Из Сибири в Бразилию

IlyaB

Местный
В конце ноября летал в командировку в Бразилию - в научной работе участие в конференциях необходимо. Конференции помогают понять, над какими задачами люди думают прямо сейчас, и предварительные результаты, представленные в докладах, порой оказываются более интересными, чем в очищенных от «сырого материала» статьях. Кроме того, именно с конференций начинается любая совместная работа.

Но и конференции друг от друга отличаются очень сильно. Есть большие и престижные конференции с очень широким набором тем. Можно узнать, что делается далеко за пределами твоей области – это очень полезно для преподавателя. Но если радикальная смена области исследований в ближайшее время не планируется, только два-три доклада в лучшем случае будут иметь значение для дальнейшей работы. Совсем другое дело – маленькие семинары, где собираются специалисты в очень узкой области, но из всех стран мира. Именно такой семинар в этом году проводился в Бразилии, и для участия в нем я поехал на другой конец планеты, предварительно заручившись поддержкой организаций, дающих гранты на поездки. Помогло то, что доклад у меня был устный.
Конференция проводилась в городе Ресифи на севере Бразилии. Север – значит, у экватора, с соответствующим климатом. А в Сибири у нас был конец ноября, и у меня в голове очень плохо укладывалось, что через пару дней надо будет ходить в летней одежде и купаться в Атлантике.

Маршрут был очевиден – Новосибирск – Москва – Лиссабон – Ресифе. Три перелета в одну сторону. Выбирая билеты подешевле и поудобнее, я думал о том, чтобы включить в этот маршрут еще и Франкфурт – до меня не сразу дошло, что в этом случае потребуется шенгенская виза. Отсутствие опыта транзитных перелетов внутри ЕС сыграло потом со мной злую шутку, но об этом позже. В конечном итоге купил билеты S7 в Домодедово и билеты португальской TAP на оставшиеся участки. Стыковки были не особенно удобными – надо было сидеть ночь в Москве и провести 8-10 часов в Лиссабоне – туда и обратно.

В ноябре ударили первые морозы. К вечернему рейсу S7 я собрался за 4 часа до вылета, недооценив транспортную ситуацию в родном городе. Сначала обычная пробка на Большевистской, потом на метро еду до вокзала, откуда идет экспресс в аэропорт. Автобусу потребовалось около получаса, чтобы доехать от вокзала до ЦУМа (пешком это минут семь). В Толмачево я успел за 20 минут до конца регистрации.
Отбившись от привычной атаки представителей Сити-банка, пошел на посадку в зелененький аэробус. Из окна самолета полюбовался на заснеженный перрон, в темноте мимо медленно проехали Ил-76 и грузовой «Дуглас» Аэрофлота. К сожалению, их не получилось нормально сфотографировать. Полет в Москву был ничем не примечателен, как и должно быть. Обратил внимание на кожаные кресла в самолете - было непривычно, но понравилось.
 
Реклама
В Домодедово я не был уже довольно давно – последнее время все мои полеты были через Шереметьево. Должен сказать, что пока мне Домодедово понравилось больше – своей оживленностью, большим выбором мест, где можно перекусить, зарядить телефон, купить что-нибудь внезапно понадобившееся. Слегка подремав ночью, спрятал пуховик в багажную сумку, надел легкую куртку и отправился на стойку регистрации TAP – и вот здесь сделал глупость. Поскольку в Лиссабоне мне предстояло провести 8 часов, а в ручной клади у меня был только компьютер и папка с документами, решил, что было бы неплохо иметь доступ к своему багажу в Лиссабоне. Я попросил зарегистрировать багаж не до Ресифи, а до Лиссабона, уточнил – смогу ли я уже в Лиссабоне его зарегистрировать до Ресифи. Ответ был положительный, но с каким-то сомнением в голосе, на что я не обратил внимания.
 
Следующий перелет – рейс в Лиссабон авиакомпанией TAP на полупустом A319. В самолете играет классическая музыка, экраны вмонтированы в потолок – но находившийся прямо передо мной экран не работал. Пассажиров было немного – мне вообще довольно сложно представить, зачем люди обычно летят из Москвы в Лиссабон. Экономические связи с Португалией у нас вроде бы не самые тесные, а с точки зрения туризма это направление тоже, кажется, не самое интересное.

На завтрак были очень вкусные блины (изготовленные, насколько я понял, в Домодедово). Удивило то, что приборы (вилки, ложки, ножи) были металлические – интересно, как их после рейса отделяют от мусора. Летели довольно долго – могу ошибаться, но около 5 часов, и это мне показалось утомительным, так что потом ожидал что предстоящий «длинный» перелет через Атлантику будет совсем трудным - до сих пор у меня больше 4-х часов не было ни одного перелета.


Лиссабон из окна самолета показался довольно симпатичным – невысокие здания с красными крышами. Аэропорт, похоже, находится почти в черте города. Из самолета нас довольно долго везли на автобусе по дороге с какими-то развязками, мостами – и привезли в пустынный зал, где я направился к трансферной стойке – и тут стало ясно, что я не только не могу получить свой багаж, но и перенаправить его в Ресифи тоже не могу. Единственное, что можно было сделать, как мне сказали представители авиакомпании – лететь в Ресифи и там обращаться в службу розыска багажа.

Больше всего я жалел о том, что не переодел зимние ботинки в Москве. Но делать было нечего – следующие 8 часов сидел в аэропорту, редактировал свой доклад на конференцию и смотрел в окно на самолеты, имена которых напоминают о славном прошлом Португалии – «Фернандо Магеллан», «Васко да Гама». Транзитная зона аэропорта – огромное помещение с небольшим кафе и парой бессмысленных магазинов, в которых продаются платья и туфли на каблуках каких-то европейских брендов. Понравились "спецкресла", на которых удобно вытягивать ноги.

Незадолго до вылета разговорился с приятной женщиной, сидевшей рядом – она гражданка Бразилии, и заканчивает учебу в университете в Испании (хотя ей уже за 40). Поговорили об особенностях жизни в Бразилии – она посетовала на массовую неграмотность в Бразилии, колоссальный разрыв между богатыми и бедными, и на то, что «у нас нет законов». Отметила, что в Испании тоже намечается заметное ухудшение в жизни, сокращение государственных расходов на науку и образование. Я похвастался тем, что в России все-таки неплохая система массового образования, вопрос только в том, удастся ли ее сохранить.
 
Из Лиссабона в Ресифи летел на «большом самолете» - A330. Полет - 8 часов, что для трансатлантического рейса очень мало. Самолет набит битком, и сначала ощущение было такое, что находишься не в самолете, а на небольшом восточном базарчике. Вокруг масса женщин с маленькими детьми, которые шумно разговаривают с ними и друг с другом. В спинки кресел, как я и ожидал, вмонтированы экраны, неплохой выбор фильмов. Но вместо того, чтобы всем этим наслаждаться, я заснул. Еще перед вылетом стюардессы раздали меню, где было написано, чем нас будут кормить. Еда была довольно обычной – мясо, немного фруктов, перед приземлением – бутерброды. На тележках с едой заметил бумажку «Досмотрено службой авиационной безопасности Домодедово». Когда я проснулся, мы уже почти прилетели.

В аэропорту было влажно и жарко. В очереди на паспортный контроль стоял почти час и слегка нервничал – не будет ли проблем с въездом в страну, смогу ли решить проблему с багажом. Пограничник долго листал мой паспорт, видимо, смотрел, в каких странах я был раньше и не мог ли я с собой привезти какую-нибудь инфекцию. Но потом поставил штамп – и я пошел искать службу розыска багажа. На стойке никого не было, но я нашел в зале человека в форме, который вызвал представителя – и багаж обещали доставить в отель на следующий день. Отметил, что люди были приветливее, чем в Лиссабоне.

Вспомнилось: в Москве паспортный контроль люди проходят молча, подходя к кабинкам. В Лондоне очередь стоит под крики "Next! Next!" В Бразилии мне запомнился крик "Brasileiro!", подзывающий граждан страны.

Теперь нужно было обменять валюту и добраться до отеля. Я побродил по терминалу – вдруг смогу купить какие-нибудь шлепанцы. Здание не очень большое, но оформлено в футуристическом стиле. Вокруг – люди в летней одежде – шорты, шлепанцы, легкие платья – и общее чувство какое-то радостное – но не курортное, а более деловое. Обменные пункты были закрыты, но тут же появились «менялы» - и с некоторой опаской я купил 220 реалов (и этого мне хватило до конца поездки). Сел на такси и через десять минут был в отеле, где размещались участники конференции.
 
Последнее редактирование:
Отель был серьезный – пятизвездочный, и с трехкратной скидкой пребывание в нем обходилось мне в 210 реалов в день. Пол номера выложен плиткой вместо привычных гостиничных ковров – тропики. С огромным удовольствием принял душ и вновь свалился спать.

Солнце встает в Ресифе рано – в 5 часов уже светло, а магазины открываются в 10. Температура +30, с берега океана дует легкий свежий ветер. Меня сжигало нетерпение – немедленно купить что-то на замену меховым ботинкам. Во время завтрака встретил моих польско-английских друзей, которые прилетели на день раньше и уже успели разведать окрестности. Они мне посоветовали небольшой рынок рядом с отелем, где можно купить пляжную одежду. И уже через час я стал обладателем вьетнамок, футболки с надписью «Ресифи», синих бриджей и плавок. В общем-то, был одет по-босяцки - но чувствовал при этом большую радость.

Конференция начиналась на следующий день после обеда, а пока я был свободен. Первым делом пошел на берег по разбитым бетонным тротуарам мимо небоскребов. Вдоль берега стоят щиты, предупреждающие об акулах. В субботу пляж забит отдыхающими. В основном, люди купаются в узкой полоске воды между берегом и рифами, о которые разбиваются волны прибоя. Вода настолько теплая, что не чувствуешь изменений, когда в нее заходишь. Но жара не изнуряет – все время дует влажный теплый ветер. В общем, райское место. После пляжа мы с коллегами пошли в маленькую забегаловку, где неплохо перекусили всего за 5-6 реалов – а потом вернулись в отель и отдыхали в бассейне или около него.
 
Вечером вновь отправились по окрестностям в поисках еды. Сильно осложняло то, что один из моих коллег был на костылях – он сломал ногу в Англии через две недели после своего возвращения из Новосибирска. Нашли очень хорошее место – ресторан, где можно заказать блюдо на несколько человек. Мы заказали на троих, и поняли, что это ошибка – такое количество мяса просто невозможно было съесть.

Следующее утро было единственным свободным – график конференции очень плотный. Мы поехали на экскурсию в исторический центр города, сделав это самым простым способом – заказав такси. Водитель привозил нас в интересное место, высаживал, чтобы мы могли сделать фотографии, купить сувениры и просто побродить вокруг – а затем вез дальше.

Старинные здания в Ресифи – очень красивые, яркие. Насколько я понимаю, это называется колониальной архитектурой. Рядом находится старый городок Олинда, который включен Юнеско в список памятников исторического наследия. Из него открываются чудесные виды на океан и Ресифе, старые улочки застроены особняками, а в бесчисленных магазинчиках продаются не только сувениры, но и художественные работы. Олинда известен своим карнавалом, во время которого по улицам путешествуют гигантские куклы.
 
Городок красивый:)
А кокосовые орехи, кстати, прекрасно заменяют банку пепси - как по цене, так и по количеству жидкости внутри. Только полезнее :)
 
После обеда началась работа. Научный уровень конференции был очень серьезным, и выступление на ней – в общем-то, стресс. Но мы, кажется, справились.
Каждый день я вставал примерно в пол-шестого, дальше шел либо к океану, либо в бассейн. Потом завтрак – и примерно в полдевятого начало заседаний. График соблюдался очень жестко. Как сказал председатель одной из секций – «Мы в Бразилии все время опаздываем. Поэтому следующее заседание начнется через 25 секунд».

В обед успевал сделать несколько фотографий на побережье.

Банкет проходил в музее фирмы, производящей 38-градусный напиток «Качаса». Одну бутылку я привез собой в качестве сувенира. По окончании конференции была экскурсия в местный университет, который поразил первоклассным оборудованием и необычной в хорошем смысле постановкой научных задач – и это в городе, который с точки зрения науки в Бразилии довольно провинциален.
Европейцы в перерывах обсуждали снежные бури и заносы в Европе, которые даже привели к закрытию университетов.
 
Реклама
Возвращался я в тот же вечер, когда конференция закончилась. В аэропорту быстро образовалась толпа участников конференции. Как пошутил подошедший к нам голландец – какое странное совпадение. Обратная дорога у меня была без приключений. Ночной перелет над Атлантикой я благополучно проспал, в аэропорту Лиссабона готовил научный отчет. В Москве было -17, так что я почувствовал холодок, когда выходил из самолета в летних ботинках и ветровке. В Новосибирске было уже -29. Так что разница температур оказалась почти 60 градусов.

В общем, Бразилия мне очень понравилась:)
 
мне вообще довольно сложно представить, зачем люди обычно летят из Москвы в Лиссабон. Экономические связи с Португалией у нас вроде бы не самые тесные, а с точки зрения туризма это направление тоже, кажется, не самое интересное.
ОЧЕНЬ зря вы так говорите!
Сам был в Португалии уже 5 раз (только что прилетел из Лиссабона), и по работе, и как турист.
Страна удивительная! И природа роскошная, и климат, и архитектура. А кухня какая! И все дешево.
Кроме континента, есть ещё удивительная Мадейра и необыкновенные Азорские острова.
Там везде очень красиво. И люди добрые, приветливые и очень радушные.
Так что рекомендую посетить Португалию не транзитом )))

PS: в конце декабря-начале января TAP делал по 2 рейса Мск-Лисс в день...

---------- Добавлено в 23:28 ----------

я направился к трансферной стойке – и тут стало ясно, что я не только не могу получить свой багаж, но и перенаправить его в Ресифи тоже не могу
Объяснили вам почему? Странная ситуация...
Как-то летел через Лондон в Рейкъявик, зарегил багаж до Лондона, чтобы с коллегами соединиться, есессьсно, был без британской визы; в LHR меня очень даже мило пропустили через границу и штампик поставили: разрешен въезд на 24 часа. И багажик свой подобрал, и в Рейкъявик улетел...
 
Dimitri, Лондон в данном случае приятное исключение! В шенгене никто никаких штампиков на 24 часа поставить не может...
 
Dimitri,спасибо, буду знать. Я просто полагал, что для россиян Португалия - слишком большая экзотика, чтобы рейсы были загруженными. Англия, Франция, и особенно Германия - наверное, намного популярнее.
 
Реклама
IlyaB, так туда и рейсов ежедневных более одного. А в Португалию не было вообще прямых некоторое время. Да и сейчас только TAP кажется
 
Назад