Королевский Военный музей, Брюссель.

wetrolom

Старожил
Музей расположен удобно- в центре столицы, в парке. Сообщение превосходное- масса автобусов, метро и трамваи, есть автостоянка. Инвалидам обеспечивается помощь.
Музей уютный, на грани тесноватого. Освещение для фотографирования недостаточное. Вход бесплатный ( у государства хватает средств не только на освещение автобанов).
Авиационное отделение- в левом крыле.
Хорошая обратная связь через сеть с сотрудниками музея- отставными генералами- адмиралами, сержантами и майорами.
Ведётся научная работа. Есть доступ к её результатам, библиотеке, архивам.
 
Реклама
Официально музей открыт 28 июня 1923 г. королём Альбертом I. Коллекция ведёт своё начало с 1910 г., когда Луи Леконте к Всемирной выставке собрал около 900 предметов, дающих представление о бельгийской армии 19-ого века.
В Авиационном разделе музея, среди прочего, представлено более 50 самолётов ( из всего ок. 200 типов и модификаций) в разные времена состоявших (и не состоявших) на службе в ВВС Бельгии.
Солидная коллекция аппаратов фанерно-полотняного периода.
Один из первых самолётов, состоявший на вооружении бельгийской армии. Конструкция Луи Шрека, основавшего в 1913 г. Franco-British Aviation (F.B.A.) Company Limited.

Schreck FBA Type H

одномоторная летающая лодка с толкающим винтом с двигателем Испано- Сюиза 150 л.с.
Тип В, отреставрированный в 1999 г., находится в Морском музее Лиссабона.
 
Реставрированный из "останков", переданных в 1972 г. потомками конструктора и промышленника Цезаря Баталье

Bataille Triplan
 
Двухместный разведчик и лёгкий штурмовик (60 кг. бомб)

Maurice Farman MF 11 Shorthorn

Конструкция Мориса Фармана- брата более знаменитого Анри Фармана. Первый полёт был совершён в конце 1913 г.
Именно MF 11 21.12.1914 г. впервые бомбил артпозиции немцев в Остенде.
Строился по лицензии многими фирмами.
В Бельгии применялся для борьбы с подводными лодками и разрушения ангаров дирижаблей.
Есть в экспозиции музеев Австралии и Канады.
 
Caudron G-III

Появился в мае 1914 г. благодаря усилиям братьев Гастона и Рене Кодрон.
Широко использовался в Первой мировой войне в качестве разведчика и арткорректировщика. С середины 1916 г. из- за недостаточного вооружения и скорости использовался в качестве учебного.
Кроме Франции строился в Англии и Италии.
 
Voisin 5 LAS Canon

Разведчик и лёгкий бомбардировщик, построенный в 1915 году Габриелем Вуазеном. В этом случае брат- Шарль (погиб в 1912 г.)- тяготел больше к полётам, нежели конструированию.
После окончания войны Габриель, сдружившись с Андрэ Ситроеном, занялся автомобилями.
 
Die Sopwith F-1 Camel

Самый успешный британский истребитель Первой мировой войны - дальнейшее развитие Pup1 Герберта Смита.
Согласно последним данным- более 3 000 сбитый самолётов противника! Один только канадский ас В. Д. Баркер одержал на нём 52 победы.
Построено 5490 штук, несколько ещё живы.
 
Многоцелевой

The Sopwith 1½ Strutter

С апреля 1916 заступил на службу в Royal Naval Air Service и Royal Flying Corps.
Имел воздушные тормоза и, впервые в Британии, синхронизатор стрельбы.
Применялись Белой и Красной армиями в Гражданской войне.
В Англии построено 1 439 шт., а вот во Франции- ок. 4 500 шт.
Оригинальные в музеях- два в Париже и один в Брюсселе.
 
RAF RE.8

У этого двухместного бомбардировщика имидж самой плохой модели Первой мировой войны. К сожалению его прозвище "Hurry Tate" приемлемо перевести не удалось, а было бы интересно- ведь их, тем не менее, с 1916 г. построили более 4 000 шт!
 
Bristol F2B

Истребитель конструкции Фрэнка Бэрнуэлла предназначался для Англии и Польши. За 12 лет построено 5 329 Экземпляров. Летал в Новой Зеландии до 1935 г. Сохранились 3 образца, старейший из которых летал в Даксфорде 06.06.2006 г. на авиашоу.
 
Реклама
Рене Анри, после банкротства в 1913 г., возвратился в авиастроение в 1916 г., создав совместно с Эмилем Дюпоном истребитель

Hanriot HD.1 Hanriot-Dupont HD.1

Бельгийский ас Вилли Копенс с апреля по октябрь 1918 г. сбил 3 самолёта и уничтожил 34 наблюдательных воздушных шаров. Все победы одержал, летая на HD.1
Таким же экспонатом располагают музей морской авиации в Пенсаколе и музей ВВС Швейцарии в Дюбендорфе.
 
Одноместный истребитель

SPAD S.XIII

Получил второй, по сравнению с предшественником S.VII, синхронизированный пулемёт. Через месяц после первого полёта появился на фронте (май 1917 г.). Общий заказ на 10 000 машин был не выполнен в связи с окончанием войны. Воевал, кроме Франции, также на стороне Бельгии, Италии, Великобритании и США. Многие из 8 472 построенных, были экспортированы в Бельгию, Японию, Польшу и Чехословакию.
 
В музее находятся несколько самолётов фирмы, основанной в 1911 г. братьями Леоном и Робертом Моран и их другом Раймондом Солнье. Лётчиком- испытателем фирмы был знаменитый Ролан Гаррос.


Morane-Saulnier MS.230

В 30- ых годах- основной самолёт первоначального обучения во Франции.
Построено свыше 1 000 шт.
 
Последнее редактирование:
Morane-Saulnier MS.315

Модель 1932 г.
Заказчик- ВВС Франции
Построено 356 шт., 33 из которых- после войны.
 
Percival P.1 Gull

Лётчик- испытатель и участник авиационных гонок Эдгар Персиваль облетал свой самолёт 08.07.1932 г. За 7 лет было изготовлено 24 самолёта с многочисленными улучшениями для установления рекордов в гонках и дальних перелётах.
 
Нарушая примерную хронологию- другой экспонат музея этой фирмы из конца 30-ых г.г.:

Percival P.34 Proctor

Из общего числа выпущенных ок. 1 250 шт. Бельгия располагала шестью самолётами. Планировались для тренировок радистов, однако пять из них отправились в транспортную авиацию и один в истребительную школу.
В музее находится поступивший в июне 1947 г. и побывавший в аварии 10.05.1949 г. экземпляр.
 
Реклама
Среди экспонатов музея находятся 3 самолёта бельгийца Эрнеста Оскара Типса (02.10.1893- 10.03.1978).
После окончания Первой мировой войны он и его коллега Марсель Лобель вернулись из Англии, где работали в British Fairey Aviation и основали дочернюю компанию около г. Шарлеруа. Как только позволила обстановка (завод был загружен производством Firefly и Fox), Э. Типс разработал ряд лёгких гражданских самолётов семейства Tipsy (что, вроде бы, по- русски, "пьяненький"?). Права на лицензионное производство некоторых модификаций были проданы в Англию и Южную Африку.


Tipsy S.2 (на фото)

Вариант с открытой кабиной.
Было изготовлено 19 шт. с двигателями по 32 л.с. и 40 л.с. Несколько продано за границу.


Лёгкий одноместный

Tipsy Nipper

появился в 1957 г. Двигатель 25 л.с.
Отличался низкой стоимостью- 115 000 бельгийских франков, а в варианте самостоятельной сборки (кит)-50 000!
Произведено 62 шт. до момента продажи лицензионных прав в связи с уходом Типса на пенсию.


Tipsy Belfair

Первый полёт совершён 11.11.1946 г.
Построено 7 шт. фирмой Авион Фэйри
На счету- мировые рекорды дальности полёта в категории до 500кг: 945 км. (1950 г.) и 2 632 км. (1955 г.).
 
Назад