Конкуренция аэропортов

Снова чиновники на эту тему заговорили...

В Москве создана абсолютно неверная система конкуренции трех аэропортов, считают консультанты правительства. Надо координировать управление и инвестиции в Шереметьево, Домодедово и Внуково надо. В России устранение внутренней конкуренции приведет к возвращению Шереметьево-2 советских времен, опасаются эксперты.

Консультанты, которым обратилось правительство по вопросам дальнейшей судьбы государственного аэропорта «Шереметьево», рекомендовали ему провести переговоры с владельцами остальных московских аэропортов о развитии московского авиаузла, заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов в рамках «правительственного часа» в Совете Федерации. «Принятие решения по одному аэропорту в Москве ничего не решит, так как в Москве создана абсолютно неверная система конкуренции трех аэропортов между «Шереметьево», «Внуково» и «Домодедово», что недопустимо для конкуренции с европейскими аэропортами», — объяснили в своем заключении «Тройка Диалог» и Credit Swiss.

Если правительство хочет в Москве создать авиационный хаб, «то вы не можете принимать решения только по «Шереметьеву», передал мнение консультантов Шувалов. «Мы им говорим, что у нас есть сложности, так как «Домодедово» — это частный аэропорт, «Внуково» — наполовину частный, а в какой-то части принадлежит правительству Москвы. Они тогда говорят — ну тогда не ставьте перед нами неисполнимых целей.

Хотите найти только инвестора — мы вам дадим инвестора, но только тогда никому не объясняйте, что в Москве будет создана уникальная, правильная инфраструктура по обеспечению перевозок», — объяснил законодателям суть ситуации первый вице-премьер.

У правительства есть возможность строить в «Шереметьево» новую взлетно-посадочную полосу, но это будет ограничивать развитие «Внуково», так как там тоже есть планы по строительству такой полосы, поделился сомнениями Шувалов. «Поэтому мы можем административно как-то на эти вещи влиять, но все это будет не очень разумно», — признал он. Но правительство заинтересовано не в получении средств от продажи «Шереметьева» инвестору, а именно в создании первоклассного аэропорта, способного конкурировать с европейскими хабами, добавил вице-премьер.

Авиационные эксперты к поиску единого инвестора или управляющей компании сразу для трех аэропортов относятся скептически. «Удачные примеры централизованного управления аэропортами одного города существуют: Париж, Лондон. Но во всем мире есть не менее удачные обратные примеры, — говорит руководитель аналитического отдела «АвиаПорта» Олег Пантелеев.

Координация для динамично развивающегося узла, где есть внутренняя конкуренция, в принципе оправдана, но думать о ней надо было раньше. Сегодня каждый аэропорт московского авиационного узла имеет своего собственника, и привести их под одну крышу будет довольно сложно».

Для того, чтобы объединить аэропорты, надо отобрать Домодедово у «Ист Лайн», договориться по Внуково с мэром Москвы Юрием Лужковым и частными акционерами.

«Конкуренция в Московском авиаузле — это единственное хорошее, что произошло в гражданской авиации за последние 20 лет, — еще более категоричен гендиректор консалтингового агентства Infomost Борис Рыбак. Только когда возникла конкуренция, мы стали избавляться от того позора в аэропортах, который нас окружал». Конкуренция с европейскими хабами возможна не за счет объединения трех аэропортов, а за счет конкуренции самих российских авиакомпаний. Но у нас до сих пор небо регулируются жесточайшими двухсторонними соглашениями с каждой страной в отдельности, именно для того чтобы конкуренции не было.

В последнее время идеи всеобщей централизации и жесткого контроля за всеми процессами со стороны государства становится все более популярной, продолжает Рыбак. Так уже произошло с топливным рынком и это уже привело к тому, что бензин у нас стоит дороже, чем в Штатах. «Если объединение аэропортов Московского авиаузла произойдет, мы просто получим уровень обслуживания Шереметьево-2 советских времен», — делает вывод эксперт.
 
Реклама
очередной бред
укрепляется ощущение что кому-то очень-преочень это нужно

Возможный вариант решения проблемы - разделение аэропортов по направлениям. Один из них может обслуживать только дальнемагистральные перевозки, другой - среднемагистральные, третий - ближнемагистральные и деловую авиацию. Возможно также разделение аэропортов по регионам обслуживания. По словам источника, основная суть предложений в том, чтобы согласовать направления, по которым самолеты летают из трех московских аэропортов.

Источники в отрасли сообщили "Маркеру", что профильные ведомства не поддерживают эту идею.
С самими аэропортами она официально не обсуждалась.
 
Блин, порулить там, где и без них справляются - это обязательно, а запланировать ремонт моста без транспортного коллапса - ума не хватает.
 
История строительства третьей взлетно-посадочной полосы аэропорта "Шереметьево" имеет все шансы превратиться в Химкинский лес-2. Проект предполагает вырубку леса, изменение русла реки Клязьма, нефтепровода и газопровода высокого давления. Кроме того, по моим данным, чтобы освободить под строительство полосы земли, необходимо переселить жителей трех окрестных деревень. И они уже пишут взволнованные письма премьер-министру. Это как раз те сакральные нюансы и тот комплекс проблем, о которых вчера говорила администрация Московской области, комментируя совещание по строительству полосы.

Между тем, есть еще один недовольный этой стройкой - конкурирующий аэропорт "Домодедово". Два крупнейших аэропорта уже обменялись любезностями по поводу этого проекта. У обоих растет пассажиропоток, оба строят терминалы или расширяют существующие и собираются в будущем обслуживать не один десяток миллионов пассажиров ежегодно.

И у "Домодедово" и у "Шереметьево" по две взлетно-посадочных полосы, они хотят по третьей. Ну и что, казалось бы? Пусть строят. Однако первому было отказано в строительстве ВПП-3, а второй получил на это согласие властей. Один из аэропортов - частный, второй - государственный. Где справедливость?

Эксперты сразу же заговорили о том, что "Шереметьево" развивают за счет "Домодедово". Кроме того, одна из действующих полос в "Домодедово" нуждается в реконструкции, и аэропорт боится не справиться с пассажиропотоком, принимая и отправляя самолеты только на одной полосе. Глава "Шереметьево" Михаил Василенко ответил очередным постом в блоге в таком духе: с одной полосой вполне справитесь, мы так уже работали. И вообще: если у государства есть свой аэропорт, то почему оно должно за свой счет развивать частный? "Может быть, было бы куда более логичным, если бы хозяева "Домодедово" озаботились бы этим сами и нашли инвестиции для своей взлетно-посадочной полосы?" Такой вариант развития событий был бы действительно логичным, если бы не одно "но".

Аэропортовый бизнес в России устроен таким образом, что аэродромы: взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, - это, по закону, государственное имущество, не подлежащее приватизации. Поэтому ремонт аэродромов, а уж тем более строительство новых полос - сугубо государственное дело. Как это происходит? Росавиация объявляет конкурсы на реконструкцию, выбирает генподрядчика, выделяет деньги, принимает работы, не привлекая для этого сам аэропорт. В общем, управляющая аэропортом компания, частная или государственная - неважно, - самостоятельно ничего с этим аэродромом сделать не может. Кроме как просто использовать для приема и отправки самолетов. Таков порядок.

И эти управляющие недовольны существующим положением вещей. По крайней мере, частные. Довольно красочно на эту тему высказался совладелец и первый заместитель гендиректора "Внуково" Виталий Ванцев в интервью Slon.ru: "Копейку [в аэродром] вложишь - в тюрьма пойдешь. Я, например, как частник готов профинансировать, прокредитовать реконструкцию аэродрома, а ФЗ 94 мне это запрещает. Нужно внести изменения и дать возможность проводить конкурсы, победителю конкурса кредитоваться под выигранный конкурс, потом передать реконструированный объект в оговоренный срок государству и получить за это деньги... Чем плохая схема?"

Схема хорошая. И, уверена, она устроила бы всех частных владельцев аэропортов: если они находят деньги на современные терминалы, то и на полосы нашли бы. Более того, они наверняка согласились бы передать реконструированное и расширенное государственное имущество по минимальной цене. Но раз такое в России невозможно, то где и какие полосы строить, будет решать государство.

А оно, как следует из протокола совещания у Владимира Путина, оказавшегося в моих руках и опубликованного ниже, считает, что "Домодедово" двух полос вполне достаточно. Поручение министрам Левитину, Кудрину и Набиуллиной звучит так: обеспечить финансирование и развитие Московского авиационного узла с учетом реконструкции существующих взлетно-посадочных полос в аэропортах "Внуково" и "Домодедово" и строительства третьей взлетно-посадочной полосы в "Шереметьево".

Конечно, не всегда одной воли государства достаточно. Интересно будет посмотреть, что оно будет делать с недовольными жителями деревень и как: не насильно же их выгонять из родных домов? Судя по ответу гражданам, площадь, необходимая для строительства полосы, уже определена. В "Шереметьево" о письмах знают. Мне там сказали: "С обращениями местных жителей в органы власти работают специалисты администрации Солнечногорского района и других госорганов, но решения будут приниматься после утверждения акта выбора земельного участка под ВПП-3. После утверждения акта все владельцы земельных участков и недвижимости, подпадающих под действие документа, будут проинформированы и собственникам предложены взаимоприемлемые формы компенсации согласно действующему законодательству РФ, в частности, Земельному и Гражданскому кодексу".
http://www.aviaport.ru/digest/2010/09/03/201511.html
 
Пытаясь убедить правительство строить новую взлетно-посадочную полосу (ВПП) не в Шереметьево, а у себя, аэропорт Домодедово нашел сильный аргумент: он готов потратить 2,4 млрд руб. собственных средств на выкуп земли под строительство, пишет сегодня газета "РБК daily". С учетом этого, по подсчетам Домодедово, создание новой ВПП обойдется всего в 20 млрд руб., тогда как в Шереметьево аналогичный проект может стоить 45 млрд руб. Впрочем, у Шереметьево тоже есть козырь: этот аэропорт принадлежит государству.

Вопрос о строительстве дополнительных взлетно-посадочных полос в московских аэропортах обсуждается уже несколько лет. До сих пор неформальным лидером в этом вопросе считалось Шереметьево: здесь фактически одна рабочая ВПП, что уже в ближайшее время станет серьезным сдерживающим фактором роста пассажиропотока. В Домодедово две полосы, но аэропорт тоже ждет заметного роста пассажиропотока, а потому активно включился в гонку за получение государственного финансирования (ВПП и инфраструктура аэродромов принадлежит государству).

Как рассказал изданию источник, знакомый с ситуацией, недавно на заседании комиссии в Министерстве экономического развития (Минэкономразвития) Домодедово представило свои аргументы в пользу строительства ВПП у себя. Согласно предварительным расчетам, новая полоса в Домодедово обойдется всего в 20,1 млрд руб. вместо предполагавшихся ранее 29,3 млрд руб. Сэкономить более 9 млрд руб. аэропорт предлагает за счет отказа от строительства дополнительного контрольно-диспетчерского пункта (4,3 млрд руб.) и ревизии расходов по ряду других статей.

Кроме того, Домодедово обещает потратить собственные 2,4 млрд руб. на выкуп земли под ВПП - для государства это прямая экономия. "В случае положительного решения о строительстве третьей полосы в Домодедово выкуп земель будет сделан за счет собственных средств", - подтвердил официальный представитель аэропорта Домодедово. По расчетам Домодедово, строительство аналогичной полосы в Шереметьево обойдется в 45 млрд руб., из них более 13 млрд пойдет на выкуп земли.

Участок 12 тыс. га под третью независимую полосу в Домодедово был зарезервирован постановлением правительства Московской области в 2005г. Он не застроен и занят частично самосевом. В Шереметьево участок под третью полосу также зарезервирован, но на нем может быть размещена полоса длиной 3 тыс. 200 м вместо необходимых 3 тыс. 600 м, что даст ограничения по приему крупных воздушных судов. Также потребуется перенос русел или устройство водоперепускных сооружений для рек Клязьма, Альба, Ключи.

Строительство в Шереметьево должно было начаться в 2009г. согласно федеральной целевой программе "Модернизация транспортной системы России на 2002-2010гг.". Как тогда отмечало руководство аэропорта, строительство ВПП будет стоить около 18 млрд руб. Тендер на проектирование полосы выиграла компания "Инж-трансстрой". В феврале этого года она должна была сдать проект полосы в Госэкспертизу, но так и не сделала этого.

Борьба аэропортов за строительство новой полосы вызвана тем, что, по словам нескольких собеседников газеты, средства в бюджете есть только для строительства одной полосы. Несмотря на то, что у Домодедово в этом споре есть экономические преимущества, Шереметьево является государственным активом, более того, готовящимся к приватизации, и такая стройка может повысить его капитализацию. Тем более что потребность у аэропорта в новой полосе есть, объясняет его официальный представитель. В ближайшие пять лет базовый перевозчик аэропорта увеличит перевозку пассажиров вдвое. "В течение полутора-двух лет мы выйдем на уровень, когда при хабовой модели развития бизнеса существующие полосы исчерпают свои возможности", - говорит официальный представитель Шереметьево.

К спору аэропортов за строительство ВПП не так давно присоединился комитет по транспорту Государственной думы, который заказал компании "Прогресстех" исследование перспектив развития московских аэропортов. "Прогресстех" сделал вывод, что развивать сразу несколько аэропортов не получится, эта модель является убыточной. Поэтому надо расставить приоритеты с учетом прогнозов роста пассажиропотока, а здесь у Домодедово более сильные позиции.
http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20101022093539.shtml
 
Наблюдательный, краткая перепечатка книги, вышедшей года два назад
 
Мавр, ответ неверный )))))))))))

---------- Добавлено в 18:05 ----------

не исключаю, что какие то наработки конечно могли где то встречаться раньше ))))

полная версия на сайте Прогресстеха: www.progresstech.ru
 
Реклама
Посмотрел отчёт Прогресстеха. Да, забавный труд наваяли :) Кратко тезисы, как я их понял:

- Для дальнейшего развития аэропортов привлекать местного московского пассажира мало. Нужно привлекать трансферного пассажира, и рубить с этого бабки.

- Лучше и выгодней всего привлекать не Российского трансферного пассажира (с пересадкой Россия-Россия или Международный рейс - Россия), а буржуя с деньгами (пересаживающегося с международного рейса на международный)

- В такой постановке вопроса внутреннюю конкуренцию между аэропортами следует похерить и отдать управление всем авиаузлом одной управляющей компании. То есть Домодедово не нужно будет конкурировать с Шереметьево, лучше пусть вся Москва конкурирует с Хитроу и Дубаем.

- Ну а раз у нас не будет конкуренции в аэропортовом узле, и нам нужен международный хаб, то лучше развивать аэропорт, наиболее технически пригодный на роль этого хаба. Это однозначно Домодедово.

И будет нам счастье. Аминь :)
 
не исключаю, что какие то наработки конечно могли где то встречаться раньше

Первые две части практически посимвольно совпадают с исследованием Прогресстеха 2005 года
http://www.aviaport.ru/digest/2005/02/28/88582.html и далее
Конечно, дополнены новыми данными, но примеры приводятся все те же самые, теми же словами, особенно сразу же вспомнилась Мальпенса

и "Балстрах-М"
Часть 1 http://www.aviaport.ru/digest/2005/01/17/87181.html
Часть 2 http://www.aviaport.ru/digest/2005/01/31/87605.html
Часть 3 http://www.aviaport.ru/digest/2005/02/07/87869.html
Часть 4 http://www.aviaport.ru/digest/2005/02/08/87893.html
Часть 5 http://www.aviaport.ru/digest/2005/02/28/88583.html
Часть 6 http://www.aviaport.ru/digest/2005/04/20/90171.html


Писали, видимо, одни и те же люди
 
Последнее редактирование:
Ну даже ежели и так, концепцию Домодедово (первоначальную, 60-х годов) они написали весьма неплохо :)И написанное сейчас мне представляется более чем здравым. И подкрепленные рассчетами (хотя к методике могут быть вопросы) цыфири, демонстрирующие выгодность для государства развития именно Домодедово, выглядят намного обоснованнее, чем разглогольствования Василенко в его ЖЖ
 
Мавр, ответ неверный )))))))))))

---------- Добавлено в 18:05 ----------

не исключаю, что какие то наработки конечно могли где то встречаться раньше ))))

Говорил же, что всё то же самое я уже читал ранее.
Спасибо Владу, который потратил время и доказал это фактами
 
Мавр, не демонстрируйте всем свою лень и невнимательность ))))
там полностью переработана доказательная база и добавлена куча нового материала . . .

сразу видно что вы прочитали только первые страницы, да и то выборочно ))))))
 
Назад