Ми-8. История гражданской эксплуатации: СССР, Постсоветия, мир.

aviafan

Местный
Уважаемые форумчане!
Про эксплуатацию Ми-8/17 и у силовиков известно и написано довольно много. Занимаясь подробно историей этого вертолёта, обнаружил, что его «гражданская» карьера практически мало описана и изучена. Попытался разобраться сам. Кое-что удалось найти, но осталось и много вопросов, за ответы на которые Вам буду очень признателен.
Вопросы, как всегда, в стиле: «Тёть! Дайте водички попить, а то так кушать хочется, что переночевать негде, да и не с кем»…

Для начала попытался свести данные об общем количестве построенных Ми-8/17. В разных источниках данные противоречивые, поэтому пока получается так:

Тип Казань Улан-Удэ Всего
Ми-8Т/П и т.д. 4000 3700 7700
Ми-8МТ/Ми-17 2800 600 3400
Ми-8МТВ/Ми-8АМТ/Ми-17-…/Ми-171/Ми-172 700 850 1550
Итого 7500 5150 12650

Насколько справедливо утверждение, что среднегодовой выпуск Ми-8 в СССР составлял до середины 70-х годов 270-300 машин в год, а с середины 70-х – 460-470 в год?
Возможно, у кого-то есть точные данные по выпуску Ми-8 хотя бы по каким-то годам, исключая 2011-14 гг.?

Свёл данные по активному парку Ми-8 по УГА «Аэрофлота» и структурам МГА центрального подчинения по состоянию на конец декабря 1991 года (УГА – громко и весьма условно сказано – ведь уже были корпорации, авиакомпании и т.п. в его составе).
Буду благодарен за правки и дополнения.

Начало эксплуатации Управление ГА Ми-8
1968 Азербайджанское 15
1972 Армянское 5
1973 Архангельское 107
- Белорусское -
1971 Восточно-Сибирское 83
1979 Грузинское 19
1968 Дальневосточное 106
1967 Западно-Сибирское 97
1971 Казахское 52
1971 Киргизское 14
1968 Коми 66
1968 Красноярское 116
- Латвийское -
1969 Ленинградское 30
- Литовское -
1968 Магаданское 69
- Молдавское -
1967 Московское (МТУ) -
1971 Приволжское 57
1967 Северо-Кавказское 16
1972 Таджикское 14
1974 Туркменское 27
1967 Тюменское 348
1970 Узбекское 22
1969 Украинское 17
1967 Уральское 37
1972 Центральных регионов 61
- ЦУМВС -
- Эстонское -
1968 Якутское 117
1967 Учебных заведений 58
1968? 235 оао 11
1966 ГоСНИИ ГА 5
? НПО ПАНХ 4
Всего: 1573

Почему без Ми-8 остались в Прибалтике (3 республики), Молдавии и Белоруссии? Особенно интересно про крайнюю из них…
 
Последнее редактирование:
Реклама
Насколько понял, в каждом УГА у Ми-8 была своя основная задача. То, до чего «дошёл своим умом» (дальше уже Ваша помощь нужна):

обслуживание буровых в море – Азербайджанское, Дальневосточное?, Украинское,

добыча нефти и газа (буровые \+ вахтовики) – Архангельское, Восточно-Сибирское, Западно-Сибирское, Казахское, Коми, Северо-Кавказское, Туркменское, Тюменское, Узбекское

добыча алмазов и золота – Магаданское, Якутское

добыча других полезных ископаемых – Уральское

Арктика и Антарктика \+ научные экспедиции – УГАЦ

облёт газо- и нефтепроводов – ???

А какой был «основной профиль» у Ми-8 в других УГА: Армянское (5 вертолётов), Грузинское (19), Киргизское (14), Красноярское (116), Ленинградское (30), Приволжское (57), Таджикское (14)? Ведь парк у части из них весьма внушительный!

- насколько сильно и в чём Ми-8 отличался от Ми-4 в пилотировании, обслуживании и эксплуатации?;

- насколько долго «прожили» на Ми-8 пассажирских перевозках во времена СССР (нашёл, что до середины 70-х, а на Кавказе – до самого распада СССР)?; Есть ли регулярные пассажирские перевозки на вертолётах сейчас?

- как выглядели «будничные» полёты Ми-8 на обслуживание буровых, вахтовиков и облёт газо- и нефтепроводов? Как ставились задачи, как планировалась «география» полётов (ведь районы-то большие!), было ли закрепление вертолётов за конкретными регионами?;

- как проявил себя Ми-8 при полётах на буровые платформы в открытом море (океане)?

- насколько часто отдавалось предпочтение в облётах трубопроводов Ми-8, чем Ми-2 и Ка-26? Ведь он более «затратный» в этом случае? Всё зависело от региона СССР? Как «делился» трубопровод по зонам ответственности – ведь это не одна тысяча километров! Где-то слышал, что иногда вертолёт зависал над снежным покровом, из него выпрыгивал персонал по обслуживанию трубопровода, проваливаясь в снег буквально по пояс. И пока он выполнял операции на какой-нибудь подстанции или распределительном пункте, вертолёт висел в воздухе, не имея возможности приземлиться…

- как проявили себя Ми-8 на БАМе? Какие задачи решались? Сколько их приблизительно там работало? На ротационном принципе из разных УГА?;

- нашёл, что собственные Ми-8 имелись и в двух АСК ДОСААФ: в Грозном и в Борках. Были ли во времена СССР ещё такие АСК (АТСК)? И что «нужно было сделать хорошего», чтобы получить собственные Ми-8?
 
- насколько часто Ми-8 привлекались к краново-монтажным работам? Или это было, скорее, исключение из правил?;

- как часто Ми-8 привлекались к рыбразведке и полётам в интересах МВД?

- летали ли Ми-8 непосредственно в Арктике и Антарктике (с научных станций)?

- как выглядела «рутинная» работа Ми-8 на Шпицбергене?

- как проявили себя Ми-8 при эксплуатации с судов во время различного рода научных экспедиций?

- почему Ми-8 «не пошёл» в сельхозвариантах? Причина только в высокой цене лётного часа? Или причины в чём-то другом?

- после закрытия военной программы Ми-18 один из вертолётов летал в Аэрофлотовской раскраске, правда, весь в антеннах? Это был обычный для советских военных «маскарад», или, действительно, он летал по гражданским «темам»?

- сколько Ми-8 было в Управлении учебных заведений по состоянию на 1991 год. У меня получается: 45 – Кременчуг, 12 – Омск и 1 – Красный Кут;

- какова была программа подготовки на Ми-8 в гражданских ВУЗах? «Через» Ми-2? Сколько часов налётывали к выпуску на Ми-8? Какие элементы лётной подготовки отрабатывались?;

- более сотни Ми-8 летали в т.н. «служебной авиации» (МАП, МРП и т.д.) Испытания в МАП и МРП – понятно. Самолёты для связи со «смежниками» и Центром – понятно? А Ми-8 в таком количестве зачем? Какие задачи решались ими?

- как во времена «позднего СССР» выглядели будни Ми-8 в 235 ОАО? Перелёты на другие аэродромы СССР и близлежащих стран выполнялись «своим ходом» или их возили самолётами?
- знаю, что во времена СССР экипажи Аэрофлота летали в Анголе, по-моему, даже были потери среди них… Насколько часто практиковались зарубежные командировки советских гражданских Ми-8 ? В какие страны? И какие там задачи решались, кроме перевозок?

- насколько понял, во времена СССР Ми-8/17 иностранным гражданским эксплуатантам поставлялись нечасто (насчитал всего чуть более 90 вертолётов, поставленных в 9 стран: Болгария, Гвинея, ГДР, КНР, Куба, МНР, Нидерланды, ПНР, ЧСССР. Возможно, что-то пропустил – поправляйте!). Это была политика СССР? Или зарубежные гражданские покупатели особо «не горели» Ми-8?

- с какой МВМ приходилось взлетать на Ми-8Т/П, Ми-8МТ/Ми-17 и Ми-8МТВ/АМТ/-171/-172 и их наследниках? Насколько понимаю, запас, есть, и солидный, т.к. ещё в рекордном полёте 1964 года на В-8АТ МВМ была 14 тонн. Вопрос задаю не ради того, чтобы в очередной раз «померяться», », не подтолкнуть кого-то на очередной "подвиг", а для истории…

Думаю, ответы на эти вопросы будут интересны многим.
С уважением и надеждой на конструктивную дискуссию
Сергей
 
Есть ли регулярные пассажирские перевозки на вертолётах сейчас?
Естественно, на северах.

- как во времена «позднего СССР» выглядели будни Ми-8 в 235 ОАО? Перелёты на другие аэродромы СССР и близлежащих стран выполнялись «своим ходом» или их возили самолётами?
Подозреваю, что как и сейчас - куда можно и успевают = своим ходом, куда нет - самолётами.
 
Есть ли регулярные пассажирские перевозки на вертолётах сейчас?
Пример действующего расписания в Красноярском крае:
0_155dcf_10e8ca21_orig.jpg
 
Человек летавший на Ми-4 рассказывал, что на Ми-4 был автопилот, но его никогда не включали, пилотировали вручную.
Был, когда-то. Видимо, очень давно, т. к. я встречал т. н. "автопилотовские" "четверки", но самого а\п уже не было, только некоторые конструктивные элементы от него оставались. Сейчас все отличия уже и не вспомню.
 
Уважаемый aviafan,
Как понять нижеследующие фразы? Разве это не противоречия?
Арктика и Антарктика \+ научные экспедиции – УГАЦ
- летали ли Ми-8 непосредственно в Арктике и Антарктике (с научных станций)?
На всякий случай прочитайте книгу Е. Кравченко С Антарктидой только на Вы, там про Ми 8 вАнтарктиде все есть.
 
Реклама
Насколько справедливо утверждение, что среднегодовой выпуск Ми-8 в СССР составлял до середины 70-х годов 270-300 машин в год, а с середины 70-х – 460-470 в год?
Совсем несправедливо, скорее наоборот.

1971, 512 Ми-8
1972, 533 Ми-8

А вот
1976, 377 Ми-8
1977, 360 Ми-8

Пример данных из РГАЭ. Все не дам. Но там есть :)

Во второй половине 1970-х выпуск снизился. Возможно (не настаиваю на гипотезе), это связано с ростом производства Ми-24 в Ростове. Да, завод другой, но были и ограничения по выпуску двигателей, агрегатов и т.д.
 
после закрытия военной программы Ми-18 один из вертолётов летал в Аэрофлотовской раскраске, правда, весь в антеннах? Это был обычный для советских военных «маскарад», или, действительно, он летал по гражданским «темам»?
Их ведь вроде было два. Один стоит в Торжке , а второй был в Кировском ВАТУ (ныне закрыто).
 
Последнее редактирование:
Их ведь вроде было два.
"Казанские конструкторы использовали для создания новых опытных машин два серийных Ми-8МТ с заводскими номерами 93114 и 93038. Один вертолет предназначался для исследования летно-технических характеристик, другой - для испытаний на электромагнитную совместимость оборудования. Они стали базой для всех последующих работ по воплощению проекта нового вертолета, который получил обозначение Ми-18." http://www.airwar.ru/enc/uh/mi18.html
Один стоит в Торжке , а второй был в Кировском ВАТУ (ныне закрыто).
"Два образца Ми-18 остались в качестве наглядных пособий в учебных центрах российских ВВС (один из них находится в г. Торжке Тверской обл., в Центре подготовки вертолетчиков)." http://www.airwar.ru/enc/uh/mi18.html
 
Уважаемые форумчане!

Большое спасибо за ответы!


Уважаемый Striker!

Большое спасибо за интересную книгу! Возможно, Вам где-то ещё в книгах воспоминания про полёты на Ми-8 попадались?


Отвечу немного на Ваши вопросы и снова задам свои…


Как связаны Полярное и Ленинградское управления?

- Вы правы – никак. Исправил…


ЦПК (Грозный)...

По Грозненскому аэроклубу нашёл следующее:

«С 20 января 1934 года начал функционировать и Грозненский аэроклуб.

Грозненский аэроклуб работал вплоть до самого начала военных действий в нашей республике в 1994 году.

Трудно поверить, что всего лишь 20 лет назад в Грозном находился один из самых сильных аэроклубов в Советском Союзе. В поселке Катаяма была основная база для парашютной сборной Советского Союза. Центральный парашютный клуб (ЦПК) в Грозном был открыт именно с этой целью».


Вероятно, Ми-8 как раз и принадлежали ЦПК, раз здесь готовили парашютистов для сборной Союза.

Или всё-таки они прилетали из Москвы? Хотя, каждый раз гонять далековато. Проще на месте пару-тройку «посадить».

ЦПК – это аэродром Грозный (Катаяма), а Грозненский УАЦ – это аэродром Калиновская.


По Ми-8 в Аэрофлоте…

Почему, всё-таки, без Ми-8 остались в Прибалтике (3 республики), Молдавии и Белоруссии? Особенно интересно про крайнюю из них…



По поводу Ми-18…

Похоже, что было два удлинённых на 1.2 м Ми-8Т (вставки до и после центра тяжести), с неубирающимся шасси. Испытания 1979-81 гг.

Затем появились ещё 2. Удлинённые на 1.0 м, «цельная» вставка после центра тяжести. Это до того удлинённые снова переделывали, или переоборудовали новые две машины – мне неизвестно.

Первый взлетел в 1984 году. Испытания 1984-85 гг. Далее один – военным (музей в Торжке), второй – в ЛИИ МАП?, аэрофлотовская окраска и далее – музей Кировского ВАТУ?


С уважением

Сергей
 
аэрофлотовская окраска и далее – музей Кировского ВАТУ?
Зелёный там стоял , был уже в заплатах.На нём курсанты отрабатывали "войсковой ремонт".Никакого музея там не было , это учебный аэродром КВАТУ и школы прапорщиков -техников.Фото из сети.

13080-1-f.jpg
 
Последнее редактирование:
Уважаемые форумчане!

Подскажите, пожалуйста,как выглядели будни экипажей Ми-8 при полётах на:
- облёт газопроводов;
- снабжение буровых;
- обеспечение геологоразведочных партий;
- снабжение нефте- и газодобычи в море (океане);
- обеспечение работы месторождений полезных ископаемых, в т.ч. золота и алмазов в Якутии
и другой подобной деятельности?

Как ставились задачи на подобного рода полёты, как готовились экипажи (ведь каждый раз это полёты по новому маршруту!),
сколько по времени они могли максимально продолжаться,
как планировался маршрут полёта (куда, что и в какой последовательности везти),
что чаще всего возили "туда", а что "обратно",
как осуществлялись посадки на площадки возле указанных выше объектов,
как выглядели посадки на буровые в море?
и т.д. - всё это интересно.

Как проявил себя Ми-8 в условиях низких температур (-40-50 град), т.к. про жару и высокогорье написано очень много?

Также буду очень признателен, если пилоты и инженерно-технический состав сравнят Ми-8 с Ми-4 в лётной и технической эксплуатации. По идее, на новой машине всё должно быть получше, но не всегда это так...

Имел ли Ми-8 на первых порах характерные "детские болезни"?
 
aviafan, у меня завтра встреча с техником, который с 1950-х по 90е работал в Новосибирском ОАО, где Ми-8 были с 1972 года вроде.

А также идет расшифровка записи КВС Ми-8 в 1960-80х, с севера Томской области и Новосибирска потом.

Вот у меня есть тоже вопросы:

Правда ли, что:

Сначала хвостовой винт на Ми-8 был с трапецкевидными лопастями?

Сначала хвостовой винт на Ми-8 стоял с другой стороны, по сравнению с современным Ми-171?

Первичный вес Ми-8 был сильно меньше, и потом стал набирать вес?

В каком номере какого журнала в 1960х есть первое подробное описание Ми-8? В "Гражданской авиации" обычно такие тексты делали, по Ту-154 в частности.
 
Последнее редактирование:
Реклама
Сначала хвостовой винт на Ми-8 стоял с другой стороны, по сравнению с современным Ми-171?
У Ми-8Т ХВ с правой стороны (толкающий) , на остальных модификациях с левой стороны (тянущий) по НП.Благодаря изменению направления вращения , при котором нижняя лопасть идет вперед , навстречу возмущенному потоку от НВ , и увеличению хорды лопастей эффективность путевого управления существенно выросла. Вот как то так:)
 
Последнее редактирование:
Назад