Мобильная связь и авионика

    Horse

    Истребитель авиакеросина
    А вот теперь я побуду в роли чайника. Поскольку в электронике я тёзка столицы Камбоджи (Пень-Пнём), интересует влияние Bluetooth на самолетные системы. Частота, на которой он фурычит 2,4 Гига, насколько мне известно. В бортовых системах эта частота, насколько мне известно, не используется, да и радиус этого зуба около 10м. И все-тки, возможны ли наводки или там интерференции? Имею ввиду не токмо мобильники, но, к примеру для ноутбука голубозубая мышка или беспроводная антеннка GPS, или еще что-то.
    Электронщики, просветите, плз.:)
     
    Последнее редактирование:

    MikVolg

    РадиоТушила RL6MI
    Horse сказал(а):
    Частота, на которой он фурычит 2,4 Гига, насколько мне известно.
    Как правило проблема не в собственно частОтах, на которых работает оборудование, а в возникающих комбинациях излучаемых частОт. Причём не только юзаемого девайса. Например: Некий девайс излучает на частоте 10 МГц. Рядышком некий второй девайс излучает на частоте 20 МГц. В результате появляется комбинационная составляющая 20+10=30 МГц. Плюс к этому рождаются комбинации третьих гармоник (30 МГц и 60 МГц) с основными (как в плюсе, так и в минусе), а так же между собой. Именно эти проблемы (как заявлялось) и стали причиной задержек крайнего А.... Вообще электромагнитная совместимость отдельная область радиотехнической науки и подчас весьма непредсказуемая.....:D
     

    Horse

    Истребитель авиакеросина
    MikVolg,
    да, примерно именно это я и имел ввиду, только не смог сформулировать на общедоступном языке.
    Попробую по простому: какие подводные камни могут возникнуть при использовании такого девайса на борту?
     

    Topper

    Старожил
    Horse, если бортовое оборудование качественное (экранированная проводка, экранированные блоки, наличие входных фильтров радиооборудования) то подводные камни сильно глубоко и не сильно мешают. Скажем, вторая гармоника ослаблена по мощности уже в несколько раз, третья - раз в сто-двести, четвёртая исчезающе мала, а пятую искать - это целая эпопея. Ряды Фурье и фсё такое - хорошо, что я это всё давно забыл :D Если же проводка голая, или некачественные разъёмы - в них наводится паразитная ЭДС, в общем плохо это. Плохо как: в радиооборудовании появляется фон, возможен уход (увод) частоты (если аппаратура не стабилизирована фильтрами частотными, т.е. - простенькая такая аппаратурко). Это - про радио.
    Про передовую компотехнику и прочие фадеки - это я не буду флудить, кто паграматние раскажед. ;)
     

    MikVolg

    РадиоТушила RL6MI
    Topper сказал(а):
    если аппаратура не стабилизирована фильтрами частотными, т.е. - простенькая такая аппаратурко
    У меня при некачественном заземлении аппаратуры мощностью всего в 100 Вт мыша по монитору металась как от кота и звуковуха то кричала, что я колонки выдернул, то вставил......:D
     

    dbms

    Старожил
    а про страхи авиакомпаний тут не пишут? надоели со своими требованиями выключения фотоаппарата, ноутбука etc хотя никаких радиопомех от них не исходит
    благо зачастую удается убедить :)
     

    Экзот

    Элефантерия
    dbms,
    Это не "страхи авикомпаний", а соблюдение требований: "выключение ф\апп" это советский пережиток, запрещавший иметь камеру в салоне вообще — как бы какой то шпиЁн не снял с высоты дачу Брежнева; вообще, идиотизм, конечно — СССР ушёл, маразмы остались, смысл забылся.
    А ноут, оснащённый модулем вай-фай или "голубозубом", по-Вашему, не "фонит"? Ну-ну...
     

    dbms

    Старожил
    Экзот сказал(а):
    А ноут, оснащённый модулем вай-фай или "голубозубом", по-Вашему, не "фонит"? Ну-ну..
    вобще-то радиоинтерфейсы ноута без проблем выключаются, но экипаж на это как-то не оченеь реагирует обычно - выключайте и все :)
     

    Экзот

    Элефантерия
    dbms сказал(а):
    выключайте и все
    И правильно. У экипажа пасс.кабины полно других дел и контролировать выключение фичи при включенном агрегате времени нет. А так — выключенн комп, значит, всё остальное точно не работает.
     

    russ_wood

    Старожил
    MikVolg сказал(а):
    У меня при некачественном заземлении аппаратуры мощностью всего в 100 Вт мыша по монитору металась

    а у "голубого зуба" сколько мощность 1KW?
    вроде бы напряженность поля пропорциональна квадрату расстояния от источника
     

    MikVolg

    РадиоТушила RL6MI
    Кepим Aбдyл Джaбир сказал(а):
    а у "голубого зуба" сколько мощность 1KW?
    Зато длина волны несколько сантиметров. Таким образом совершенно иные требования к плотности экранирующей оплётки, гораздо бОльшая вероятность попадания провода в резонанс и многократного усиления величины наводки, близость к частОтам бортовой радиоаппаратуры и.т.п. Расстояния в самолёте измеряются десятками сантиметров. Ну и наконец никто и никогда не проводил качественные исследования совместимости каждой модели бытовой техники с каждой моделью самолёта. Я думаю Вы догадываетесь в какую копеечку это выльется.:D Ну а коли так, то ну его нафик! Безопасность прежде всего! Закон "Всё, что не запрещено, разрешено." в авиации действует с точностью до наоборот. Я думаю вы-то в курсе этого.:confused2:
     

    russ_wood

    Старожил
    MikVolg сказал(а):
    Ну и наконец никто и никогда не проводил качественные исследования совместимости каждой модели бытовой техники с каждой моделью самолёта.... ...Ну а коли так, то ну его нафик! Безопасность прежде всего! Закон "Всё, что не запрещено, разрешено." в авиации действует с точностью до наоборот.

    собственно от этого надо и плясать

    хотя уже давно идут разговоры и вроде бы как собирались внедрить либо уже начали эксплуатацию т.н. "DOWNLINK" либо спутниковой релейной(базовой станции) станции на борту ВС дающей возможность пользователем сотовых телефонов вести связь с борта самолета, на какой частоте они будут связыватся с бортовым "ретранслятором"? все правильно на той же 900/1800/2400МГЦ и вроде бы задержка была обусловленна только плачевным положением дел в ГА в целом т.е. не до жиру пока чтобы платить за освоение этой технологии.

    http://www.israel21c.org/bin/en.jsp...logy&enDispWho=Articles^l847&enPage=BlankPage

    ---


    MikVolg сказал(а):
    Зато длина волны несколько сантиметров. Таким образом совершенно иные требования к плотности экранирующей оплётки,


    во во, и как раз заэкранированно с одной стороны головой пользователя на которую "зуб" и подвешен, где то на 450МГЦ начинаетццо электролиз крови :mad: , похоже лет через 10 появится плачевная статискика связанная с использованием сотовой телефонии и её производными работающие на микроволновом диапазоне, хотя раньше тоже считалось что курение тоже безвредное :(
     

    xoid

    Старожил
    dbms сказал(а):
    вобще-то радиоинтерфейсы ноута без проблем выключаются, но экипаж на это как-то не оченеь реагирует обычно - выключайте и все
    пассажиры даже после напоминаний не утруждают себя выключением мобильников, а это гораздо проще, чем отключить BT и Wi-Fi. Готов спорить, что 70% пользователей даже не знают, как это делается.
     

    MikVolg

    РадиоТушила RL6MI
    Кepим Aбдyл Джaбир сказал(а):
    давно идут разговоры и вроде бы как собирались внедрить либо уже начали эксплуатацию т.н. "DOWNLINK" либо спутниковой релейной(базовой станции) станции на борту ВС дающей возможность пользователем сотовых телефонов вести связь с борта самолета,
    Это безусловно выход с точки зрения радиоэлектронной совместимости, поскольку позволяет устр-вам ГСМ работать на минимальной мощности , но...... это же решение позволяет АК выступать в роли монополиста. Цена на роуминг назначается "Какой мне сон приснился..." Альтернативы нет.
    Кepим Aбдyл Джaбир сказал(а):
    задержка была обусловленна только плачевным положением дел в ГА в целом
    И на западе тоже..:D
    Кepим Aбдyл Джaбир сказал(а):
    во во, и как раз заэкранированно с одной стороны головой пользователя на которую "зуб" и подвешен, где то на 450МГЦ начинаетццо электролиз крови
    Не в курсе..... Пользую аппарат в стандартном применении.... Год назад подвесил сию шайтан-арбу на шнурок на шею. Сам грамотно- скептический электронщик. Через 2 недели начал просыпаться застарелый (гы, 38 лет :confused2: ) хондроз в области шейных позвонков. Для эксперимента купил сумочку и повесил мобилу "в районе бёдер". Сразу стало легче. Эффект плацебо отрицаю сразу, ибо не тот я контингент :rolleyes: . В общем СВЧ ещё весьма неисследованная область. А посему, внимательнее!
    З.Ы. Труба от меня дальше, чем на 15 см не отходит принципиально. Просто сделал выводы по самочуствию и сейчас таскаю её в наименее чувствительном месте.
    А Вы говорите самолёты........
     

    Kurt

    Местный
    Можно конкретизировать вопрос? Были ли претеденты, связанные с использованием мобил, камер, компов и тд, оказавшие фактическое влияние на безопасность полета??
    Сам выключаю всегда - "чту устав чужого монастыря". Но все же любопытно.
     

    russ_wood

    Старожил
    xoid,

    The cause of the disaster has never been determined, but investigators are now examining the possibility that electrical interference from a mobile phone could have been responsible.

    причина катастрофы не была установлена, но расследователи изучают возможность того что электическая помеха от сотового телефона могла бы быть "ответственной"

    заметка написанна в 2001 году (на то они и расследователи чтобы изучать любую даже могущей показатся бредовой возможность)


    Я чесно говоря большой противник сотовых телефонов, и согласен что теоретически они могут нанести определенную угрозу безопасности полетов хотя если смотреть с другой стороны то так же теоретичиески они будут даже безопасными исследования проведенные Боингом ничего не смогли выявить в этом плане, где то попадались ссылки если найду то выложу.

    Но в Авиации лучше перебдеть чем недобдеть а потом бздеть...

    ...так что все правильно от греха как говорится подальше, область малоизученная статистика отсутствует ну его нах.
     
    Последнее редактирование:

    Mr.Explosion

    Zavrs
    Вообще лучше выключать,ИМХО!Действительно малоизученная область!

    Вот в том,что процессор моего фотика дальше пределов корпуса не излучает,если что и излучает вообще-я уверен.А мобилку вырубаю всегда.И даже режим "флайтмод" никогда не пользовал,дабы кабинный экипаж не раздражать.Правила есть правила!

    Да и пользовался тогда телефоном одного производителя,который славится "глючностью" своих мобилок.Фиг его знает,отрубились все радиоинтерфейсы при входе во "флайтмод" или нет?От аппаратов этой компании всего можно ждать!:D

    Но скажу честно.Включение мобилы,когда самоль рулит на стоянку-ещё,скрепя сердце,могу понять,если позарез нужно.Хотя,фиг знает,на рулении тоже можно "въехать" куда-нить по причине помех со связью...Я не передёргиваю!Лучше перестраховаться,чем недостраховаться!

    А вот вид вид "упоротых" телков и тёлок,что пытаются показушно вальяжно "балакать" аж на разбеге,меня откровенно раздражает!:mad: :mad: :mad:
     

    vdb

    Новичок
    Ну телефоны - да, понятно. Но зачем нервно реагировать на GPS навигатор? Он же ничего не излучает?
     

    Ranger_avv

    Молодой гироскопист
    vdb,
    Тут ключевое слово пропущено: Он в теории не должен ничего излучать.
    А как на самом деле с излучением- это уже необходимы экспериментальные исследования каждого конкретного изделия.

    Присутствовал на испытаниях на радиоэлектронную совместимость системы- по конструкции и назначению излучать ничего не должна, однако излучала в некоторых диапазонах, но с небольшой интенсивностью.
    С предыдущей системой, как рассказывали, проблем было куда больше.
    Фонить могут микросхемы, цепи, разъемы и т.д непосредственно внутри корпуса.
    В случае хорошего металлического корпуса наводки ослабляются, хотя тоже бывают проблемы.
    А кто из производителей техники бытового назначения задумывался о хорошей экранировкеили об экранировке вообще?