Kodiak

Статья из Апрельского 2013 номера журнала Pilot Report

«Аэро-Джип с Миссией. Рабочая Лошадка, Путешественник в глушь и экзотику или гуманитарный транспортник -Кодьяк от Квеста»

Грунтовая взлётная - посадочная полоса S77, около Кер-д-Алена, выглядит грубоватой и короткой.

На мой взгляд, эта полоса, принадлежащая штату, не приспособлена для посадки такого большого самолёта как Кодьяк Квест. Тест пилот Квест, Кенни Стидхэм, не напрягаясь и продолжая говорить о великолепной рыбалке в этих местах, довыпускает закрылки, чтобы притормозить зверя над огромным склоном.

Взгляд на посадке фокусируется на невероятно огромных деревьях по обе стороны и гигантских горах которые окружают маленький кусочек земли, куда мы садимся, как стражи, охраняющие драгоценное сокровище. С мягчайшим глухим звуком Кодьяк касается торфа и ловко останавливается с большим запасом полосы впереди нас. Волнительное чувство. Кодьяк здесь чувствует себя как дома.

Кодьяк становится первым в теме региональных полетов и гуманитарных миссий. Очевидно, что Кодьяк один из передовых самолётов своего рода. Он одинаково легко справляется как с перевозкой грузов, так и является роскошным VIP самолётом в своём классе. Это многофункциональный самолёт, особенно для не подготовленных площадок. Эти 84 мускулистые турбовинтовые лошадки были проданы в 15 странах. Завод компании Квест в Сэндпойнте, Айдахо, производит лидеров своего класса.

Признаюсь, что прежде чем приехать в Сэндпойнт, я совсем не был знаком с Кодьяком. Осмотрев завод и позже познакомившись с Кодьяком из пилотского кресла, я начал понимать, какой поразительный и особенный этот самолёт.

На Задании

Кодьяк- уникальный самолет. Ни одна глянцевая брошюра и маркетинговая презентация не сможет раскрыть сердце этого самолета и добраться до истинного характера. Кодьяк создан в угоду удовлетворения запросов и потребностей на основе опыта и идей. Этот самолет- сердце компании Квест, девиз которой воплощать мечты в реальность.

Мечтатели Том Гамильтон и Дэвид Фоетман, это те, кто создал Кодьяк. Гамильтон - предприниматель и авиаконструктор, известный как создатель самолётов-конструкторов Glasair. У Фoетмана 40 лет опыта полётов с гуманитарными и спасательными миссиями на Твинн-Оттере. Он доставлял продовольствие и зерно в тяжёлых условиях Эретрии и Эфиопии. Два друга встретились в 1985 и после многих лет планирования и проектирования, создали сперва "Idaho Air Group" в 1998, что стало началом компании Квест Эйркрафт.

С самого начала, компания Квест стала производителем особенных самолётов. Главная идея - создание самолёта нового поколения, который сможет выполнять миссии гуманитарного и коммерческого направления, а самое главное, полёты в труднопроходимую глушь.

В Мае 2001 года компания начала своё официальное существование с Председателем Совета Директоров Квест Брюсом Кеннеди, бывшим Генеральным Директором Alaska Airlines. Компания была основана на уникальной модели: прибыль от продаж субсидирует каждый десятый самолёт на производстве, чтобы потом этот самолёт поставлять в некоммерческую гуманитарную организацию.

Квест придерживается этого идеала, и характер компании наполнен этим альтруистическим ощущением цели.

В Миссии Авиационного Братства (Mission Aviation Fellowship (MAF) в Калимантане, Индонезия или Mercy Air в Мозамбике, главным героем, прокладывающим путь является самолёт Кодьяк. Будь то перевозка цельных листов фанеры для восстановления и строительства домов, мешки цемента для строительства школ и домов или 200 литровые бочки топлива для отопления деревень - Кодьяк справляется со всем этим одинаково легко. 3,315 килограммов веса самолёта с грузом и наш герой может сесть на поверхность даже длиной в 212 метров.

Далеко не все самолёты Кодьяк используют для помощи в строительстве или для того, чтобы накормить голодающих. Много людей с определённым достатком используют самолёт Кодьяк в качестве превосходного семейного фургона для полётов на природу, в отпуск. 10-ти местный самолёт прекрасно чувствует себя как на колёсах, так и на поплавках, и его уникальные характеристики делают его незаменимым самолётом для частного использования.

Если цена в $1.775 миллиона вам по карману, то Кодьяк станет прекрасным транспортом для всей семьи.

Только представьте обтекаемый остроносый силуэт красавца Кодьяка, касающийся зеленовато-голубой воды Багамских островов, подруливающий к личному причалу для недели отпуска в райском месте. На самом деле, если вы просмотрите яркие брошюры из самых экзотических мест отдыха на планете, то шансы увидеть на них Кодьяк велики.

В глушь

В глуши Северного Айдахо мы начнем наше путешествие, направив туда Кодьяк. Эта часть страны известна красивыми живописными лугами и скалистыми гранитными пиками гор, полеты среди которых становятся захватывающими. А неподготовленный грунт скрывает грубые взлётно-посадочные полосы, которые требуют определённых навыков пилотирования.

Чтобы сделать наше путешествие настоящим, мы собираем в полноценный поход на дикую природу: 5 человек, два Honda CRF 230 и два Honda CRF 250 внедорожных мотоциклов, палатки, спальные мешки, походные холодильники, гамаки, стулья, два комплекта камер, полные комплекты защиты для езды на байках на всех, бензин для мотоциклов, и достаточное количество топлива для 4х часов полетов.

Первое, что поражает в Кодьяке- это его размер. Это большой самолёт своего класса с широко открывающейся дверью для пилотов. Если вы когда-нибудь забирались в кабину большого 18-колесного трака, у вас будут такие же ощущения. 10-ти местный интерьер легко модулируется под разные количества мест пассажиров и груза. Модульные сиденья легко снимаются с креплений, и весь самолёт может из пассажирского преобразиться в полный грузовой вариант за несколько минут.

В западной части Соединённых Штатов, большие высоты и высокие температуры отнимают у поршневых двигателей мощность. Одно из многих скрытых преимуществ Кодьяка – прошедший испытание временем турбинный двигатель Pratt & Whitney PT6-34, который выдаёт 750 л.с., и с временем наработки до кап ремонта в 4,000 часов. Один из самых надёжных двигателей в мире, имеет один из самых высоких соотношений мощности к весу. Даже при максимальной загрузке, этот двигатель позволяет Кодьяку оторваться с полосы менее 305 метров. Внушительно для самолёта такого размера.

Восхищает, что Кодьяк в управлении очень похож на более крупные Цесны (Cessna). Очень легкий в управлении. Как и ожидалось, видимость из кресла пилота достаточная, хотя выхлопные трубы закрывают часть видимости в секторе носа самолёта.

Квест предлагает опцию по иной установке выхлопных труб (не блокирующей нижний обзор), для поисково-спасательных операций. Салон самолёта просторный. При ширине в 137 см и высоте 146 см , даже загруженный мотоциклами и всеми принадлежностями для похода, в салоне легко размещаются взрослые, достаточно крупные пассажиры. Компания Квест предлагает разные варианты интерьера- от спартанского, до совершенно роскошного. Помимо этого, компоновка включает в себя кислородную систему на 10-пассажиров. 48 сантиметром между кромкой пропеллера и землёй придает уверенности, в том, что самолет может взлететь с самой грубой площадки.

Кодьяк в полете, как рысь, не делает ничего неожиданного и резкого. Интерьер в кабине пилотов достаточно спокоен по сравнению с самолётами такого назначения и класса, сиденья мягкие и удобные. Очень порадовали подлокотники на пилотских креслах.

В нашем полете к Маги мы поддерживали скорость в 170 узлов (315 км/ч) при расходе топлива около 170 литров в час. По характеристикам скороподъёмность Кодьяк при стандартном давлении – 7 метров в секунду, на нашем эшелоне мы набирали высоту со скоростью – 4.6 метра в секунду, что совсем неплохо для жаркого Августовского дня при полной загрузке. 1,200 литровые топливные баки Кодьяка позволяют выполнять полёты протяжённостью в 5.8 часов на максимальной круизной скорости с резервом. Двигатель PT6 достигает порогового предела на высоте 7,620 м.

Кодьяк – рабочая лошадка, со всеми необходимыми ресурсами, что делает его одним из лучших в классе. Противообледенительная система, весьма необходимая опция – пористые титановые пластины установлены на передней кромке крыла, через которые подаётся противообледенительная смесь этиленгликоля и спирта. Бак для противообледенительной смеси, объёмом 62 литра и насосы с двойным резервированием делают Кодьяк по-настоящему всепогодным самолётом.

Своим характеристикам Укороченного Взлёта и Посадки (STOL) Кодьяк обязан своему крылу с угловой кромкой, которая даёт великолепный контроль над самолётом на малых скоростях. Достаточно напряжённо наблюдать Vso (мин посадочная скорость) на таком тяжёлом самолёте в пределах 111 км/ч. В целом, Кодьяк - послушный и сбалансированный самолёт, даже загруженный по самое горло.

Основанная причина, по которой приобретают Кодьяк, конечно, его грузо-перевозочные способности. Грузовая зона самолёта может вместить 23 м², что вместе с опционным внешним багажником, объёмом 6 м², даёт общий грузовой объём 29 м², куда можно разместить любой груз, вместившийся в этот объём. Кодьяк также оборудован хвостовой штангой, которая устанавливается во время погрузки тяжёлого груза, для предотвращения опрокидывания самолёта на хвост. Общая полезная загрузка – 1604 килограмма.

Мы следуем в удалённую местность, продолжая наше приключение на самолёте, загруженном мотоциклами и людьми. С нами Амбер Филлипс и Джон Барксдэйл, сотрудники Квест Эйркрафт, которые являются также опытными гонщиками на внедорожных мотоциклах. Мы собираемся сделать фотографии с их ездой на мотоциклах. Эти ребята знают свои самолёты лучше других, ведь им приходиться летать на самолётах, которые они сами строят.

Заталкивая мотоцикл по наклонной рампе в самолёт, Амбер Филлипс заметила, улыбаясь: «Этот самолёт может утащить гораздо больше! Мы строим эти самолёты! И это классно!"

Покачиваясь в горной турбуленции на маршруте к Маги, я совсем не заметил дисплеи Garmin G1000 передо мной. Здесь, в глуши, они смотрелись, как что-то необычное. Стидхэм напомнил мне о различных миссиях, которые может выполнять этот самолёт: от поисково-спасательных до парашютирования. «Самолёт построен для выполнения гуманитарных миссий», -объяснил Стидхэм, «но он может выполнить любые миссии, которые вы можете представить, и покупатели конфигурируют самолёт под свои различные нужды».

Несмотря на то, что самолёт построен для суровых «полевых» условий эксплуатации, в конструкции Кодьяка применены ультра-современные технологии лётной безопасности. В дополнение к сертификату самолёта для полётов в условиях обледенения (FIKI) (с установленной Противообледенительной системы), система Garmin G1000 Synthetic Vision даёт беспрецедентное ситуативное отражение полётной информации - особенно важное при полётах в горах. Также, Garmin’s GTS 800 TAS и TCAS могут быть полностью интегрированы в Garmin G1000, вместе с опцией Jeppesen’s Chart View, которая позволит разгрузить кабину от бумажных карт. Ещё одна полезная опция – цифровой погодный локатор Garmin GWX68.

Принимая во внимание многофункциональность Кодьяка и возможность установки различных опций – это залог успеха нашего самолёта.

Статья из Апрельского 2013 номера журнала Pilot Report.

Автор Марк С. Лее.
 
looks like Grand Caravan
do not check parameters, but exterior is similar.
 
Капитан Гагабу, Леш, он в целом менее вместителен, но зато дистанции взлета и посадки меньше. Катать несколько туристов с острова на остров где-нибудь там, где вечно тепло и беззаботно - самое то. Интересно, почем аппаратец.
 

Цена базовой комплектации (нового самолёта) 1,750,000 USD (2012)
 
Последнее редактирование:
looks like Grand Caravan
do not check parameters, but exterior is similar.
Леш, если коротко, сравение в CGC не уместно:
  • Это разные классы самолетов.
  • CGC больше в размерах и менее приспособлен к работе с неподготовленых площадок.


---------- Добавлено в 17:29 ----------



---------- Добавлено в 17:30 ----------


Kodiak Bird,
Где можно посмотреть самолёт, полетать?
Посмотреть можно будет на МАКСЕ. Еще нет ни одного самолёта ни в России, СНГ, не в Европе.


---------- Добавлено в 17:31 ----------



На данный момент самый большой флот этих самолётов - на Аляске
 
Последнее редактирование:
CGC больше и менее приспособлен к работе с неподготовленых площадок.
Не согласен. Машинка нежная сама по себе, плюс дистанции взлета и посадки заставляют задуматься. У Grand Caravan EX только что-то более-менее удобоваримое получилось.
Цена базовой комплектации (нового самолёта) 1,750,000 USD (2012)
Ну а тут без вариантов Гранд Караван. Хотя кому для чего, конечно.
А вот это интересно. Он реально с загрузкой 1200 кг пролетает 300 миль?
Посмотреть можно будет на МАКСЕ.
Обязательно приеду
 
Последнее редактирование:
Здесь, я не совсем понял. Что является критерием "нежности"? Дистанции взлета и посадки, лучше чем у любого Каравана. Изначально, если вы прочитате статью, самолёт создавался с учётом "нежности" Каравана.
 
Still Waters, Сорри, я вас неправильно понял. Думал .вы про Караван говорите, что более приспособлен.
 
Если мы так усилено сравниваем Kodiak и CGC
 
Последнее редактирование:
В этом классе единственый конкурент - P-750 XSTOL. Но он не оборудован системой протиоблединения крыла, он низкоплан и с малым клиренсом винта (что ограничивает "всепроходимость"), авионика, не позволяющая, быть всепогодником.
 
Эх, сколько таких проектов втюхивания одномоторных турбовинтовиков уже загнулось или прозябает в России. Пилатус Портер, Комп Эйр, ПАК-75, Эволюшн... Плюс своих проектов была целая пачка, - Турбо Финист, Т-101, Т-411, АТ-3... Не засветились пока разве что турбинные Murphy и переделки Биверов. Ни у кого не было успеха, даже у Каравана, который разные конторы двигают с начала 2000-х... Не наш это путь, вся надежда на ремоторизованный Ан-2.
 
Последнее редактирование:
Пкк, Красноярск, Улан-Удэ, Сургут, Татарстан - три последних обзавелись машинами в течение последнего года. С учетом ситуации на местных авиалиниях, это прорыв.
 
С учетом ситуации на местных авиалиниях, это прорыв.
Хорошо бы если оно так. Однако Караван двигали у нас чуть ли не пятнадцать лет, и двигали отнюдь не только картинками и табличками с характеристиками.
 
747 "двигали" в СССР с середины 70-х. Каждому рынку, своё время и свой продукт.
 
Дело не только в том, что двигали, и каким образом. Если хотите, то конфликт "что лучше - юзать бесплатно доставшийся убитый Ан-2 или вложиться в нормальный самолет" наконец-то дошел и до низов. Плюс у регионов появился интерес к местным авиалиниям. Ну как появился - жареный петух в одно место клюнул...