Катастрофа Ту-144 (двойки)

    Серж

    Новичок
    Итак, господа, что же случилось со Стрелой стратосферы в Париже?
    Прежде чем начать обсуждение, заявляю, что все данные, имена и события вымышленные и не имеют ничего общего с происходящим, являются домыслом автора данного послания.:)
    Некоторые фамилии будут упомянуты- значит, эти люди или говорили подобное раньше, или
    сказали в интервью во время съемок- значит, упоминание их возможно.
    Все суждения оставляю на совести авторов данных суждений и воспоминаний.
    И еще. Оставляю за собой право не отвечать на некоторые вопросы, на которые, возможно, и будут ответы.
    Итак, через год после катастрофы в газетах появилось сообщение о расследовании катастрофы 3 июня 1973 года. В нем говорится, что все узлы и агрегаты самолета работали нормально и никаких ненормальностей в конструкции и в общем функционировании узлов и агрегатов не выявлено.
    Наиболее вероятными причинами катастрофы являются, с одной стороны, появление вблизи нашего самолета Миража-3Р, что не было запланировано летной программой.
    С другой стороны, присутствие в кабине непристегнутого члена экипажа с камерой, что при эволюции с-та могло привести к выпадению камеры и заклиниванию ей штурвала.
    Далее идет фраза:
    Эта гипотеза не учитывает , однако, все отмеченные факты, и не имеет никакого материального доказательства, чтобы ее подтвердить или для того, чтобы ее опровергнуть.
    «В этих условиях комиссия по расследованию и сов. Эксперты пришли к заключению,
    что причины катастрофы должны быть обьявлены неустановленными, и дело было закрыто»
    Итак, причина – Мираж и Бендеров с камерой, - но доказательств –нет.
    Даже Елян поведал, что только лет десять назад узнал об истинных причинах катастрофы и о существовании записей МСРП. А до этого приходилось только пользоваться любительской записью катастрофы, выкупленной нашим правительством, рассказами очевидцев и фрагментами с-та.
    После катастрофы была создана совместная сов.французская комиссия и наша, межведомственная. Акты обеих комиссий, по информации из разных источников, до сих пор
    Засекречена. Выводы у этих комиссий – разные.
    Для удобства назовем выдержку из заключения советско-французской комиссии (Сообщение)
    Официальной версией.
    Но в последнее время , по прошествии двадцатилетнего срока, стали проскальзывать дополнительные материалы –выступают люди(участники событий), опубликована книга «Правда о СПС». Но… многие посвященные до сих пор хранят тайну, а интервью с сотрудниками КБ – только с разрешения Генерального, с условием придерживаться официальной версии.
    В книге опубликована эта версия, но далее еще приведены версии( как домыслы, или неофициальные ) еще двух человек- ведущего инженера по самолету в 70х Э. Крупянского
    и автора систем управления(в т.ч. и суперсоника) В.Разумихина.
    Крупянского кратко привожу не по книге, а по интервью.
    При осмотре места крушения была на одном доме видна круглая вмятина, дом осмотрели. Увидели во дворе разбитый нафиг механизм лентопротяжки накопителя. Думали- все…
    В это время идет хозяин с мусорным ведром, а в нем-лента!!! Чтобы не выдать себя (рядом офицеры французской полиции и ЛЮДИ В ШТАТСКОМ) , попросили этот мусор высыпать в кучку для малозначительных фрагментов ( куч было две- важная и малозначительная).
    А потом без посторонних глаз извлекли ее и вывезли в Москву. Она хранилась у Дементьева(министр авиапрома), после- у Попова(КБ Туполева, зам главого по Ту-144).
    Запись последних 14 сек опубликована в книге.
    Кому нужны цифры- назову(у меня кусок с хорошим качеством)
    Так что же произошло на самом деле?
    Комиссия (наша)МАП,ОКБ, ЛИИ, ЦАГИ пришла к выводу, что причиной ее стало задествование
    Экспериментального сигнала системы улучшения устойчивости и управляемости АБСУ.
    Произошла целая цепь трагических событий, исключи одно звено которой – и трагедии бы не было.
    Начало цепи. На завод и на летную базу пришли разные чертежи. На одних блок ППЧ был подключен, на других – разьем его расстыкован.
    Куда пришли какие, есть 2 версии. Неважно, которая верна, результат один. Привожу обе.
    Звено 2.
    1.На заводе по чертежам ППЧ пристыковали
    2.На заводе по чертежам ППЧ был расстыкован и законтрен.
    Молодая женщина-инженер, спец. По ППЧ, за день (ну или за два) до прихода с-та на базу
    Уходит в декрет.
    1.Человек, ее заменяющий, не расстыковывает этот разьем.
    2. Человек, ее заменяющий, состыковывает этот разьем в соответствии с чертежами.
    Блок ППЧ закрыт крышкой и опечатан.
    Звено 3.
    Горюнов- Тренировок перед Парижем не было – программа несложная(есть в книге, коротко-разбег-до 360, отворот влево на 400 с креном 35, разворот вправо на этой же скорости с креном 35, перпендикулярно полосе скорость до 450, крен 40, разго на прямой перед ВПП до 550, пролет ВПП, разворот направо на 550 с креном 45 параллельно ВПП и торможение до 450, разворот , выпуск шасси, опускание носа, пролет над ВПП с 350, отворот вправо с креном 32, разворот влево и заход на посадку).
    Звено 4 (недостоверно)
    Заменяется один член экипажа, который работал как раз с АБСУ и ППЧ.
    2 числа полет прошел нормально, но Конкорд выглядел эффектнее.
    Хотя перед полетом для улучшения характеристик боковой управляемости при вираже 45
    Козлов и вед.инж. приняли решение включить тумблер поперечной управляемости Хэ.
    Режим был испытан до этого на еденичке(№101) и дал хорошие результаты. Хотя перед полетом в Бурже режим решили не задействовать- не было времени его отработать дома.
    Но дем. полет прошел нормально.

    Звено 5
    Принимается
    решение переплюнуть Конкорд. (Кем- недостоверно, но без санкции главы делегации и Генерального- это невозможно- ведь надо нарушить программу полетов с последующими нагоняями от французов)
    Горюнов- вечером проводится совещание. Его там не было. По его мнению, Козлов не мог сам предложить подобное- «Только не экипаж»
    Елян- на совещании не был.
    Крупянский- на совещании не был.

    Звено 6
    3 июня перед полетом кто-то включает тумблер Хэ(опробованный) и, по ошибке ли или по незнанию- тумблер Хв- продольной управляемости- режим, не опробованный на 144. И конечно не торированный на данном борту. И который мог быть задействован только в перспективе.
    (При обследовании обломков с-та именно эти 2 тумблера из 20 были включены- при ударе этого произойти не могло.
    Дальше- Разумихин.
    С-т взлетает, отворот влево, разворот на 180 вправо, над ВПП убирает шасси и делает горку с тангажем 30. На Н=800м убирается переднее крыло(начало уборки, время уборки-20 сек). Выходит в горизонт на Н=1200м.
    ДАЛЕЕ- ОТСУПЛЕНИЕ
    На записи усилие на штурвал составляет 30 кг.с. Потом при выводе усилие запыгивает за 50.
    Горюнов и Елян объяснили, что при уборке ПК идет перебалансировка, но т.к скоро выпуск крыла , триммировать не стали, как и было запланировано- опять идет обратная перебалансировка.

    Через 10 сек ПК встает на упор – убрано. В этот момент включается сигнал Хв(он работает при убранном ПК) . Т.к. он не был отработан, на вход АБСУ выдается максимальный сигнал, и элевоны мгновенно отклоняются на 10 гр. Скорость – пятьсот, и самолет прыгает в пикирование. Эн игрик= -1, -1,5. Через 8 сек скорость 650, вертикалка за 100м\с. Пилоты берут штурвал на себя, но штурвал упирается в полетный загружатель, который включается при уборке ПК. До экипажа доходит, что дело в переднем крыле-следует команда на его выпуск.
    -далее в книге- прямой текст командира-«Выпустить переднее крыло».
    Это дало мне повод к догадке , что и проволока речевого накопителя была найдена. Один из высокопоставленных сотрудников фирмы подтвердил мне это- но как-то неуверенно. Здесь однозначного ответа тоже нет.
    ПК сходит с концевиков, сигнал Хв пропадает, управление становится нормальным. А самолет- в пике, скорость-650-700, высота- 300метров, штурвал с тягой более 50 кг – на себя. В результате Ny за +4g. Самолет рассыпается. Первым ломается крыло.
    Вроде все логично- самолет не рассчитан до такой перегрузки. Но… он пустой!
    И при его весе разрушающая должна быть около 5g.
    В открытых источниках есть инфа , что самолет на статике сломали значительно позже, и он недотянул прочности. Но это- позже.
    Попытался связаться с прочнистами ЦАГИ- все данные о статиспытаниях закрыты, и их публикация возможна только с разрешения фирмы. А заказчик-Ту….
    Но когда я поговорил с другим источником и напрямую не стал спрашивать о результатах, а поинтересовался,
    Почему ЦАГИ не наказали после этой катастрофы, мне ответили, что данные об испытаниях на прочность крыла у них(сломалось раньше заявленной) были доложены руководству фирмы,
    И их результаты и данные записей катастрофы полностью совпали. «Так что тогда мы вышли из всего этого в белом фраке» – с горечью сказали мне.
    На завод была дана команда усилить крыло у всех следующих машин, кроме этой- логику понять можно- она никогда не будет летать с полным весом, а ограничение перегрузки в районе
    43-3,5ед. – для такой коровы- это даже с избытком.
    Последующее моделирование показало, что самолет в такой ситуации (высота, скорость, и самое главное-вес)выходит на Ny+4,2 с запасом 100-150 метров. Но самолет с расчетной прочностью.
    Блин, замотался писать.
    Вы пишите, ежели что :)

    С уважением, Сергей
     
    То есть начиная с третьей машины крылья усилили еще до паржской катастрофы?
    Кстати, на одном их прошлых салонов, когда показывали ЛЛ, вроде-бы обещали показать взлет-пролет-посадку и в плановую таблицу машину ставили, но полета не было. Чудится мне, или было такое?
     

    Leonid

    Местный
    Огромное спасибо за рассказ.
    А почему так тщательно вбрасывается история с присутствием Миража? Если он и правда производил съемку, почему ее никто никогда не видел?
     

    vm

    фрапессор
    Серега, ну вы раскопали! Поздравляю. И - спасибо огромное, что смогли и на свет вытащить.

    PS: От оценок лучше-ка я воздержусь пока... пусть переварится.. :|
     

    Wen

    Местный
    Серж, интереснейший рассказ, прекрасное расследование. Огромное спасибо!
     

    Серж

    Новичок
    ЕхБортоператор сказал(а):
    То есть начиная с третьей машины крылья усилили еще до паржской катастрофы?
    Кстати, на одном их прошлых салонов, когда показывали ЛЛ, вроде-бы обещали показать взлет-пролет-посадку и в плановую таблицу машину ставили, но полета не было. Чудится мне, или было такое?

    По моей информации- такое распоряжение пошло ДО Парижа. А когда позже сломали планер, усиливали и другие элементы(Фриляндер как раз говорит об этом) Хотя повторяю, данные- не документированы. У меня, по крайней мере. И еще. Ходят разговоры, что главного прочниста 144 после Парижа уволили.
    А насчет полета 144 на МАКСе мне слышать не приходилось, хотя все плановые показательных полетов берем на МАКСе ежедневно.

    С уважением, Сергей
     

    Серж

    Новичок
    Leonid сказал(а):
    А почему так тщательно вбрасывается история с присутствием Миража? Если он и правда производил съемку, почему ее никто никогда не видел?
    Из рассказа Еляна я понял, что они цеплялись за все- искали, что же могло случиться(повторю, что по его словам, о наличии записи МСРП он узнал лишь 15-20 лет спустя катастрофы. А найдя бленду объектива кинокамеры в кабине, была выдвинута и эта версия. Хотя как проводили эксперимент с камерой- это отдельная песня :D )
    Французы сначала пытались скрыть присутствие Миража, но его видели десятки человек из нашей делигации. По команде французской прокуратуры были вскрыты записи аппаратуры внешне-траекторных измерений аэродрома, и на них- две отметки. Скрывать было бессмысленно. А снимок Ту-144 с Миража есть в книге Правда о СПС.

    С уважением, Сергей
     

    Серж

    Новичок
    vm сказал(а):
    Серега, ну вы раскопали! Поздравляю. И - спасибо огромное, что смогли и на свет вытащить.

    PS: От оценок лучше-ка я воздержусь пока... пусть переварится.. :|

    Вов, это еще не все. Просто остальное я не буду выкладывать- к самому факту это имеет очень маленькое отношение, а любителям жареного из некоторых изданий- дай только повод, разовьют мысль-мало не покажется.

    С уважением, Сергей
     

    Navigator

    Старожил
    Сергей, я так понял, что Вы делаете фильм о Ту-144?
    Об этом было упомянуто на авиа.ру.
    Серж:

    Планы на ближайшее будущее- на канале- Испытатели, Бартини.
    На ДВД и кассетах- серия Отечественная авиация-
    Истребители, Бомбардировщики, Вертолеты, Транспортные, Пассажирские и т.д. Плюс Су-27 и МиГ-29

    С уважением, Сергей

    09/09/2005 [14:38:13]

    Если можно, то по-подробнее вот это:
    На ДВД и кассетах- серия Отечественная авиация-
    Истребители, Бомбардировщики, Вертолеты, Транспортные, Пассажирские и т.д.

    Меня больше интересуют гражданские самолёты.
    Окаких самолётах, в ближайшее время выйдут фильмы?
     

    Серж

    Новичок
    Navigator сказал(а):
    Сергей, я так понял, что Вы делаете фильм о Ту-144?
    Меня больше интересуют гражданские самолёты.
    Окаких самолётах, в ближайшее время выйдут фильмы?

    Ну вообще-то фильм уже вышел и на канале(с обсуждения началась ветка Ту-144 на РТР), и на кассетах :)
    Насчет фильмов- будет один фильм о пассажирских самолетах. Обзорный. Но это - пока только планы на будущее. Сейчас в работе для домашнего видео- Истребители.

    С уважением, Сергей
     

    vm

    фрапессор
    Сереж, жалобно - а что на двд официально нету? Я уж сколько лет без видака живу... Опять перкатывать.
     

    Серж

    Новичок
    vm сказал(а):
    Сереж, жалобно - а что на двд официально нету? Я уж сколько лет без видака живу... Опять перкатывать.

    Володь, кассеты мы тиражируем сами и любым количеством, с Бетакама. С ДВД же есть проблемма. На диск мы кидаем два фильма, потом оформление, полиграфия, мастеринг... От РТР надо получить бумагу, что этот фильм мы имеем право тиражировать- договора тиражной фабрике недостаточно. А это- время, время... Думаю, не раньше, чем через месяц появится ДВД. Зато качество будет получше перегона с эфира или кассеты.

    С уважением, Сергей
     

    Navigator

    Старожил
    Серж сказал(а):
    Navigator сказал(а):
    Сергей, я так понял, что Вы делаете фильм о Ту-144?
    Меня больше интересуют гражданские самолёты.
    Окаких самолётах, в ближайшее время выйдут фильмы?

    Ну вообще-то фильм уже вышел и на канале(с обсуждения началась ветка Ту-144 на РТР), и на кассетах :)
    Насчет фильмов- будет один фильм о пассажирских самолетах. Обзорный. Но это - пока только планы на будущее. Сейчас в работе для домашнего видео- Истребители.

    С уважением, Сергей

    Жаль. Я размечтался, что фильмы будут, по типу тех, что амеры сняли, например про Б747, который распространялся Вашей "конторой". :(

    И ещё вопрос, а что уже есть на ДВД из того, что есть на видеокассетах и сколько ДВД стоит? И где это можно купить, и можно ли, в Жуковском? А где в Москве?
    Я уже и кассет давно не видел.
     

    Серж

    Новичок
    На данном этапе выпускать Знаменитые самолеты- экономически невыгодно.
    Наш сайт-
    Насчет мест- позвоните нам на студию, Вам расскажут- не стоит здесь заниматься торговлей :)

    С уважением, Сергей
     
    A

    Anonymous

    2 Серж:

    Вы вовсе не открыли Америку. Эту версию озвучивали ещё в конце 90-х. Кроме того по поводу чёрного ящика и плёнки: вообще-то всегда сообщалось, что толку от этой плёнки был полный ноль. Потому что "чёрный" ящик содержал в себе не магнитную плёнку, а фотоплёнку. Соответсвенно, при ударе чёрный ящик раскололся и плёнка была засвечена.

    Я не знаю, насколько соответсвуется действительности, что плёнка была засвечена. Потому что всю жизнь был свято уверен, что регистраторы работают с магнитным, а не оптическим носителем. Но тут нужны комментарии специалистов...
     

    Техник

    Старожил
    что регистраторы работают с магнитным, а не оптическим носителем
    Не факт - у вояк, на вертолетах и еще где-то именно оптические носители, т.е. фотопленка на которую параметры пишутся световым лучем через призмочки :D
    Называется, по-моему САРПП.
     
    A

    Anonymous

    Ну значит, есть оптические регистраторы. Теперь внимание вопрос: какого типа регистратор был установлен на ТУ-144 который разбился в Бурже? Всегда и везде сообщалось, что оптический.