию между Москвой и главными воздушными воротами Исландии, то Хельсинки окажутся как раз на этой прямой. Стыковка между рейсами были вполне удачными: туда – около 2 часов, обратно – три. Были еще варианты лететь через Копенгаген, но там оказывалось подороже. Кроме того, в тот период у Аэрофлота практически на все рейсы были снижены тарифы на перелеты (все мы помним Питер по 2200 рублей туда-обратно, 7% новогодние скидки и 7% же скидки по картам виза) Поэтому билет в Хельсинки обошелся очень недорого, а на айсленэйр билет был куплен по цене около 200 евро, что совсем неплохо за два 3,5 часовых перелета.

Однако за три недели до вылета другой исландский вулкан потрепал нам нервы – мы даже начали немного переживать – утихомирится ли стихия к нашему вылету. Но природа пришла в состояние равновесия намного раньше и с большим запасом
 
Реклама
Итак, 12 июня, суббота. Памятуя о традиции отмечать этот праздник на даче и сильных пробках в сторону области, из-за которых однажды мы опоздали в аэропорт более чем на 3 (!) часа, мы, заранее выехав из дома, приехали в аэропорт вовремя. И это было очень хорошо, поскольку рейс наш выполнялся авиакомпанией Finnair, в связи с чем зарегистрироваться онлайн было невозможно. Тем не менее, и это оказалось для меня большим сюрпризом, удалось зарегистрироваться в киоске самостоятельной регистрации в терминале Д.

Однако мои друзья везли в багаже пилочки, бутылочки – все то, без чего любая дама чувствует себя неуютно в любой поездке, в том числе в абсолютно безлюдной местности среди вулканов. Но все же… Поэтому багаж пришлось сдавать. А как вы понимаете, у нас так заведено, что на самый нестандартный участок работы сажают самых неопытных. Так было и в этот раз: на стойке Luggage drop off сидела молоденькая девушка, которая толком не владела технологией регистрации багажа, тем более, на рейс авиакомпании-партнера, тем более, когда на посадочном талоне выбит номер рейса AY-ХХХ.

Потребовалось значительное время и консультации со старше смены для того, чтобы оформить наш багаж. Далее я попросил наклеить на багаж бирку приорити, чтобы в Хельсинки при короткой стыковке долго его не дожидаться. Девушка кивает головой, мол, да, все поняла, сделаю, и спрашивает: а вы ведь не бизнес-классом летите? Нет, отвечаю, но у меня золотая карта, поэтому, наклейте, пожалуйста. Да, утвердительно кивает она головой (болгарка?), приклеивает багажную бирку без желтого стикера «приорити» и, отправляет его в даль. Интересуют, почему же она не наклеила стикер, хотя кивала головой. А вы же не в бизнесе летите…. А я вам карту показывал. Да, показывали, а у меня в системе карты не видно…. У вас наверно, срок закончился… А посмотреть? В итоге, ей на подмогу пришла старшая, сказала, что на багаж бирку приклеят.

Паспортный контроль и прочие формальности прошли достаточно быстро. Рейс был перебронирован, отчего у меня была надежда, что могут пересадить в бизнес. Но на посадке этого не случилось, а агент сообщила, что вылет будет немного задержан из-за депортируемых граждан США, прилетевших из Хельсинки, которых сейчас оформляют.

Действительно, задержка составила минут 45 и мы уже несколько нервничали. Но вот показались герои дня – степенная американская пожилая пара, дама в слезах и расстроенных чувствах, их посадили в бизнес.

Поскольку на борт зашел одним из первых. Удалось сфотографировать салон. Все чистенько, опрятно. В полете кормили бутербродами (толстый-толстый слой майонеза и чего-то та еще меж двух кусков хлеба). Есть мы такое не стали. Из напитков – чай (лимона нет), кофе, минеральная вода, соки.

А вот обслуживание категорически не понравилось. После взлета (когда уже погасло табло «пристегнуть ремни») попросил стюардессу принести мне салфетокю Прошло 5, 10 минут, а обо мне забыли. Нажал кнопку вызова бортпроводника – минут через 10 снова пришли, поинтересовались, чем могут помочь. Повторно попросил салфетку. Снова никто ничего не принес. Начали раздавать питание. Нажал кнопку вызова проводника в третий раз. Ко мне так никто не подошел до того момента, пока ко мне не подъехала телега (а сидели мы в пре-предпоследнем ряду в А-319), т.е. прошло около получаса. В общем, здесь у финнов явный провал.
До Хельсинки долетели за час 45 минут, самолет установили на стоянке, не оборудованной телетрапом, выгрузились, доехали до терминала на автобусе и отправились на паспортный контроль.
 
Граница на замке

Итак, паспортный контроль, который тоже заслуживает отдельного повествования. Честно говоря, я как-то уже поотвык от предъявления копии билетов, страховки, ваучеров гостиниц и прочего при прохождении пограничного контроля. Широко известно, что этим увлекаются немецкие пограничники, но в последнее время меня они расспросами не тревожат, а тут…

Да, нужно напомнить, что у нас стыковка благодаря депортированным американцам сократилась до одного часа из-за задержки нашего самолета в Москве, и у нас на получение багажа и паспортный контроль есть всего 20 минут. Благодаря тому, что нас везли на автобусе мы выходим из дверей первыми и направляемся к пограничнику. Впереди три кабинки: одна – для ЕС, две – для владельцев других паспортов. В обеих сидят белокурые коротко стриженые мужчины 40 лет, голубоглазые, цвет финской нации. Я даже успел восхититься, что, мол, прилетел бы в Париж или Марсель, в кабинках восседали бы граждане из заморских территорий или африканских колоний, в Германии – турки, а тут, пожалуйста, нация сохраняет идентичность за счет грамотной миграционной политики. Первые положительные впечатления отступают под натиском допроса. Хранитель границы поинтересовался, с какой целью я въезжаю в страну. «Лечу транзитом», - отвечаю я. Куда? В Исландию. «А почему не летите прямым рейсом?» - не унимается он. Потому что прямого авиасообщения между нашими странами нет. А почему же вы тогда встали в эту очередь? Вам нужно идти на транзит (это все сопровождается просмотром распечатки брони гостиниц, билетов айсленэйра, которые он меня уже попросил предъявить). Потому что у нас разные авиакомпании и нам нужно получить багаж, а затем зарегистрироваться. «А почему вы не сдали багаж сразу до конечной точки?», - снова спрашивает он, рассматривая страницы паспорта. мммм… Я почему вы говорите, что у вас багаж сдан, когда у вас с собой еще чемоданчик? Почему вы и его не сдали? А бирка на чемодан есть?

Внутренне сдерживаюсь и вместо «Какое твое дело?, чего привязался» говорю, что мне так удобнее. А сколько денег везете? Карточка? А как я могу быть уверен, что у вас хватит денег, чтобы покрыть ваше пребывание в Исландии? (в этот момент закрадывается подозрение, что его дед погиб в русско-финскую где-то у линии Маннергейма)… При этом все вопросы задаются медленно, я бы сказал нарочито медленно. В соседнем окне ситуация та же, те же расспросы, все происходит синхронно, в одном темпе… Так, а когда вы назад? «Так у вас же распечатка перед глазами»… и все же…. Через 3 дня…. Думал, он еще начнет считать дни по штампам, но этого не последовало. Итого, по прошествии семи минут (мы уже параллельно с друзьями договорились, что я получу багаж и пойду получать посадочные, чтобы регистрация не закончилась), я врываюсь в шенген!

Багаж начали выдавать достаточно быстро. Наш чемодан – первый с биркой приорити! Я его получил, подбежал к табло, чтобы посмотреть, на каких стойках идет регистрация на наш рейс, а в графе статус значилась задержка на 3 часа….

Минут 30 я еще ждал друзей, каждого из которых подвергли такому же допросу, как и всех с нашего рейса…
 
Незапланированный стоп-овер в Хельсинки

Друзья выбегают с паспортного контроля с сумасшедшими глазами. По всему регистрация на наш рейс уже должна была закончиться. Мы бредем на второй этаж, нас с улыбкой встречает представитель Айслэндэйра. Да, говорит, у нас задержка. Но боюсь вас расстроить – к сожалению, вместо трех часов, самолет, вероятнее всего задержится на все 10. Поэтому ориентировочное время вылета вместо 15:00 – в час ночи. Вы можете остаться в аэропорту, погулять по чистой зоне. Вот вам ваучеры по 12 евро на человека… Позже, часов в 9 вечера мы снова выдадим вам по ваучеру. Очень советуем вам съездить в центр города, погулять, посмотреть собор и покататься на кораблике по заливу: сейчас отличная погода. Все с улыбкой, очень по-человечески. Молодцы.

В Хельсинки мы уже бывали, а на кораблике по заливу не катались еще ни разу. Поэтому решили воспользоваться советом этого молодого человека и, пообедав, загрузились в теплоходик и поплыли. Красота.

В порту порадовали телетрапы паромного терминала :)
 
AY удивил - я раньше любил ими летать. Кофе-то хоть хороший наливали?

Граница в финикии подобных сюрпризов мне никогда не отваливала, но всякое бывает. Плохо если это системная весч... .

А вот задержкам таким в летний сезон всегда радуюсь (если последствия не фатальные, а таковых и быть не должно, ибо маршруты со стыковкой осмотрительные путешественники планируют с запасом) - вносит в путешествие элемент непредсказуемости и разнообразия.

Жду продолжения.
 
Вернулись в аэропорт.

Тихо, никого нет. На трансфер-деске выдали очередные талоны на питание, которые мы отоварили в дьюти-фри, купив хорошего французского вина. Рестораны стали закрываться, осталось работать лишь небольшое кафе в центральной части. А когда вы закрываетесь? – поинтересовались мы. Как только вы улетите. Вы у нас последние. А оставить мы вас не можем – вдруг кому-то пить захочется или перекусить, если задержка продлится. Очень трогательная забота о пассажирах, вы не находите? Сомневаюсь, что у нас кто-то работал бы из-за задерживающегося рейса…

Оставшееся время мы коротали в аэропорту, распивая купленное вино (хотя это у них запрещено) и смотрели исландское кино о свадьбе. Оказывается, снимать картины о свадьбах – особенность исландского кинемотографа. За бокалом вина осуществили неглубокое погружение в их культуру – вот уже к гейту подруливает наш 757 Icelandair.

Через 40 минут объявляют посадку, и в полтретьего наш самолет взмывает ввысь.

К сожалению, ничего о качестве обслуживания и бортпитании сказать не могу, ровно как и том, было ли оно или нет, потому что, только оказавшись в кресле, я крепко заснул.

Перед посадкой сфотографировал салон самолета. Кстати, все очень здорово. Мониторы, видеопрограмма, широкий шаг кресел между рядами – все, что нужно для комфортного полета.
 
А тем временем в Рейкъявике было уже три часа утра, когда мы прилетели.
Здесь белые ночи: солнце не уходит за горизонт, нависая над краем земли. Туман стелется по полям, прикрывая скудную растительность и застывшую лаву.

Уставшие, мы подъехали к отелю, который, к счастью, находился недалеко, где нас встречали силуэты троллей: добро пожаловать!
 
Последнее редактирование:
ZEVS,
Очень интересный рассказ! Можете выложить фото местности? Наверняка же есть ))
 
AY удивил - я раньше любил ими летать. Кофе-то хоть хороший наливали?

Граница в финикии подобных сюрпризов мне никогда не отваливала, но всякое бывает. Плохо если это системная весч... .

В прошлом году было много вопросов, но до демонстрации иных документов, нежили паспорта, дело не дошло. Но спрашивали строго :)
 
Реклама
Спасибо... что-то полноценно свеженькое :)
А виза была какая?
 
Короткий сон. Подъем. Все-таки четырехчасовая разница во времени с Москвой чувствуется, организм сам просит впечатлений и полезной нагрузки. Завтракаем селедкой, вкусным хлебом с черносливом и овечьим сыром, обсуждая первые впечатления от исландцев, которые мы успели получить, пообщавшись со служительницей отеля. Угрюмая, как и северная природа, она, тем не менее несколько раз одарила нас цветущей улыбкой, но выражение ее лица менялось также стремительно, как и здешняя погода, возвращаясь к своему нормальному исходному суровому виду. Все-таки климат накладывает печать на характер людей.

На завтраке втречаем таких же туристов, как и мы. Батюшки, по доносящейся до нас речи понимаем – соотечественники. Вот уж не ожидали встретить за тысячу земель!

Раскланявшись с Хелен, садимся в арендованный Kyron, уезжаем. Из-за короткого пребывания наш график очень плотный: все нужно успеть осмотреть. Несмотря на заверения многих интернет-ресурсов, что главной достопримечательностью острова является Рейкъявик, фокусируемся на природе и природных красотах. Итак, в первый день – Золотое кольцо (да, у них тоже есть такое), гейзеры, а также поездка вглубь острова по нетуристическим местам ко льдам, снегам, вулканам и гейзарам с термальными озерами. День длинный: все можно успеть, а спать – все это можно компенсировать в старости!

Решили, что первой точкой Золотого кольца будет Тингветлир. Ехать до него – около 30 минут, которые мы занимаем слушая местое радио, наслаждаемся местной природой, смотрим по сторонам, изучаем путеводитель.

Нужно отметить, что такие дороги, как та, по которой мы едем, с асфальтовым покрытием, – большая редкость. Остров опоясывает кольцевая дорога, а также некоторая достаточно разветвленная сеть дорог есть в корестностях Рейкъявика. Все остальные дороги острова – грунтовки и грейдеры. Поэтому такие раритеты, как этот красно-белый красавец – большая редкость. Среднестатистический исландский автомобиль – это джип на широких приспущенных колесах большего радиуса, пыльный и немытый, не боящийся острых дорожных камней, способный преодолеть водную преграду (да-да, на картах они обозначаются синими «птичками»), который не боится раскисшей под дождями глинистой дороги.
 
Последнее редактирование:
Тингветлир

Итак, Тингветлир, в средневековье – место съезда конных рыцарей, вече. Здесь принимались важные решения и устраивались поединки. Место, конечно же выбрано неспроста. Здесь чувствуется энергетика Земли: американская и европейская литосферные плиты здесь сталкиваются и одна заходит под другую, образуя провал. С каждым годом он становится глубже, образовавшееся на его месте озеро по сантиметру топит в себе виднеющиеся вдали вершины сопок, конусом выглядывающие из-под воды и отражающиеся в зеркале водоема.

Берег озера высокий, рассеченный вулканической активностью. На дне расщелины растут березы (фотографии плохо передают масштаб, но все же: березы в два человеческих роста - это позволит оценить глубину разлома), огромные камни покрыты мхом, как толстыми пуховыми подушками, среди них проложена экотропа. По камням ходить опасно: покрытые и затянутые мхом пустоты таят в себе опасность вывиха или перелома.

С другой стороны с высоты к озеру устремляется быстрый горный поток, образуя небольшой, но эффектный водопад. Со всех сторон – кружева застывшей лавы, камни, словно сотканы из нитей...
Несмотря на то, что уже середина июня, здесь настоящая весна – все цветет, на березах только появились листики, воздух прогрелся лишь до 12 градусов, но солнышко тепло греет, потому совершенно безбоязненно можно ходить и без куртки, лишь иногда холодный порыв ветра откуда-то с гор мимолетно вызовет дрожь.
 
Гейсир

После Тингветлира поехали в селение Гейсир, где, как можно догадаться по названию, располагается долина гейзеров. Долина эта из себя ничего особенного не представляет: гейзеров здесь немного, а количество туристов обратно пропорционально количеству источников. Но секрет ее популярности кроется в близости к асфальтарованной трассе, Рейкъявику и аэропорту. Другие более живописные гейзерные долины располагаются в глубине отсрова и труднодоступны.

Гейзеры бывают большими и маленькими, порой даже очень маленькими. Каждый гейзер, как и человек, имеет собственное имя и характер. Если по температуре извергаемой воды они не сильно отличаются друг от друга (80-100 градусов Цельсия), то по характеру извержения – значительно. Некоторые имеют характер прямо таки пассивный – над зеркалом воды лишь поднимается пар, другие – кипят, фыркая горячими каплями, третьи – извергаются мощными фонтанами. При этом период извержений у них тоже отличается. Один из гейзеров извергается каждые 8-10 минут, другой – раз в сутки, но зато столб воды достигает в высоту 80 метров! Прочие могут не извергаться месяцами, а затем радовать публику каждый час.
 
Гюдльфосс

А дальше был золотой водопад – Гюдльфосс, который мне показался более живописным, чем Ниагарский. И действительно, здесь мощь стихии обрамлена нетронутой дикой природой, тогда как американцы с канадцами постарались наславу и застроили все берега Ниагары, что создает антураж аттракциона дисней-лэнда.

Удивительно, но водопада здесь могло бы и не быть, если бы у предприимчивых граждан в свое время хватило бы денег на строительство гидроэлектростанции.

Действительно, здесь очень здорово. Можно часами сидеть и смотреть на падающую воду сквозь радугу. Одним словом - красотища!
 
Реклама
Эх, дороги, пыль да туман…

Никогда не думал, что эта русская по характеру песня может так здорово отражать суть исландских дорог. Еще в Москве, при подготовке к путешествию, читая путеводители и отзывы по стране, мы пришли к выводу, что Исландия - страна индивидуального туризма. Роиться в толпах людей, алчущих достопримечательностей с фотоаппаратами, треногами и рюкзаками, ездить по проторенным маршрутам здесь не следует, тем более, что, все самое интересное находится как раз в глубине острова, где никто, ни один другой человек не сможет помешать вам познавать эту удивительную страну и любоваться её красотами.

Учитывая это, мы в сиксте забронировали SUV (выбор машин повышенной проходимости в прокатных конторах острова не блещет разнообразием, выбор ограничивается азиатскими марками и все предлагают одно и то же: Suzuki Jimny, Ssangyong Kyron, Chevrolet Captiva, Ssangyong Rexton). Забронировали Джимни, при обращении в офис нам «повысили класс» автомобиля до кайрона.

Сел за руль. На руле, в зоне клаксона, приклеена картонка с картой острова. Табличка предупреждала о том, что съезжать с асфальтированных дорог нельзя. Ну разве для этого мы брали это чудо корейского автопрома, чтобы ездить по обсиженным туристическим местам? Еще раз сверяемся с путеводителем. Да, оказывается, в Исландии несмотря на календарь, лето наступает 15 июня – именно с этой даты официально открывают грейдерные дороги внутри острова. Этого мы не учли. Но тут же, в путеводителе, написано, что если у вас машина повышенной проходимости, то ничего страшного – проезжайте пожалуйста.

Мы резонно рассудили, что все эти запреты о поездках по грунтовым дорогам до 15 июня лишены смысла – нужно ориентироваться не на календарь, а на состояние природы. А погода нас нисколько не беспокоила – снега нигде не было (снежные шапку вулканов – не в счет), зеленела травка. Чудо и на первый взгляд безопасно!

Итак, заехав предварительно в отель и взяв купальные принадлежности – а ехали мы в гейзерную долину купаться в термическом озере, - мы отправились в центр острова. Нужно сказать, что побережье Исландии и ее центральная часть – совершенно разные миры. Здесь настоящее царство вулканов и снегов. По обеим сторонам дороги видны следы вулканической активности – огромные камни разбросаны тут и там, меж ними – вулканический песок и пепел, растительности практически никакой нет.

Центр острова практически безлюден. И это немудрено: из 300 000 человек, населяющих остров, 4/5 проживают в агломерации Рейкъявик - Кефлавик. Так что встретить здесь какой-либо транспорт – большая удача.

Проехав километров 5 по дороге, нам попадается знак: тупик. Ну что, это ведь не запрещающий знак – можно ехать, тем более, нам на встречу едет вот такой крокодил. Вот это машина! Наверняка, любое бездорожье ей не помеха! Поедем, посмотрим, а если что, вернемся – решили мы. Километров еще через 5 половину дороги преграждает табличка «Road impassible», но это нас не останавливает – едем дальше, мы ведь на внедорожнике.

Форсировав водную преграду (узкий, но глубокий горный ручей), мы все дальше удаляемся вглубь острова. То, что нам удалось преодолеть это препятствие вселяет уверенность и в женскую половину нашего коллектива.

Пейзаж по мере приближения к вулканам постепенно меняется: на обочине появляются снега, которые, тая, превращаются в бурные потоки. Ехать нам по такой дороге предстояло более 100 километров. Но ничего, полярный день, все успеем – подбадривали мы себя. Хотя состояние дороги позволяло поддерживать вполне приличную среднюю скорость на уровне 60 км/ч.

А дальше – дальше нас подстерегало то, что никак не входило в наши планы
 
Назад