Кто может дополнить статистику катастроф?

Lukas

Lukas

Старожил
Автор: Ольга САМОФАЛОВА, Источник: Rb.ru
Дата: 27 июля 2009 г., Город: Москва
Рубрика: ЧП;Транспорт;

Какой самолет чаще попадает в авиакатастрофу, в результате которой гибнут пассажиры, - американский Boeing 737 JT8D или российский "Ил-76"? Если думаете, что более опасным является "Ил-76", то вы ошибаетесь.

Самые первые версии семейства Boeing 737 были созданы еще в 1988 году, но более 500 таких самолетов до сих пор эксплуатируются. В августе прошлого года в Казахстане разбился Boeing 737 JT8D, принадлежащий Itek Air, вскоре после того, как Европейский союз запретил этому судну летать в Европу из-за недостаточного уровня безопасности. Такие инциденты помогают понять, почему эта модель возглавляет рейтинг самолетов наиболее часто подверженных катастрофам. Старые самолеты требуют более интенсивного ухода, чем новые. Тем не менее, б/у лайнеры эксплуатируются такими авиакомпаниями, которым зачастую не хватает средств для полного технического обслуживания и обучения пилотов, пишет BusinessWeek.

Используя данные лондонского страхового консультанта Ascend, BusinessWeek составил рейтинг самых опасных и безопасных самолетов на основе количества авиакатастроф со смертельным исходом. В рейтинг были включены модели самолетов, которые эксплуатируются по всему миру в количестве от 100 штук. В рейтинге не учитывались авиакатастрофы, связанные с терроризмом.

1. Boeing 737 JT8D

Итак, самым опасным пассажирским самолетом по числу аварий признан Boeing 737 JT8D. Одна авиакатастрофа со смертельным исходом приходится на 507 500 летных часов. Чем меньше эта цифра, тем выше опасность аварии. Это средний показатель за последние пять лет. Годы выпуска лайнера: 1967-1988 гг. Количество моделей, находящихся в эксплуатации (на конец 2008 года): 517 штук. Самая старая версия семейства Boeing 737 - JT8D по-прежнему эксплуатируются авиакомпаниями в бедных странах. Почти 30-летний Boeing 737 JT8D, эксплуатируемый киргизской авиакомпанией Itek Air, разбился недалеко от Бишкека в августе 2008 года. В катастрофе погибло 68 человек.

2. Ил-76

Одна авиакатастрофа на 549 900 летных часов.
Годы выпуска: с 1974 года и по сей день
Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 247.

Эта грузовая модель чаше всего встречается в парках авиакомпаний стран бывшего Советского союза, Ближнего Востока и в Африке. В 2003 году разбившийся Ил-76 иранской авиакомпании Iran Revolutionary Guard унес жизни 275 человек.

3. Ту-154

Одна авиакатастрофа на 1 041 000 летных часов.
Годы выпуска: с 1971 года по настоящее время
Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 336.

Ту-154 используется также большинством авиакомпаний из стран бывшего Советского Союза и соседних стран. Ту-154 иранской авиакомпании Caspian Air, следовавший из Тегерана в Ереван (Армения) разбился 15 июля этого года, унеся жизни 168 человек. Это была четвертая авиакатастрофа с участием Ту-154 в Иране с 2002 года.

4. Airbus A310

Одна авиакатастрофа на 1 067 700 летных часов.
Годы выпуска: 1983-1998 гг.
Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 191.

Крупные авиакомпании уже прекратили использовать эту модель европейского авиастроителя Airbus. Однако некоторые перевозчики из бедных странах, к примеру Pakistan International Airlines, продолжают летать на A310. Последняя катастрофа с участием A310 произошла 30 июня этого года. Лайнер A310 Yemenia Airlines, следовавший из Йемена на Коморские острова, упал в открытие море, все 153 человека на борту погибли. Чудом удалось спастись только 12-летней девочке.

5. McDonnell-Douglas DC-9

Одна авиакатастрофа на 1 068 700 летных часов.
Годы выпуска: 1965-1982 гг.
Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 315.

Эта модель самолета стала принадлежать Boeing после слияния в 1997 году с McDonnell Douglas. DC-9 по-прежнему эксплуатируется авиакомпанией Delta Airlines, которая получила их в наследство от Northwest Airlines, а также множеством других мелких перевозчиков в мире. В апреле 2008 года в доминиканской республике Конго разбился DC-9 авиакомпании Hewa Bora Airways, погибли 44 человека.

6. Ту-134

Одна авиакатастрофа на 1 087 600 летных часов.
Годы выпуска: 1964-1986 гг.
Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 223.

Ту-134, по размеру сравнимый с DC-9, широко используется авиакомпаниями из стран бывшего Советского союза и на Ближнем Востоке. По уровню шума двигатель этого лайнера не удовлетворяет западноевропейским стандартам, поэтому Ту-134 летает в основном по внутренним направлениям в России. В августе 2004 года разбился Ту-134 авиакомпании "Волга-Авиаэкспресс", погибли все 43 человека на борту.

7. Boeing 727

Одна авиакатастрофа на 2 306 300 летных часов.
Годы выпуска: 1963-1984 гг.
Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 412.

Большинство крупных перевозчиков давно заменили старые Boeing 727 на более новые и современные самолеты. Авиакомпания United Airlines, например, отдала один такой лайнер в Чикагский музей науки и промышленности еще в 1993 году. Однако за пределами США, многие перевозчики, особенно чартерные, продолжают эксплуатировать Boeing 727. Одна из авиакатастроф с этим лайнером произошла на Рождество 2003 года в африканской штате Бенин, погибли 151 человек.

8. McDonnell-Douglas MD-80

Одна авиакатастрофа на 2 332 300 летных часов.
Годы выпуска: 1980-1999 гг.
Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 923.

MD-80, созданные на замену DC-9, по-прежнему используется американской авиакомпанией Delta, а также рядом европейских перевозчиков, в частности Alitalia и SAS. Самая последняя авиакатастрофа с участием этого лайнера в США произошла в январе 2000 года: MD-80 авиакомпании Alaska Airlines упал в Тихий океан. В августе 2008 года погибли 153 человека, летевшие на таком самолете, принадлежащего испанской авиакомпанией Spanair, из Мадрида на Канарские острова.

9. McDonnell-Douglas MC-10

Одна авиакатастрофа на 2 908 800 летных часов.
Годы выпуска: 1971-1989 гг.
Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 153.

DC-10 относится к редкому числу самолетов, чья безопасность с возрастом, наоборот, повысилась. Ряд авиакатастроф со смертельным исходом в 70-х годах с участием этого лайнера привели к разработке изменений и улучшений самолета. В итоге последний несчастный случай с погибшими произошел в 1999 году, когда лайнер бывшего французского перевозчика AOM разбился в Гватемале. Сейчас этот самолет в основном эксплуатируют грузовые и чартерные операторы. Авиакомпания Biman Bangladesh является последней компанией, которая используется DC-10 на регулярных рейсах.

10. McDonnell-Douglas MD-11

Одна авиакатастрофа на 3 668 800 летных часов.
Годы выпуска: 1990-2001 гг.
Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 187.

MD-11 принес его создателю коммерческое разочарование, так как показывал невысокие показатели по эффективности использования топлива и другим параметрам. Правда, Finnair и KLM по-прежнему летают на этих лайнерах, но в основном используют для грузовых перевозок. Последняя авиакатастрофа произошла в 1999 году, когда DC-11 авиакомпании China Airlines загорелся при посадке в Гонконге во время тайфуна, тогда погибли три человека.

Далее в рейтинге BusinessWeek:

11. Boeing 737 CFMI

Одна авиакатастрофа на 4 836 900 летных часов.
Годы выпуска: 1984-2000 гг.
Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 1796.

12. Boeing 757

Одна авиакатастрофа на 13 744 400 летных часов.
Годы выпуска: 1982-2005 гг.
Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 973

13. Airbus A320

Одна авиакатастрофа на 14 050 200 летных часов.
Годы выпуска: 1988 по настоящее время
Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 3604

14. Boeing 767

Одна авиакатастрофа на 14 895 100 летных часов.
Годы выпуска: 1982 по настоящее время
Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 867

15. Boeing 737 NG

Одна авиакатастрофа на 16 047 900 летных часов.
Годы выпуска: 1997 по настоящее время
Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 2583

16. Boeing 747

Одна авиакатастрофа на 17 358 500 летных часов.
Годы выпуска: 1970 по настоящее время
Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 935

17. Airbus A330

Нет смертельных аварий в течение 2008 года
Годы выпуска: 1993 по настоящее время
Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 577

18. Airbus A340

Нет несчастных случаев со смертельным исходом
Годы выпуска: 1993 по настоящее время
Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 341

19. Boeing 777

Нет несчастных случаев со смертельным исходом
Годы выпуска: 1995 по настоящее время
Количество самолетов, находящихся в эксплуатации: 742
 
Реклама
Наблюдательный

Наблюдательный

авиатурист
ну не сказал бы что это прям мегатупость, просто записки дилетанта . . .
 
Lukas

Lukas

Старожил
Mavr, e320, ну зачем так сразу? Если опустить текстовую часть и девочкины домыслы\пояснения, а остаить только цифры - число катастроф на налет типа, то сама по себе такая статистика имеет смысл и, имхо, интересна.
По своему характеризует тип ВС - конечно, не только его чистую надежность, но достаточно серьехный комплекс факторов - уровень подготовки пилотов. приходящих на тот или иной тип, состояние дел "нишах"- т.е. в тех регионах и компаниях, в которых данный тип пристоен и т.д.
Один-два разовых случая с типом, конечно, ни о чем не говорят - вполне возможна любая случайность, но при сотнях и тысячах бортов, миллионах часов налета и десятках\сотнях инцидентах статистика становится уже серьезной.
например, недавно посмотрел статистику по L-1011 Tristar - а ведь за 4 десятка лет ни одной катастрофы- это при том, что борт эксплуатировался относительно массово, и в крайние десятилетия в основном по помойкам. А MD-11, например, гораздо больше, и очень многие катастрофы прямо или косвенно связаны с особеностями центровки самолета. Парк Ан-32 выбит чуть ли не наполовину - и в основе нарушения РЛЭ. Тоже характеризует ту нишу, куда пристроился самолет. И т.д. Вот так цифры и нарабатываются. Поэтому я и спросил, у кого есть данные по суммарной наработке тех или иных типов.
 
Наблюдательный

Наблюдательный

авиатурист
я бы сделал чуть умнее и добавил бы разбивку кол-ву экземпляров или суммарному налету типов . . . как это делается например в рейтинге роста аэропортов, от 10 до 25 млн, более 25 млн и т.п. . . . просто понятно, что рост 10% у мажоров - это опупенный успех, а 40% у какого нить мелкого - это всего 2 новых перевозчика . . .

так и тут сравнивать первые Б737-100/200 с А340 или с Ил86 - наверное это весьма глупо . . .
 
Последнее редактирование:
timsz

timsz

Старожил
ИМХО, интересная статистика. Понятно, что показывает один аспект, а их придумать можно много. Например, так как катастрофы происходят в основном во время взлетов/посадок, дальнемагистральные самолеты по этой статистике получают преимущество. Но и такая статистика довольно интересна.
 
E

Estay

Местный
В Казахстане Б737 никогда не разбивались с жертвами.
 
Юлий Владимирович

Юлий Владимирович

новичок с 2006 года
В Казахстане Б737 никогда не разбивались с жертвами.
ну, традиционно для журналистов перепутали Казахстан с Киргизией. С кем не бывает.)
 
Реклама
Horse

Horse

Истребитель авиакеросина
недавно посмотрел статистику по L-1011 Tristar - а ведь за 4 десятка лет ни одной катастрофы
29 декабря 1972 года над Национальным парком Эверглейдс во Флориде потерпел катастрофу "Локхид L-1011-Tristar" (бортовой N310EA) авиакомпании "Истерн". Погибли 100 человек.
 
Mavr

Mavr

редко летающий
в продолжение темы :D

Airbus полетит назад пустым
Самолет Airbus A-330 французской компании Air France в среду вечером при посадке в аэропорту столицы Республики Конго — Браззавиле — задел крылом здание, пострадавших нет, сообщает France Presse со ссылкой на конголезского министра гражданской авиации Эмиля Оуоссо, сообщает деловая газета «ВЗГЛЯД».

«С этим самолетом произошел незначительный инцидент в среду вечером в аэропорту Майя-Майя в Браззавиле. Сразу же после приземления самолет выполнял маневр на взлетно-посадочной полосе, и кончик его крыла задел здание», — сообщил министр.

По его словам, на борту лайнера находились несколько десятков человек, никто не пострадал.

Эмиль Оуоссо добавил, что, хотя специалисты оценивают техническое состояние А330 как нормальное, из соображений безопасности самолет вылетит обратно во Францию без пассажиров.

Анатолий Долинин, историк науки и техники:

Может показаться, что с Аэробусами все время что-то происходит, но цифры говорят об обратном. С 1994-го года Airbus A-330 было потеряно 5 машин, ИЛ-62, например, 6, а Boeing 737 — больше 50.

Так что Аэробусы — хорошие самолеты. А случай, о котором идет речь, — скорее, вообще случайность или какая-то халатность пилота. Не думаю, что стоит говорить о том, что есть какая-то тенденция, согласно которой можно было бы говорить о том, что Airbus более опасен, чем другие машины.

Безопасность полетов всегда была принципиальной задачей инженеров и техников, но пока абсолютно безопасных машин не существует. Сомневаюсь, что они вскоре появятся. Впрочем, даже если спокойной сидеть на телеге и ехать куда-нибудь на ярмарку, и то можно убиться: история знает и такие случаи.

http://actualcomment.ru/news/5097.html
 
X

Анатолий Долинин, историк науки и техники:

Может показаться, что с Аэробусами все время что-то происходит, но цифры говорят об обратном. С 1994-го года Airbus A-330 было потеряно 5 машин, ИЛ-62, например, 6, а Boeing 737 — больше 50.
и по традиции: "....а Ил-86 ни одного"
 
Horse

Horse

Истребитель авиакеросина
вы вправду считаете, что разбираетесь в статистике лучше страховых консультантов, посчитавших эти цифры?
Существуют три вида лжи:
-ложь явная,
-ложь скрытая,
-статистика.
Это цитата.
 
Nuagechka

Nuagechka

Новичок
Существуют три вида лжи:…
угу, "lies, damned lies, and statistics" – почти "народная мудрость", обычно приводимая как цитата Марка Твена. И те, кто в этой сфере работают, помнят об этом не хуже остальных :) Тока в этой теме, кажется, исходно заговорили именно о статистике? И стали рассуждать, какая статистика умнее будет... А то, что на старом Б-737, которому уже над Европой запретили летать, летать страшно – так для этого никакая статистика не нужна, и никакая ложь не поможет. И, по традиции, "…а Ил-86 ни одного…" ;)
 
Lukas

Lukas

Старожил
Nuagechka, и 737-200, и Ил-86, и многим другим типам запретили летать не по возрасту, а пошумам и эмиссии. Надежность там не при чем.
 
X

Nuagechka, я, лично, против статистики аварийности ничего не имею против. Но я очень много имею против сравнительной статистики.Уже один тот факт, что отраслевые организации такими сравнениями не занимаются, поскольку методов для таких сравнений нет и практической пользы от таких сравнений тоже нет, говорит о многом. Какими соображениями могут руководствоваться страховщики, сваливая в одну кучу самолеты с разным налетом и разным применением (что военно-транспортный Ил-76, многие из которых были потеряны в ходе боевых действий, делает среди гражданских пассажирских самолетов?)? Наверное, есть у них какие-то свои корыстные интересы в такой статистике.

Общепринятым в отрасли показателем, на основе которого расчитывается аварийность, является количество вылетов (departures). В боинговском отчете объясняется почему:

Departures (or flight cycles) are used as the basis for calculating rates, since there is a stronger statistical correlation between accidents and departures than there is between accidents and flight hours, or between accidents and the number of airplanes in service, or between accidents and passenger miles or freight miles.
Если уж так хочется сравнивать, нужно брать самолеты с аналогичным кол-вом вылетов, а то, действительно, получится, что Ил-86, к-х было выпущено, по-моему, 106 штук и имеющий соответствующее кол-во вылетов, окажется самым безопасным по сравнению с западными самолетами, у которых почти у всех уже больше 1 млн. вылетов (а у 737 и А320 уже больше 2 млн.).
 
Реклама
timsz

timsz

Старожил
Как раз страховщикам такая статистика нужнее всего, так как они на этом зарабатывают. И они вполне могут сравнить грузовик и пассажирский самолет, так как для них в итоге все приводятся к одному эквиваленту - стоимости страховки.

Я как-то из всех методик статистик именно страховщикам готов верить больше других, так как они рублем отвечают.