Из истории авиации Казахстана

    Viktor49

    Новичок
    Есть вопросы по базированию ЛА в Бурундае, сможет ли кто пояснить?
    Вся информация из интернета, поэтому возможны неточности. Заодно если кто поправит, буду благодарен.

    1. В сентябре 1954 г. в Алма-Ате сформирован 191 АО Казахского ТУ ГВФ. В его состав включили По-2, Ан-2, Ли-2 и Ил-12.
    Базирование отряда и всех самолётов было в аэропорту Алма-Ата.
    В 1955 году, 1 июля, самолёты и вертолёты 191 АО, а именно - По-2, Як-12, Ми-1 и Ми-4 переведены на аэродром Бурундай.
    Остальные самолёты 191 АО, а именно Ли-2, Ил-12, Ил-14 и Ан-2 остались в аэропорту Алма-Ата.
    А где было командование 191 АО? В Алма-Ате или Бурундае?
    И насколько сложно управлять отрядом, если он расположен на разных аэродромах?

    2. В 1957 году, в марте, все самолёты Ан-2 191 АО тоже переведены для базирования в Бурундай.
    А в 1958 году, 30 ноября, 191 АО передан в Бурундайское АП Казахского ТУ ГВФ.
    И при этом из него были забраны Ан-2 и Як-12, которые перешли в созданный в Алма-Ате 242 АО.
    Таким образом, 191 АО потерял самостоятельность?
    И куда делись Ли-2, Ил-12 и Ил-14?

    3. В 1963 году, в мае-декабре, созданы Алма-Атинский ОАО и Бурундайский ОАО ТУ ГВФ.
    А уже в январе 1964 года образованы два новых объединённых авиаотряда - 1-й ОАО и 2-й ОАО Казахского ТУ ГВФ с базированием а/п Алма-Ата и а/п Бурундай.
    В состав 2-го ОАО, Бурундайского, вошли:
    аэропорт Бурундай;
    191 ЛО, вертолётный, с вертолётами Ми-1 и Ми-4;
    242 ЛО, самолётный, с самолётами Ан-2, Як-12, Ли-2 и Ил-14.
    Где базировались эти самолёты и вертолёты?
    Были ли перебазированы Ли-2 и Ил-14 в Бурундай?

    Немного пояснения по этим вопросам.
    Летал пассажиром из старого аэропорта Талды-Кургана в Алма-Ату и обратно в 1965-1975 годах. Самолёты Ан-2, Ли-2 и Ил-14, в том числе с тремя блистерами на кабине.
    При этом всегда прилёты и вылеты были в основной аэропорт Алма-Аты. Ни разу в Бурундай и из него самолёты не летали.
    Если они входили в бурундайские отряды, то как они попадали в а/п Алма-Аты?
    Напрашивается ответ, что либо они перелетали из Бурундая в Алма-Ату для приёма-высадки пассажиров и затем возвращались в Бурундай, либо базировались в Алма-Ате. Первое нерационально, а второе неоптимально - командование в одном аэропорту, а самолёты - в другом.
    Также между Талды-Курганом и Алма-Атой интенсивно летали самолёты Як-12, Ае-45S и Л-200 "Морава". Возможно вот они и прилетали в БурундайУ
     

    Viktor49

    Новичок
    Есть вопросы по базированию ЛА в Бурундае, сможет ли кто пояснить?
    Вся информация из интернета, поэтому возможны неточности. Заодно если кто поправит, буду благодарен.

    1. В сентябре 1954 г. в Алма-Ате сформирован 191 АО Казахского ТУ ГВФ. В его состав включили По-2, Ан-2, Ли-2 и Ил-12.
    Базирование отряда и всех самолётов было в аэропорту Алма-Ата.
    В 1955 году, 1 июля, самолёты и вертолёты 191 АО, а именно - По-2, Як-12, Ми-1 и Ми-4 переведены на аэродром Бурундай.
    Остальные самолёты 191 АО, а именно Ли-2, Ил-12, Ил-14 и Ан-2 остались в аэропорту Алма-Ата.
    А где было командование 191 АО? В Алма-Ате или Бурундае?
    И насколько сложно управлять отрядом, если он расположен на разных аэродромах?

    2. В 1957 году, в марте, все самолёты Ан-2 191 АО тоже переведены для базирования в Бурундай.
    А в 1958 году, 30 ноября, 191 АО передан в Бурундайское АП Казахского ТУ ГВФ.
    И при этом из него были забраны Ан-2 и Як-12, которые перешли в созданный в Алма-Ате 242 АО.
    Таким образом, 191 АО потерял самостоятельность?
    И куда делись Ли-2, Ил-12 и Ил-14?

    3. В 1963 году, в мае-декабре, созданы Алма-Атинский ОАО и Бурундайский ОАО ТУ ГВФ.
    А уже в январе 1964 года образованы два новых объединённых авиаотряда - 1-й ОАО и 2-й ОАО Казахского ТУ ГВФ с базированием а/п Алма-Ата и а/п Бурундай.
    В состав 2-го ОАО, Бурундайского, вошли:
    аэропорт Бурундай;
    191 ЛО, вертолётный, с вертолётами Ми-1 и Ми-4;
    242 ЛО, самолётный, с самолётами Ан-2, Як-12, Ли-2 и Ил-14.
    Где базировались эти самолёты и вертолёты?
    Были ли перебазированы Ли-2 и Ил-14 в Бурундай?

    Немного пояснения по этим вопросам.
    Летал пассажиром из старого аэропорта Талды-Кургана в Алма-Ату и обратно в 1965-1975 годах. Самолёты Ан-2, Ли-2 и Ил-14, в том числе с тремя блистерами на кабине.
    При этом всегда прилёты и вылеты были в основной аэропорт Алма-Аты. Ни разу в Бурундай и из него самолёты не летали.
    Если они входили в бурундайские отряды, то как они попадали в а/п Алма-Аты?
    Напрашивается ответ, что либо они перелетали из Бурундая в Алма-Ату для приёма-высадки пассажиров и затем возвращались в Бурундай, либо базировались в Алма-Ате. Первое нерационально, а второе неоптимально - командование в одном аэропорту, а самолёты - в другом.
    Также между Талды-Курганом и Алма-Атой интенсивно летали самолёты Як-12, Ае-45S и Л-200 "Морава". Возможно вот они и прилетали в Бурундай.

    У меня есть книга Байзуллы Акижановича Акижанова бывшего военного летчика во время ВОВ, работавшего в том числе и в Бурундайском ОАО, "Дела и люди Бурундая". В ней есть немного информации об истории создания аэродрома Бурундай.
    (С) Сначала, решением правительства, Комитет по делам геологии СНК СССР 31 декабря 45 года принял постановление "Об организации при геологических управлениях республик, аэроэкспедиций". Этим же постановлением была создана 9-я аэроэкспедиция при Казахском геологическом управлении, положившая начало основания Бурундайского объединенного авиаотряда.
    Правда, он не затронул в книге появление "соседей по полосе" - пограничников. Когда они появились на другой стороне ВПП не знаю. Но командир ВЧ вел себя как хозяин аэродрома.

    "Морава", насколько знаю, летала из "Центрального порта". Пилотом была женщина, мама нашего бортрадиста.
     

    Gav_kot

    Старожил
    (С) Сначала, решением правительства, Комитет по делам геологии СНК СССР 31 декабря 45 года принял постановление "Об организации при геологических управлениях республик, аэроэкспедиций". Этим же постановлением была создана 9-я аэроэкспедиция при Казахском геологическом управлении, положившая начало основания Бурундайского объединенного авиаотряда.
    Правда, он не затронул в книге появление "соседей по полосе" - пограничников. Когда они появились на другой стороне ВПП не знаю. Но командир ВЧ вел себя как хозяин аэродрома.
    Да, 1945 год упоминается на многих сайтах. Наверное, так оно и есть.
    А пограничники скорее всего были перебазированы в Бурундай с вводом его в строй. Возможно поэтому и чувствовали себя там хозяевами.

    "Морава", насколько знаю, летала из "Центрального порта". Пилотом была женщина, мама нашего бортрадиста.
    Интересно. Ещё бы фамилию, имя, отчество героини. Надо знать таких людей!
     

    Viktor49

    Новичок
    Да, 1945 год упоминается на многих сайтах. Наверное, так оно и есть.
    А пограничники скорее всего были перебазированы в Бурундай с вводом его в строй. Возможно поэтому и чувствовали себя там хозяевами.


    Интересно. Ещё бы фамилию, имя, отчество героини. Надо знать таких людей!
    Фамилию узнаю у ребят самолетчиков. Забыл. Лицо помню, а фамилия вылетела из памяти.
     

    Viktor49

    Новичок
    21-го августа 2021 г. умерла Павленко Тамара Григорьевна, знаменитая Авиатрисса Тамара...
    Почитать о ней, начавшей свой авиационный путь в Казахстане и других женщинах-авиатора, втч казахстанских. Светлая и добрая ей Память .. Почитать можно по ссылке, если это не запрещено правилами форума.

     

    Aleck

    Старожил
    Пардон, что немного не в тему, но в статье неточность:
    В СССР была еще одна женщина-командир "Ил-18" - Ираида Вертипрахова, а на "Як-40" две: Галина Смагина из Душанбе и Евгения Мартова - из "Быково"

    Самая известная женщина-командир Ил-18 - Любовь Михайловна Уланова, рекордсменка, Герой Социалистического труда.
    Женщин - командиров Як-40 тоже было больше. Как минимум, Зинаида Федоровна Соломатина из Одессы, боевая летчица - ветеран Великой Отечественной войны, Герой Социалистического труда.
     

    mars_208

    Старожил
    Чуть-чуть не в тему, но близко (как от Алма-Аты до Бишкека) ...
    Появились спутниковые снимки высокого разрешения Фрунзе 1972 и 1977 годов. На оригинальных снимках кроме старого аэропорта есть и сам город.
    Может быть скоро и Алма-Ата или что-нибудь из Казахстана появится..

    Наконец-таки появились снимки из космоса высокого разрешения от 09-07-1980 года Алма-Аты, ее аэропорта и аэродрома Бурундай.
    Снимки выложены здесь.
    Чуть позже и Ташкент выложу

    Если кому-то нужен снимок самого города Алма-Аты и ее окрестностей, пишите в личку, присылайте почту, отправлю без проблем.
     
    Последнее редактирование:

    Corvus

    Местный
    Будем считать, что 21 сентября это уже история)

    С 21 сентября Россия увеличивает число авиарейсов с Казахстаном. Об этом решении рассказали журналисту zakon.kz в оперативном штабе по борьбе с распространением коронавируса на территории России.

    Увеличено количество регулярных рейсов по маршрутам:

    - Москва – Нур-Султан с трёх до семи рейсов в неделю;

    - Москва – Алматы с двух до семи рейсов в неделю;

    - Москва – Караганда, Москва – Шымкент, Москва – Актау, Москва – Костанай, Санкт-Петербург – Нур-Султан, Махачкала – Актау, Грозный – Актау, Калининград – Алматы, Калининград – Нур-Султан, Новосибирск – Нур-Султан, Омск – Нур-Султан, Омск – Павлодар, Омск – Петропавловск с частотой один рейс в неделю на каждом маршруте.
     

    Baursak

    Местный
    Сюда, наверное... ЯК-40 и еще один самолетик (какой?) в Академии Гражданской Авиации в Алматы:
    Як-40-Акад.ГА-Алм-1.JPG

    Як-40-Акад.ГА-Алм-2.JPG

    Як-40-Акад.ГА-Алм-3.JPG

    IMG_3631.JPG
     

    Corvus

    Местный
    Раз уже заговорили про Як-40 :)

    Конец 1990-х, аэродром Крайний (Байконур). Прилетала делегация энергетиков из Алматы заключать договор на поставку электроэнергии для космодрома.

    clipimage.jpg


    Карточка борта:

    На тот момент летал в а/к Vip Air, а ранее принадлежал ООО "Авиакомпания "Авиаобщемаш" (Омск).
     

    Baursak

    Местный
    Раз уже заговорили про Як-40 :)

    Конец 1990-х, аэродром Крайний (Байконур). Прилетала делегация энергетиков из Алматы заключать договор на поставку электроэнергии для космодрома.

    Посмотреть вложение 787022

    Карточка борта:

    На тот момент летал в а/к Vip Air, а ранее принадлежал ООО "Авиакомпания "Авиаобщемаш" (Омск).
    Вы же не имеете ввиду, что один из "моих" Як-ов и "Ваш" один и тот же самолет?
     

    Corvus

    Местный
    Вы же не имеете ввиду, что один из "моих" Як-ов и "Ваш" один и тот же самолет?

    Нет, не имею)
    Просто вспомнилось.

    Бывший UN-87912, а ныне UP-Y4014, возможно ещё летает. В 2018 году летал:
     

    Corvus

    Местный