Лед на крыле ?

AndyM

AndyM

Пивной тролль
Позавчера летел из Праги в Москву. Место попалось как раз около крыла. Через иллюминатор было четко видно что одна часть крыла просто "припорошена" снегом. А на остальной части были видны фрагменты инея (очень прикольно смотрелись в свете фонарей). Сначала думал что перед взлетом как всегда обработают антиобледенителем. Но очень быстро вырулили на ВПП и взлетели. Сели тоже нормально - я вроде живой :) В Шереметьево в свете фонарей стало видно то же обледенение, только немного меньше - видимо сдулось по дороге. При этом на механизации крыла было видно что лед растаял - на закрылках, интерцепторах и т.д.

Понимаю что вопрос чайника, но вроде у Ершова я читал что "крыло должно быть идеально чистым". Или для А320 это уже по-другому ?
 
Реклама
blck

blck

Усталый мудрый кот
Допускается остаточное наличие инея, однако механизация и управляющие поверхности должны быть чистыми.
Если есть сомнения - всегда обливаться
 
Последнее редактирование:
Экзот

Экзот

Элефантерия
blck,
Кстати, элерон-интерцепторы (по Ту-154-й-терминологии) считаются "управляющими поверхностями"? Включены же в контур упр-ния по крену.
 
oldfinn

oldfinn

Старожил
flying,
Обсуждали уже не раз. Это не лед, это иней. Переохлажденное топливо в баках и влажность снаружи. В результате - то, что вы видели. На скорость и т.п. - не влияет. :D:D Лед, как правило, прозрачен и обнаружить его визуально очень непросто.
 
flying

flying

блуждающий
oldfinn,
ну я ничего не видел, это AndyM, :rolleyes:
 
310

310

Сторожил
Вообще-то, льда, инея, сгега на ВЕРХНЕЙ поверхности крыла не допускается ВООБЩЕ. Иней толщиной не более 3 мм допускается на НИЖНЕЙ поверхности крыла. И то только такой, что через него можно разглядеть маркировки.
Перед взлетом крыло должно быть ЧИСТЫМ. Это закон. Ваш перевозчик допустил грубейшее нарушение эксплуатации самолета в условиях наземного обледенения.
Это не только Ершов знает. Это в РЛЭ А320 написано черным по белому английскими словами. Может экипаж РЛЭ не читал? Или компания на ПОЖ деньги экономит, кризис все-таки?
 
Mechanic

Mechanic

Press F1 for help
Перед взлетом крыло должно быть ЧИСТЫМ. Это закон. Ваш перевозчик допустил грубейшее нарушение эксплуатации самолета в условиях наземного обледенения.
Я ждал! А вот сказал бы это кто-нибудь из пассажиров, что бы было :)
 
310

310

Сторожил
Позавчера летел из Праги в Москву.
Аффтара! Антирекламу в студию! Самолетами какой компании зимой лучше не летать?

Пилотам, кому волею судеб приходится эксплуатировать А320 в условиях наземного обледенения, читайте FCOM А320 3.04.91. р.6

Да, вспомнилось в тему.
Намедни, в Н-ске самолет А320 той же славной АК собрался облиться перед вылетом. В процессе облива кто-то из полупьяных пассажиров увидел в иллюминатор бурно поднимающийся от крыла пар. Решил, что это дым. Поливальщикив принял за пожарников, ожесточенно тушащих крыло. Заорал "Пожар!!!" Открыл дверь и выскочил наружу. За ним последовали еще несколько.
Экипаж ни сном ни духом, увидели, что обив закончили и запросили запуск. Диспетчер посоветовал собрать пассажиров с перрона.
Может после этого была внутренняя информация запрещающая облив, дабы не травмировать психику пассажиров?
 
Последнее редактирование:
Реклама
blck

blck

Усталый мудрый кот
oldfinn, спасибо - именно про это я и говорю. Не хотел влезать в дебри. Но есть одно формальное НО - формально в документах на 320 это не прописано и крыло должно быть идеально чистым. Иначе получается нарушение. В документации на боинг допускается наличие "топливного льда" - cold soak - толщиной до 1/8 дюйма или 3мм - вот этой самой наморози.
Она кстати и летом запросто может получиться :) получается незабавная ситуация - лететь надо, а лето же - облиться нечем.Приходится устраивать всякие хитрости.
Мы как-то с этим разбирались и просили Арбуз включить эту сноску в документы - сейчас смотрю - включили уже.

P.S. Раз летел компанией (не буду называть) пассажиром из коммандировки - просто выглянув в иллюминатор (случайно, укладываясь себе спокойненько спать перед вылетом) увидел на крыле огромный сугроб. Пришлось устроить скандал и показать документы - без этого меня посылали и пытались успокоить - что типа так и надо, так положено. Это к вопросу уважаемого Mechanicа
Облились в результате, а я так и не поспал - потому как всю дорогу с экипажем трепался на всякие темы :)
 
Последнее редактирование:
310

310

Сторожил
В документации на боинг допускается наличие "топливного льда" - cold soak - толщиной до 3мм - вот этой самой наморози
Боюсь, что Боинг разрешает наличие изморози на cold soaked поверхности тоже только на нижней поверхности крыла.
:) наверно потому, что пассажирам там не видно и они не мешают экипажу работать :)
лететь надо, а лето же - облиться нечем.
Делюсь НоуХау.
Надо просто заправлять в самолет топлива так, чтобы на том конце, где придется летом обливаться, в OUTR TK надо было бы залить теплого местного керосина. Вся изморозь тает без следа за 10 минут. К сожалению, необходимость облива часто не принимается в расчет отделами планирования и экипажи принуждают заправляться "туда-обратно" без учета погоды и вероятной необходимости облива. В результате или тратятся деньги на облив летом или экипажи идут на должностное пеступление, лишь бы угодить начальству.
 
Последнее редактирование:
Экзот

Экзот

Элефантерия
экипажи принуждают
А эти экипажи не знают, что решение о заправке принимает капитан? Этот принцип свято блюдётся даже на долбанутой правовой территории РФ. Исключений не встречал.
 
310

310

Сторожил
А эти экипажи не знают, что решение о заправке принимает капитан?
Капитан имеет право решить окончательно сколько топлива надо. Скажем, он видит, что по MEL расход будет на 1% больше, в последний момент прогноз по запасному изменился и нужно брать более далекий... Он увеличивает заправку. Но это всегда надо обосновать. Иначе, капитаны как раньше будут возить "заначку" пару-тройку тонн.
Но, когда компания ему рекомендует заправить побольше потому что "на том конце" топливо дороже на сотню долларов, то не капитаново это дело думать о том, что в офисе не знают про наземное обледенение. Теоретически, там должны работать осведомленные люди. Конечно, не грех поделиться соображениями. Но процесс принятия решения на такой вариант заправки достаточно долгий и многоступенчатый и первую скрипку играют экономисты. Пока до них дойдет информация рядового летчика... пройдут дни (а может и годы). Кроме того, подобные описанным выше случаи облива достаточно редки. Летом лед все-таки успевает стаять за час-полтора на земле под солнышком. Поэтому расход на внеплановый облив не превышает экономии от заправки "своим" керосином.
Со стороны КВС принимающего решение на вылет в такой ситуации есть два правильных варианта:
1 - облить самолет
2 - подождать пока лед сам растает
Вылетать на обледенелом самолете - это, реально, преступление. Иногда это вызвано ложным стремлением угодить руководству компании, иногда стремлением побыстрее вернуться домой, иногда просто незнанием требований руководящих документов.

Ярчайший пример такого наплевательства на наличие льда на крыле утонувший в Потомаке В727. Желающие могут порыться в архивах и почитать. Дело конца 80-х
 
310

310

Сторожил
MikVolg,
А таких лампочек и нет. На дисплее ЕСАМ все. Картинка. Фюзеляжик с символами дверей. Чек лист "Before Start" читают перед обливом или буксировкой на облив. Одна из позиций "Windows/Doors". Проверили - закрыты. Кто же предположит, что их в процессе облива будут открывать?
В этой ситуации проводники обязаны доложить. Видать, все получилось одновременно. Я и сам долго смеялся и недоверчиво качал головой, когда мне рассказывали эту историю.
Детали, понятно, здесь не разгласят. Это внутреннее компанейское дело. Возможно только, кто из Н-ска поделится
 
Natalia

Natalia

Местный
В ноябре прошлого года, возвращалась из Вены, А319, ночной рейс. Место досталось возле крыла, откуда в свете фонарей на перроне было отлично видно пятно инея в моем понимании метр на метр (не судите строго, ориентиров-линеек нет). Т.к. самолет был полупустой, девушки были не очень заняты, и я спросила, что там за субстанция на крыле. Мне ответили, что ничего особенного, так и надо.
Не буду же я скандалить, как уважаемый blck, который с документами в руках докажет, что он прав, а я в лучшем случае при счастиливом исходе полета попаду в черный список авиакомпании.
А как экипаж проверяет обледенело ли крыло? Ни разу не видела, чтобы кто-то по салону прошел и в окна заглянул :)
 
Реклама
Mechanic

Mechanic

Press F1 for help
Давненько читал про катастрофу Ту-134, когда сошел снег (лед?) с крыла в двигатель.