К вопросу о том, посадит ли пакс магистральный самолет

    Paul

    Новичок
    Хочу внести свои пять драхм в нескончаемую дискуссию.

    Вчера впервые попробовал подержать за рога Ан-2. Ну блин и большой же сундук, доложу я вам, особенно после Як-52.

    Это был взлет на выброску шарапутистов и сидел я справа. Подержаться мне позволили после взлета в наборе, немного в маневрировании перед выброской и на снижении, включая заход, до глиссады.

    Общие ощущения - тяжело, рулей слушается с огромным запозданием, ногами надо сучить изо всей дури, триммеры помогают, но даже в установившемся режиме приходится их постоянно дергать. РУД с правого сиденья хрен достанешь, хоть он и находится с то же стороны, что и на Яке, но какой-то неудобный, что создает проблемы, связанные с привычкой всегда держаться за что-нибудь полезное левой рукой :)

    И - страшно, аж жуть, поскольку скорость в наборе не более 130. А в среднем была около 120, поскольку нужно было залезть на 2200 с десятью скайдайверами в кузове. Упитанные такие скайдайверы ...
    При полном наддуве и оборотах 2000 на скорости 125-130 вертикальная около +1 м/с. А чуть от себя отпустишь - так сразу ноль и минус.

    В целом, Копизд зашкалил. Даже несмотря на то, что я был более или менее знаком с арматурой кабины и режимами полета. В глиссаду я попал, правда с хааарошим запасом - в створе мы были вдвое дальше по удалению и вдвое выше, чем надо, по высоте, но зато на правильной скорости. На глиссаде я сам отдал управление левому летчику, чтобы не создавать предпосылок ...

    Так вот, возвращаюсь к сабжу. В приведенном примере, летчик легкомотороной авиации со сложившимися стереотипами управления небольшим маневренным самолетом продемонстрировал весьма посредственную возможность управления самолетом незначительно бОльшим.

    Аппроксимируя ситуацию на самолет в несколько раз больший и даже принимая летную подготовку пакса равной моей, можем с уверенность утверждать что хрен чего получится ни с первого, ни с тридцать первого раза. :ass1: Поскольку второго раза уже не будет. :mad: И нечего петь песни про FMS и Autoland. В незнакомой кабине можно неделю разбираться с арматурой, прежде чем начать осмысленно тыкать кнопки.

    Аминь ! Тьфу мля, 305ый на стоянке, конец связи. :confused2:
     
    A

    Paul, абсолютно верно. Могу ещё один пример привести. Когда я работал инструктором, несколько раз приходили учиться крутые симуляторщики. Говорили, что там много на симе налетали, что уж Сессну какую-то как два пальца об забор посадят. Максимум на что хватало, это набор-снижение в спокойной атмосфере, выжимая все соки из штурвала. (Зато потом случайно разговор такого штудиозуса подслушал случайно, что, мол, с первого раза посадил-притёр, да ещё инструктора рукавом отодвинул, чтоб не мешал типа... :lol: Но это уже от индивидуума зависит)
    Ну а насчёт Ан-2, так там всё проще. Он сам летит, ему только мешать не надо, насколько я в жизни понял ;) :lol:
     

    backfire

    Старожил
    ну легкомоторщика с симуляторщиком путать не надо:)
    если легкомоторщик жить захочет - может и уронит самолет так, что в живых останется (это не посадка, но все же).
    Симуляторщику понятно ничего не светит.
     
    A

    backfire сказал(а):
    если легкомоторщик жить захочет - может и уронит самолет так, что в живых останется (это не посадка, но все же).
    Не, нет шанса скорее всего. Как он рассчитает так чтобы уронить грамотно? Никак!
     

    backfire

    Старожил
    Mikle, навыки-то есть, время в кабине освоится - за ручку подергать, поведение его понять. И медленно к земле притереть.
    Главное что задним местом он уже знает что чувствовать надо:)
    Курсантов ведь тоже на легкомоторах готовят а с них уже на большие учат.
     
    A

    backfire, если в ручном управлении, что шанса нет. Или слишком быстро подведёт, или слишком высоко, или слишком медленно и свалится, или слишком низко... всё равно размажет по планете. Ну не верю я в это!
     

    backfire

    Старожил
    Mikle, хрен его знает... слишком медленно и свалится действительно выглядит реально - и опытные пилоты валятся.
    Но может ведь и повезти, могут и с земли подсказать, и сам жить хочет...
     
    A

    backfire, "сам жить хочет" - не аргумент, без навыка можно хотеть сколько угодно, как ни цинично это звучит. Насчёт "с земли подсказать" - тоже малореально. Чтобы подсказать, надо видеть что внутри кабины происходит. С земли этого не увидишь никак. Ну и человек на подсказку должен реагировать мгновенно, что вообще исключается. Опять же из опыта иструкторского. Я иногда экспериментировал. Совсем слабому студенту пытался говорить что делать, не прикасаясь к штурвалу. Типа "на себя, от себя, влево-вправо..." и т.д. Не работает это даже в такой ситуации с человеком, который теоретически знает как всё делается в данном конкретном самолёте. А уж посторонний человек в новой машине - труба дело.
     

    Paul

    Новичок
    2 Mikle,
    Насчет того, чтобы не мешать - сущая правда - сам летает, поскольку он есть САМОлет. Но вот когда надо маневрировать, тогда ой. Он, например, без ноги вообще поворачивать отказывается.

    2 backfire,
    Я все-таки думаю, что очень вряд ли. Все ж таки есть разница, чувствовать жпп самолет в тонну весом или в сто тонн. Да и что означает - понять поведение ? На эшелоне на скорости 900 реакции на шевеление ручкой одни, у земли в посадочной конфигурации - совсем другие. Масштаб скоростей совсем другой - на скорости 310-320 Як петлю делает, а Арбуз на голом крыле, пожалуй, свалится. Скорости захода, опять же, почти в два раза выше, соответственно все происходит значительно быстрее, а реакции на рули у большой птицы совсем не такая ка у Яка.

    А про курсантов, так ведь их УЧАТ, а пассажира кто когда учил ?

    Оставляем за скобками психологический аспект проблемы - как себя вести в ситуации, когда кажется, что вроде бы можешь, но понимаешь, что шансов практически нет - что делать - ждать встречи с планетой или сучить ножонками и дергать ручонками в попытках вселить надежду в окружающих. Хотя, в свете всемирной борьбы с терроризмом, сомнительной видится сама возможность попасть в кабину, если никто не хочет тебя туда пустить :mad:
     

    backfire

    Старожил
    так легкомоторщику по идее говорить куда крутить не надо. Надо чтобы он понялв чем отличие в динамике.мне кажется есть шанс, но не то что 100%... может 10% что живым останется. Если повезет+очень способный+погода хорошая и день+земля поогает и самолет исправен.
     

    backfire

    Старожил
    а вообще вопрос стар как мир и восходит к вечным спорам что лучше - Ту-144 или Конкорд и почему при протыкании звукового барьера что-то взрывается:)
    на практике все равно не проверялось...
     

    backfire

    Старожил
    Экзот, и как оно закончилось? Дедок был легкомоторщик или просто так?
     

    Экзот

    Элефантерия
    backfire, авиа-сэфти посмотри. Я уже убегаю. Gulfstream-II, ЕМНИП.
    Вроде, легкомоторщик. (Или отсавник?) :confused:
     

    Kwispel

    Летучий галландец
    Mikle, Я в прошлом году постил про девочку, дочку пилота, которая ТВМ 700 с инфарктным отцом успешно сажала. ТВМ конечно не Эрбас или Боинг, но и не Сессна 172. Как ты думаешь? Удача или какая-никакая, а привычка?
     

    Бульдозёр

    Новичок
    Кстати об Ан-2.
    Это правда, что у него есть режим парашютирования для посадки вслепую с отказавшим двигателем?
    А то вот в Википедии пишут всякое.
     

    skytruck

    Местный
    Об сабже: 50х50. По аналогии с женской логикой - либо посадит, либо нет. ;)
     

    Kwispel

    Летучий галландец
    skytruck, это как шанс встреть динозавра по дороге на работу? Тоже 50% - можно встретить, а можно и не встретить :D
     
    A

    skytruck, :D :D :D :agree:

    Бульдозёр, режим парашютирования на Ан-2 есть, однако для посадки с отказом вслепую!?! Впервые слышу такую область применения.

    Kwispel, про девочку не в курсе, пропустил этот момент.