История аэропорта Магнитогорска

avro

Модератор
Из местной газеты:

От "Юнкерса" до "Боинга"

В августе Магнитогорский аэропорт отметил 75-летие. История единственного летного предприятия города началась с приземления в 1930 году первого самолета "Юнкерс F-13" на траву нового уральского аэродрома "Зеленое поле". Сегодня на возведенную по новейшей технологии взлетно-посадочную полосу приземляются мощные "Боинги". Об истории авиапредприятия и нынешнем статусе аэропорта рассказывает его руководитель Виль Асхатович ШАРИПОВ:

- ГОРОД всегда шефствовал над аэропортом. Это шефство началось в 1934 году с постановления президиума Магнитогорского городского Совета "О мероприятиях по оказанию помощи Гражданской авиации" с одобрением инициативы о проведении декадника помощи развитию гражданского воздушного флота. Тогда из средств городского бюджета в фонд помощи авиаторам было перечислено пять тысяч рублей. В марте 1933 года почтово-пассажирский четырехместный самолет "Сталь-2" открыл регулярное сообщение по маршруту Свердловск-Магнитогорск. В том же году магнитогорцы попытались отладить не только самолетный, но и дирижабельный маршрут. Отсутствовала автомашина для перевозки авиапассажиров в город, на аэродроме не было воды, ее возили на подводах, запряженных лошадьми своего подсобного хозяйства, но энтузиасты освоения воздушных путей с восторгом приняли решение президиума городского Совета "Об открытии дирижабельной линии Москва - Магнитогорск", где намечались пути ее капстроительства и способы финансирования работ. Полужесткий дирижабль, обещанный "Дирижаблестроем", на аэродром так и не прибыл, зато пионеры воздухоплавания не менее восторженно встретили первый самолет ЦР-5Л.

В пятидесятых годах самолеты Ли-2 выполняют рейсы в Москву, Свердловск, Минеральные Воды, Уфу, Оренбург, Челябинск. Старый аэропорт становится мал для тех задач, которые поставило время. В 1956 году Уральское управление гражданской авиации определило площадку для строительства аэродрома в районе совхоза Красная Башкирия. В 1966 году авиаэскадрилья, насчитывающая 15 самолетов Ан-2, перебазировалась на новый аэродром, куда вскоре произвел первую посадку московский самолет Ил-18.

В 1970 году торжественно открывается новое здание аэровокзала. На баланс предприятия поступает первый самолет Ан-24. Аэропорт становится базовым для этого типа воздушных судов.

В декабре 1975 года начали поступать новые самолеты Ан-26 (грузовой вариант). Возрос объем авиаперевозок. Пассажиры из Магнитогорска могли улететь практически во все города Советского Союза. Наиболее загруженными направлениями были: Москва (30 тыс. пассажиров в год), Свердловск (21,4 тыс.) и Ленинград (6,7 тыс.). Этот объем перевозок сохранялся до начала 90-х годов.

Новая история аэропорта начинается с решения руководителей предприятий города провести реконструкцию искусственной взлетно-посадочной полосы и светосигнального оборудования, которые исчерпали свой ресурс. Нам, можно сказать, повезло, поскольку областные, городские власти и в первую очередь градообразующее предприятие ОАО "ММК" сделали все, чтобы не только сохранить аэропорт, но и вывести его на современный уровень. Реконструкция взлетно-посадочной полосы решила многие вопросы развития авиапредприятия. Осенью 1997-го Магнитогорск получает новый перрон для приема воздушных судов типа Ту-154 и Ил-76. К сожалению, в силу объективных экономических причин в 1998 году приостановлено действие свидетельства эксплуатанта нашего предприятия, и летная деятельность отряда, продолжавшаяся много лет, прекратилась.

В начале 1999 года австрийская фирма "MABUM" приступила к реконструкции здания аэровокзала. Общими усилиями многих организаций города в кратчайшие сроки выполнен огромный объем работ, в том числе и по установке нового светосигнального и другого технологического оборудования. Аэропорт Магнитогорска официально допущен к обеспечению регулярных полетов Ту-154. Воздушная гавань признается пригодной для пропуска пассажиров и грузов через государственную границу России.

В 2000 году аэропорт открывается для международных полетов. В Цюрих на финальные игры Евролиги летит хоккейная команда "Металлург" и становится там чемпионом. Но более серьезным испытанием для нашего коллектива стал прилет в Магнитогорск самолета Ту-154 с вновь избранным Президентом России В. Путиным. Позже президент прилетал к нам неоднократно. Ни одно из подразделений аэропорта не подвело, все службы действовали четко и согласованно.

В мае 2002 года Ассоциация "Аэропорт" присудила нашему аэропорту первое место среди аэропортов СНГ с соответствующим объемом перевозок в номинации "Интенсивно развивающийся аэропорт". Столь высокой оценке помогло и то обстоятельство, что для удобства пассажиров к аэропорту было проложено несколько новых автомобильных трасс.

- Кстати, новые автотрассы способствуют и оттоку ваших пассажиров...

- Надеемся, что наш аэропорт все-таки вернет обратно свои функции аэропорта внутри - и межрегиональных перевозок. Мы получили "Основные тенденции развития региональной авиации в Уральском федеральном округе", где с учетом развития экономики к 2015 году планируется интенсификация внутрирегиональных перевозок... Эту мысль подтвердил на днях исполняющий обязанности руководителя Федерального агентства воздушного транспорта ("Росавиация") Александр Юрчик, сказав, что в ближайшем будущем основой авиатранспортной сети России должны стать 10-11 узловых аэропортов ("хабов"), в которых будут реализованы современные технологии обслуживания массовых пассажире - и грузопотоков. "Хабы" станут "пунктами широкого международного доступа в Россию" и одновременно обеспечат стыковку местных и дальних авиалиний внутри страны. Не думаю, что при такой постановке вопроса будет продолжаться отмирание аэропортов, которое лавинообразно шло с 1993 года - канули в Лету свыше 1100 аэропортов, в том числе и областных. Сейчас на государственном уровне идет финансирование аэропортов Дальнего Востока, Сибири, Тюменского региона. И, Наш, магнитогорский, планируют также из федеральных средств оснастить современными установками и системами обнаружения взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Дополнительные меры по обеспечению безопасности предприятий Гражданской авиации нашей страны сегодня определяются положениями директивы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Согласно этому документу с 1 октября 2004 года во всех аэропортовых предприятиях России введены в действие дополнительные меры по обеспечению безопасности. Это, в частности, процедуры предполетного досмотра пассажиров с обязательным снятием верхней одежды, толстовязанных кофт, свитеров, головных уборов, обуви и ремней. Все указанные предметы одежды и обувь досматриваются с помощью рентгенотелевизионного интроскопа. Пассажиры, под верхней одеждой которых находится просторная одежда, обязаны проходить личный досмотр с участием сотрудников отдела внутренних дел. Документом вводится и процедура ручного досмотра пассажиров.

Директива предусматривает ужесточение пропускной системы на въездах и проходах в охраняемые зоны аэропортов, введение профайлинга - краткого интервьюирования пассажиров. Эти и другие меры - принципиально новые для нас и, естественно, вынужденные. Но на сегодняшний день они совершенно необходимы, так как любое транспортное средство является источником повышенной опасности. В 2000 году, когда после реконструкции запускали наш аэровокзал, мы об этом даже и не думали.

- Куда и на чем сегодня можно улететь из нашего аэропорта?

- К услугам магнитогорцев и гостей города "Боинг" компании "Сибирь", Ту-134 авиакомпании "UTair Aviation". "Пермские авиалинии" каждые две недели выполняют рейсы в Анталью. "Оренбургские авиалинии" чартером перевозят хоккеистов и работников ОАО "ММК" в Минводы. Аэропорт в состоянии обслужить до 14 рейсов в день, для этого у нас достаточно и специалистов, и технологической оснастки.

Сейчас авиакомпания "UTair Aviation" в Тюмени и Сургуте получает турбовинтовые пассажирские самолеты ATR, на которых планируют осуществлять региональные перевозки в соответствии с маршрутной сетью. Пассажирские салоны франко-итальянских аэробусов оборудованы креслами повышенной комфортности, а каждое место - индивидуальным освещением и вентиляцией. Воздушные судна соответствуют всем современным мировым требованиям безопасности полетов. И потому мы активно занимаемся открытием рейсов Екатеринбург - Магнитогорск и Магнитогорск - Худжант. Такие рейсы необходимы. Первые позволяют пассажирам попасть в пункт стыковки местных и дальних авиалиний. Вторые - ускорить путь таджикской диаспоры на родину и обратно.

- Использование российскими авиакомпаниями иностранных самолетов - это необходимость или дань моде?

- Для России роль авиации вообще ни с чем не сравнима - при наших просторах и наших дорогах мы просто обречены иметь огромный парк самолетов самого разного класса, развитую сеть аэродромов и огромное число авиаперевозок. Развитие авиационного транспорта во многом зависит от состояния авиапарка. За последние три года единый реестр Гражданской авиации России сократился на 301 воздушное судно, при этом в 2002 году с российских заводов было поставлено семь новых самолетов, в 2003-м - 15, в прошлом году снова семь. Кроме того, новые машины не отвечают международным требованиям, что создает серьезные проблемы в обеспечении международных перевозок. К примеру, с января 2005 года "Аэрофлот" вынужден прекратить полеты в Европу и США самолета Ил-96, который не оснащен системами оповещения о сближении с землей.

Сейчас основу парка Гражданской авиации страны составляют устаревшие самолеты, находящиеся в эксплуатации от 15 до 30 лет. И потому российские авиакомпании нашли выход - по лизингу приобретают подержанные "Боинги" и другие марки самолетов.

Что такое "Боинг" по сравнению с Ту-154? Позволю такое "автомобильное" сравнение: японская "Тойота" и наша "Волга". По кузову отечественная машина прослужит три десятка лет. Но расходы топлива не сравнимы с японской. Так и у нас в авиации. Ту-154 расходует за час полета пять с половиной тонн топлива, "Боинг" - три тонны. Сегодня топливная составляющая имеет 40-60 процентов стоимости летного часа. Есть еще много преимуществ заграничной техники - экипаж вдвое меньше, компьютеризация бортовых систем...

- И тем не менее, несмотря на постоянный рост авиаперевозок в России, наблюдающийся с 2000 года, услугами Гражданской авиации пользуется не более трех процентов населения, а воздушный транспорт продолжает оставаться не массовым (как в большинстве развитых стран), а элитным видом перевозок.

- Пока, наверное, так и есть. Причин много, и основная - низкая платежеспособность населения. На Западе на расстояние свыше трехсот километров - это при их-то автомагистралях - выгодней лететь на самолете, а у нас же люди предпочитают дешевый автотранспорт. Хочется надеяться, что в ближайшем будущем мы все-таки, как на Западе, начнем использовать самолеты как вид транспорта и экономить тем самым драгоценное время
 
Реклама
помнится летала в детстве из этого аэропорта. было как-то стремно.
 
В 2010-м году отметили уже 80-летие аэропорта. Я надеялся, что к этому событию появятся хоть какие-то старые фото, но работник аэропорта, который собирал фотографии, ничем меня порадовать не смог.
 
Последнее редактирование:
и как всегда в таких статьях ни одной конкретной даты. Так себе отрывочные сведения...
 
Назад