Королевский Военный музей, Брюссель.

    wetrolom

    Старожил
    Музей расположен удобно- в центре столицы, в парке. Сообщение превосходное- масса автобусов, метро и трамваи, есть автостоянка. Инвалидам обеспечивается помощь.
    Музей уютный, на грани тесноватого. Освещение для фотографирования недостаточное. Вход бесплатный ( у государства хватает средств не только на освещение автобанов).
    Авиационное отделение- в левом крыле.
    Хорошая обратная связь через сеть с сотрудниками музея- отставными генералами- адмиралами, сержантами и майорами.
    Ведётся научная работа. Есть доступ к её результатам, библиотеке, архивам.

    DSCF8475kl.JPG


    DSCF8474kl.JPG
     

    wetrolom

    Старожил
    Официально музей открыт 28 июня 1923 г. королём Альбертом I. Коллекция ведёт своё начало с 1910 г., когда Луи Леконте к Всемирной выставке собрал около 900 предметов, дающих представление о бельгийской армии 19-ого века.
    В Авиационном разделе музея, среди прочего, представлено более 50 самолётов ( из всего ок. 200 типов и модификаций) в разные времена состоявших (и не состоявших) на службе в ВВС Бельгии.
    Солидная коллекция аппаратов фанерно-полотняного периода.
    Один из первых самолётов, состоявший на вооружении бельгийской армии. Конструкция Луи Шрека, основавшего в 1913 г. Franco-British Aviation (F.B.A.) Company Limited.

    Schreck FBA Type H

    одномоторная летающая лодка с толкающим винтом с двигателем Испано- Сюиза 150 л.с.
    Тип В, отреставрированный в 1999 г., находится в Морском музее Лиссабона.

    DSCF8831kl.JPG


    DSCF8833kl.JPG
     

    wetrolom

    Старожил
    Реставрированный из "останков", переданных в 1972 г. потомками конструктора и промышленника Цезаря Баталье

    Bataille Triplan

    DSCF8798kl.JPG
     

    wetrolom

    Старожил
    Двухместный разведчик и лёгкий штурмовик (60 кг. бомб)

    Maurice Farman MF 11 Shorthorn

    Конструкция Мориса Фармана- брата более знаменитого Анри Фармана. Первый полёт был совершён в конце 1913 г.
    Именно MF 11 21.12.1914 г. впервые бомбил артпозиции немцев в Остенде.
    Строился по лицензии многими фирмами.
    В Бельгии применялся для борьбы с подводными лодками и разрушения ангаров дирижаблей.
    Есть в экспозиции музеев Австралии и Канады.

    DSCF8795kl.JPG
     

    wetrolom

    Старожил
    Caudron G-III

    Появился в мае 1914 г. благодаря усилиям братьев Гастона и Рене Кодрон.
    Широко использовался в Первой мировой войне в качестве разведчика и арткорректировщика. С середины 1916 г. из- за недостаточного вооружения и скорости использовался в качестве учебного.
    Кроме Франции строился в Англии и Италии.

    DSCF8820kl.JPG
     

    wetrolom

    Старожил
    Voisin 5 LAS Canon

    Разведчик и лёгкий бомбардировщик, построенный в 1915 году Габриелем Вуазеном. В этом случае брат- Шарль (погиб в 1912 г.)- тяготел больше к полётам, нежели конструированию.
    После окончания войны Габриель, сдружившись с Андрэ Ситроеном, занялся автомобилями.

    DSCF8818kl.JPG
     

    wetrolom

    Старожил
    Die Sopwith F-1 Camel

    Самый успешный британский истребитель Первой мировой войны - дальнейшее развитие Pup1 Герберта Смита.
    Согласно последним данным- более 3 000 сбитый самолётов противника! Один только канадский ас В. Д. Баркер одержал на нём 52 победы.
    Построено 5490 штук, несколько ещё живы.

    DSCF8811kl.JPG
     

    wetrolom

    Старожил
    Многоцелевой

    The Sopwith 1½ Strutter

    С апреля 1916 заступил на службу в Royal Naval Air Service и Royal Flying Corps.
    Имел воздушные тормоза и, впервые в Британии, синхронизатор стрельбы.
    Применялись Белой и Красной армиями в Гражданской войне.
    В Англии построено 1 439 шт., а вот во Франции- ок. 4 500 шт.
    Оригинальные в музеях- два в Париже и один в Брюсселе.

    DSCF8815kl.JPG
     

    wetrolom

    Старожил
    RAF RE.8

    У этого двухместного бомбардировщика имидж самой плохой модели Первой мировой войны. К сожалению его прозвище "Hurry Tate" приемлемо перевести не удалось, а было бы интересно- ведь их, тем не менее, с 1916 г. построили более 4 000 шт!

    DSCF8830kl.JPG
     

    wetrolom

    Старожил
    Bristol F2B

    Истребитель конструкции Фрэнка Бэрнуэлла предназначался для Англии и Польши. За 12 лет построено 5 329 Экземпляров. Летал в Новой Зеландии до 1935 г. Сохранились 3 образца, старейший из которых летал в Даксфорде 06.06.2006 г. на авиашоу.

    DSCF8824kl.JPG


    DSCF8826kl.JPG
     

    wetrolom

    Старожил
    Рене Анри, после банкротства в 1913 г., возвратился в авиастроение в 1916 г., создав совместно с Эмилем Дюпоном истребитель

    Hanriot HD.1 Hanriot-Dupont HD.1

    Бельгийский ас Вилли Копенс с апреля по октябрь 1918 г. сбил 3 самолёта и уничтожил 34 наблюдательных воздушных шаров. Все победы одержал, летая на HD.1
    Таким же экспонатом располагают музей морской авиации в Пенсаколе и музей ВВС Швейцарии в Дюбендорфе.

    DSCF8804kl.JPG
     

    wetrolom

    Старожил
    Одноместный истребитель

    SPAD S.XIII

    Получил второй, по сравнению с предшественником S.VII, синхронизированный пулемёт. Через месяц после первого полёта появился на фронте (май 1917 г.). Общий заказ на 10 000 машин был не выполнен в связи с окончанием войны. Воевал, кроме Франции, также на стороне Бельгии, Италии, Великобритании и США. Многие из 8 472 построенных, были экспортированы в Бельгию, Японию, Польшу и Чехословакию.

    DSCF8813kl.JPG
     

    wetrolom

    Старожил
    В музее находятся несколько самолётов фирмы, основанной в 1911 г. братьями Леоном и Робертом Моран и их другом Раймондом Солнье. Лётчиком- испытателем фирмы был знаменитый Ролан Гаррос.


    Morane-Saulnier MS.230

    В 30- ых годах- основной самолёт первоначального обучения во Франции.
    Построено свыше 1 000 шт.

    DSCF8834kl.JPG
     
    Последнее редактирование:

    wetrolom

    Старожил
    Morane-Saulnier MS.315

    Модель 1932 г.
    Заказчик- ВВС Франции
    Построено 356 шт., 33 из которых- после войны.

    DSCF8837kl.JPG
     

    wetrolom

    Старожил
    Percival P.1 Gull

    Лётчик- испытатель и участник авиационных гонок Эдгар Персиваль облетал свой самолёт 08.07.1932 г. За 7 лет было изготовлено 24 самолёта с многочисленными улучшениями для установления рекордов в гонках и дальних перелётах.

    DSCF8848kl.JPG


    DSCF8852kl.JPG
     

    wetrolom

    Старожил
    Нарушая примерную хронологию- другой экспонат музея этой фирмы из конца 30-ых г.г.:

    Percival P.34 Proctor

    Из общего числа выпущенных ок. 1 250 шт. Бельгия располагала шестью самолётами. Планировались для тренировок радистов, однако пять из них отправились в транспортную авиацию и один в истребительную школу.
    В музее находится поступивший в июне 1947 г. и побывавший в аварии 10.05.1949 г. экземпляр.

    DSCF8863kl.JPG


    DSCF8864kl.JPG
     

    wetrolom

    Старожил
    Среди экспонатов музея находятся 3 самолёта бельгийца Эрнеста Оскара Типса (02.10.1893- 10.03.1978).
    После окончания Первой мировой войны он и его коллега Марсель Лобель вернулись из Англии, где работали в British Fairey Aviation и основали дочернюю компанию около г. Шарлеруа. Как только позволила обстановка (завод был загружен производством Firefly и Fox), Э. Типс разработал ряд лёгких гражданских самолётов семейства Tipsy (что, вроде бы, по- русски, "пьяненький"?). Права на лицензионное производство некоторых модификаций были проданы в Англию и Южную Африку.


    Tipsy S.2 (на фото)

    Вариант с открытой кабиной.
    Было изготовлено 19 шт. с двигателями по 32 л.с. и 40 л.с. Несколько продано за границу.


    Лёгкий одноместный

    Tipsy Nipper

    появился в 1957 г. Двигатель 25 л.с.
    Отличался низкой стоимостью- 115 000 бельгийских франков, а в варианте самостоятельной сборки (кит)-50 000!
    Произведено 62 шт. до момента продажи лицензионных прав в связи с уходом Типса на пенсию.


    Tipsy Belfair

    Первый полёт совершён 11.11.1946 г.
    Построено 7 шт. фирмой Авион Фэйри
    На счету- мировые рекорды дальности полёта в категории до 500кг: 945 км. (1950 г.) и 2 632 км. (1955 г.).

    DSCF8849kl.JPG