Ну это литературный штамп, моё мнение. И планы были не на шутку и не злые, освоение космоса.Возможно именно авторитет Королева сыграл с ним и нашей лунной программой злую шутку.
Абсолютно точно. Проект Apollo имел национальный приоритет и всячески поддерживалась на всех уровнях. На него выделялись колоссальные средства, в некоторые годы объём ассигнований составлял до 5% ВВП. Команда Брауна занималась исключительно проектом и более ни на что не отвлекалась. Решения Брауна по приоритетам, распределению средств и привлечению контрагентов являлись окончательными и не подлежали пересмотру.Но в чем и примечательность проекта Аполлон, что к цели отправить людей на Луну были четкие последовательные шаги.
А у нас в октябре 1964-го освободили Хрущева от должности, в январе 1966-го умер Королев...
Звучит так, что проект по своей природе не сильно отличался от кукурузного.А после Хрущёва, который благоволил ракетчикам, в ЦК косяком пошли жалобы на недофинансирование в остальных областях техники и вооружений - авиаторы, артиллеристы, кораблестроители... Устинов увещевал ракетчиков и призывал к экономии и сворачиванию амбициозных проектов - слишком долго держали другие отрасли на голодном пайке, теперь так уже не получится...
К смерти Королева отставание в лунной гонке уже было безнадежным. Облет Луны может и сделали бы, хотя тут только гадать остается, но нужно все-таки учитывать, что американцы вообще не планировали изначально облет Луны и не выделяли его в отдельную программу. Победой в "лунной гонке", или даже свидетельством промежуточного лидерства, это бы не было за отсутствием соперника. Мне все же кажется, что судьба Н1-Л3 - это в первую очередь роль самого Королева. Все основные решения, из-за которых получилось так, как получилось, были приняты им. Понятно, что большинство не от хорошей жизни и далеко не всегда по доброй воле, но им. Снятие Хрущева, по-моему, сыграло тут большую роль, чем смерть Королева, хотя и Хрущева можно поругать за изначально поздний старт лунной программы.Леонов напрямую связывает отставание в лунной гонке с потерей Королева.
Рассматривать лунную гонку только как соревнование за первое место глупо. Штаты за счет этой программы получили кучу решений, применявшихся позднее. Сатурн 1B летал на Скайлэб и «Союз» — «Аполлон», технология несущих баков, и так далее. А мы только выяснили, что идея баков-шариков не работает, и что не стоит ставить 30 движков. За эти деньги и время думаю вполне можно было и алюминий освоить, и что-то полезное в дальнейшем попытаться сделать. Скажем так - решения Н1 в первую очередь оказались крайне неудачными с инвестиционной точки зрения. И глядя с позиции послезнания вкладываться в Н1, когда были варианты попробовать УР-700 или Р-56 выглядит весьма близоруко.И уход такой значимой и пассионарной фигуры как Королёв, безусловно имел свои негативные последствия. Руководителей такого калибра не нашлось..
Безнадежным было отставание в плане высадки на Луну, а облет Луны, как шаг в лунной гонке, первым мог быть у Королева.К смерти Королева отставание в лунной гонке уже было безнадежным. Облет Луны может и сделали бы, хотя тут только гадать остается, но нужно все-таки учитывать, что американцы вообще не планировали изначально облет Луны и не выделяли его в отдельную программу.
Аполлон-8 был первым облетом Луны, Аполлон-10 генеральной репетицией высадки, Аполлон-11 был первой высадкой.американцы вообще не планировали изначально облет Луны и не выделяли его в отдельную программу.
Звучит так, что проект по своей природе не сильно отличался от кукурузного.
Согласен. Но по-моему, у Королева ее не было, миновать пилотируемые полеты на Луну.Идея лететь на Марс, минуя Луну - это была авантюра просто сродни анекдоту про Брежнева
Именно такой она и была! И ничем более! И это совершенно отчётливо прослеживается во всех выступлениях политиков - от наших, до амеровских президентов! Для нашей страны пилотируемая космонавтика являлась агитационным дополнением к созданию межконтинентальных носителей стратегического оружия в целях обеспечения ядерного паритета. Но паритет не виден рядовому обывателю и имеет неважные рекламно-агитационные свойства. А после первого Спутника выяснилось, что общественно политический потенциал подобных свершений огромен. И примером тому полёт Гагарина - мало кто из жителей планеты удостаивался таких почестей. Почитайте передовицы газет тех времён - это новость №1 по всему миру! Американе были крайне уязвлены и судорожно искали чем ответить. И уже 25 мая 1961 года - спустя 6 недель после полёта Гагарина - Кеннеди в своём выступлении перед Конгрессом заявил: ... "Страна должна приложить все усилия, чтобы до конца десятилетия отправить человека на Луну и вернуть его живым на Землю"... Именно с этого всё и завертелось! И закончилось вместе с потерей интереса и, соответственно, денег. Американе не дрогнувшей рукой закрыли проект, как только посчитали поставленные перед ним цели выполненными. И даже три запланированные миссии (Apollo - 18; -19; - 20) были отменены. Официально - по причине отсутствия новой научной ценности и огромных расходах средств налогоплательщиков и госбюджета. И после этого никто на Луну и не собирался - чего там делать то?Рассматривать лунную гонку только как соревнование за первое место глупо.
А у нас были и есть Протон и Союз и пр. и задачи доставки ПН вполне решались. Что Вы к "шарикам" привязались, первые несущие баки появились именно у нас. И сколько движков стоит на Falcon Heavy? Ну вот, а Вы не верили...Сатурн 1B летал на Скайлэб и «Союз» — «Аполлон», технология несущих баков, и так далее. А мы только выяснили, что идея баков-шариков не работает, и что не стоит ставить 30 движков.
Неправда. У сверхтяжа в СССР была совершенно определенная военная задача - отправка термоядерных зарядов. Военные задачи Н1 упоминает и Черток. По всей видимости речь шла о супербомбах - если помните, в те времена мы существенно проигрывали по количеству зарядов и идея "одной большой бомбы" была популярна в верхах. Политическое значение - да, это было тоже важно.Именно такой она и была! И ничем более! И это совершенно отчётливо прослеживается во всех выступлениях политиков - от наших, до амеровских президентов!
Это вообще очевидный метод определения эффективности. Если бы Королевская H1 летала бы и дальше - никаких вопросов не было бы. Протоны и Союзы, как вы правильно заметили, оказались нашими рабочими лошадками. А проект сверхтяжа "по Королевски" сдулся именно по причине своей конструкционной отсталости. Подвесные баки - это решения эпохи Фау. Что касается Фалькон хэви - то не надо лукавить. Там 9 двигателей на одном баке стоит а не 30. И само собой это имеет значение, также как и год на дворе.Рассматривать вливания в технологию производства носителей сверхтяжёлого класса как некоторые инвестиции, ну для этого надо обладать очень, очень развитым воображением. Такие вещи создаются в единичных экземплярах.
Изначально последовательные шаги должны были быть другими: предполагалось, что Аполлон-8 с лунным модулем пролетит по высокоэллиптической орбите, подобно беспилотным Аполлонам 4 и 6. Поменялись планы буквально в последний момент, в августе 1968-го. Лунный модуль был еще не готов, а СССР был близок к облету Луны. Решили, имея готовые ракету и Аполлон и не имея готового лунного модуля, лишить СССР и этого промежуточного рекорда. Но, повторюсь, это было именно что стечение обстоятельств. Не опоздай лунный модуль, ломать программу испытаний американцы бы не стали. К слову, "облет" - неудачный термин в данном случае. Облет планировал СССР - выведение корабля на траекторию свободного возврата с пролетом мимо Луны и возвращением к Земле за счет только гравитационных сил Земли и Луны. Аполлон-8 выполнил гораздо более сложный и опасный полет с выходом на орбиту Луны. Это был своего рода психологический барьер: после выхода на орбиту Луны экипаж оказывался во власти маршевого двигателя корабля. Откажись двигатель включаться для возврата - астронавты бы застревали на орбите навечно. Поэтому я и писал, что полет Аполлона-8 - не эквивалент Зондов, и даже успей мы первыми, американцы бы с запасом перекрыли это достижение очень быстро.Аполлон-8 был первым облетом Луны, Аполлон-10 генеральной репетицией высадки, Аполлон-11 был первой высадкой.
Не случайны же эти последовательные шаги. Вот тоже тема для уточнения, какие планы были у НАСА в 1962 году и какие в году 1967-м.
Неправда. У сверхтяжа в СССР была совершенно определенная военная задача - отправка термоядерных зарядов. Военные задачи Н1 упоминает и Черток. По всей видимости речь шла о супербомбах - если помните, в те времена мы существенно проигрывали по количеству зарядов и идея "одной большой бомбы" была популярна в верхах. Политическое значение - да, это было тоже важно.
- В г.Шадринск, Курганской обл., где я служил, рядом был штаб ракетной бригады, кадрированной, а до этого у них на шахтных ракетах стояли БЧ по ~7 мегатонн. Потом, по договору с американцами, их сократили...
Шахтное базирование - это логика противодействия упреждающему удару. А это только один из сценариев. Думаю идея иметь готовую к запуску мегатонн на 100 ракету находила поддержку и в ЦК. "23 июня 1960 года вышло Постановление Совета Министров СССР о создании сверхтяжёлой баллистической ракеты Н-1 с боевой частью массой 75 тонн". У Н1 один обтекатель 18 тонн весил. Так что непосредственно на боевую часть было заложено существенно меньше. Возможно Королев еще закладывался и на упрочнение конструкции Н1 - штоб колебалась поменьше.Уже с Р-7 стало ясно, что МБР должны базироваться в шахтах. Н-1 не имела никаких шансов в качестве боевой ракеты. Ну, и с технической точки зрения ракета избыточна по грузоподъемности. Советские военные определились со своим стандартом - 9 тонн.
Шахтное базирование - это логика противодействия упреждающему удару. А это только один из сценариев. Думаю идея иметь готовую к запуску мегатонн на 100 ракету находила поддержку и в ЦК.
Ничего не могу найти по алюминиевым сплавам и их обработке. Интересно было бы понять, когда у нас появились сплавы аналогичные 7ххх серии и технология фрезеровки и сварки баков. Но в сети прямо пустота по этой теме. ((
Все равно не ясно, почему Королев для Н1 отказался от очевидной схемы несущих баков и начал с шариками играться.С длинномерным фрезерованием (не вафельного типа) - никаких проблем в 1960-е годы не было.
Не думаю. В конечном счете информация американцев не позволяла быть уверенным, что где-то в тайге не стоит заряженная Н1 с супер-Царь-бомбой, которая одним прилетом Нью-Йорк с Вашингтоном вместе теплом и светом порадует.До накопления опыта эксплуатации ракеты Р-7.
- А вот этим я тогда не поинтересовался...Михаил Исакович, я имел в виду вес полезной нагрузки в тоннах, а не эквивалент в кт (Мт).