Катастрофа А-320 ТАМ рейс 3054 17.07.07 при посадке в Сан-Пауло СGH

310

310

Сторожил
"Вот она - причина катастрофы!".
Это может квалифицироваться как сопутствующие условия. Причина кроется в причине выхода двигателей на повышенный режим во время пробега. Так что у членов комиссии глазки пока не загорелись
 
Реклама
310

310

Сторожил
В бюллетене по БП опубликован достаточно детальный отчет.
Привожу в вольном пересказе, так как первоисточник на английском и публиковать его я не имею права.
Итак:
Экипаж получил погоду - ветер встречный 8 узлов, полоса мокрая и скользкая.
Скорость на заходе 140 узлов
Конфигурация - FULL
A/BRK - MED то есть система автоматического торможения, срабатывающая при выпуске спойлеров, была приготовлена к работе на режиме MED (достаточно интенсивное торможение)
На предпосадочном брифинге капитан - пилот пилотирующий, упомянул про деактивацию правого реверса.
На выравнивании на малый газ был поставлен только РУД левого двигателя. После касания вытянут левый реверс в положение FULL.
Правый РУД остался в положении CLB.
Соответственно, не выпустились спойлеры и не сработала система автоторможения.
Пробежав полполосы, экипаж осознал, что скорость не уменьшается и приступил к интенсивному торможению педалями. Это помогло мало и на скорости 100 узлов самолет выкатился на пределы ВПП.

Экипажам компании рекомендовано на посадке ставить ОБА РУД в положение Малый Газ.
Считают, что к такой дикой ошибке пилота могла привести его озабоченность каким же реверсом пользоваться. Он сосредоточил все внимание на левом РУД, совершенно забыв про правый.
Если бы такое пилоты проделали на тренажерной тренировке, было бы очень смешно. Оказывается, в жизни такое тоже бывает и результаты совсем не веселые.
Кстати, с Сибирским А310 аналогия лишь внешняя. РУДы на 310 перемещаются всегда совместно и забыть РУД на повышенном режиме не получится. А последующее "неосознанное" перемещение РУД рукавом, пальцем ... no comments
 
Последнее редактирование:
MikVolg

MikVolg

РадиоТушила RL6MI
А на А320 РУДы что, разнесены пространственно?
 
310

310

Сторожил
MikVolg,
Вплотную стоят. Просто на А310 РУДы как на всех обычных самолетах - любое изменение положения влечет за собой изменение тяги. На А320 РУДы - нечто вроде простого выключателя по форме напоминающего РУДы. А320 как бы всегда летает с включенным автоматом тяги. При заходе они просто стоят в положении CLB, а на выравнивании их резко и звучно ставят на малый газ.
Если в мозгу пилота сформировалось отношение к РУД как к переключателям, то он мог сконцентрировать внимание на одном "включателе" чтобы включить реверс. Роль РУДа, как именно рычага управления тягой, могла на тот момент выпасть из сознания.
На А310 РУДы в активном движении всегда и под автоматм тяги и при ручном управлении двигателями. Когда надо, пилот управляет двумя двигателями одинаково (в полете) или может установить разную тягу на крутых разворотах при рулении или при отказе двигателя, то есть как у обычного самолета.
Как Вы помните, в Иркутске пилоты поставили на посадке малый газ, а потом, с включением реверса произошло необъясненное увеличение тяги другого двигателя.
 
У

Катастрофа имела большие последствия для крупнейшего на тот момент аэропорта континента. С 1 октября введены сильные ограничения, в частности:

Сокращена длина обеих ВПП, на них выделены зоны аварийного торможения и "уловители". Пока физически ничего не изменили, но юридически уже сказалось на допустимом посадочном весе и, соответственно, числе пассажиров в среднемагистралах.

А320 и В737 вообще больше не могут приниматься на вторую ВПП.

Теперь будет всего 30 слотов в час на регулярку и 3 для нерегулярных, только с 6 до 23 часов.

Ликвидирована функция "хаба", теперь это аэропорт чисто местного значения, в основном для быстрой связи между центрами СП и Рио (как и SDU с другой стороны). Запрещено продавать билеты с пересадкой в CGH, а также на рейсы в него (из него) исходящие из (следующие в) пункты(ов) на расстоянии более 1000 км.

В результате состоялась огромная миграция рейсов в GRU, авиакомпании гоняют туда-сюда собственные автобусы чтобы переутрясти своих пассажиров. На моей недавней поездке сказалось позитивно. http://aviaforum.ru/threads/13047&page=7 При покупке билетов предполагалось возвращение в CGH, потом произошла замена на GRU, откуда и вылетал, посему близко к нему и запарковал машину.
 
У

Окончательные результаты расследования обещают только к маю 2008 года.

Ближайшая важная дата - 5 декабря должны быть опубликованы результаты по положению рычагов контроля тяги, т.е. официально признают что самолёт не стал тормозить
а) из-за ошибки пилота
или
б) из-за сбоя компьютера.

На данный момент только подтверждено что в день катастрофы в этом аэропорту уже действовал запрет на посадку в условиях дождя для самолётов с "заклиненным" реверсом. Т.е. попытка посадки была авантюрной с юридической точки зрения и вина авиакомпании уже доказана, остальное - "сопутствующие факторы"
 
У

На сегодняшний день, список обвиняемых состоит из 10 чел., включая двух не самых верхних руководителей авиакомпании ТАМ (2 чел.), 5-ти "топов" управляющей аэропортом госкорпорации () и 4-х "топов" федерального авиаагентсва. Официально обвинения ещё не предъявлены и список пока может быть расширен. Ассоциация родственников жертв катастрофы требует максимально возможной меры наказания для обвиняемых. При этом ТАМ уже заключила мировые соглашения о компенсациях по 178-ми из 199-ти погибших.

http://noticias.terra.com.br/brasil/interna/0,,OI3769756-EI306,00-Familias+querem+pena+maxima+a+acusados+por+acidente+da+TAM.html
 
X-Pilot

X-Pilot

Местный
shusha, глянул кино, занимательно. Официальная версия - ошибка экипажа. При посадке с деактивированным реверсом, прибрал только левый РУД в положение Idle (малого газа), далее в реверс. Правый РУД остался в положении Climb, т.е. прямой максимальной тяги при отключенном автомате тяги. После посадки при пробеге правый двигатель сначала перешел на номинал, а затем вышел на взлетный режим. Возник разворачивающий момент, который они не смогли парировать педалями, улетели с полосы и в здание.

В дополнение, в РЛЭ А320 была "устаревшая" процедура посадки с деактивированным реверсом, при которой после касания, в реверс переводился только активный РУД, деактивированный оставался в МГ. Новая процедура же гласила, что необходимо переводить в реверс оба РУДа. Пилот решил воспользоваться "устаревшей" и ошибся, забыв прибрать правый на МГ. По мне так еще одна вариация на тему "задел рукавом рубашки", что привело к катастрофе в Иркутске.


---------- Добавлено в 11:53 ----------


Кстати, вопрос с Blck: при уборке только одного РУДа на МГ, система будет продолжать кричать RETARD, RETARD? Пока нет возможности проверить на тренажере.