Катастрофа Boeing 737 Max 8 в Индонезии 29.10.2018 - обсуждение

Реклама
denokan

denokan

Старожил
Я предполагаю, что это может приводить к ассиметричному отклонению половин стабилизатора -
Не может физически и технически в принципе.

А Elevator Feel System работает со штурвалом, имитируя нагрузки.
 
S

shmas

Местный
Понял...
...не внимательно схему загружателя прочитал... косился вторым глазом на скачащий курс доллара...((
 
Последнее редактирование:
S

shmas

Местный
Недавно, в связи с подозрениями на ошибку обработки сигнала датчика AoA в схеме АЦП B737, я вспомнил опыт ремонта теплосчетчиков горячей воды (изг. Таганрог), в которых периодически выгорали аналоговые отечественные ключи 590 серии на входе интегрирующего АЦП (модератор, кажется, удалил мою версию, как off top)...
Тем не менее, эти старые ремонты теплосчетчиков подтолкнули меня к правдоподобной, КМК, версии причины появления смещения кода датчика AoA на постоянные 22 гр., судя по предварительному индонезийскому отчету...

Выходные сигналы датчика AoA снимаются с двух обмоток трансформатора Sin и Cos.
Сигналы переменного тока 400 Гц в этих обмотках имеют вид синусоиды/косинусоиды на графиках U(a), где а - угол поворота вращающего трансформатора.
Максимумы напряжений Um в выходных обмотках Sin и Cos сдвинуты на 90 гр. угла поворота а.

Если схемотехника интегрирующего АЦП осталась "доисторической", то для запоминания выборок сигналов Usin и Ucos могли использовать УВХ (устройство выборки-хранения) на аналоговых ключах (возможны и более дорогие варианты построения на интеграторе или специализированной микросхеме УВХ).
АЦП по очереди подключается через мультиплексор к УВХ Sin или Cos для оцифровки их напряжений, по соотношению этих амплитуд вычисляется таблично или по формуле рядов (?) угол в квадранте и квадрант.

Но, как я указывал в удаленном сообщении, отечественные КМОП ключи, изготовленные по древней технологии, из-за "тиристорного" эффекта могли легко "защелкиваться" от тока схемы даже в 10 мА (при быстром выключении/включении питания, в т.ч. двухполярного) и выгорать - этому способствовал запоминающий конденсатор УВХ.
Импортные аналоговые ключи, например серии ADG ф. AD, давно делают по усовершенствованной КМОП технологии, для паразитного "защелкивания" на столе (т.е. без воздействия радиации) требуется гораздо больший ток, вероятно, больше 200 мА.
Хотя, есть еще производитель China - делает все pin в pin, но вот по части стойкости к радиации я лично не всегда уверен в дешевом дженерике с иероглифом...

Но на высоте 10 км радиация, из-за возрастающего космического излучения, увеличивается в 100 раз, за счет экранирования фюзеляжем и корпусом блока уровень облучения электронной схемы возрастает, вероятно, раз в 10 - но этого может быть достаточно, чтобы усовершенствованная импортная микросхема аналогового ключа стала по устойчивости к "защелкиванию" аналогична старой советской микросхеме. Если в полете питание схемы АЦП кратковременно прервется и тут же восстановится, то импортный аналоговый ключ может перегреться из-за сверхтока "тиристорного" эффекта и выйти из строя, например, закоротив внутрикристально УВХ Usin и УВХ Ucos во время оцифровки Sin.

В результате, амплитуда, например Ucos, будет измеряться правильно, а вместо Usin будем иметь алгебраическую сумму U(sin+cos), но с искаженной амплитудой, т.к. образуется емкостной делитель напряжения на 2-х параллельных конденсаторах УВХ, придающий графику U(sin+cos) искажения в виде вдавленных (раздвоенных) максимумов амплитудой 0,7....0,8 по сравнению с исправным состоянием.
Графически у меня получается, что такое искажение сигнала Sin в УВХ будет эквивалентно "как бы сдвигу" выходного сигнала Sin на 45 гр. вместо 90 гр. по отношению к Cos , а по амплитуде будет происходить усреднение напряжения ошибочного U(cos+sin) до 50 % разницы c Cos.
В определенном диапазоне углов поворота флюгера (вероятно, +- 30 гр.) такая ошибка может давать правдоподобные соотношения амплитуд сигналов Sin/Cos с погрешностью более 20 гр, если грубо оценивать по графику.

Судя по уже упомянутому на форуме зарубежному анализу вариантов отказа датчика AoA c B737NG, добавление в выходные обмотки смещающего напряжения +30% к Sin и -20% к Cos (относительное смещение амплитуд 50%) дает погрешность около 21 гр. во всем диапазоне работы датчика AoA.
Эксперт зарубежной заметки заявил, что он, якобы, не знает, какой дефект датчика AoA может привести к такой стабильной погрешности замера угла атаки.

В то же время, этот экспертный зарубежный анализ показывает (если он проводился на штатном АЦП и вычислителе B737), что выходные коды АЦП не подвергаются оценке на правдоподобность (искажения) синусоид, т.е. расчет угла ведется, предположительно, максимально упрощенно, только по соотношению уровней сигналов Sin/Cos, без оценки допустимых пределов смещений сигналов на случай отказа входных цепей АЦП.

Я предполагаю, что погрешность около 20 град. могла возникнуть из-за выхода из строя компонентов АЦП вычислителя, особенно если его схема УВХ была построена на аналоговых ключах с запоминающим конденсатором, т.к. при подобной неисправности в определенном, достаточно широком диапазоне углов, сдвиг суммарного искаженного сигнала Sin на 45 гр. может приводить к аналогичному искажению соотношения амплитуд Sin и Cos на входе АЦП, как и при исследованном эксперте сдвиге уровней напряжения на 50%, что, по его оценке, может давать сдвиг вычисленного угла атаки до 20 гр...((
 
Последнее редактирование: