Как Т-34 "Тигром" стал, или о кино (ЧА)

Реклама
Хорошая статья - именно в "ТМ" были и ещё по этому поводу. Что в "Торпедоносцах"
Ли-2 - это я сразу вычислил - как только его чуть более крупным планом показали - стоило двигатели увидеть.
 
В тех "торпедоносцах", которые с Нахапетовым, снимался настоящий Ил-4, а двигатели от Ли-2 ему поставили видимо, чтобы можно было их запускать (М-88 явно давно нет).
В статье из ТМ видимо имеется в виду какой-то другой фильм с тем же названием, т. к. она вышла раньше, чем появился вышеупомянутый фильм.
 
nikitayak, насчет "Торпедоносцев" и тамошнего Ил-4 единства нет до сих пор. Кто-то утверждает, что там летал именно Ил-4 (собранный из нескольких машин и оснащенный 2 двигателями от Ан-2 (возможно, что и от Ли-2). В других источниках приводятся данные именно о Ли-2. Лично мне как-то больше нравится первая версия, но шут его знает, что там на самом деле было :)
 
Что на самолёте из "Торпедоносцев" был АШ-62ИР - это,что называется,зуб даю...
Насчёт Ил-4 - позвольте вам не поверить . Ну откуда ему было взяться ?
 
Sherhan сказал(а):
Насчёт Ил-4 - позвольте вам не поверить . Ну откуда ему было взяться ?

Ни на что не претендуя, и не зная деталей съёмок фильма (отдельные дошедшие до меня слухи в расчет не принимаю), замечу, что в г. Североморске возле городского парка установлен памятник авиаторам - найденный в тундре и отреставрированный Ил-4. Может и не первый. К тому-же в пос. Сафоново (закрытом) имеется авиамузей с весьма интересными экспонатами времен той войны.
 
слышал я что в Торпедоносцах рулил настоящий Ил-4 - а вот летал нет.
 
backfire,
вот именно это я и имел ввиду, когда постил о слухах...
 
И все же я уверен, что был настоящий Ил-4. Его показывали крупным планом, летчики карабкались по нему, ставя ноги в те самые подножки, держась за тот самый поручень, с пропорциями и даже расшивкой все было в порядке. Думаю, это и был тот самый самолет из Музея Северного флота. Кстати, в ТМ в 80-е годы сообщалось о находке Ил-4 на Кольском полуострове. Было и фото, где видно, что машина в хорошем состоянии.
А на АШ-62 он конечно только рулил. При взлете была хроника, в полете - подвешенная модель.
 
nikitayak, ну, так комбинированные съемки творят чудеса :) В фильме Dark Blue World есть эпизод, где два британца охотятся на Спитфайрах на поезда, и один, будучи подбитым, садится на вынужденную. А второй его подбирает. Снята сцена посадки второго Спита, руление по поляне, взлет и полет с 2 людьми на борту. Так на посадке и при рулении снят Спитфайр 5-й модели, а в полете - 9-й (что видно по радиаторам). Но весь эпизод озвучен и смонтирован так, что смотрится, как единая съемка. ;)
 
Реклама
Нашел свою старую статью, напечатанную в газете якутских авиаторов "Северная трасса" в марте 1997 г. Называется "Самолеты в кино". Сам вижу некоторые сомнительные места, но привожу ее без всяких изменений.

Счастливым искусством для человека, ответственного за реквизит, является театр. Единственно важное в нем — показать человеческие взаимоотношения, и при такой трактовке танкисты вполне обходятся без танков, води¬тели без автомобиля, а летчики — без самолетов.
В кино такой возможности не дано. Все сцены должны сниматься максимально подробно и достоверно, на нуж¬ной местности, с огнем и спецэффектами, и, конечно же, с присутствием в кадре подобающей техники.


Что же делать, если тре¬буется снять воздушный бой времен Второй или да¬же Первой Мировой вой¬ны?
Советскому и россий¬скому кино в этом отноше¬нии повезло меньше всего. За рубежом старая авиатех¬ника сохраняется музеями и многими богатыми люби¬телями весьма бережно, од¬них только летающих ныне истребителей "Мустанг" там сохранилось около трехсот! Многие из этих ма¬шин далеко не выработали ресурс и могут летать. У нас же снимаемые с вооруже¬ния и с воздушных линий самолеты всегда безжалост¬но ломались.
Правда, есть исключе¬ния в виде экспонатов Монинского авиамузея, а сей¬час Ульяновского музея гражданской авиации и Музея авиации на Ходын¬ке. Представленные там са¬молеты и вертолеты уже не могут летать, но техника из Монино довольно активно использовалась в съемках аэродромных сцен. Доста¬точно вспомнить фильм "Хроника пикирующего бомбардировщика", где ис¬пользовался натуральный бомбардировщик Пе-2. Машина сохранилась очень хорошо, включая интерьер с самолетным оборудова¬нием.
В фильмах "За.облаками небо» (о летчиках-ис¬пытателях) и "Поэма о крыльях" (о жизни А.Н.Ту¬полева и И.И.Сикорского) снимался "монинский" Ту-2. В фильме "Им покоряет¬ся небо" сыграл роль само¬го себя первый советский турбореактивный истреби¬тель МиГ-9, причем, у него даже работали двигатели!
Но Монинская коллек¬ция не может охватить все требуемые типы самолетов. Тогда заменяют их други¬ми, похожими внешне, или даже надстраивают "фаль¬шивые" элементы. Без пе¬ределок обошелся дальний бомбардировщик Ту-4 при съемках сцены прилета Ф. Рузвельта на переговоры в Тегеран в киноэпопее "Освобождение" — ведь этот Ту был советской вари¬ацией на тему американ¬ского В-29, которым, вероятно, и пользовался амери¬канский Президент. Кста¬ти, "Черчилль" в том же фильме выходил из обыч¬ного Ан-24, но это почти не было заметно. Часто ис¬пользовались Як-12 в роли немецкого связного само¬лета Физлер "Шторх", тем более, что они могли летать. Но потом и их списали, те¬перь используется более со¬временная польская "Вильга" из аэроклубов, но смот¬рится она куда менее досто¬верно. Во втором фильме "Два капитана" (конец 70-х годов) в роли фронтового "Лавочкина" снимался по¬слевоенный истребитель Ла-11, не сильно от них внешне отличающийся.
"Надстройки" могут ис¬пользоваться на нелетаю¬щих самолетах в весьма ши¬роких пределах. Иногда пользуются этим для "пре¬вращения" Ли-2 в немец¬кий транспортный Юнкерс-52 — для этого на нос нашего самолета ставят тре¬тий, бутафорский мотор. При крупных планах маши¬на смотрится неплохо, за исключением обшивки — на Юнкерсе она была гофрированной. Taкой самолет использовался, например, в телесериале "Семнадцать мгновений весны". Более радикальной "надстройке" подвергся "монинский" МиГ-9 для фильма "По¬следний рейс "Альбатроса". Для того, чтобы сделать его похожим на германский ре¬активный истребитель Ме-262, воздухозаборник на носу закрыли овальным об¬текателем, а под крылья подвесили имитации реак¬тивных двигателей. Снима¬ли этот самолет всегда так, чтобы не был виден характерный уступ в нижней ча¬сти фюзеляжа МиГ-9 — на¬пример, чтобы он был за¬крыт от взгляда "двигате¬лем". Таким образом МиГ, не имеющий внешне ниче¬го общего с "Месеершмиттом". полностью обрел его черты!
В очень популярном фильме "В бой идут одни старики", наоборот, посту¬пили довольно просто. На учебных самолетах Як-18А, имеющих шасси с носовой стойкой, ее попросту убра¬ли, и загрузив заднюю часть, посадили самолеты на хвост. Такая переделка выглядела, надо сказать, от¬вратительно — из-за того, что основные стойки нахо¬дились далеко от передней кромки крыла, носовая часть выглядела непропор¬ционально вытянутой.
Но часто к "проблеме "похожести" подходят бо¬лее тщательно. Для имита¬ции истребителя И-16 в фильме "Балтийское небо" укоротили, обрезав фюзе¬ляж, учебно-тренировоч¬ный самолет Як-11, изме¬нили обводы киля, дорабо¬тали щитки шасси, поста¬вили фальшивые выхлоп¬ные патрубки. Между тем в стране сохранилось по крайней мере два настоя¬щих И-16 — один в Музее Военно-Морского флота в Санкт-Петербурге, другой — в музее В.П.Чкалова. Скорее всего, имели место какие-нибудь организаци¬онные неурядицы, а может быть, к моменту съемок эти машины еще не были отре¬ставрированы.
Большую помощь ока¬зывают те, кто занимается поиском и восстановлени¬ем самолетов, сбитых в годы войны или потерпевших аварию в безлюдных райо¬нах и поэтому не разобран¬ных.
По меньшей мере, три таких самолета снималось в кино. Для съемок фильма «Особо важное задание» был использован штурмовик Ил-2, восстановленный в конструкторском бюро им. С. В. Ильюшина, причем двигатель его, пролежавший вместе с самолетом в болоте около сорока лет, был доведен до рабочего со¬стояния, и на съемках ма¬шина своим ходом рулила по аэродрому!
У бомбардировщика-торпедоносца Ил-4, най¬денного на Кольском полу¬острове и восстановленного дли музея Северного флота, при съемках фильма "Тор¬педоносцы" использова¬лись двигатели от Ли-2. И выглядел разбегающийся по полосе Ил очень эффек¬тно. В этом фильме снима¬лась и летающая лодка МБР-2 из этого же музея.
Часто используются ма¬кеты в натуральную вели¬чину. Так было при съемках
Фильма «Челюскин». Для него были построены копии амфибии Ш-2 (самолет, который везли с собой на пароходе) и разведчиков Р-5 с подкрыльевыми парашютными гондолами. В другом «полярном» фильме – «Красная палатка» была использована копия Юнкерса К-30 летчика Чухновского, который и нашел членов экспедиции Нобиле. В уже упоминавшемся фильме "Поэма о крыльях" снималась копия самолета "Илья Муромец". Писали, что копия эта была задума¬на как летающая, но было заметно, что в полете сни¬мают уменьшенную модель. Видимо, конструкция не отвечала требованиям без¬опасности, и к полетам ее не допустили. Сейчас этот "Муромец" находится в Монинском музее.
Но как ни важны аэрод¬ромные сцены, самолеты должны летать! Делается это тоже разными способа¬ми. Самый простой, но да¬ющий почти стопроцент¬ную достоверность — ис¬пользование кинохроники. "Почти" стопроцентную — потому что часто хрони¬кальные кадры подбирают¬ся недостаточно тщательно. "В "Торпедоносцах", на¬пример, при показе атаки по вражеским кораблям на экране мелькает Юнкерс-88, после взлета Ил-4 с аэродрома от нас удаляется уже Ил-14. Встречаются и более сложные случаи. Например, вес в том же сериале «Семнадцать мгновений весны» в сцене, когда генерал Вольф отправляет секретный пакет для Гиммлера, летчик садится в Як-12, на взлет выруливает уже «Мессершмитт», а взлетает «Фоке-Вульф-190»!
Очень активно применя¬ются в кино и современные спортивные самолеты. Обычно в роли советских истребителей (обобщенно¬го типа) выступают Як-18А, нынче — Як-52. В роли " Мессершмиттов-109" тра¬диционно выступают чехо¬словацкие "Злины". Отно¬сительное сходство с ориги¬налами у них есть, и что намного важнее, их можно снимать в полетах. В филь¬ме '"Битва за Москву» к ним присоединились и многоцелевые "Моравы", которые довольно похожи на двухмоторные "Мессершмитты-110». Все эти ма¬шины эффектно проносят¬ся над "полем битвы" и ведут дут жаркие "воздушные бои".
Несколько особняком в этом ряду стоял учебно-тренировочный Як-11. Со¬зданный на базе фронтово¬го Як-3, он в значительной мере сохранил черты само¬летов времен войны. Его очень охотно применяли для съемок — в фильмах "Нормандия-Неман", "'Балтийское небо" и "По¬следний рейс "Альбатроса" (в последнем — в качестве немецкого .самолета). Вы¬глядели они там очень эф¬фектно. Увы, теперь и их уже не осталось.
Чтобы не допустить про¬тиворечий между "аэрод¬ромными" и "летными" машинами, используют и модели. Часто это нелетаю¬щие копии, подвешивае¬мые в аэродинамической трубе или просто в составе комбинированных съемок — например, МиГ-9 в "Им покоряется небо", Мессер-шмитты-109 и 262 в "По¬следнем рейсе "Альбатро¬са". Незаменимы такие мо¬дели и тогда, когда нужно показать аварийную ситуа¬цию — взрывающийся Юнкерс-87 (2-я версия "Два капитана"), разламываю¬щийся Ту-154 ("Экипаж», горящий Ил-4 ('Торпедо¬носцы").
Изредка применяют и летающие радиоупрамяемые копии — например, У-2 в фильме "В небе ночные ведьмы''. Выглядели они там очень реалистично.
Несколько проще обсто¬ит дело с современными са¬молетами. Взлетающие и садящиеся лайнеры можно снять в любом аэпопорту,
на съемки аэродромных и летных сцен договаривают¬ся с руководством авиаци¬онных частей. Но здесь ча¬сто интересные вещи тво¬рит секретность некоторых самолетов. Еще в конце тридцатых годов на съемках фильма "Истребители" в кадр попадали только ран¬ние двухпулеметные моди¬фикации И-16, хотя в это время уже летали и с че¬тырьмя пулеметами, и с пушками.
А по сюжету фильма "Случай в квадрате 36-80" (1983 г. ) в конце фильма герои переучиваются с ре¬активного Ту-16 на турбо¬винтовой Ту-95. Машина эта значительно более вы¬сокого уровня (например, командир Ту-16 переводил¬ся на Ту-95 только вторым пилотом), но рядовому зрителю это непонятно! И взлетающий в конце карти¬ны самолет с молотящими воздух винтами выглядит как очевидный регресс. О съемках новейшего тогда Ту-22М, конечно, не могло быть и речи, но можно бы¬ло показать обычный Ту-22, который, взлетая с хво¬стами форсажного пламе¬ни, выглядит очень эффек¬тно. Впервые Ту-22М (с коровой в бомбоотсеке) появился в комедии "Осо¬бенности национальной охоты" (1995 г.).
А в "Случае в квадра¬те..." показан был в первый раз спасательный вариант Ту-16 (с подвешенным катером), вид которого за ру¬бежом не был известен. Позже какое-то время в зарубежных изданиях "гуля¬ли" кадры из этого фильма с видом "открывшегося" типа.
К таким, в общих чертах, "уловкам", прибегают создатели художественных фильмов. Комбинация всех этих методов и вызы¬вает у нас великолепное чувство достоверности происходящего на экране.
 
Назад