Курилы, август 2010

Мышьяк

Местный
Ровно год прошёл с момента моей поездки на малую Родину – Курилы ( http://aviaforum.ru/threads/24281&highlight=%F1%E0%F5%E0%EB%E8%ED+%EA%F3%F0%E8%EB%FB ), и вот наступила пора нового путешествия и нового отчёта.
Традиционно – спасибо друзьям-попутчикам за компанию и фотографии (особо фотки не обрабатывал по причине неумения, так что рассчитываю на снисхождения здешних фотогуру :) ).
Итак, по итогам прошлогоднего путешествия остались места, которые мы по тем или иным причинам не успели посмотреть на Итурупе, а потому, планируя маршрут новой поездки, основной задачей рассматривали возможность всё-таки попасть на юг острова. Это требовало времени и определённого везения с погодой, а потому просто необходимо было как можно меньше времени провести на Сахалине, куда мы слетались со всей территории СНГ, и как можно скорее оказаться непосредственно на Итурупе, чтобы иметь в запасе пару-тройку дополнительных дней. В прошлом году на остров с Сахалине мы попали водным путём, на теплоходе «Игорь Фархутдинов» с Корсакова. Вариант беспроигрышный в плане погоды, но не очень предсказуемый в плане продолжительности переезда (т.е. «переплыва» - от суток до трёх), расписания рейсов и наличия билетов (в прошлом году билеты на август нам брали местные ребята аж в мае, в первый день продаж). В этом же году именно в нужное для нас время единственный теплоход, регулярно осуществляющий рейсы с Сахалина на Курилы, ушёл на ремонт, а потому оставался только один вариант попадания на Итуруп – воздушный. С Хомутово в Буревестник (аэродром на Итурупе) летает САТ, даже есть расписание (четыре раза в неделю), но, по сути, рейсы выполняются по погоде, которой в Буревестнике почти не бывает. Именно это и пугало – застрять на гостеприимном Сахалине в часе лёта от Итурупа совсем не хотелось (несмотря на настойчивые предложения от сахалинских друзей).
Итак, в феврале были приобретены по спекулятивной цене билеты по маршруту Минск-Москва-Хабаровск-Южно-Сахалинск «Аэрофлотом», которые затем, после известной отмены дальневосточной программы Нацпером, были обменены на более удобные, но и более дорогие тикеты Минск-Москва-Южно-Сахалинск. Удалось даже невозможное – забронировать по телефону из Минска билеты САТа до Буревестника (с вылетом через день после прилёта в Хомутово), так что перед стартом в долгий путь единственное, что настораживало – это информация от итурупских аборигенов о традиционно нелётной погоде на острове. Вырисовывалась перспектива многодневного травмирования печени в Южно-Сахалинске…
5 августа – вылет из Минска дневным рейсом в Шереметьево. Сержик «Белавиа» почти полон командировочными и прочими бизнес-персонами в строгих костюмах и галстуках, на фоне которых я в походном обмундировании смотрелся как минимум экзотично. Впрочем, была ещё одна команда – три парня с дорогими тубусами и брендовыми рюкзаками – при получении багажа в Москве, увидев мой скромный чехол со спиннингом, задали вопрос характерным тоном «Тоже типа на рыбалку, да? Мы то в Астрахань, на Волгу, а ты?» После моего ответа, что я «вообще-то немного подальше, на Тихий океан, горбуши потягать» у них вопросов больше не возникало :)))
Перебравшись из Шереметьево-1 в терминал «Д» на бесплатном автобусе по внутреннему кольцу аэропорта (быстро, удобно), был приятно удивлён – чтобы ни говорили о мелких косяках и незавершённостях (типа неработающих лент эскалатора и т.д.) терминал Д показался по-настоящему «пассажирооринтированным» - надеюсь, также просторно и удобно там будет всегда. Впрочем, перед выходом на посадку небольшую толпу пассажирам всё-таки удалось создать – ну зачем сидеть в свободных креслах, зная, что посадка задерживается на полчаса, когда можно эти полчаса потолпиться у закрытого гейта. В общем, вылетели в итоге с часовой задержкой (по словам КВСа, это было связано с неприбытием на посадку пассажира и необходимостью выгрузки его багажа). Ил-96 взлетел из затянутой смогом Москвы, как всегда, неторопливо, солидно, и так же спокойно, без намёка на турбулентность, прошёл весь полёт.
Конечно, для почти девятичасового полёта только газет и инфлайта в качестве бортового развлечения явно недостаточно, но, в случае с рейсом «туда», лучшим делом в полёте является крепкий сон, чем я и занялся, поужинав и посмотрев на закат в иллюминатор.
Проснулся за два часа до посадки, как раз к завтраку. К слову, питание на рейсе вполне достойное – никакой горелой пищи (о которой кто-то писал в аналогичной отчёте летом) не наблюдалось, бортпроводники были максимально вежливы и приятны.
Сахалин встретил жарой, ясной погодой и традиционной толпой встречающих московский рейс за забором лётного поля в Хомутово. Изменения за год коснулись парковки у терминала – её заметно сократили, но теперь самим пассажирам и их встречающих стало явно просторнее и удобнее у не самого современного здания аэропорта.
Встретились-обнялись с сахалинскими ребятами, и тут – объявление по терминалу о задержке регистрации рейса на Буревестник. А он-то в этот день должен был уже улететь! Это даёт нам шанс поменять наши билеты и улететь на остров в этот же день, без остановок на Сахалине. Коммуникацию с авиакассиром взял на себя «наш человек в Хомутово» Денис – за что ему огромное спасибо – и уже через час после прилёта из Москвы мы стояли в очереди на регистрацию на Буревестник. Счастливое стечение обстоятельств – наличие погоды на острове (первый раз за неделю), задержка рейса из Хомутово (благодаря которой мы успели с московского рейса) и наличие мест в самолёте – словом, отпуск начинался более чем позитивно.
Правда, в самолёт на Бурик мы попали не сразу – подъехали на перронном автобусе к САТовскому Ан-24, постояли возле минут десять у борта – и поехали обратно в терминал («По метеоусловиям аэропорта Буревестник посадка на Ваш рейс будет объявлена дополнительно»). Час ожидания коротали за пивом и обсуждением дальнейших планов. В это время сел второй борт Аэрофлота из Москвы – там летело ещё 8 участников нашей банды – им повезло меньше – на наш рейс они уже не успевали, и минимум двухдневное ожидание следующего самолёта в Буревестник им было гарантированно.
Итак, около трёх часов дня мы вторично загрузились в перронный автобус и поехали к самолёту на Буревестник. Удивительно, но на этот раз мы подъехали к «Дэшке» - таким образом, у меня возникла перспектива полёта на новом для себя типе самолёта – Dash-8. Самолёт однозначно понравился – свежий, чистый салон, просторная компоновка, почти полное, по сравнению с Ан-24, отсутствие шума. Кабинный экипаж – две проводницы, бортпитание – чай/кофе/соки/воды + большая шоколадка. Угостил девчонок белорусскими конфетами, очень удивились, чего меня сюда занесло, в такую-то даль :) Летели позитивно, одним словом, любовались видами острова – заход в Бурик по коробочке, так что почти весь остров удалось посмотреть с высоты – погода позволяла.
Мягкая посадка на старенький, но такой родной аэродром, местный пёс встречает всех у трапа. Багаж забираем сами – работник аэропорта просто выгружает его из грузового отсека на бетонку. Экипаж (два человека) курят в стороне, а мы выходим с рюкзаками к страшному на вид бараку (это и есть аэропорт Буревестник) и к «визитной карточке воздушных ворот острова» - остаткам Ил-14 с характерной надписью на киле – «Беги отсюда». Островная часть поездки началась!
 
Реклама
Вторая половина нашей группы, прилетевшая в Южно-Сахалинск позже и не попавшая на рейс Буревестник в этот день, по воле метеобогов застряла на Сахалине на пять дней. Так уж получилось, что место, выбранное сначала японцами, а потом и советскими ВВС для основного (а в наше время – единственного) аэродрома на Итурупе, крайне неудачно с точки зрения погоды – открытая вода с трёх сторон, как следствие, постоянно нагоняемый с океана туман превращает вопрос путешествия на остров воздушным путём в лотерею. Результаты лотереи в нашем случае – это пять дней ожидания: утренний звонок в Хомутово, задержка рейса до 14-15 часов, потом отбой до завтра, рыбалка, рыбалка, рыбалка…Друзьям на Сахалине было тяжелее – до Итурупа оставался последний рывок, но на погоду воздействовать возможности не было. Оставалось только пользоваться благами сахалинской цивилизации и инфраструктурой отеля, куда САТ заселил пассажиров-курильчан на это время (отель «Панорама», к чести авиакомпании, оказался вполне достойным).
Но, как говорится, не прошло и недели, как над Буревестником возникло окно, куда САТ оперативно запустил три свои борта, на которых и прилетели остальные учатсники нашего путешествия. Отметив встречу на травке у, стесняюсь сказать, терминала (читай – барака) аэропорта, стартовали к первой «визитной карточке» острова – перевалу Чёртовка, дорога к которому идёт по тихоокеанскому берегу, почти идеально ровному – именно тут все местные автомобилисты разгоняют свои джипы до невиданным по местным меркам скоростям – искусственных дорог аналогичного качества на острове просто нет. В этот же день «Курильский асфальт» испытывала на прочность и более тяжёлая техника – местные военные перегоняли танки.
Погода благоприятствовала купанию – в Тихом океане удалось помочить не только сапоги, но и кое-что повыше, но остановка на Чёртовке не заняла много времени – на следующий день был запланирован главный марш-бросок путешествия – поездка на юг острова, в район заброшенной погранзаставы Лесозаводское и красивейшего вулкана Атсонопури. А потому, погрузившись в любезно предоставленные местными ребятами внедорожники, мы рванули в Горный (по прежнему печальное зрелище – полуживой военный городок в семи километрах от аэродрома), где нас ждал зафрахтованный гусеничный тягач – единственное транспортное средство, способное по абсолютному бездорожью перебросить нас в точку назначения.
 
О нынешней жизни в Горном можно говорить или никак или… Ну очень сложно назвать позитивным вид из окна на десятки брошенных жилых домов, заросшие травой и бамбуком улицы, развалины взорванных после землетрясения 1994 года школу и дом офицеров… Впрочем, как я уже уже писал в прошлогоднем отчёте, человек привыкает ко всему – в Горном сравнительно много детей, школа обустроена в бывшей казарме, в одной из брошенных квартир обустроена баня и есть даже кабак (единственный на пол-острова), официально называемый «офицерским кафе».
 
В Горном, как я уже говорил, мы заранее договорились с владельцем списанного военными ГТТ, который в частных руках успешно приносил прибыль, транспортируя таким как мы «туристов» и прочих любителей приключений в различные труднодоступные места острова.
Переночевав в квартире, предложенной в качестве бонуса водителем нашей «железяки», наутро загрузили весь свой многочисленный скарб под тент, сами разместились там же, насколько позволяло ограниченное рюкзаками и палатками место. До точки назначения от Горного – примерно 60 километров по дороге (направлению) и просто по «целине».
Передать ощущения от поездки на ГТТ по бездорожью сложно, но танкисты и сочувствующие поймут, а фото хоть немного, но воспроизведут “дорожную обстановку». С учётом того, что по колее мы проехали первые километров 10 вдоль берега Тихого океана, а потом дорога кончилась и осталось только направление, скорость наша была совсем маленькой. Многочисленные подъёмы и спуски, форсирование рек и ручьёв – в общем, те самые 60 километров мы преодолели за 8 часов чистого путевого времени. На вопрос о расходе солярки наш водитель Илюха невозмутимо ответил: «литров 100 сожгли, на обратном пути заправимся». Как потом выяснилось, заправка на обратном пути представляла собой поиск «нычки» в виде бочки солярки, спрятанной во время предыдущей поездки сюда «на всякий случай».
Медленно, но верно ГТТ полз вверх-вниз, мы периодически высовывались в люки подышать-посмотреть вокруг. Что сказать? «Распространение наше по планете теперь особенно заметно вдалеке». У японцев в этой части острова была насыпная дорога, мосты, дамба, узкоколейная железная дорога. Спустя 60 лет не осталось ничего – только несколько мостовых опор на речках, да остатки дамбы, взорванной в 2000-х погранцами после расформирования последней на острове полноценной погранзаставы.
Зато природа просто буйствует. И пытается выжать (и выжить) максимум из короткого Курильского лета.
 
Примерно на полпути до нужного нам района (залив Доброе начало, п. Лезозаводское) сделали остановку в ещё одном «атмосферном месте» - брошенной погранзаставе Йодная. Погранцы ушли отсюда в начале двухтысячных, и судя по сохранившимся до сих пор в казарме вещам, детским игрушкам и прочим предметам обихода, уходили военные быстро. Место, как ещё пара тройка аналогичных на острове, могло бы стать отличной локацией для съёмок фильма типа «Сайлент Хилл» или «Как я провёл этим летом».
 
Буквально за пару километров до окончания пути нас ждал ещё один экстрим – наш ГТТ, преодолевший до этого все мыслимые и немыслимые преграды, чуть не ушёл под воду. В отличие от большинства итурупских рек, быстрых и мелких, речка с безобидным названием Тихая нас не пропустила – ГТТ сел в яму, болотистый берег не давал гусеницам зацепиться за что-либо твёрдое и мы благополучно сели в жижу почти до тента. Сначала честно пытались копать, потом также безуспешно подкладывали под гусеницы берёзки (тонкие и бесполезные). В общем, промаявшись пару часов (хорошо, что «у нас собой было»- а иначе было бы совсем грустно), уже начали думать о ночёвке в ГТТ. Но невозмутимый водитель Илюха, одев болотные сапоги, форсировал речку и пошёл искать помощь на берег Охотскjго моря. До него оставалось пару километров и, по данным Ильи, где-то в этом районе должны были бракон… заниматься промыслом рыбаки. Была надежда, что у них или есть транспорт, или радио для связи с внешним миром.
Илюхи не было пять часов – сидя в ожидании его на ставшем уже родным тенте ГТТ даже суровые мужики чувствовали свою беспомощность перед не менее суровой природой. Не говорю уже о мыслях про голодных медведей, которые наверняка следили за застрявшими туристами («туристы в железной банке» - завтрак медведя :) ).
А в это время Илюха вёл многораундовые переговоры с боссом рыбацкой бригады, у которого в распоряжении оказался аналогичный ГТТ в получасе езды от того места, где застряли мы. Дикие края – и дикие нравы: непрошенных гостей рыбаки ну никак не хотели видеть на «своей территории». Для справки: данная часть острова является официальным заказником, что впрочем, с учётом отсутствия какого-либо контроля, совершенно не мешает уже который год целой артели заготавливать рыбу и икру почти в промышленных масштабах.
Со стороны это могло показаться вестерном – к нам на открытом ГТТ подъехала целая команда с ружьями и собаками, предводитель которой первым делом предложил нам после спасения «железяки» отправляться в обратный путь «(«здесь наша территория и делать Вам тут нечего»). Понятное дело, что после многочасового переезда, да ещё и на ночь глядя, ни о какой обратной дороге мы и думать не могли. После «беседы» на повышенных тонах, которую один из нашей команды (сразу чувствовалось – не зря человек является успешным юристом) снимал камерой, предводитель команчей дал, наконец, команду на спасение нас, бледнолицых и слегка нетрезвых. Из ГТТ рыбаков было извлечено подобранное ими на отливе здоровенное бревно, которое мы привязали к наших гусеницам. Таким образом, дав, задний ход и протащив под собой бревно, наш ГТТ благополучно выполз из ямы. Теперь нас было не остановить :) Договорившись, что непосильному труду по уменьшения морских запасов мы рыбакам мешать не будем, а также отблагодарив их за помощь «огненной водой», мы форсировали всё-таки речку Тихую и рванули дальше. Через пару километров выскочили на побережье Охотского моря – это был залив Доброе начало и, уверен, самый красивый вулкан всех Курил – Атсонопури. То, что не удалось сделать в прошлом году, теперь получилось!
 
Залив Доброе начало – это 20 километров отличного пляжа из чёрного вулканического песка + шикарнейший вид на вулкан, у подножия которого в советское время стояла погранзастава, в японское время – лесопилка, ну а сейчас – рыбаки.
В километрах десяти от бывшей заставы мы оборудовали лагерь. Как и в прошлом году, пытались не обращать внимание на присутствие мишек – их свежие следы были повсюду. Но медведь всё-таки умное животное – судя по следам на песке, косолапые спокойно обходили наш лагерь по берегу, сохраняя дистанцию. Зато лисы были готовы кормиться из рук – позволяли себя спокойно фотографировать, ночью подчищали оставленные незакопанными остатки трапезы и даже украли кроссовку одного нашего товарища (обувь нашли наутро в 100 метрах от лагеря – видимо, она оказалась не очень вкусной). Зато вкусно было нам – в море бешено хватали блёсна кунджа и горбуша, в ручье – мальма, так что все пять дней пребывания в лагере мы соблюдали икорно-рыбную диету, хотя не обошлось и без изысков от наших спутниц – плов с тушёнкой, например, чем не деликатес :)
Любуясь на красоту вокруг, задавал себе крамольный вопрос: если бы острова остались у японцев – что было бы здесь сейчас? Как минимум – курортный городок с пляжем, несколькими отелями и всеми возможными опциями для рыбаков и охотников. И вопрос доставки сюда был бы тоже решён. Кстати, на берегу залива обнаружился «железный скелет» паровоза – а значит, и сюда потомки самураев как минимум 60 лет назад проложили железную дорогу.
 
Последнее редактирование:
Реклама
Не похоже на паровоз, скорее локомобиль - стационарная паровая установка.

Это так, уточняя :)
 
очень интересно, правда. а чего японцев ждать? мотивировать какого-нибудь локального олигарха (из тех же рыбаков-робингудов) на создание тур-тропы со всеми аксесуарами. я вам с европы группу наберу, десяток человек посмотрели ваши фотографии и полезли смотреть календарь отпусков на предмет "когда вылетаем?"
 
По моим скромным наблюдениям - пока (и на ближайшее будущее точно) единственная мотивация для местных - это рыбно-икорный заработок. В этой сфере крутятся огромные деньги и соответствующие прибыли - так зачем кому-то рисковать с инвестициями в туризм, когда можно гораздо легче срубить бабла, арендовав речку или заливчик и черпать из них рыбку :(
 
В районе Лесозаводского мы простояли 5 дней – рыбачили, осматривали окрестности, предприняли неудачную попытку взойти на сам вулкан. Как и в прошлом году, наш лагерь был хорошо заметен с моря, а потому не обошлось без гостей – рыбаки на баркасах приходили посмотреть на пришельцев, удивиться географии нашей группы, оставить свои презенты (макрелью килограммов под 15 можно было питаться несколько дней).
 
Обратный путь был не менее труден – и хоть руки уже привычно хватались за всё, что могло удержать тело в загруженном кузове ГТТ, не обошлось без синяков на память о переезде. Часть пути (пару километров) прошли пешком – гружёный ГТТ мог не забраться на сопку, мы с удовольствием подышали свежим океанским воздухом (погода в отличие от пути туда была просто сказочной), встретили суровых пеших туристов из Москвы, третий день шедших нашей дорогой (отчаянные люди – без оружия ночевали в бамбуке) с Охотского побережья в район Буревестника. Взяли их к себе на борт, доехали до аэродрома, где благополучно сломались. Запасного топливного насоса, естественно, с собой не было, но уже была мобильная связь, и, совершив, пару звонков, Илья вызвал помощь. На буксир нас взял КРаЗ и, не спеша, мы караваном докатили до Горного – отмываться после многочасовой поездки.
 
В Горном, как и в Буревестнике (где, напомню, располагается единственный действующий аэродром острова) был традиционный туман. В запасе у нас было ещё три дня, и, надеясь на благосклонность небесной канцелярии к моменту нашего запланированного отлёта, мы решили рвануть на север острова, в район Ветрового перешейка – ещё одной точки, куда не удалось попасть в прошлом году.
Это место опять же расположено на побережье Охотского моря, за полуостровов Чирип, и знаменито по нескольким поводам. Во-первых, это т.н. Белые скалы – пятикилометровый участок побережья с пемзовыми скалами и белоснежным пемзовым же песком. Во-вторых, Ветровой перешеек – самое узкое место острова (около 7 километров), и в случае хорошей погоды из одной точки видны сразу и Охотское море, и Тихий океан. С учётом того, что по пути туда мы планировали ещё заехать на термальные источники на вулкане Баранского, то программа заключительной части похода обещала быть тоже насыщенной.
Отмывшись в баньке, совершив набег на местный кабак с полным опустошением кухонных запасов, переночевали в Горном и наутро двинулись на север. ГТТ остался на ремонте – мы пересели в два полноприводных бусика, которые в совей обычной жизни выполняли роль маршруток между Горным и другими посёлками острова.
Проехав с остановками в магазинах райцентр острова – посёлок (официально именуемый городом) Курильск и Рейдово (посёлок, где успешно функционирует самый крупный рыбокомбинат в России, если верить официальной информации), оказались снова на берегу Охотского моря. Разбили лагерь в ложбинке между песчаными дюнами, по соседству с зарослями брусники и шиповника. Место красивое, но богатое на насекомых – так меня уже давно не грызли комары, как в районе Белых скал :( Стесняюсь за интимную подробность, но и большую нужду так быстро, как там, я не справлял никогда и нигде – комары не давали ни малейшего шанса предаться философским размышлениям параллельно основному процессу.
Рыбалка была традиционно хороша, но не она была главной целью поездки в этот район – утром погрузились в машины и по берегу поехали к Белым скалам. Место действительно заслуживает посещения – несколько километров белого песка и смешанного с вулканическим чёрным, причудливые пемзовые скалы с зелёными шапками, тёплое море – словом, ещё один потенциальный курорт. Хотя, конечно, нам снова повезло с погодой – на ярком солнце эти места кажутся вдвойне сказочными.
 
Далее по берегу ещё несколько километров с остановками на фотосессии – и мы на Ветровой перешейке. Близость океана чувствуется – туман, а точнее, плотная водяная взвесь, порывистый ветер и холод – контраст после Белых скал более чем разительный. По берегу – следы давнего присутствия военных – остатки орудий, ржавый инвентарь, гильзы. Неуютно от одного только вида тех же танковых башен, насаженных на бетонные бункера – а ведь кто-то в них нёс службу. И не один час или даже день …
В паре километров далее на северо-восток – бухта Парусная. Здесь тоже стоит рыболовная артель, но мы, не вступая в контакт с местными, поехали к ещё одной локальной достопримечательности – водопаду. Окрестности здесь мне почему-то напомнили Амазонию из фильмов Кусто – жаль только, что близко к водопаду добраться не удалось – местность заболочена, а в холодную воду лезть совсем не хотелось.
На обратной пути в лагерь потеряли бампер одного из наших бусов – ну любят местные ребята полихачить (при отсутствии искусственных дорого и ГАИ, то есть, как у вас говорят ГИБДД).
Пару дней посвятили праздному отдыху, рыбалке, чревоугодиям и возлияниям :) Беспокоило только одно – туманные в прямом смысле перспективы с убытием с острова.
 
Реклама
Ещё немного хронологии. Надеюсь, не надоел ещё :)

Походный на протяжении более двух недель образ жизни начинал утомлять (хотя даже наши девчонки стоически переносили все тяготы и лишения), а из района Буревестника приходили плохие новости – туман и полное, как следствие, отсутствие воздушного сообщения. Настораживало и то, что обратных билетов у нас не было – сопровождавшие нас ребята обещали помочь с их приобретением (а билеты на рейс из Буревестника в Хомутово продают по большей части по факту вылета самолёта с Сахалина), но, с учётом отсутствия бортов на протяжении последних нескольких дней, желающих улететь из числа местных могло быть слишком много для того, чтобы мест хватило и нам.
Решили не играть в лотерею и стартовать (точнее, пытаться) на Сахалин с запасом дней, чтобы в случае чего, всё-таки успеть на московские рейсы из Хомутово.
В воскресенье с утра собираем лагерь (погода и тут начала портиться – натянуло тумана и стал накрапывать дождик) и планируем к вечеру добраться до Горного, чтобы быть поближе к аэродрому для оперативного реагирования на возможный вылет самолёта с Сахалина и старт продажи билетов. По пути – остановка на столь любимых всеми термальных источниках на вулкане Баранского. Настоящий курорт, безвозмездно облагороженный пяток лет назад местной коммерческой компанией, куда теперь ездят отдыхать (про отличной по курильским меркам дороге) и местные, и, конечно, большинство приезжих.
На вулкане Баранского, где в горячей речке так приятно расслабиться после тягот и лишений походной жизни, провели полдня, и к вечеру были в Горном. Программа традиционная – баня, «офицерское кафе» (настороженные взгляды местных лейтенантов в нашу сторону в ответ на наши взгляды в сторону местных девушек :) ), крепкий сон перед завтрашним трудным днём.
 
Назад