Из истории аэропорта Иркутск

avro

Модератор
В этом году 80 лет аэропорту

Из воспоминаний бывшего первого заместителя командира авиаотряда Городкова Ю.Н. , до этого в АТБ работал? с 1961 года.

Зондировщики

В Иркутске во времена Ту-104 стояли зондировщики Ли-2. Он делал очень важную работу, когда над аэропортом был туман или низкая облачность: когда очередной Ту-104 подлетал к городу, «навстречу» вылетал Ли-2, проходил над полосой и распылял концентрат углекислоты. В тумане или облаках образовывалась «просека» и в нее садился 104-й.

Ответственность этой работы была очень большой – вечером накануне в Москву докладывали о готовности Ли-2 к вылету утром (туман в Иркутске в основном утром, тогда же приходил борт с Москвы). Если на Ли-2 были обнаружены неполадки, то их исправляли ночью. После ли-2 этой работой занимались Ил-14.

Эти зондировщики базировались в аэропорту и были приписаны к УТО-14. летчики были из УТО.

Ли-2 было два, Ил-14 – один, был еще такой Ан-26.

Углекислоту с Ли-2 в первое время раскидывали лопатой через открытую дверь – двое «рабочих» были привязаны. На Ил-14 уже появились баллоны с углекислотой. На самолете их могло быть 6-9 штук. По одному иллюминатору с каждого борта снимали и делали вместо них железную заслонку, в которую выходили штуцера с баллонов.

Выкидку надо было делать над облаками с учетом поправки на ветер. На Ил-14 также летом вызывали дождь и тушили пожары (с помощью выкидки углекислоты в нужных местах).

Базовые ВС

На базе, кроме зондировщиков, в начале 1960-х было два пассажирских Ли-2, примерно 8 Ил-12 и 15 Ил-14. К 1972 году стали поступать Ан-24 (странно, в Толмачево они появились в 1965 году – avro). В основном в Иркутске были машины из Киева, а УУдэвские Анны не любили – типа они какие-то кривые были.

Базовые Ту-104 в Москву (Домодедово) ходили в основном через Омск. Летали также в Хабаровск и Владивосток, в частности. Часто садились дома с парашютом.

Была бригада техников-двигателистов, которая делала смену обоих двигателей на Ту-104 за одну смену – 12 часов. Утром приступали, вечером облетывали.

Вертолеты на базе были все Милевские - Ми-1,2,4,8.

Были Ан-10-е. Списали их одновременно и быстро все порезали. «Двигатели высоко были для ТО».

В ТО Ту-154Б на тяжелых формах помогали толмачевцы – в Новосибирске делали эти формы и учили людей. За год по 10 Ф-3 делали в Толмачево для иркутян.

Базовые Ил-76 летали в Афганистане. Базировка была на юге СССР (где именно - ?). Один Ил-76 иркутский там был сбит. Командировки были по несколько месяцев.

Было 17 штук Ан-12. Их базировка была в частности в Усть-Куте. Всего было 16 приписных аэропортов у отряда.

Численность сотрудников в 1980-е была 6650 человек вместе с приписными. Чисто в Иркутске около 5000.

Во время капремонта ВПП (2 раза был) тяжелые регламенты базовых машин делали в Братске. В Белой было оперативное ТО. В 1989 году в Иркутске наращивали толщину ВПП. Ан-24 рядом садились на грунт.

Садились в Иркутске Ан-22 и Мрия. Стояли на рулежке.

Иностранцы

МИАТ летал регулярно в Улан-Батор, сначала на Ил-14, потом на Ан-24. тяжелые формы делали в Иркутске.

Китайцы летали регулярно в Пекин раз в неделю. На Ил-14, потом на Ил-18 (про Ил-18 не слышал ранее – avro).

Корейцы летали на Ил-18, видимо в Москву. (в 1980-х они летали на Ту-154 через Толмачево в Москву и берлин вроде – avro).

Иногда в Иркутске, благодаря Байкалу, устраивали большие сходки по линии СЭВ. Тогда прилетали многие соцкомпании. Некоторые базировались в Иркутске по неделе и летали из него в Улан-Батор, Пекин и наверно на наш Дальний Восток.

Прилетал Каддафи на «767». В охране один женщины.

Прилетали «Каравеллы»!

Из других источников интересное

Иркутяне первые в Сибири и на ДВ получили Ту-154М. Учили летать на них новосибирцев (несколько экипажей ИМХО).

Они же учили летать на Ту-154М монголов – там работал иркутский экипаж, командир которого потом разбился на тушке в Иркутске.

В 1989 году. Когда аэропорт закрывался на ремонт ВПП, регистрация на большие рейсы шла в аэровокзале, потом пассажиров везли на Л410 в Белую.

Про Боинг 757 «Байкала» уже наверно все слышали. В Реестре есть.

Была долгая работа иркутян на тушках в Китае. При окончании командировок при смене экипажей летчики форсили: на месте стоянки ставили банку типа пивную. И заруливали так, чтобы банка встала как раз между передними колесами и не упала. Там зазор наверно по 3 сантиметра с обоих сторон максимум. Как они так умудрялись – фиг его знает…

В общем, у кого еще что есть интересное по Иркутску - выкладывайте. Не только же Москвой был силен ГВФ.

Да, кстати, в Иркутске аж три авиамузея ГВФ - в адм. здании аэропорта, в училище и в управлении.
 
Последнее редактирование:
Реклама
Т.к. Ту-104 был прожорлив и топлива для ухода на "далёкий" запасной а/д по прилёту в а/п назначения Иркутск у него не хватало, "изобрели" близкий (45 или 50 км) запасной а/д Усть-Орда с грунтовой ВПП. Ту-104 там успешно и неоднократно приземлялись.

На стартовом медпункте работала бабуля-фельдшер, которая отстранила от полётов пилота "с будуна", за что бывший министр ГА Бугаев Б.П. наградил её именными золотыми часами!

Музыкальная семейка иркутян Овечкиных, пронеся оружие на борт Ту-154 85429 в чехлах от контробасов, совершила захват и попытку угона самолёта. Самолёт был взорван ими после посадки на одном из военных аэродромов и сгорел почти дотла. Старшие братья застрелили мать и себя. Кажется, двое человек из этой семейки остались живы.

На счёт "сбитого" Ил-76 в Афганистане есть ещё версия о сваливании самолёта на крыло из-за потери скорости при заходе на посадку в Кабуле. "За рулём" был молодой КЛО.
 
Спаренные колёса, вставшие между одной банкой - это новое слово в топологии. ;) Без обид. :)

Добавлю, что по курилочным источникам на время ремонта ИВПП в ИКТ нагнали Ан-24 чуть ли не со всей страны, которые и перебрасывали пассажиров к "большим" типам.
 
Да, экипажи Ан-24 работали в командировке в Иркутске, но не в таком, уж, большом количестве. Своих экипажей и Ан-24 было почти достаточно. Раньше, ведь, Иркутск был центром Восточно-Сибирского УГА, и Управление могло легко приказать бурятам, братчанам и читинцам прибыть в Иркутск вместе со своими самолётами для подвоза-вывоза пассажиров в Братск, который на время стал "заменителем" Иркутска для рейсов на Ту-154.
 
Вспомнил, что зал в аэропорту рядом с проходной на перрон, в котором проводились разборы ЛО, все называли "Аквариум", т.к. он был застеклён от земли до крыши.
 
Печкин, ну, я ж не говорил, что "весь парк со всей страны". ?;)
 
Из "народных примет":
- если на перроне Иркутска вы увидели Ан-24 с красными от глины колёсами и крыльями, то рейс пришёл из Усть-Кута. :p
 
В Иркутске в 76-ом году на взлёте упал Ту-104. Половина пассажиров выжила, в т.ч. и мой однокашник, который до сих пор успешно летает пилотом-инструктором Ту-154. Что вы думаете первым делом сделали выжившие пассажиры? Побежали к диспетчеру транзита с требованием отправить их ближайшим рейсом в а/п назначения!
 
В 1989 году все-таки куда туполя садились - в Братск или в Белую? Или туда и туда?

Экзот - да уж :rolleyes:
 
Реклама
avro сказал(а):
В 1989 году все-таки куда туполя садились - в Братск или в Белую? Или туда и туда?
Или туда и туда! Иркутяне на своих Ту-154 летали через Белую, а "все остальные" - через Братск. Портовская гостиница Братска превратилась в профилакторий, похожий на советский домодедовский профилакторий л/с. :rolleyes:
 
Иркутяне первые в Сибири и на ДВ получили Ту-154М.
Первой "Эмкой" был 85613, которую 235-ый отряд прилично ударил о "глобус" и торжественно передал после перевозки VIP для перевозки простых советских пассажиров. :rolleyes: ;)
 
Печкин, это точно? Она вполне могла придти после первых, хотя по номеру да, первая в ИКТ. Скажем 652 могла первее придти.
 
На 99% рассказ точный и очень интересный. :pivo: 1% неточности - Ан-24 в Иркутске появились 31 октября 1966 года и именно У-Удэнские. К 1972 году у них уже было 9 машин из У-Удэ и 4 из Киева. То, что ИКТ раздавал машины пр-ва У-У - точно. И как раз в районе 1971-1974 гг, когда начали поступать Киевские Ан-24РВ и Як-40. Передавали в основном внутри управления - в Читу и Улан-Удэ.
652 пришла в ИКТ все-таки раньше 613.
 
avro сказал(а):
В 1989 году. Когда аэропорт закрывался на ремонт ВПП, регистрация на большие рейсы шла в аэровокзале, потом пассажиров везли на Л410 в Белую.
Лично заявляю - московские рейсы отправляли в Белую туристическими Икарусами (Та еще пытка). Кого возили на Белую Л-410 - не в курсе, ибо на исконно военном аэродроме, был только один "пятачок" для гражданских самолетов - там где пересаживали наши два туристических Икаруса в 154й. Рядом был еще один 154й, но 410х, или иных гражданских ВС рядом не видал.
 
Что-то смутно вспоминаю, что летчики ХОАО рассказывали, что летали через Белую. Наверное это тоже в тот период ремонта ВПП.
 
Печкин сказал(а):
В Иркутске в 76-ом году на взлёте упал Ту-104. Половина пассажиров выжила, в т.ч. и мой однокашник, который до сих пор успешно летает пилотом-инструктором Ту-154. Что вы думаете первым делом сделали выжившие пассажиры? Побежали к диспетчеру транзита с требованием отправить их ближайшим рейсом в а/п назначения!

Катастрофа произошла 9 февраля. Рейс был на Ленинград. Погибло 24 человека. Сразу после отрыва самолет накренился, задел крылом поверхность РД, упал и загорелся.
Про то, что выжившие пассажиры побежали требовать отправить их ближайшим рейсом, слышу впервые. Хм, советского человека ничем не остановишь!
 
... эх Иркутск, Иркутск...
Довелось поработать там в своё время. Полетал на ан24,26, Ту104,154.
Раньше жизнь в IKT кипела, а сейчас прилетал к родственникам - тишина и покой.
BRGDS
 
Реклама
Аэропорт Иркутск. Старые фотографии.

Небольшая подборка фотографий из истории аэропорта Иркутск.
irkutsk-airport-0011.jpg

1950-е годы
irkutsk-airport-0010.jpg

1960-е годы.
irkutsk-airport-0004.jpg

Встреча первого ТУ-154. Аэропорт Иркутск 1975
irkutsk-airport-0012.jpg

Ту-104 на стоянке в Иркутске. 1970-е
Выражаем свою признательность Иркутскому аэропорту за предоставленные фотографии!
На сайте Прибайкалье (http://pribaikal.ru/irkutsk-album/gallery/0/410.html) фотографии публикуются с разрешения ФГУП "Иркутский аэропорт".
 
Назад