Кто был собственником советских самолетов?

timsz

Старожил
Ответы "Аэрофлот" и "весь советский народ" не предлагать :)

Интересует формальная сторона вопроса: на балансе каких предприятий числились борта? И вообще, какая была структура гражданской авиации? Например, чем авиапредприятие отличалось от авиаотряда?
 
Реклама
timsz, собственность при социализме - это вопрос очень сложный.
Согласно Конституции, собственником являлся именно Советский народ.
Полномочия собственника общегосударственной собственности (это не включает собственность КПСС, ВЦСПС, ВЛКСМ и некоторых других организаций) осуществлял Совет Министров, который, в свою очередь, делегировал права предприятиям и организациям.

Отдельные балансы имущества составлялись по всей вертикали, начиная с Министерств, затем -главки (в МГА - УГА, управления гражданской авиации), затем - авиапредприятие или ОАО (объединённый авиаотряд).

Насколько я знаю, авиаотряд уже был лётным подразделением и не имел отдельного бухгалтерского баланса.

Понятия, аналогичного "держанию акций" или "владению предприятием" не было. Имущество в балансах даже министерств учитывалось в натуре, хотя, конечно, с каждым уровнем иерархии - всё более агрегировано.

Балансовая стоимость имущества очень сильно отличалась от стоимости аналогов за рубежом... говорить о рыночной стоимости при социализме, в общем-то, не приходилось.

Но надо понимать, что имущество не принадлежало отдельному ОАО или УГА. Представитель собственника на ступеньку выше мог своим приказом изъять и передать в другое УГА или ОАО. Что и отражалось на балансах как передача.

Предприятий на хозрасчёте было мало, больше в ПАНХ и ЦУМВС. Остальные - сложная система дотаций, покрывающих убыточность авиаперевозок.
 
Спасибо!

А что представляло собой авиапредприятие? И где был главный бухгалтер в отряде или предприятии?) Я понимаю, если был главбух, то и баланс должен быть. И наоборот.

Я хочу разобраться, что при социализме было аналогом собственника и эксплуатанта сейчас.
 
Немного поправлю Уважаемого Бурундука.
Число летным подразделением был летный отряд под номером таким-то или ЛО № .. (а не авиаотряд). А авиаотряд = практически авиапредприятию. Например, весь аэропорт Быково был - "Быковский объединенный авиаотряд", в который входили и летные отряды и АТБ и пр. А Домодедово было - "Домодедовское производственное предприятие" или ДПО, соответственно, Внуково - ВПО, хотя на тер. существовал еще "Правительственный отряд № 235", как отдельно действующий субъект. Почему разнились названия (и возможно статус): БОАО и ДПО (ВПО) - не знаю. Шереметьево уже было в ранге управления - ЦУМВС (Центральное Управление Международных Воздушных Сообщений).
 
timsz,
Добавлю. В СССР всем владело, грубо говоря, государство. Сейчас, до недавнего времени самолетами как бы владели авиакомпании - эксплуатанты, хотя ВС давно уже покупаются частными лицами. Только что вышел Указ о полном оформлении ВС в частное пользование (например, конкретного физ. лица, например, Иванова Ивана Ивановича или юр. лица, например, Артель "Напрасный труд"), а авиакомпании будут эксплуатировать эти ВС по договору аренды с этим физ. или юр. лицом (реальным владельцем ВС).
 
Летательные аппараты и двигатели находились на балансе авиапредприятий(ОАО, ПО и т.д.)

В свое время существовали разные системы начисления доходов: до 1989 года очень применялись условно приведенные тоннокилометры что было полнейшим бредом.

Авиапредприятия эксплуатирующие Як-40, и Ан-24 а так же самолеты Местных Воздушных Линий и без достаточного количества проходящих/транзитных ВС были заведомо беспросветно убыточные. Не имея возможности устанавливать свои тарифы так как тарифная система была едина по всему СССР.

Начиная с 1989 года ввелась более гибкая система начисления доходов которая включала самолето вылеты по транзитному парку и много что еще нового. Эта система просуществовала несколько лет до введения взаиморасчетов за услуги которые пришли с развалом СССР.

NAV сказал(а):
А Домодедово было - "Домодедовское производственное предприятие" или ДПО

Домодедовское Производственное Обьединение

В производственное обьединение могли входить авиапредприятия с самостоятельным балансом администрацией и управлением по структуре входившей в обьединение и подчинявшейся ему. Пример КПО (Камчатское производственное обьединение) середины семидесятых до начала девяностых годов: головное предприятие Елизово оно же КПО и два ОАО в Халактырке и Корфе(Тиличики).
 
А на чьем балансе стоял, например, Ту-154 № 85327 Абаканского ОАО Красноярского УГА (это тот, которому перегрузку 3.2G устроили)? Я понимаю, Абаканского ОАО?

И могло ли такое быть, что борт стоит на балансе одного предприятия, а эксплуатируется в другом?

ЗЫ Ни у кого нет списка авиапредприятий СССР?
 
timsz сказал(а):
И могло ли такое быть, что борт стоит на балансе одного предприятия, а эксплуатируется в другом?

такое называлось Аренда или "совместная эксплуатация" встречалось время от времени
 
ДПО - конечно "объединение", "предприятие" написал ошибочно!

Кepим Aбдyл Джaбир сказал(а):
а так же самолеты Местных Воздушных Линий .

МВЛ-трассы знаю, аэродромы МВЛ знаю, самолеты МВЛ - НЕ ЗНАЮ!
Что такое самолеты МВЛ?:eek:

("...Казань брал, Шпака - не брал!...")
 
имеются в виду парк ВС выполняющих полеты на местных воздушных линиях т.е. вне союзного расписания и заказных рейсов соответственно, разумеется по местному расписанию
 
Реклама
Кepим Aбдyл Джaбир,
А МВЛ еще и - МЕЖДУНАРОДНЫЕ Воздушные Трассы!;)
 
Назад