История ГА Камчатки

avro

Модератор
Уважаемый VECTOR порадовал очередным экскурсом в историю ГА нашего Отечества, на этот раз его рассказ о Камчатке.


Елизово было головным предприятием КПО ДВУ ГА а до этого Камчатскои авиагруппы года так до 1974.

Вкрадце постараюсь дать раскладку по всем трем камчатским приписным портам. Может быть позже что то всплывет с бортовыми Як-40 спрошу пахана своего он номера должен помнить по зетому типу, за точность дат и номеров не ручаюсь всетаки это был еше до Махачкалиский "этап"...

1. а/п Елизово

Парк приписных судов:

ЛИ-2. в 1977-78 году списали последний было их не менее 20 ВС. Летали практически везде по Камчатке где позволяла длинна ВПП вклучая Командорские острова. После списания всех машин авиасообшения с командорскиме отровами прекратились вплоть до начала эксплуатации Л-410, но об этом поже.

Як-40 в 1969-1970 Камчатка в числе 3 первых а/п бывшего СССР начала эксплуатировать этот тип.
Первые машины были "трехтонки" еше без реверса. В последствии были заменены на более новые серии с реверсом и некоторые в 32 местном варианте.
3 борта были Як-40К (конвертируемый)с грузовойдверью по левому борту казись на уровне 2 и третьего ряда пассажирских кресел(что очень уж меня раздражало и не спроста но об этом потом)первый из этих трех 87385 был лидерной машиной серии и использовался только в грузовом варианте все внутри(борта) были закрыты толстым слоем фанеры и впереди справа стояли только 4 пассажирских кресла для сопровоздаюших. Этот борт возил грузы и почту круглогодично по камчатке. Два других Як-40к использовались в грузовом варианте по мере необходимости особенно зимои для перевозки оленьего мажса с мест забоя на мажсозаводы области (мясные рейсы). Остальной парк Як-40 выполнажл регуларные рейсы по камчатке. Где позволяла ВПП. и была необходимость: Петропавловск-Тиичики(корф) Петропавловск-Оссора-Тиличики. Петропавловск-Тиличики-Каменское(самый длинный регулярныи рейс МВЛ на Камчатке);Петропавловск-Оссора; Петропавловск-УстьКамчатск; Петропавловск-Клучи; Петропавловск-Палана; Петропавловск-Соболево; Петропавловск-Озерная.
Грузовые рейсы по Мясу выполнажись зимои из: Аианки и Слаутного в Оссору Палану и Петропавловск.

87651 из пассажирской(машина была очень легкая и "летучая") в начале 1990х годов была переобородована специально для ведения патулирования 200мильной экономической зоны и т.п. долгих и низких полетов над водой. Были поставленные внутренние дополнительные баки и дополнительное навигационное оборудование. До этого эту задачу выполняли на обычных машинах но дальность была ограничена.

Так же выполнялись спецрейсы на Сахалин, Магадан, Хабаровский краи по мере поступления заказов на таковые.

Не удивительно что Камчатка имела один из самых высоких показателей налета на списочныи самолет на Як-40, даzhе когда они стояли по совку железным рядом" по причине высокого поглошения керосина и "неэкономичности" в условиях экономики "переразвитого социализма" ведь против аргумента:"только самолетом мозно долететь" особо не попрешь...

Л-410 Были получены примерно в 1980 году, с началом их эксплуатации связано возобновление воздушного сообшения на командорские острова. Было их в свое время до 10 штук из тех на которых в части ПОС использовался питьэвой спирт. Летали везде куда не мог летать Як-40 по длинне ВПП, а так же было нецелисообразное использование по загрузке и расстоянию. В географию полетов входили: Петропавловск-УстьКамчатск-Никольское(казетсьа никольское это на Командорах; Петропавловск-Мильково; Петропавловск-Соболево и др. сейчас узе не помню. Летали так же на северные Курилы.

Вся эта информация на конец 198хх начало 199хх годов цто произошло дальше мозехт кто подскажет.

Наколько слышал сейшас в Елизово базируется Ан-26 и парачака Dash-8 кому принадлежат понажтия не имею.

Теперь еше интересный факт, с одной стороны разговор идет не о приписных судах но все таки упомянуть не помешает.

в 1973-1987 годах елизовские экипажи были переучены и выполнали рейсы на Ил-18 припишанных к Хабаровску, было около 10 экипажеи, выпонялось кольцо по маршруты Петропавловск-Хабаровск-Петропавловск-Владивосток-Петропавловск. Но иногда долетали даже до Минеральных вод ( со слов очевидцев и участников событий) подразумевалась "паевая" эксплуатация вкупе с Хабаровчанами, в народе эта эскадрилия получиа назвние:"Летучая Мышь" так что икра да рыба делают свои чудеса везде и всегда.

В начале 1990 на волне "начала конца" совка появился еше более дерзкий проект: но в этом слуцахе на сцену вышли Ил-76 которые были арендованы в Магаданском управлении переучили на них несколько экипазей и так они и мотались по союзу... что стало дальше со всем этим понятия не имею остается только предпологат...

2. А/П Халактырка. 30км от Елизово.

Выполнялись работы по спецприменению и транспорнтые паботы на Ан-2 на Юге камчатки.

Ми-4 эксплуатировалось до 1982 максималное количество доходило до 15 штук вообше до оконцательного списания на Камчатку и казется Таджикистан сгоняли все оставшиеся "четверки" из бывшего "СОВКА".

Ми-8 С начала 1970хх стали приходить на замену Ми-4 доходило до 10 штук.

Ан-2 Было до 20 бортов.

3. А/П Тиличики (Корф) около 950км от елизово на Север.

Ми-4, До года так 1984 остатки халактырских были переданы тудаже, всего максимальное количество доходило до 10 бортов.

Ан-2 Максимальное колицество доходило до 10-12 бортов, летали везде по северу спецприменение и пассажирские рейсы.

Ан-28 были полученны несколько штук в конце 198хх годов.

Ан-74 парочак говорят базируются там в настояшее время, выполняют работу которую выполнажли грузовые Як-40 летают по Камчатке а так зех по Совку иногда когда бывает заказчик.

Кстати ВПП до 1975 года в тиличиках была ил металичских секции а потом это хожайство покрыли асвалтом длинна ВПП около 1200м.

Другой интерестыи факт в а/п Тиличики был единственныи!!! на всю Камчатку полностью крытый настояший ангар!!! Кто работал на севере на эксплуатации поймет сразу. Спасибо тогдашнему начальнику АТБ начала 197хх (к сожалению ныне покойному) Степченкову Василию Ивановичу.

казись все на скорую руку, у кого что есть добавляйте.
 
Реклама
Я был в Елизово в августе 2002 года.

ГУПКАП эксплуатирует 1 Ан-26, несколько Як-40 и Л410. Лок много лежит метиллоломом, но много и на вид рабочих. "Коряк-авиа" летает на Ан-28. Все это дело я поснимал. Даш-8 нет, это "Сахалинские авиатрассы" в Южном балуются. Ан-74 не видел и не слышал. Может быть только военные...

Там же стоят Бе-12 и МиГ-31. Состояние неизвестно, но Бе-12 внешне не очень.

Внутренних рейсов на удивление много. Самая большая цена была - 4500 в одну сторону. Типа в Тиличики.

Аэрофлот летал тогда на А310, Домодеды на Ил-96, Потом пришло Трансаэро на 767. Это все в Москву. На Аэрофлоте подивился - толпы иностранцев-экстремалов.

У порта стоит Ли-2 памятник, но грязненький уже.

В самом вокзале шла реконструкция и в 2002 году он представлял собой печальное зрелище. Надеюсь, что-то там улучшилось.

Нынче там 4 вулкана дымят. Пепельный шлейф, как местные говорят, на десятки километров в небе тянется.
 
Добавлю свои три копейки :)
Первые Як-40 появились в Петропавловске-Камчатском 27 мая 1969 года одними из первых в СССР. Машины №№ СССР-87698 и СССР-87699. 699-й вскоре (5 августа 1974) передали Кировоградской ШВЛП, а 698-й долго возил пассажиров и списан в середине 1982 года.
 
В октябре 2007г. заезжал на машине в район халактырского аэропорта.
Насколько я понимаю, после гибели сахалинского гуьернатора при полете на вертолете с Камчатки на Курильские острова деятельность мелких камчатских авиакомпаний приостановили. В Халактырке жизнь после этого закончилась.
Я подъезжал к тому месту где было здание аэропорта для пассажиров (куда городской автобус подходил). Нет ни автобусной остановки, ни здания аэропорта. Ограждение и здание КПП разрушено. Охраны в этой части нет. Я свободно зашел
на территорию и дошел до собственно ВПП. Везде запустение. Полетов нет.
За полосой вдали стояли несколько АН-2. Похоже что все, что представляет какую-то ценность собрали там на ограниченной охраняемой площадке.
Вертолеты базируются на вертодроме в Елизово (не в аэропорту) - площадка "Излучина". Летают вертолеты и из аэродрома РОСТО в районе Николаевки-Сосновки. Вертолеты разных ведомств- таможня,МЧС и т.п.
Там же в Николаевке авиация РОСТО.
 
Хотелось бы уточнить структуру Камчатского производственного объединения (КПО)
В его состав входили
1-ый Петропавлоский ОАО (а/п Елизово и 142 ло)
2-ой Петропавлоский ОАО (а/п Халактырка и 149 ло)
Корякский ОАО (а/п Тилички и 285 ло)

Все верно?
 
Точно знаю, что в начале 90х из Елизово в Мильково летали Як-40. Был такой регулярный рейс. Потом ходили только Л-410 - до какого момента не знаю. Возможно, до середины 90х.
http://aviaforum.ru/attachment.php?attachmentid=28438&d=1190378166

Кстати, когда-то (70-80гг) в Мильково совершил вынуждунную(?) посадку то ли ту-154, то ли ту-134. После пробега вроде как врезался в снежный бруствер в конце полосы. Никто не погиб, но самолет получил повреждения, его порезали и отвезли на какой-то полигон или военскую часть. Эта инфа мной была давно услышана от деда. Недавно просил письмом уточнить - говорит, что он все это уже подзабыл, а тот технарь, при котором это было, уехал на Украину, связь с ним потеряна.
Еще в Мильковском аэропорту на тамошней свалке вместе с несколькими еденицами уже остлужившей аэродромной техники, лежит покареженный Ми-8, упавший в начале 90х неподалеку. ЕМПИП, каким-то образом в сложных метеоусловиях трос внешней подвески зацепился за винт. Экипаж погиб.

Может, кто чего знает об этих двух случаях и уточнит.
 
Boris сказал(а):
Еще в Мильковском аэропорту на тамошней свалке вместе с несколькими еденицами уже остлужившей аэродромной техники, лежит покареженный Ми-8, упавший в начале 90х неподалеку.
Бортовой № этого тоже интересует... 8-)
 
Да мне и самому интересно... Гляну (если б/н сохранился), как буду в тех краях. Может, этим летом или весной получится вырваться :|
 
Последнее редактирование:
Представляю всем интересующимся мое видение состояния камчатской гражданской авиации. Я не имею профессионального отношения к авиации. Просто имею некоторый интерес. О состоянии техники могу судить только по внешнему виду и фактическим полетам.
В октябре 2007г. заезжал на машине в район халактырского аэропорта.
Насколько я понимаю, после гибели сахалинского губернатора при полете на вертолете с Камчатки на Курильские острова деятельность мелких камчатских авиакомпаний приостановили. В Халактырке авиационная жизнь после этого закончилась полностью или почти полностью. Я подъезжал к тому месту где было здание аэропорта для пассажиров (куда городской автобус подходил). Нет ни автобусной остановки, ни здания аэропорта. Ограждение и здание КПП разрушено. Охраны в этой части нет. Я свободно зашел на территорию и дошел до собственно ВПП. Везде запустение. За полосой вдали стояли несколько АН-2. Их бортовых номеров не было видно, т.к. было до них метров триста. Вертолетов не было. Похоже что все движимое имущество, что представляет какую-то ценность, собрали там на ограниченной охраняемой площадке. Коммерческих полетов нет.
Вертолеты разных ведомств базируются на вертодроме в Елизово (не в аэропорту) - площадка "Излучина". Эта площадка – огороженная охраняемая площадка с твердым покрытием, капитальное двухэтажное здание. Вертолеты Ми-8 разных модификаций разных ведомств- таможня, МЧС, «Камчатские авиалинии», туристическая компания Белкамтур и др.
С аэродрома РОСТО в районе Николаевки-Сосновки летает авиация РОСТО.
Лично видел два АН-2, один Ми-2 (не тот, который разбился в 2007г. на западном побережье), Як-18, Вильга-35, планеры. Кроме этого там же летают аппараты частных владельцев –Цикада, мотодельтапланы. Там же работает парашютная секция РОСТО.
Но были там замечены и вертолеты Ми-8 разных ведомств.
В аэропорту Елизово (в части, видимой гражданскому пассажиру) за последние лет шесть произошли заметные изменения. Было реконструировано здание аэропорта – из него с первых двух этажей убрали все, что не имеет прямого отношения к обслуживанию пассажиров, произвели перепланировку, пристроили залы регистрации, ликвидированы избыточные магазины. В светлом и отапливаемом зале регистрации и предполетного ожидания зарегистрированных пассажиров предусмотрено порядка 200-300 сидячих мест. Все сделано по современным технологиям, современная мебель. Появились средства информирования типа «Бегущая строка». Произведена перепланировка площади. Разбит сквер. Построена часовня. Сквер от перрона с самолетами отделен кованой решеткой. Произведен ремонт здания музея авиации с самолетом Ли-2. Отремонтирован и расширен двухсотметровый участок дороги до основной елизовской трассы. Под лозунгом борьбы с терроризмом установлены шлагбаумы на въезде. Но всем ясно, что не борьбы ради, а токмо для сбора денег. Но на площади перед зданием аэропорта стало свободней, а бесплатная стоянка есть на разумном удалении. Работает и отдельное здание международного сектора.
Построен и работает грузовой терминал. Значительная часть грузов транспортируется в авиаконтейнерах и в терминале есть средства для их механизированной погрузки, выгрузки, транспортировки. На перроне отмечено появление отдельных экземпляров явно новой спецтехники для обработки грузов и чистки ВПП, причем новой и по состоянию, и по применяемым технологиям.
В INTERNET видел проект крытого ангара для елизовского аэропорта на 2 самолета АН-26. Кто его заказчик, построен ли он или будет ли строиться мне неизвестно.
Из недостатков отмечу явно недостаточный размер павильона по выдаче багажа и длины ленты кольцевого транспортера в нем. С таким павильоном очень неудобно пассажирам прилетевшего Ту-154. И полный дурдом получается при прилете Ил-96 или Б-767. Сохранился и иногда используется старый павильон выдачи багажа (павильон типа «сарай»). Не всегда соответствует реальности вывешенное на стене расписание полетов.
Не пытаюсь доказывать, что аэропорт соответствует самым высоким требованиям, но в целом он, конечно, сильно изменился в лучшую сторону.

Кроме этого построен и начинает работать современный альтернативный топливозаправочный комплекс сторонней фирмы.
Иногда в аэропорту можно видеть небольшие самолеты с иностранной регистрацией. Похоже, что самолеты частных владельцев делают промежуточную посадку для дозаправки.

Самостоятельность Корякского округа (сейчас завершается процесс объединения) и реалии последних двадцати лет отразились на полетах по местным авиалиниям. В августе 2007г. в расписании было до 28 рейсов в неделю, сейчас (зимой) – 15. Имеются ввиду рейсы из Елизово. Но во все годы
были рейсы в разном количестве из Елизово не только по Камчатской области
(Озерная, Соболево, Усть-Камчатск, Никольское), но и в Корякский округ (Тигиль, Тиличики, Оссора, Палана, Усть-Хайрюзово). Весной 2007г. ФГУПКАП
пыталось начать на Ан-26 еженедельный рейс «Петропавловск-Комсомольск-Благовещенск-Комсомольск-Петропавловск». По неизвестным мне причинам от этого тогда отказались.
Сейчас вроде бы идет сложная реорганизация: объединение ФГУПКАП и Корякавиа на базе ФГУПКАП с одновременным разделением на авиакомпанию
и предприятие по аэропортовой деятельности с включением в него всех камчатских аэропортов.
Сейчас из известных мне воздушных судов (без вертолетов) в ФГУПКАП и Корякавиа в летном или близком к нему состоянии:

ФГУПКАП
Як-40 RA-87947 - летает
RA-87949 - летает
RA-87988 - летает
RA-88241 - летает
RA-87385 - стоит на перроне без движения, перемещен
на край перрона к забору.

Ан-26-100 RA-26122 - летает
RA-26251 - летает

Л-410 RA-67645 - летает
RA-67662 - летает
RA-67482 - стоит на перроне без движения.
(RA-67098, 67053,67054,67152 – разукомплектованы).

Корякавиа
Ан-28 RA-28714 - летает
RA-28715 - летает
Ан-74 RA-74039 - сведений не имею
RA-74??? - сведений не имею (и есть ли он?).

Сейчас по договоренности с авиакомпанией «Регион-авиа» на Камчатку прибыл и летает по местным линиям АН-28 RA-28903. Обещают еще один.
В аэропорт Мильково регулярных полетов нет. Его хотели даже закрыть из-за отсутствия спроса и нерентабельности (300км по круглогодичной автомобильной дороге). Но МЧС отстояло его сохранение для своих целей.

В перспективе есть надежды на увеличение внутрикамчатских перевозок:
1. при увеличении спроса на них в условиях определенного роста камчатской экономики;
2. в случае реализации обещаний федерального центра по дотированию дальневосточных( и особенно местных) авиаперевозок.
3. в случае выполнения намерений федерального центра помочь в по обновлении парка судов на С-80ГП.
 
Реклама
Историк,

да так оно и было, к тому же порядок нумерации ЛО был таким же и до КПО нумерация ЛО в СССР была единая по МГА и сохранялась вез изменения даже если менялась струкатура УГА либо ОАО т.е. могли добавить новый ЛО но при переименовании стуктур существующие номера ЛО оставались такими же.

Boris сказал(а):
Кстати, когда-то (70-80гг) в Мильково совершил вынуждунную(?) посадку то ли ту-154, то ли ту-134. После пробега вроде как врезался в снежный бруствер в конце полосы.

ноги случайно не отсюдова растут? :

http://troyka.iks.ru/kv/archive/07_11_2001/index.shtml

посмотрите на ГулеМапс мильковскую полосу если вы её обнаружите и тога поймете что это бред...


...может быть разговор был о аэродроме Ленино?

Хотя Ту-134 регулаяно на Камчатку вряд ли летали.

Единственный аэродром который был в состоянии принимать более менее тяжелые типы это Ключи да и то тяжелее Ан-12 вряд ли туда что летало.

Boris сказал(а):
Еще в Мильковском аэропорту на тамошней свалке вместе с несколькими еденицами уже остлужившей аэродромной техники,

Мильково не был когда либо приписным портом, откуда там быть свалке с несколькими еденицами авиатехники?



pav55 сказал(а):
Ми-2 (не тот, который разбился в 2007г. на западном побережье),

А чья фактическая принадлежность была того который упал в Озерной? то что зарегистривован был под РОСТО ясный перец а кто реальный хозяин?


pav55 сказал(а):
ФГУПКАП
Як-40 RA-87947 Як-40 K - летает
RA-87949 Як-40 K- летает
RA-87988 - летает
RA-88241 - летает
RA-87385 Як-40 K - стоит на перроне без движения, перемещен
на край перрона к забору.

87385 Лидер серии Як-40 "К" конвертируемых бортов на ней возили только грузы

RA-87947 Знаменита тем что в 1986 году у неё вырвало грузовую дверь после взлета в Каменском


88264 тоже была конвертируемая машина правда на ней возили только пасажиров после того как в начале семидесятых произошел отказ всех двигателей сразу после взлета в Тиличиках(Корфе) сели под собой на косу чем была и знамениата.
Интересно где она сейчас?

Какой борт разложили в Тигиле?

87321 называлась "Молдованка" пришла из Кишинива поработала во Владивостоке а потом в Елизово, Говорят сейчас на ПМЖ в Гондурасе как: HR-ASC. Машина была задрюченная предидущими владельцами наверно поэтому её в Гондурас и сплавили.

в Елизово было раньше больше бортов но как видно избавились от 27 местных:
87640 Садилась зимой в Оссоре в 1973 году без шасси
87625
87651 где то в 1990 переоборудовали для рыборазведки установили два внутренних наддуваемых дополнительных бака (один над другим) штурманское место и навигационную систему "Омега".
Тоже интересно куда она попала?
 
Последнее редактирование:
Кepим Aбдyл Джaбир сказал(а):
Мильково не был когда либо приписным портом, откуда там быть свалке с несколькими еденицами авиатехники?
Boris ведь написал
Boris сказал(а):
Еще в Мильковском аэропорту на тамошней свалке вместе с несколькими еденицами уже остлужившей аэродромной техники
 
03 октября 2007г. на аэродроме РОСТО в Николаевке стояли (они в летном состоянии) самолеты и вертолет РОСТО:
Ан-2 RA-00359
Ан-2 RA-01006
Ми-2 RA-01168
 
Micro сказал(а):
Boris ведь написал

чукча онтако не читатеь чукча писатель (С) :D :D :D

in any case, thank you for educating me :pivo: ;)

может с таким же энтузиазмом Вы можете подсказать (если конечно возможно) истоию 27местных Як-40 которые елизовский отряд скинул + какой борт разложили в Тигиле так же как историю Николаевских Ан-2 и Ми-2 зарегистрированных под РОСТО.

Заранее премногоблагодарен.
 
Последнее редактирование:
Кepим Aбдyл Джaбир, у меня разбивка, к сожалению, только по УГА, но не по отрядам... :(
 
Кepим Aбдyл Джaбир сказал(а):
так же как историю Николаевских Ан-2 и Ми-2 зарегистрированных под РОСТО
Самому интересно, только частная авиация (в том числе та, которая замаскирована под РОСТО) более скрытная и секретная чем авиация ФСБ... :rolleyes:
 
Кepим Aбдyл Джaбир сказал(а):
какой борт разложили в Тигиле
9 44 09 38
CCCP-87481 Yak-40 AFL/Far East mfd 03jan75 rgd 02apr75; f/n Nna mar90
RA-87481 Yak-40 Aeroflot PKC 08jul94 l/n GDX 12may95; trf 30mar94 to Petropavlovsk-Kamch. Air; dbr on hard landing at Tigil 23sep01; canx 17jun02 as to Sao Tome !
 
pav55, спасибо!

Может быть, есть фотки?
Если нет, какие надписи и какая раскраска?
 
Micro сказал(а):

спасибо, теперь все сходится:

http://aviation-safety.net/database/record.php?id=20010923-0

RA-87947 Як-40 K - летает
RA-87949 Як-40 K- летает
RA-87988 - летает
RA-88241 - летает

RA-87385 Як-40 K (грузовая, лидер серии) - стоит на перроне без движения, перемещен на край перрона к забору. ???

RA-87481 Поломали в Тигиле

???87321 называлась "Молдованка" Гондураc? HR-ASC

???87640 Садилась зимой в Оссоре в 1973 году без шасси

???87625

???87651 где то в 1990 переоборудовали для рыборазведки

???88264 тоже была конвертируемая машина правда на ней возили только пасажиров после того как в начале семидесятых произошел отказ всех двигателей сразу после взлета в Тиличиках(Корфе) сели под собой на косу
 
Реклама
Кepим Aбдyл Джaбир сказал(а):
???87640 Садилась зимой в Оссоре в 1973 году без шасси
EX-87640 Yak-40 Nat'l Aw Cameroon trf 14feb06 f/n NSI 20jul06
Кepим Aбдyл Джaбир сказал(а):
RA-87625 Yak-40 Ilavia, n/t VKO 05sep01 reported for Yak-Service; stored at Zuk since 2002, seen aug05/aug07; to be wfu
Кepим Aбдyл Джaбир сказал(а):
???87651 где то в 1990 переоборудовали для рыборазведки
RA-87651 Yak-40 Khabarovsk Avia trf 21apr04 l/n KHV 18jun06
Кepим Aбдyл Джaбир сказал(а):
???88264 тоже была конвертируемая машина
RA-88264 Yak-40K Yamal rgd 05jan98 l/n VKO 18aug03
 
Назад