Ju 87 из Гвардейского
О том, как появилась реплика "лаптежника", рассказал нашему журналу конструктор самолета Владимир Иванович Нессонов:
– Я с детства мечтал попасть в авиацию, стать летчиком. Было трудно, мешали проблемы со здоровьем, но я добился своего. Летал в вооруженных силах, освоил 8 типов самолетов: Л-29, Ан-2, Ил-28, Бе-12, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ту-134 УБЛ. Налетал 3000 часов. Закончил службу на Ту-134 командиром корабля.
У меня была мечта – сделать самому самолет. Поэтому и ушел из армии. Первый самолет – без названия – я в гараже спроектировал и сделал за два года. Крылья деревянные (профиль – Р-II), фюзеляж ферменной конструкции (трубы из стали 20), обтянут полотном, рессоры пластиковые. Впервые этот самолет полетел в Гвардейском. Машина получилась прекрасная, летает бесподобно, очень понравилась мне. Чудо получилось, удачная конструкция. Я посмотрел на себя, подумал и решил, что надо идти дальше.
Идея сделать "Юнкерс" в голову взбрела внезапно. Захотелось сделать "боевую" машину для кинофильмов. Мне обидно за отечественный кинематограф: летит Як-52, но все ведь знают, что это наш советский спортивный самолет, а из него "Мессершмитт" делают. А я хочу, чтобы фильм был зрелищный. Чтобы в самолет сел ветеран – их уже осталось мало, чтобы посадил с собой внука и сказал: "Вот как было, внучек, как было страшно".
И решил сделать реплику "лаптежника" – "Юнкерса-87". Нашел я себе спонсора, набрал бригаду ребят (сначала нас было трое). За 3 месяца мы "выгнали" фюзеляж, затем спонсор пропал на многие месяцы, и поскольку перестали платить, все ушли. Потом спонсор однажды опять появился и снова на год пропал, но зато появились деньги – опять я набрал бригаду, уже из пяти человек, и мы за год практически сделали 80% работы. Спонсор еще раз появлялся, и больше я его не видел. И вот на свою маленькую майорскую пенсию шестой год сам строю самолет. Если бы ее платили регулярно, то можно было бы сделать самолет за 1,5 года. Так и сделали бы. А пока можно сказать, что он и сейчас недоделан. На нем должен стоять трехлопастный винт, но нет сил сделать его. Деньги были бы – появились бы и силы. Я устал уже на свою пенсию мастерить этот винт. Самолет зарегистрирован в ассоциации "Аэроклуб". Сейчас срок кончился, я и не продлеваю, потому что магнето у меня забрали – не мое было. Нет магнето, напишите в журнале!
Все работы выполнены в Гвардейском. Товарищ дал в аренду помещение, я за него сначала даже платил. Потом деньги закончились, и меня из помещения попросили. Да это и российский аэродром, там летают на Су-24. Соответственно у меня с полетами в Гвардейском проблема. Самое неприятное, что гражданский аэропорт рядом – 4 км до полосы. Напрягать нужно многих. Андрей Станиславович Петренко – директор авиакомпании "Ветеран" в Джанкое – предложил мне ангар. Я там в Джанкое и летал. "Ветеран" мне очень помог. Честь ему и хвала за это.
Самолет выполнен в масштабе приблизительно 3:4. Для крыла применен профиль Р-II, его размах – 11 м, у настоящей "штуки" был 13 м. Длина 9 м, высота 3 м (у "немца" было 3,2 м). На нем 5 бомб. Естественно, они бутафорские, но их можно сбрасывать в полете – это может понадобиться для съемок фильма.
Первый полет нашего "Юнкерса" состоялся 24 июня 2000 г. Самолет получился очень удачным, легкоуправляемым, очень устойчивым в полете, имеет великолепные характеристики взлета и посадки. Я уже давал интервью НТВ, ОРТ, "Интеру", "Рейтеру" и везде говорил: "Дай Бог каждому конструктору – будь то любитель или профессионал – чтобы из его рук выходили такие удачные машины". Это просто чудо. Я очень горжусь тем, что у меня такая машина получилась.
Потом уже мне принесли рабочие чертежи Ju 87. Но они не нужны. Мой самолет только снаружи на него похож, а конструкция – полностью наша. Настоящий был сделан из дюраля, а этот – из дерева и пластика. Каркас сделан из фанеры и шпангоуты из дерева, а оклеен стеклотканью. В департаменте на него полный комплект документов есть, там и все расчеты, чертежи, схемы. Были проделаны расчеты и аэродинамические, и прочностные, их выполнял мой напарник – специалист, окончил Харьковский авиационный институт, 17 самолетов сделал сам. Но интуиция конструктору тоже нужна, и моя интуиция нам очень помогла. Потому что расчеты расчетами, но если я вижу, что место не держит, то так оно и оказывалось, и приходилось усиливать. Правда, мотор очень слабый для такого самолета (действительно, вместо двигателя LOM–PRAHA M 332 мощностью 140 л. с. более подошел бы М 337 в 210–250 л. с. – А.П.).
Летаю относительно мало – денег нет. Если ко мне приезжают корреспонденты с телевидения, то они платят за бензин, и я летаю. И потом, самолет нужно беречь – хочется снять его в фильме. Продавать Ju 87 не буду. А снимать – пожалуйста: в Голливуде, в Германии, для того и делал. Жаль, что у наших киношников денег нет на хорошие фильмы. Они снимают "Ментов", всякую дрянь. Потому что дешево – автомат Калашникова всегда под рукой, морду бандитскую всегда найдешь, и форму, и квартиру, и машину. Вот и клепают один за другим. Они ничего не стоят в производстве. А такой, со старыми самолетами фильм чтоб снять – вы меня извините… (Можно также вспомнить весьма показательную историю с голливудским фильмом о подвиге советских подводников "К-19: The Widowmaker". По идее такую картину должны были снять отечественные кинематографисты, но они, увы, действительно заняты приключениями бандитов, "ментов" и спецназа, а нашей истории боятся как огня: "некоммерческая тема". Американцы преподали урок: советский патриотизм и советская история оказались коммерчески эффективными. Спасибо им за это! – А.П.)
Я сплю и вижу, как делаю новые самолеты. Любую реплику могу с удовольствием сделать на заказ. Экипаж у меня готов.
Интервью обработал А. Платонов