Як-12. Истории

avro

Старожил
Есть у нас две ветки по Як-12

Реестр:

https://aviaforum.ru/threads/jak-12.18969/page-7

и Сравнение аналогов (интересная ветка 2005-11 годов):

https://aviaforum.ru/threads/cha-jak-12-vs-oka-38.4968/page-3#post-2304440

Но общей ветки нет, где можно было бы обсуждать разные ситуации.

...По итогам встречи с пилотом Як-12.

Побывали вчера в гостях у пилота Як-12 Новосибирского ОАО (1957 - 65 годы). Пилот 1931 года, выпуск Сасово 1955 года, налет на Як-12 порядка 5000 часов (со слов). После Яка ушел на Ли-2. Закончил летать вторым пилотом Ту-104 ТОАО. Интересно, что на Ан-2 он переучился, выполнил несколько полетов и его отправили на Ли-2 учиться. И еще о Ан-2 - в 1955 году в НОАО было всего два Ан-2, массовое поступление началось в 1958м)

jak-12-ljax-2-jpg.641287


Фото из коллекции НОАО

В училище выпускался на По-2 ив Новосибирске летал на По-2 в начале. Як-12 были в 116 ЛО. Командиром отряда был Цаплик - отец будущего командира Ил-86 ТОАО.

В сравнении с По-2 у Як-12 появились автозапуск, радиостанция (РСИ-3), обогрев кабины, механизация крыла, лучше приборное оборудование. Говорит, что в морозы на По-2 не летали, а бывало тогда до 45 градусов. А на Як-12 он не помнит, чтобы ограничения были по морозу.

По цифрам и деталям.

Машины в НОАО были трех типов: Р, М и А. Максимум было машин 15. Большинство - М. В 1965 году оставалось 2 А, 1 Р и 3 М.

Машины были и советские, и польские. На польских кое-где были надписи на латинице. Польские были М.

В основном были в темнозеленом окрасе. Две машины А были в светлой окраске Аэрофлота с полосой (стандартной для Як-12). Все были взаимозаменяемые. В пассажирском варианте за летчиком ставился диван. Была одна "вывозная" машина - с двойным управлением, для тренировок. Летала не часто. Она, видимо, была особой и не особо заменяемой (я так понял ,в конце самом на нее вышли случайно).

Была разница в штурвалах внутри типов. Была ручка в пол и был штурвал с уходом по полету в приборную доску. Это на фото Яков видно.

Было 4 типа оборудования для АХР (тут стоит проверить названия, как минимум, уже в конце было, он точно не помнит): опрыскиватель, рассеиватель, опыливатель, микродозировщик.

Под санавиацию спецокраски Яков не было. Под нее был ранее покрашенный По-2 с гаргротом (в серебрянке, с красным крестом). Санитарный Як-12 постоянно находился в 40-минутной готовности.

Максимум он забирался на 5000 метров, без кислорода конечно. "Хотел проверить, как там...". Обычно летали на 300-600 метрах.

Зимой лыжи. В распутицу две недели штатно не летали - учеба, конференции, регламенты и т.п.

Закрепление самолетов - старались, чтобы было, но получалось совсем не всегда.

Какие были ресурсы у Яка - не помнит. Но сказал про Ан-24, мол, там четко было (в его время): 30 тыщ налета, 30 тыщ посадок или 30 календарных лет.

Невозвратных потерь Як-12 в НОАО не помнит.

Не спросили про Бе-30. Ждали его в начале 1970 в ЗСУ.

Про Цессну-172 - первый раз фото самолета увидел - Руст на Красной площади.

...про прополку полей... "была такая вонючая трава"... полынь. Если она попадала в пшеницу, то хлеб имел нехороший запах. "Эта трава хорошо поражалась" ядом/гербицидом.

Вики: Гербици́ды (от лат. herba — трава и caedo — убиваю) — химические вещества, применяемые для уничтожения растительности. По характеру действия на растения делятся на гербициды сплошного действия, убивающие все виды растений, и гербициды избирательного (селективного) действия, поражающие одни виды растений и не повреждающие другие.

Пока все, подробнее опишу в ЖЖ, тут еще и на главы надо разбивать.
 
Последнее редактирование:
Реклама
У нас в смене машину сопровождения водил пилот бывший. Начинал я Як-12. Рассказывал много историй интересных про молодость, полеты, Як-12. Будет ветка жить - вспомню, напишу...
 
Назад