Катастрофа Ту-154 в Алма-Ате 8 июля 1980 г.

Олег099

Новичок
В результатах расследования есть некоторые несоответствия. Может, это непонятно только мне, т.к. я в авиации диллетант. Возможно, кто-то, как специалист поможет мне разобраться в деталях.
Вот ссылка на статью об этой катастрофе в википедии:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Катастрофа_Ту-154_в_Алма-Ате
Вот выдержка из этой статьи:
...самолёт ... столкнулся с поверхностью земли на пшеничном поле в 3396 метрах юго-западнее торца ИВПП в 60 метрах правее ее створа. Отскочив от земной поверхности и повернув вправо на 8°, самолёт пролетел 86 метров и упал второй раз. Проскользив по полю 63 метра, авиалайнер опять оторвался от земли и пролетел 80 метров, а затем упал на землю. В 295 метрах от точки первого касания, проскользив по земле 66 метров, самолёт упал в овраг глубиной 3 метра и шириной 44 метра. Врезавшись в противоположный склон оврага (339 м от места первого касания земли), самолёт развернулся влево на 10° и разрушился. Отделившаяся средняя часть фюзеляжа с фрагментом крыла ударилась о склон и подлетела вверх, после чего, пролетев 370 метров, врезалась в отвесный склон высотой 8 метров и взорвалась. Носовая часть авиалайнера вылетела из оврага и врезалась в жилые дома на улице Федосеева на восточной окраине Алма-Аты.
И вот координаты катастрофы, указанные в этой статье:
43 гр. 19 м. 42,85 с. С.Ш.
76 гр. 59 м. 19,60 с. В.Д.
Теперь то, что я назвал несоответствием.
Если взять торец ВПП и от него отложить 3396 метров, которые пролетел борт до первого столкновения с землёй, то видно, что точка катастрофы, указанная этими координатами, находится на 1090 м. ближе к ВПП, чем первое столкновение.
Следующие пункты, где борт то взлетал, то падал, как и точка последней остановки находятся ещё дальше - на 339 м. А падение кабины, крыла и части фюзеляжа - это ещё 370 и более метров, т.е. примерно 1800 метров от точки, обозначеной теми самыми координатами.
Мой вопрос выглядит так:
Что за точка указана координатами, как место катастрофы?
 
Реклама
Олег099, это не результаты расследования, а статья из Википедии, которую писал слесарь по ремонту подвижного состава из метрополитена Санкт-Петербурга.
Еще вопросы по качеству этого материала есть?
 
Я просмотрел очень много сайтов с описанием этой катастрофы (просто, я в неё чуть не попал, отсюда и интерес). Данные везде одни и те же.
Так что, даже если статью в википедию писал и истопник, то данные он где-то взял, и именно эти данные повторяются ещё в десятке сайтов.
 
Олег099, в 2007 ВПП в Алма-ате реконструировалась, возможно, что поменялась длина и координаты торцов? Поэтому отчет 80ых годов может и не стыковаться с нынешними реалиями
 
Lukas-у:
Спасибо, но дело в том, что под реконструкцией ВПП в 2007-м году, подразумевается открытие новой - второй полосы, а не изменение старой.
Да и про удлинение старой говорить не приходится, т.к. она сегодня имеет длину 4398 м., (новую, кстати, сделали 4500 м.) а моё "расследование" говорит о несоответствии в 1090 м.
Таким образом, если бы старую удлинили, на этот отрезок, то до этого она имела длину 3308 метров, а это маловато будет. Ведь там и ИЛы 86-е садились и Ту-144.
Да и нет нигде никаких данных о реконструкции старой полосы. Во всяком случае на снимках Google-Earth она имеет один и тот же вид, как до открытия новой, так и после.
И ещё вот что говорит в пользу правильности измерений и неизменного состояния ВПП:
Если сложить все длины указаных отрезков и отложить это расстояние от торца ВПП, то попадаешь, как раз в район тех домов, которые были разрушены упавшей туда кабиной,
а "координатная" точка никак туда не приводит.
Можно было бы допустить, что это просто ошибка, но она повторяется в нескольких местах, включая достаточно профессиональные отчёты. Поэтому я и решил, что просто чего-то не понял,
но объяснения найти не смог, ибо не спец я в авиации...
WinnerM3-у:
Да, спасибо, я эту статью знаю. Она полностью подтверждает все измерения, приведённые мной, вернее, скопированные мной из Википедии, что лишний раз говорит о верности этих измерений.
А вот именно координат в этой статье нет, поэтому в ней и не возникает никаких разночтений. Координаты приведены в википедии и ещё на каком-то сайте я их видел (не помню на каком),
там они приведены и в "натуральном" виде и в десятичном, но координаты-то те же, которые отличаются от измерений более, чем на километр.
 
А Вы поковыряйтесь в системах координат.
 
Олег099, Чтобы поставить точку в вашем вопросе, скажу Вам, что в вышеприведенной ссылке на сайт airdisaster.ru информация моя, взятая лично мной из Акта по расследованию данной катастрофы, включая все расстояния, как они там указаны.
Эти же координаты в Википедии - плод домыслов слесаря из метро, который некоторое время назад копировал информацию со всего интернета с целью повышения своего статуса в этой "энциклопедии", дополняя ее своими "высокопрофессиональными" рассуждениями и формулировками, и никакого отношения к материалам расследования не имеют.
Про реконструкцию аэропорта Вам уже выше говорили, так что нынешнее положение торцов ВПП может не совпадать с 1980 ым годом.
 
Последнее редактирование:
Довелось быть на месте падения утром после катастрофы (был отправлен на лето к бабушке. Жили недалеко от а/п). Разрушенных жилых домов, как указано в Вики домов не припоминаю. Разрушены были какие-то гаражи и пустые бараки. ...и хвостовая часть самолета, почти вертикально стоящая среди колосящегося поля... Навскидку - до торца полосы около 3 км.
 
Катастрофа Ту-154 в Алма-Ате 8 июля 1980 г.
Земля, тиктанические плиты постоянно в движение. С тех пор как первый человек преодолел горку под названием Mount Everest вершина уже сместилась минимум на один метр от своего первоначального положения.
Ну а чтоб сделать геодезическую привязку надо копаться в архивах КГБ.
 
Реклама
А Вы поковыряйтесь в системах координат.
Качественно верное предположение (СССР в те годы использовал датум Пулково-1942, "вражеский" WGS-84 тогда еще даже не существовал), но количественно у меня получилось расхождение в 58 метров (для пересчета взял OziExplorer). Что-то здесь другое.
 
О.К.
Вывод делаю только один - координаты липовые. Других вариантов нет.
Полосу не меняли - 100%. Реконструкция заключалась в открытии новой ВПП - второй полосы, ну и кроме этого, нынешний конец старой ВПП
соответствует тому месту, которое вычисляется по укзааным отрезкам, суммарно отложеным от конечных точек падения. Тут всё сходится.
Есть только одно небольшое разночтение - что именно в акте расследования названо ТОРЦОМ ВПП, от которого и отложены все расстояния :
это точка, определённая "авиазаконами", как точка отрыва или физический край бетона, находящийся дальше, примерно метров на 70,
но по которому, в принципе, самолёт уже не катится?
Вообще-то, если не обращать внимания на координаты, то с очень высокой точностью можно нанести на карту все точки, поскольку расстояния указаны
с точностью до 1 м., есть углы отклонений и поворотов, и есть последняя точка падения кабины. Всё сходится. Вот только про крыло, пролетевшее 370 м.
не указано точное направление движения, а так всё точно и логично.
Про сдвиг тектонических плит....смешно.... предположение из области "...может в консерватории что-то не так?..."
Земные подвижки со скоростью 32 м. в год (1090 м за 34 года).... Сильно! Экипаж улетел в рейс, возвращаются, а ВПП уже нету там, где взлетали.... Уехала....
Про изменение системы координат с тех пор.... даже не думал, хотя, есть в этом что-то. Взять например пример советских карт-"двухвёрсток",
может именно поэтому ТЕ внутри-советские координаты и отличались от нынешних-международных, т.е. указаны "типа" правильные, но в ТОЙ версии,
а ТА на ЭТУ не накладывается.... Но, в любом случае, теми координатами сегодня пользоваться нельзя. На том и порешим.
А по расстояниям и углам я нарисовал вполне реальную картину на карте, вот только оврагов восьмиметровой глубины там уже нет..., да и понастроено....
...У меня был билет на этот рейс, но мне надо было два, а второй достать не смогли, и я отказался от первого. Просто хотелось на море...
Зато, удалось достать, таки, два билета в Сочи, а мне было всё-равно, куда. Главное - на море попасть.
 
что именно в акте расследования названо ТОРЦОМ ВПП, от которого и отложены все расстояния :
это точка, определённая "авиазаконами", как точка отрыва или физический край бетона, находящийся дальше, примерно метров на 70,
но по которому, в принципе, самолёт уже не катится?
Точка отрыва должна находится примерно на 3/4 длины ВПП, а никак не в 70метрах от её конца. В торце ВПП полоса может физически заканчиваться, а может и нет. Торец ("порог") маркируется "зеброй", как пешеходный переход. Посадка до торца не разрешается, но начинать разбег не от торца можно.
Вот порог совпадает с физическим концом ВПП.
ВПП_порог.png


...а вот — нет.
ВПП_со_смещённым_порогом.png


изменение системы координат с тех пор.... даже не думал, хотя, есть в этом что-то. Взять например пример советских карт-"двухвёрсток"
Расхождения составляют максимум десятки метров, но никак не сотни и, тем более, не тысячи.

ВПП_порог.png


ВПП_со_смещённым_порогом.png
 
Про изменение системы координат с тех пор.... даже не думал, хотя, есть в этом что-то.
В свое время полетные карты пятикилометровки считались секретными, утеря, которых грозила очень большими неприятностями, вплоть до увольнения (два случая в моем отряде). Хотя, в то же время в Германии, в ларьке можно было купить подробнейшую карту СССР(районов) в двухкилометровом масштабе. Вопрос: что такого секретного было в наших картах? Ответ:привязка к сетке координат. Не знаю на сколько она отличалась от международной, но это факт. В 1980 году было именно то время.
 
Последнее редактирование:
Экзоту:
Это значит, что говоря про ТОРЕЦ, точку отрыва не имеют ввиду никоим образом. Ну, это моя оговорка... по незнанию... согласен.
Собственно говоря, я и собирался спросить: Конец бетона или "зебра", но решил поумничать и вместо зебры сказал про точку отрыва,
а она, фактически, находится где-то за километр до зебры, если полоса имеет длину от зебры до зебры 4400, а 3/4 это 3300.
Но вопрос остался: Если в результатах расследования написано, что борт упал в 3396 м. от торца ВПП, то имеется в виду ОТ КОНЦА "ЗЕБРЫ"?
и не важно, сколько потом ещё продолжается бетонка. Ведь если в Алма-Ате от зебры до конца бетона на старой ВПП есть всего 80 метров с обоих концов,
то, например, в Тель-Авиве эти расстояния составляют 720 и 670 метров по разным концам
 
говоря про ТОРЕЦ, точку отрыва не имеют ввиду никоим образом.
Да, никоим.
Если в результатах расследования написано, что борт упал в 3396 м. от торца ВПП, то имеется в виду ОТ КОНЦА "ЗЕБРЫ"?
Да. "Зеброй" маркируется торец (порог). Это начало полосы для посадки. А начало разбега не является торцом. Они могу совпадать, могут нет (см. "мои" картинки). До порога садиться нельзя — не выдержит покрытие. А при разбеге нет ударных нагрузок, потому, разбег можно начать и раньше порога.
в Тель-Авиве эти расстояния составляют 720 и 670 метров по разным концам
Это называется "полоса со смещённым торцом (порогом)".
Т.ч., если автор текста, в котором все дистанции привязаны к торцу, не запутался в терминологии, то начало координат — "зебра".
 
Ну, в принципе, я так и считал, т.е. откладывал все расстояния от конца зебры.
И именно в этой версии точка первого столкновения с землёй, находится на 1090 м. дальше, чем та, что указана координатами.
В общем, понятно, что координаты "левые", что и требовалось доказать. А ведь они не только в википедии указаны. Я их ещё на паре сайтов видел,
причём в одном из них, они были указаны не только в градусах, минутах и секундах, а ещё и переведены в десятичные дроби от градусов.
Получается, что это копии дезинформации из википедии, т.к не могут разные источники ошибиться так одинаково....
Пожалуй можно завершить моё расследование.
Всем спасибо за ответы, советы и консультации.
 
откладывал все расстояния от конца зебры
Попробуйте ещё отложить всё от КТА. Её текущие координаты, если не ошибаюсь, 43°21'20"N 77°2'37"E. А во времена, когда полоса была одна, КТА, по идее, должна была находиться в центре полосы.
 
в 80-е годы точные координаты всех боль-менее важных/военных объектов, включая, конечно же, ВПП были ceкpeтны (ибо по ним типа может ракета прилететь), соотв при публикации (понижении грифа) - они искажались, и не абы-как, а специальными людьми по своим хитрым методикам, (простым вычитанием-умножением или сверкой с другой открытой картой исходника не получить).
По башке можно было схлопотать даже за церковь на пригорке (ибо она привязка ко всей округе).
да, в СССРе (после 57г.) почти все карты были вральные, но из этого никоем образом не следует никаких выводов о людях, теми картами пользовавшимися, (и даже их рисовавших) и о событиях с их помощью описанных.
(даже слабо/средне грифованые врали - каждая по-своему (напр если координаты были верные - могли быть искажения напр характеристик дорог/мостов, глубины рек, углы поворотов, что-то не нанесено (вместо трёх притоков или мостов - два, а то и наоборот на карте мост, в натуре - брод, или напр дорога Серпухов-Боровск через воробьи-Балабаново - в натуре есть, бетонка 30 метров шириной, а на карте её нет, хотя каждый ручей в лесу вроде указан, и каждая опора ЛЭП пронумерована) - поэтому ориентирование на местности по "как-то добытым" картам - было умением, без котрого можно было запросто оказаться не на том перевале или не на той стороне реки (отсюда в т.ч. и привычка туристов верить крокам/абрисам своих предшественников больше чем картам))))
Прикол в том что многие из тех законов и инструкций не отменены, а на них просто забили.
 
Последнее редактирование:
Экзоту:
Про КТА - ну да, эти координаты соответствуют геометрическому центру между двух полос.
Но как из этого перейти к координатам КТА старой которыми пользовались ТОГДА,
если я вижу только ту ВПП, на которой и откладывал всё от зебры, т.е., если я получаю координаты сам,
то я и получу их с той же привязкой к зебре и ничего нового не открою. Нужны исходные данные, правильные на ТО время.
Вот если бы у меня были официальные координаты КТА или Зебры указанные в 80-м году, тогда всё проверяется элементарно:
отмечаем их на карте и видим, совпадают ли они с конкретной точкой. Если совпадают, то кооодинаты указанные, как место катастрофы - липа,
если не совпадают, то имеют место всякие изменения либо в системе координат, как говорит Eugen, либо к ВПП втихаря пристроили ещё 1090 метров
и это нигде и никогда не было отражено, и порт не закрывался на реконструкцию полосы.....
Кстати, по поводу засекреченых и специально изменённых координат:
Ведь в 80-м году мы жили в эпоху развитого соц-ма и самолёты у нас "не бились", поэтому о произошедших катастрофах знали только жители города,
где это произошло, а официально это нигде и никогда не публиковалось (по-моему, только кроме случая гибели "Пахтакора", такое не скроешь...)
Так вот, исходя из этого, сам по себе отчёт, уже являлся документом, не подлежащим распространению, а исключительно для людей,
имеющих к этому отношение, т.е., документ для служебного пользования, т.е. нет смысла указывать там липовые координаты.
Хотя, как говорит Историк, он взял все данные из акта о расследовании, включая все расстояния и т.д., так вот у Историка, (а получается, что и в акте)
никаких координат вообще не указано. Получается, что те координаты, которые "гуляют" по нескольким сайтам, в том числе и в википедии - просто липа?
Тот истопник (или слесарь, или....) на глазок прикинул на карте где это могло быть, затем определил координаты заведомо неверной точки, и выложил их в википедию.
В общем приходится остановиться на этой версии, если только вдруг кто-то не подкинет какие-то новые данные, типа координат КТА или торца ВПП, правильные на 80-й год,
со ссылкой на источник происхождения этих координат.... Или ещё какие-то данные, способные поставить точку в моём расследовании.
 
Назад