Крушение "Невского экспресса"

Так. Можно я, как неспециалист скажу?

Сперва - что говорит за взрыв:
Во-первых, слом рельса. Внимательно приглядевшись, можно заметить, что с одной стороны "отсутствующего" участка имеются следы деформации, а вот с той, куда клеса набегают - практически идеальный "срез", который в мталле, подвергавшемся повторным знакопеременным нагрузкам, может возникнуть практически только в одном случае - при ударной нагрузке, направленной перпендикулярно "привычным" нагрузкам (а головка рельса при набегании реборды колеса работает на изгиб относительно шейки - вот в ней и остались следы разрыва металла, а не скола. Но её прочности не хватило, чтобы удержать состав от схода). Как это проще всего получить? Да элементарно, взрывной волной направленного (!!!) взрыва наружу или вовнутрь полотна. Причем даже банальная скрученная в трубку газета прекрасно сработает в качестве направляющего устройства, врядли оставив следы после взрыва
Во-вторых, разрушение шпал. При безоболочечном ("бумажная" направляющая сгорит в первые мгновенья развития взрыва) взрывном устройстве время "горения" заряда относительно велико - соответственно, и высокое давление в зоне взрыва сохраняется долго (к том же -оно неравномерно), из-за чего находящиеся вблизи места размещения заряда бетонные (ключевое слово - "бетонные"!) шпалы превратятся в пыль, но вот железная арматура останется практически неповрежденной. Что и имеет место быть в обоих случаях. А вот как раз "распушенная" арматура шпал при взрыве 2007 года явно говорит о непрофессионализме подрывников - бомба была заложена либо под рельс (что объясняет "вывернутость" места скола), либо даже снаружи его. В случае же 2009 года заряд был пставлен более грамотно - изнутри полотна, что практически гарантирует расшивку полотна, которая под массой проходящих вагонов почти гарантированно приведет к сходу (а уж закончится сход опрокидыванием или нет - неизвестно).
В-третих - время и место подрыва. Если кто не заметил - в обоих случаях был выбран участок "спрямления" построенный в 90-е годы. А теперь - есть на форуме дорожники, а лучше путецы? Мне от них надо лишь одну цифру - время полного уплотнения земляной насыпи с гравийной подушкой (у мну противоречивые данные - но в любом случае, это больше 20 лет). То есть - ТОЛЬКО на этих нескольких км основание пути еще более-менее подвижно, то есть и сам путь, в целом, достаточно нестабилен (по-простому: не идально прямой, то есть реборды колпары поезда "колбасит" попеременно об левый и правый рельс достаточно часто, гораздо чаще, чем на других участках пути). Тепреь - время. Тут все просто: во-первых, в 9 вечера уже темно, что позвляет незаметно заложить заряд МЕЖДУ шпал (и в свете локомотивного прожектора посторонний предмет просто никому из проезжающих поездов, в т.ч. низкоскоростных, не будет видно). Более того - незадолго до Невского экспресса есть достаточно большое окно (и я абсолютно уверен, что оно есть и перед ниткой встречного экспресса, который проходит место подрыва всего через 2 минуты после Невского) - то есть, у террористов есть прилично времени, чтобы выйти на участок, заложить заряд и скрыться, не будучи замеченными мшинистами проходящих поездов, путевыми обходчиками и т.п. Ну и главное: Невский экспресс - это не просто поезд с людьми, это поезд с БОЛЬШИМ КОЛИЧЕСТВОМ богатых людей и чиновников. Особенно в пятницу в направлении на Питер и в воскресенье в обратном (а кто имеет доступ посмотреть нитки графика на обратный - есть там перед ним большое окно в оба направления, чтобы заложить бомбу?).
Так что мое мнение: подрыв с высокой вероятностью (скажем, 80%) имел место быть, причем в 2007 исполнителями были "борцы за идею", а вот в 2009 - уже присутствовал профессиональный подрывник (скорее всего - горняк, с опытом работы в открытых карьерах. И взрывчатка в этот раз была для буровзрывных работ - ВВ в картонной трубке с торцевым запалом).
Заказчики (точнее, те, кто готовил подрыв) - однозначно ребята с землеутроительным (дорожным или путейским) образованием и с мозгами: уж больно грамотно подобрано место и время...
Ну а что в 2007 году все закончилось благополучно, а во втором - "отделались" лишь 3 вагонами, говорит, скорее всего, о том, что устроители взрыва не имеют отношения к ж/д (т.к. не смогли просчитать поведение тяжелого состава на столь высокой скорости даже при разрыве пути).
 
Реклама
Кот,
Ни соглашаться, ни спорить не буду, так как дилетант в этом деле, но размышления Ваши весьма интересные и разумные.
 
даже банальная скрученная в трубку газета прекрасно сработает в качестве направляющего устройства

Спасибо, повеселили... Ржал аки скаженный. Разослал приятелям по студенчеству (специальность - боеприпасы и средства поражения).

("бумажная" направляющая сгорит в первые мгновенья развития взрыва
[

Сгорит? Да она даже нагреться не успеет. Для справки - скорость детонации банального ТНТ - 7 км/с.

время "горения" заряда относительно велико

Cм. спарвку о скорости "горения" (хотя там никакого горения нет и в помине) выше.

Резюме - написаноое - неграмотная чепуха.
 
Последнее редактирование:
vm,
Фрапессор, ну может хоть Вы старого практика спасёте от воинствующих теоретиков?!! :agree:
З.Ы.: Молчу, ибо метать бисер... (С) Он.......
Вот если бы противного практика неплохой теоретик с классическим образованием, ткнул носом в аналИз фото, процитированного нашим другом Xoid'ом....
Причём желательно в личку. ;)
 
Фрапессор,
ну знач не прав был. Не зря написал, что это мысли дилетанта.

Хотя мелкие (сантиметра 2-3 диаметром и 15-20 длиной) шашки для буровзрывных по малолетству и бабахали, запихивая в трубы (пока не поймали и уши не надрали). Тогда же и узнал, что выжили мы и не лишились конечностей (включая голову) лишь потому, что заряды эти весьма специфичные - их задача создавать высокое давление в месте взрыва достаточно длительное время - чтобы раскалывать породу, а не делать громкий бабах, как у пресловутого ТНТ (задача которого - придать максимальную начальную скорость осколкам оболочки).
В остальном (ну разве что окромя воздействия на металл) я, ясен пень, по взрывной части мало что понимаю
 
в старых стройотрядах о болгарках слыхом не слыхали - говорят когда надо было рельс нужной длинны отрезать - ножовкой не пилили (пилите, Шурочка), а делали так: вывешивали рельс что бы кусок хотя бы метра 2 свисал, ставят сверху зубило - и долбят по нему со всей дури кувалдой. Чисто откалывается, хоть сразу под сварку.
Так что не имея опыта наблюдения разрушения рельса от разных воздействий (взрыв, брак рельса или сварки, щелевая коррозия, доламывание колёсами, прострел болванкой и т.п) - судить по фотке от том что конкретно его сломало - бесполезняк.
 
Последнее редактирование:
Eugen, насчет зубила не слышал, но есть на вооружении ЖДВ такой аппарат для разрушения/разрезания рельс - вставляешь в него патрон от калашникова 7.62 и по бойку кувалдой - ломает очень чисто, как скальпелем. Видимо для большого вертикального воздействия рельс не рассчитан.
 
Назад