Про "Зонд" в Википедии есть таблица с датами полетов.К тому времени Протон еще совсем не успел себя хорошо зарекомендовать. В частности, тот самый Протон, на котором наши хотели вокруг Луны лететь, в итоге даже до орбиты не долетел в беспилотном пуске.
Леонов считает, что был. Полагаю, что не он один так считал. Но в Политбюро, как я понял из интервью, отклонили его просьбу.А так-то был ли вообще смысл в отдельной лунной облетной программе, не дающей почти ничего для посадки?
Давайте от печки: пилотируемая космонавтика изначально практическое применение имела весьма ограниченное, потому наука наукой, а борьба основная шла абсолютно в политическом поле и кстати результат этой борьбы был весьма непредсказуемым: американцы уже воевали вовсю и каждый раз, когда они оказывались не первыми в гонке, где весь смысл был только в спортивных достижениях, грозил банальным закрытием американской программы по бюджетным соображениям. Смысл вкладывать миллиарды, чтоб потом быть вторыми и рассказывать о своём технологическом уровне?Можно еще много таких же примеров накидать, и пилотируемых, и беспилотных. Делаем первые, через несколько месяцев американцы перекрывают на качественно другом уровне. А так-то был ли вообще смысл в отдельной лунной облетной программе, не дающей почти ничего для посадки?
А у кого нет колебаний на крупных носителях? Но с этим можно вполне успешно бороться, только другие средства нужны и возможности. Не было в советской космонавтике американских возможностей - не было крупных испытательных объектов, на них просто не давали денег. И не было возможности проводить всесторонние испытания собранных ступеней, работа 1 двигателя и связки из 36 - очень разные вещи. Кажется, 2 запуск Н1 завершился аварией именно из-за особенностей взаимодействия газовых струй при совместной работе такого количества двигателей - их никогда не испытывали в связке. И причиной аварий 1 ступени была либо нештатная работа КОРД, либо разрушения ТНА. В крайнем запуске не хватило 6 секунд до отделения 1 ступени и причина была - разрушение подшипника ТНА окислителя. И к последующим запускам Кузнецовцы очень хорошо переработали двигатели и была серьёзная уверенность в успехе. Но эта, б....., "политическая целесообразность"... И не было застрельщика - Мишин далеко не Королёв и таким авторитетом в ЦК не обладал. А пришедший на его место Глушко изначально был ярым противником Н1 ( двигатели для неё категорически делать отказался), он её и похоронил...На испытаниях эффект Пого (вертикальные переменные колебания) у H1 начался прямо с 5ой секунды, что и привело к авариям.
Грустно, что под всю эту эпопею с H1 наши космостроители вкладывали деньги в заводы шарообразных баков и прочих конструкционных решений по H1, вместо того чтобы сразу осваивать производство и фрезеровку алюминия.Но эта, б....., "политическая целесообразность"... И не было застрельщика - Мишин далеко не Королёв и таким авторитетом в ЦК не обладал. А пришедший на его место Глушко изначально был ярым противником Н1 ( двигатели для неё категорически делать отказался), он её и похоронил...
Про "Зонд" в Википедии есть таблица с датами полетов.
Первые облеты Луны, но без экипажа, были весной-осенью 1968 года (удачный в сентябре), а Аполлон-8 стартовал в конце этого года.
Леонов в интервью (выше в спойлере привел) говорит про шесть удачных полетов "Зонд".
Мол, могли бы отправить космонавтов.
Не мне судить, но история у Протонов к тому времени действительно была небезупречная, в конце таблицы уже получше.
Леонов считает, что был. Полагаю, что не он один так считал. Но в Политбюро, как я понял из интервью, отклонили его просьбу.
А так бы и наши космонавты облетели, ведь полет Аполлона-8 с первым облетом людьми Луны тогда тоже считался большим шагом.
Удачным его можно назвать очень относительно. Из-за отказа системы ориентации получился баллистический спуск, а со второй космической это под 20g. Черепашки вынесли, но космонавты более хрупкие. Штатные посадки, вроде, только через год начались. А как Леонов насчитал 6 полностью успешных Зондов - не слишком понятно. Разве что успешно приземлившиеся после срабатывания САС в них записать.Первые облеты Луны, но без экипажа, были весной-осенью 1968 года (удачный в сентябре)
такого количества двигателей не было ни у кого до Фалкон ХэвиА у кого нет колебаний на крупных носителях? Но с этим можно вполне успешно бороться, только другие средства нужны и возможности.
Подход был иной - деньги на ракеты выбивались военными и их давали достаточно. Это с тех пор как Хрущёв сказал - "Мы ракеты как сосиски делать будем!" А на испытательное оборудование, стенды, капитальные сооружения - нет, они шли по другим статьям и с этим делом было туго. И никак это переломить не удавалось, всегда сетовали на отсутствие испытательной базы. И отработка шла на запусках, а потом - копаясь в обгоревших обломках- выясняли причину аварии. А построить стенд для полноразмерных огневых испытаний ступени в сборе, да и много ещё чего - на это сил и средств не хватало. И, да - Вы совершенно правы, никто не делал ступеней с ТАКИМ количеством двигателей. И дело даже не в мощностях ВЦ, теория не была достаточно проработана. После аварии теоретики- газодинамики нашли ответ.поэтому все моделирование проводилось методом натурных испытаний -
Вот, нашёл. Цитата: Б.Е. Черток - "...Необычной была предложенная в эскизном проекте силовая схема ракеты.Грустно, что под всю эту эпопею с H1 наши космостроители вкладывали деньги в заводы шарообразных баков и прочих конструкционных решений по H1, вместо того чтобы сразу осваивать производство и фрезеровку алюминия.
Возможно и технологий сварки трением под нужную толщину у нас не было. Сложно понять, только это ли помешало. Не уверен, что промышленность СССР производила нужный алюминий. Все-таки заготовки для баков - десятиметровые плиты толщиной 60мм, которые американцы специально для этого производили. Но кажется в P-56 у Янгеля фигурировала ступень диаметром 7 метров. Это конечно не 10, как на Сатурне, но все таки. В любом случае H1 считаю авантюрой. Конструкторской.Вот, нашёл. Цитата: Б.Е. Черток - "...Необычной была предложенная в эскизном проекте силовая схема ракеты.
Со времен ракеты Р-2 мы гордились тем, что первыми осуществили идею несущих баков: металл баков был силовой и одновременно внешней оболочкой ракеты. По этому принципу строились все наши и американские боевые ракеты и космические носители. Для H1 размеры баков первой и второй ступеней оказались такими, что доставка их с куйбышевского завода «Прогресс» на полигон ни по железной дороге, ни по воде, ни по воздуху была невозможной.
На полигоне необходимо было строить завод для сварки баков, изготовления и сборки всех трех ступеней ракеты.... ....технология того времени не обеспечивала надежность и прочность сварного шва. По этой причине силовая схема ракеты предлагалась в виде внешней несущей оболочки, внутри которой размещались сравнительно тонкостенные сферические топливные баки, двигатели и все системы...." Конец цитаты.
Прямо как Маск нынче делает в Техасе.На полигоне необходимо было строить завод для сварки баков, изготовления и сборки всех трех ступеней ракет
Надеюсь, у Вас есть на это достаточно веские основания. Лично мне непонятно, что именно в ней является конструктивным недостатком.В любом случае H1 считаю авантюрой. Конструкторской.
минуточку, шарообразные баки титановые.Грустно, что под всю эту эпопею с H1 наши космостроители вкладывали деньги в заводы шарообразных баков и прочих конструкционных решений по H1, вместо того чтобы сразу осваивать производство и фрезеровку алюминия.
Так это и Сатурны так же делали. Про то и разговор, что на выходе из лунной программы штаты получили заводы и отлаженную технологию под алюминиевые баки.Прямо как Маск нынче делает в Техасе.
Недостатки H1? Два неискоренимых недостатка.Надеюсь, у Вас есть на это достаточно веские основания. Лично мне непонятно, что именно в ней является конструктивным недостатком.
А вы уверены, что титановые? Но даже важно. Я как раз думаю, что алюминиевых технологий у нас в таком масштабе и не имелось, в отличии от американцев. Черток кстати это подтверждает фразой про неумение варить алюминий. Отсюда и все эти Королевские метания - от невозможности сделать нормальные несущие баки нужного размера. Т.е. вся конструкция H1 - это именно отсюда пошло. Имхо конечно, но на вложения в H1 нужно было алюминий осваивать нормально, а не городить огород с подвесными баками.минуточку, шарообразные баки титановые.
и вклад технологии работы с титаном в таких масштабах, значительно важнее уже имеющихся алюминиевых технологий.
Так это и Сатурны так же делали. Про то и разговор, что на выходе из лунной программы штаты получили заводы и отлаженную технологию под алюминиевые баки.
Не уверен, что промышленность СССР производила нужный алюминий. Все-таки заготовки для баков - десятиметровые плиты толщиной 60мм, которые американцы специально для этого производили. Но кажется в P-56 у Янгеля фигурировала ступень диаметром 7 метров. Это конечно не 10, как на Сатурне, но все таки. В любом случае H1 считаю авантюрой. Конструкторской.
Ну вон, пару страниц назад я кидал ролик репортаж с завода по этим бакам - там видео как фрезеруют америкосы. Это же Сатурновская технология. Черток кстати упоминает проблемы сварки алюминия и проблему доставки. Но я не уверен, что он все рассказывает. Он таки лицо слишком заинтересованное. Но все равно все баки и сейчас по алюминием фрезерным делают и мы и американцы, и все остальные наверное. Лучшего видимо ничего не придумали.Нихрена они не получили. Там такая экзотика с этими баками была, что это возможно только, если денег дают без счету.