какое телеметрическое оборудование есть на ВС?

Arina

Новичок
Добрый вечер! Возможно, кто-то знает. На борту самолёта могло содержаться какое-то другое телеметрическое оборудование помимо "чёрных ящиков"? ЗЫ не авиатор, занимаюсь космосом. Например, на непилотируемых аппаратах можно доподлинно выяснить что произошло только по телеметрии, ящиков не хватает.


---------- Добавлено в 22:55 ----------


Собственно, в связи с катастрофой SuperJet-100 возникла дискуссия. Так как уже появляются сообщения с версиями крушения и наверняка вокруг намотают всяких слухов, возник вопрос - хватит ли мощности "чёрных ящиков", чтобы полностью разобраться в ситуации? Кажется, на экспериментальные образцы ВС во время испытаний ставят допоборудование, которое могло бы прояснить что случилось. Ещё интересно, какие системы предупреждения о приближении к земле, либо к какому-то объекту были установлены на SuperJet. За исключением высотомера и систем глобального позиционирования.
 
Реклама
Во время испытаний на ВС устанавливают Систему Бортовых Измерений (СБИ).
Это многоканальная система регистрации параметров ВС.
Каналы обычно :
тензометрические
акселерометрические
измерения тока
измерения напряжения
цифровые интерфейсы (ARINC429, MIL-STD-1553, ARINC825 и ещё много чего может быть в зависимости от типов БРЭО)
СБИ летает обычно только на первых лётных образцах.

На серийных изделиях стоит МСРП (многоканальная система регистрации параметров) которая концентрирует информацию о основных переменных состояния ЛА. Частью МСРП является ЗБН (защищённый бортовой накопитель, в простонародье --ЧЯ).
Есть ещё второй ЧЯ -- РЗБН (речевой защищённый бортовой накопитель) который фиксирует переговоры экипажа и звуки внутри кабины.
Для восстановления картины происшедшей катастрофы записей в ЗБН и РЗБН вполне достаточно для воссоздания картины. Телеметрия в данном случае излишня.

Справедливости ради стоит сказать, что на самолётах есть телеметрический канал. Это так называемые самолётные ответчики. Специальные устройства, которые по радиоканалу отвечают диспетчеру о запасе топлива на борту. Это объективный канал контроля за воздушным движением, чтобы у кого-нибудь не возникло соблазна прикинуться "хочу первым сесть типа у меня керосина не осталось". Диспетчера не обманешь ))) посадит первым того, у кого запас топлива в минутах меньше остался.

Так же есть устройство предупреждения близости земли. Обычно это устройство называют СРПБЗ (система раннего предупреждения близости земли).
Само по себе это устройство не имеет ни сенсоров ни глаз, ни ушей. Это электронный блок, который собирает в себе некоторые параметры полёта и делает выводы о том, что есть опасность столкнуться с землёй. В качестве исходных данных СРПБЗ получает:
вертикальную скорость,
высоту барометрическую и радиовысоту,
разовую команду "стойка шасси обжата",
положение плоскостей управления самолётом
режим двигателя
данные от посадочных и навигационных систем (в том числе и картографические)
вычислителя самолётовождения
инерциальной системы
и прочее и прочее и прочее…
Когда возникает опасность столкновения, СРПБЗ начинает вопеть в наушниках у пилотов, в матюкальнике в кабине и выводится на МФИ.

Наглядно работа СРПБЗ была показана в одной из серий "Миссия невыполнима" когда террористы покидают авиалайнер, направив его на гору. В этот момент в кабине слышны истошные крики "Pull Up! Pull Up! Pull Up!" это орёт буржуйская СРПБЗ.

Как-то так...

Идите и спорьте дальше, вооружившись знаниями.
А лучше прочитайте ЕНЛГС-3 и дайте своим аппонентам почитать. Многое станет понятным.
 
Последнее редактирование:
Ого! Огромное спасибо за такой развёрнутый ответ! ЕНЛГС-3 в сети не нашла, есть только отсылки и сноска, что эти нормы уже не действуют. Если позволите, ещё вопрос. Стояли ли на SuperJet БСПС или ДМЕ? И могут ли эти устройства предупредить лётчика о приближении к горе? Или только к другому самолёту?
 
Вряд ли вы найдёте в сети Единые Нормы Лётной Годности...
Что касается состава бортового оборудования SSJ, то не могу ответить на этот вопрос, так как ни разу в руки мне не попадал такой список. Спросите в других ветках форума, там наверняка сидят разработчики SSJ.

Но могу заверить, что в составе радиосистемы ближней навигации был модуль (реальный блок или виртуальный) осуществляющий функции DME. В этом я уверен на 100%
Смею заметить, что DME -- это измеритель наклонной дальности, а не радар!
Это устройство работает во взаимодействии с наземными радиомаяками и вычисляет "наклонную дальность" -- расстояние от самолёта до маяка.

Соответственно, это устройство никоим образом не могло предупредить о стене прямо по курсу.

А вот что Вы подразумеваете по аббревиатурой "БСПС" мне совсем не понятно.

Приближение "другого самолёта" на опасном курсе отслеживает система CAS. Но это уже совсем другая история и к трагическому случаю с SSJ отношения не имеет.
 
Последнее редактирование:
БСПС - радиотехническое оборудование предупреждения и предотвращения столкновений. Термин отсюда: http://www.studfiles.ru/dir/cat20/subj241/file8638/view91465/page4.html Нашла список, когда искала нормы.
Я правильно понимаю, что ни одна из систем, установленных на самолётах, не может предупредить о приближающейся вертикальной преграде? Если да, то почему до сих не предусмотрено что-то типа доплеровского дальномера или АФАРа, которые сканируют плоскость перед самолётом?..
 
Современная СРПБЗ знает о рельефе. В неё загружены карты. Текущие координаты получает от навигационных систем.
Предупреждения генерирует.
 
SDA
Ага, понятно. Значит всё зависит от точности карт. А навигационные системы,учитывая скорость самолёта, ведь не очень быстро работают.

Техник
Если не сложно, можно названия и по какому принципу работают? Имею в виду системы, которые определяют не дальность от самолёта до земли, а дальность до объекта по курсу.
 
Поверьте мне, что текущие координаты можно обновлять с какой угодно скоростью.
Мгновенное приращение кординат даёт Инерциальная система, а долговременные поправки можно брать от Спутниковой навигации.
 
Последнее редактирование:
Реклама
Эм, спутниковая навигация даёт лишь координатную информацию и её можно поправлять, как это делали американцы с JPS, меняя горизонт. Тут много "но" (местоположение, сколько спутников в зоне видимости, насколько там синхронизирована БШВ), от которых страдает точность. Инерциальная система, если не ошибаюсь называется БИНС (на спутниках это ГИВУС), это ведь гироскопы, которые выдерживают 3 оси координат, дальности они не обеспечивают и о приближении к объекту вроде не предупреждают, особенно если координаты объекта не точны или он не нанесён на карту. А если лететь в тумане или облаках вообще же не сориентируешься, если нет точной карты. Поэтому и возник вопрос про доплеровский дальномер.
 
Последнее редактирование:
Арина! Такая красивая барышня, а упорно идёт навстречу паровозу!
Поверьте мне, если бортовое оборудование на современном лайнере исправно, карты загружены правильные, то о существовании стены прямо по курсу пилот узнает! Точнеее он узнает, что впереди "земля" и нужно длеать "pull up"! Этого предупреждения достаточно.
Форму подстилающей поверхности может и не узнать, так как для этого нужно перевести один из МФИ в режим отображения подстилающей поверхности.

И не надо сюда приплетать "космические фичи".
Уже всё давно сделано и работает.
Изучите режим работы СРПБЗ №7 и вопросы расcтают.


Вы же в этой ветке упорно пытаетесь путём анализа функций БРЭО вычислить причину катастрофы SSj. Но для этого есть специальная ветка форума.
Там можете сделать эффектный "вброс": "американцы передвинули GPS над островом Ява" ;)
 
Вы же в этой ветке упорно пытаетесь путём анализа функций БРЭО вычислить причину катастрофы SSj. Но для этого есть специальная ветка форума.
Там можете сделать эффектный "вброс": "американцы передвинули GPS над островом Ява" ;)
SDA, так я на той ветке и спросила, а меня модератор выставил сюда. :rolleyes: Я не упорно продвигаю, я просто не упускаю такую возможность. И действительно интересно, как устроен самолёт. Просто ошибки в "космических фичах" не чреваты таким количеством жертв...
 
xoid,со спутника даётся поправка навигационного поля и горизонт понижается или повышается. Такое сделать можно.
Ох, меня сейчас в теории заговора обвинят окончательно. Просто один из вариантов возможных катастроф, если учесть, что в самолётах только подобное оборудование. Суть моих постов не в этом, а в том, может ли авиапром купировать такую проблему.
 
Арина!
Я с удовольствием поделюсь с Вами знаниями об устройстве БРЭО современного самолёта.
Но пожалуйста не выводите линию беседы "а почему он не заметил гору".
Я принципиально не хочу обсуждать причины этой катастрофы здесь. Модератор может и забанить нас с Вами!

Ещё раз говорю: СРПБЗ гору вычислит (но не увидит!). Есть текущие координаты, есть барометрическая высота, есть радиовысота, есть карта.
Дальномеры не нужны.
Режим №4 начнёт вопеть как потерпевший, если найдёт существенное расхождение между горизонтом от GPS, СВС и РВ. И это тоже станет предупреждением!
 
Последнее редактирование:
Эм, спутниковая навигация даёт лишь координатную информацию и её можно поправлять, как это делали американцы с JPS, меняя горизонт. Тут много "но" (местоположение, сколько спутников в зоне видимости, насколько там синхронизирована БШВ), от которых страдает точность. Инерциальная система, если не ошибаюсь называется БИНС (на спутниках это ГИВУС), это ведь гироскопы, которые выдерживают 3 оси координат, дальности они не обеспечивают и о приближении к объекту вроде не предупреждают, особенно если координаты объекта не точны или он не нанесён на карту. А если лететь в тумане или облаках вообще же не сориентируешься, если нет точной карты. Поэтому и возник вопрос про доплеровский дальномер.
Маленький ликбез. Инерциальная навигационная система (платформенная/бесплатформенная) выдает-координаты, углы ориентации, путевую скорость и её составляющие, различные курсы и путевые углы и т.д.
Частота обновления информации по координатам не менее 10Гц.
Спутник выдает: координаты, высоту над геоидом, путевую скорость и её составляющие, различные путевые углы. "Потерять" спутники в процессе полета можно, но довольно сложно. Ещё БИНС по данным от СНС формирует "гибридные" координаты с малыми ошибками, большой гладкостью и возможностью сохранения точности при потере спутниковой информации в течении некоторого времени.

Для сигнализации о приближении к препятствию нужен или нечто локаторообразное (тогда от БИНС/СНС берутся скорости и углы ориентации, как основные параметры).
Или карта и информация о собственном положении и высоте.

З.Ы. Замечу, что для гражданского самолета проблема обнаружения препятствий непосредственно по курсу полета не является не только повседневной, но и сколько-нибудь основной.
 
ЗЫ не авиатор, занимаюсь космосом. Например, на непилотируемых аппаратах
навигация даёт лишь координатную информацию и её можно поправлять, как это делали американцы с JPS

Arina, это хорошо, что вы только космосом занимаетесь, не так страшно с такими спецами :)
 
Реклама
xoid,со спутника даётся поправка навигационного поля и горизонт понижается или повышается. Такое сделать можно.
:eek::eek::eek:

Арина, вы меня простите, но ТАКОЕ я слышу впервые, причем это что то совсем новое.
Возможно вы про искусственное зашумление спутникового сигнала, но оно как бы не совсем так работает.
 
Назад